Предметом изучения в данном курсе является организм

Тема 1: предмет и содержание курса «возрастная анатомия, физиология и гигиена» План:

  1. Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
  2. Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе ОУ.

1. Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Анатомия – наука о строении организма, физиология – наука о функциях организма, возрастная анатомия и физиология изучает строение и функции организма в возрастном аспекте. Гигиена – наука о сохранении здоровья.

Будущих педагогов, воспитателей и психологов интересуют, прежде всего, возрастные особенности организма детей и подростков, а также способы сохранения здоровья детей в условиях школьного обучения. Поэтому в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», наряду с общими гигиеническими вопросами, рассматриваются вопросы школьной гигиены.

В курсе рассматриваются вопросы строения, функций, гигиены и возрастных особенностей различных систем организма; изучаются возрастные закономерности работы нервной системы и высшей нервной деятельности, знание которых поможет педагогу правильно интерпретировать поведение детей и подростков, отличить те варианты поведения, которые не зависят от сознания ребенка от тех, которые обусловлены воспитанием, осознаются и могут быть скорректированы в ходе воспитательного процесса. В ходе изучения курса будущий педагог получает знания о морфо-физиологических закономерностях развития организма, получает основные биологические представления, позволяющие адекватно воспринимать материал, изучаемый в курсах психологии и педагогики, а, в будущем, адекватно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.

Предметом изучения в данном курсе является организм.

2. Понятие об организме и уровнях его организации

Организм – это сложная открытая биологическая система:

сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);

открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;

биологическая, т.е. живая;

система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.

С точки зрения химии, организм представляет собой высшее единство белков и нуклеиновых кислот. Широко известна формулировка Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Белки играют в жизнедеятельности организма решающую роль. Достаточно упомянуть ферментативную функцию белков. Ферменты – биокатализаторы химических реакций, протекающих в организме, и без них жизнь невозможна. Белки синтезируются в организме согласно генетической программе, а носителями генетической информации являются нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

6 стр., 2661 слов

1 Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп ...

... к составлению режима дня 1 Это учет возрастных особенностей детей 2 Постоянство режима 3 Режим дня должен ... функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его ... деятельностью, спорт); - самообслуживание, - приемы пищи; - личная гигиена. важную роль играют сезонные ритмы, в соответствии с которыми ...

Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств:

  1. способность к обмену веществ, по которым подразумевается совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой;
  2. способность к росту и развитию;
  3. свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию;
  4. раздражимость – способность реагировать на раздражители;
  5. способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система;
  6. способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования;
  7. способность к размножению.

В организме человека различают следующие уровни организации:

а) организменный;

б) уровень систем органов;

в) уровень органов;

г) уровень тканей;

д) клеточный уровень;

е) субклеточные уровни: уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень.

3. Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе оу

Анализ состояния здоровья современных детей и подростков, который был проведен на основе многолетних наблюдений, говорит об увеличении в последнее время количества детей с различными заболеваниями и об увеличении количества заболеваний в период школьного обучения. На состояние здоровья влияют социально- экономические и экологические факторы, но от 20% до 40% негативных влияний на состояние здоровья, по мнению исследователей, связано именно со школой, в которой ребенок проводит до 70% времени бодрствования в течение 11 лет.

В конце 90-х г.г., по данным разных исследований, здоровыми оказались 5-25% школьников. В 1998 г. Минздрав России опубликовал следующие данные: в начальной школе учится 11-12% здоровых детей, в основной школе – 8%, в средней школе – 5%. Основными хроническими заболеваниями в 1 классе являются: ЛОР-заболевания, кариес, нарушения опорно-двигательного аппарата; в 10 классе — ЛОР-заболевания, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата. С 1 по 10 класс в 2 раза увеличивается количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, зрения и слуха; в 5 раз – количество эндокринных заболеваний.

По данным Института возрастной физиологии РАО, количество заболеваний зрения и слуха увеличивается за годы школьного обучения в 5 раз, пищеварения – в 3 раза, психоневрологические отклонения – в 4 раза. При этом 79% детей школьного возраста имеют пограничные нарушения психического здоровья (неврозы и невротические реакции).

7 стр., 3232 слов

Сохранение и укрепление психического здоровья детей старшего ...

... дал определение здоровью ребенка как его способность к формированию ... и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, ... здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья ... здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями ...

В 1 класс приходит 20% детей с подобными нарушениями психического здоровья, а к концу первого класса таких детей – 70%.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН число здоровых дошкольников в последние годы уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Более 70% дошкольников и младших школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, пищеварение, аллергия), 50% страдают хроническими заболеваниями (опорно-двигательный аппарат, нервная система, дыхательная система, пищеварительная система, мочеполовая система, аллергия), 60% имеют физиологическую незрелость, 20% — дефицит массы тела; каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения, 60-70% — кариес.

При этом школьная документация не регистрирует реальную картину заболеваемости. Чем старше школьники, тем менее достоверные данные, т.к. дети не обращаются к врачу. В связи с большими школьными нагрузками переходят на образ жизни взрослых, копируя их пренебрежительное отношение к собственному здоровью: сбил температуру и пошел в школу, пришел больной, т.к. сегодня контрольная работа и т.д. И учителя, и родители, и дети знают, что здоровье надо беречь, но знание не переходит в убеждение. Забота о здоровье лишь декларируется. К людям, заботящимся о своем здоровье, часто негативно относятся в коллективе: думает только о себе, плохой работник, т.к. много болеет и т.д.

Данные приведенных выше исследований, заставили задуматься о здоровьесберегающих технологиях (ЗСТ) обучения. В России о них активно заговорили с начала века. ЗСТ – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Основные направления ЗСТ:

  1. рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями (новые санитарные нормы и правила обучения зарегистрированы в Минюсте и приняли силу закона с 01.09.03 г.);
  2. рациональная организация двигательной активности учащихся (уроки физкультуры, динамические паузы в режиме школы, спортивно-массовая работа и т.д.)
  3. рациональное питание учащихся;
  4. система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (гигиеническое воспитание и обучение, бережное отношение к здоровью людей, учитель – пример отношения к здоровью);

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.
  4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Дополнительная литература:

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.1178-02.-М.: МЗ РФ, 2003 г.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО,2002 г.
  3. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. – Библиотечка журнала «Вестник образования России», М.: ПРО-ПРЕСС, 2003, №9 — 72с.

Тема 2: понятие о росте и развитии. Закономерности роста и развития организма План:

  1. Понятие о росте и развитии организма.
  2. Закономерности роста и развития организма.
  3. Возрастная периодизация.

1. Понятие о росте и развитии организма.

Рост и развитие – одна из важнейших характеристик живой материи. Под ними понимается изменения, которые происходят в организме в течение онтогенеза. Эти изменения начинаются с момента оплодотворения и заканчивается смертью организма.

9 стр., 4421 слов

Определение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы ...

... Предмет исследования - определение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы детей - инвалидов-ампутантов. Практическая значимость Результаты исследования ... более конечностей меняются условия функционирования органов и систем организма. Согласно современной теории адаптации при невосполнимой ... является мерилом его культурного и социального развития. В резолюции ООН, принятой 9 декабря ...

Под ростом понимаются количественные изменения, происходящие в живом организме, другими словами, рост подразумевает процессы пролиферации, сопровождающиеся нарастанием количества биомассы (увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров организма, органов).

Под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме, т.е. процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма.

Существует представление о росте как частном случае процессов развития. Тогда говорят, что развитие включает в себя три основных процесса: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Появление такого подхода к трактовке понятий роста и развития – отражение единства этих процессов, их тесной взаимосвязи.

Академик И.И.Шмальгаузен в 1935 году, анализируя и теоретически обобщая данные эмбриологов, гистологов и морфологов, показал, что клеточная пролиферация и клеточные дифференцировки не могут одновременно проходить в одной и той же группе клеток, т.е. процессы роста и развития должны быть разделены в организме либо в пространстве, либо во времени.

Разделение процессов роста и развития во времени предопределяет наличие этапов возрастного развития.

2. Закономерности роста и развития организма

К закономерностям роста и развития относятся:

  1. единство роста и развития. Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями. Например, наращивание мышечной массы сопровождается увеличением силы мышц;
  2. непрерывность роста и развитияв течение онтогенеза. Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер;
  3. надежность роста и развития. Концепция биологической надежности сформулирована А.А.Маркосяном. Под ней понимают наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования. В основе надежности лежат механизмы: а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.); б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды организм использует мышечное сокращение, в ходе которого выделяется тепло; гормоны щитовидной железы, которые усиливают энергетический обмен в организме; механизмы теплопродукции, связанные с работой печени и почек; механизмы теплоотдачи, связанные с изменением просвета кожных сосудов, деятельность потовых желез, реакциями волосяного покрова); в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС, многие из которых существуют как бы«про запас») и г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д. Например, функции мозжечка по регуляции координации движений могут брать на себя большие полушария);
  4. гетерохронность– разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата. Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза. Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития. Примером гетерохронности в развитии организма может служить тот факт, что в онтогенезе сначала созревают функциональные системы, регулирующие вегетативные функции организма, а позже – регулирующие двигательные функции. Новорожденному необходимо дышать, переваривать пищу, выделять мочу и т.д., способность к передвижению появляется позже.

Гетерохронность характерна не только для организма, но и для возрастной группы: в каждой возрастной группе примерно15-20% детей опережает своих сверстников в развитии и примерно столько же отстает. Отставание в развитии носит название ретардации.Развитие ребенка идет согласно генетической программе и условиям среды, в которых живет ребенок, поэтому темпы и показатели развития всегда имеют индивидуальные отличия, которые могут соответствовать и не соответствовать среднестатистическим данным, полученным для данного возраста (см. лабораторную работу «Критерии школьной зрелости»).

Гетерохронность имеет место и в масштабе поколений: дети разных поколений могут развиваться разными темпами и в истории человечества периоды ускоренного развития (акселерация) постепенно сменялись периодами замедленного развития (деселерация).

Под акселерацией понимают ускоренное физическое развитие и биологическое созревание по сравнению со сверстниками из предшествующих поколений. Деселерация – обратное акселерации явление. Последний пик акселерации имел место в 70-ые г.г. 20 века. В настоящее время наблюдается постепенное падение темпов развития – движение к деселерации. Причины этих явлений до сих пор окончательно не выяснены, но вероятнее всего в их основе лежат какие-то процессы (биоритмы) глобального биосферного, а, возможно, космического масштаба;

  1. гармоничность роста и развития. Очередность созревания функциональных систем определяется задачами очередного этапа развития: вслед за функциональной системой акта сосания созревает функциональная система акта жевания и слюноотделения, что знаменует переход с молочного вскармливания на смешанное питание. Таким образом, на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития. Н.П.Гундобин утверждал, что про ребенка нельзя говорить, будто он «слаб» и «немощен». Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет, т.е. обеспечивают его приспособленность к реалиям окружающего мира. На этом же настаивал и И.А.Аршавский. Однако, границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды, в которой проходит рост, развитие, обучение и воспитание ребенка;
  2. гетеросенситивность роста и развития– различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. Известно, что депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций. Например, отсутствие общения с человеком в возрасте до 3-5 лет приводит к необратимой утрате членораздельной речи и никакие последующие воздействия не могут компенсировать этот недостаток. Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических психолого-педагогических исследований.
  3. Помимо сенситивных, выделяют также критические и кризисные периодыразвития. Вся траектория развития характеризуется чередованием состояния устойчивого состояния и неустойчивого состояния, когда перед системой (организмом, органом, клеткой) открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего. Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития. Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.).

    В таблице 1 приводится сравнительная характеристика сенситивных, критических и кризисных периодов развития.

Таблица 1

Характерные особенности сенситивных, критических

и кризисных периодов онтогенеза

Параметр

Критический период

Сенситивный период

Кризисный период

Уровень организации

Морфо-физиологический

Психо-физиологический

Психический

Уровень регуляции

Низкий

Средневысокий

Низкий

Степень целостности системы

Ослабленная

Средневысокая

Ослабленная

Интенсивность процессов жизнедеятельности

Перенапряжение

Без перенапряжения

Возможно перенапряжение

Чувствительность

Повышена к различным факторам небольшой силы

Повышена к специфическим обучающим факторам выраженной интенсивности

Повышенная к различным факторам

Направление развития

Возможность выбора из нескольких путей

Развитие конкретной функции

Возможность выбора

Ритмичность (цикличность, периодичность)

Хорошо выражена; периоды разной длительности: от нескольких часов до 6-8 лет.

Может отсутствовать (например, развитие речи).

Для ряда функций может иметь место (например, повторение в онтогенезе благоприятных периодов для развития памяти, внимания, мышления, двигательных функций у детей и взрослых)

Хорошо выражена; периоды разной длительности

Причины нарушения развития

Воздействия большой интенсивности

Отсутствие специфического воздействия или его малая интенсивность

Воздействия большой интенсивности

3. Возрастная периодизация

Принцип этапности онтогенеза, основанный на разделении процессов роста и развития во времени, – краеугольный камень современной теории физиологии развития. Он говорит о том, что к ребенку нужно относиться по-разному в различные периоды его жизни, учитывая те реальные возможности, которые детский организм имеет на каждом этапе онтогенеза. В 20 веке отечественные биологи и психологи (Н.П.Гундобин, Л.С.Выготский, А.А.Маркосян, И.А.Аршавский, В.В.Бунак, Д.А.Фарбер и др.) активно развивали теорию этапности (стадийности) индивидуального развития и разрабатывали возрастную периодизацию онтогенеза. Вопрос окончательно не решен и в настоящее время специалисты пользуются возрастной периодизацией, принятой на Симпозиуме по проблеме возрастной периодизаций, проходившем в Москве в 1965 г.

Критерии возрастной периодизации различны: паспортный возраст, социальные критерии (ясельный, дошкольный, школьный и т.д. возраст), уровень физического, психического развития и биологического созревания, половой критерий. Последние 4 критерия являются наиболее адекватными, т.к. характеризуют биологический возраст человека.

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза:

  1. период новорожденности – первые 10 дней жизни;
  2. грудной возраст – от 10 дней до 1 года;
  3. раннее детство – 1-3 года;
  4. первое детство – 4-7 лет;
  5. второе детство – 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки;
  6. подростковый возраст – 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки;
  7. юношеский возраст – 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.
  4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Дополнительная литература:

  1. Сонькин В.Д. 100 лет физиологии развития. — Альманах «Новые исследования» — М.: Вердана, 2003, №1(4), с.24-36.
  2. Рыбаков В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза. — Альманах «Новые исследования» — М.: Вердана, 2003, №1(4), с.69-78.