СИЛЛАБУС
(Syllаbus)
ДЛЯ ИНТЕРНАТУРЫ
Специальность – общая врачебная практика (ОВП)
Название дисциплины «Психиатрия и наркология», код дисциплины – PN6 (7) 313
Объем учебных часов (кредитов) – 180 часов
Практические занятия – 60 часов
СРИП – 60 часов
СРИ – 60 часов
Форма контроля:
Экзамен –
Курс – 6 – 7 Семестр – 11 — 14
Алматы, 2016
I. Сведения о преподавателях:список, степени и должности, приоритетные научныеинтересы
Таблица №7
№ | Ф.И.О. | Степень | Должность | Приоритетные научные интересы, достижения |
Джарбусынова Ботагоз Бинешовна | д.м.н. доцент | зав. кафедрой, профессор | Психосоматическое и соматопсихическое направление в психиатрии. Социальная психиатрия. | |
Беспалов Юрий Иванович | к.м.н., доцент | доцент | Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях. | |
Беспалова Людмила Юрьевна | к.м.н. | доцент | Психические расстройства при инфекционной патологии. | |
Джамантаева Мария Шокбаровна | к.м.н., доцент | ассистент | Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях | |
Жексембина Айтжан Есеновна | — | ассистент | Эпидемиология и реабилитация наркологических расстройств. | |
Ситаканова Айгуль Санзызбаевна | к.м.н. | ассистент | Детско-подростковая психиатрия и психотерапия. | |
Бойко Виктория Славовна | — | ассистент | Современные направления психотерапии. Внедрение Балентовских групп | |
Ашимов Алик Ашимович | — | ассистент | Психические расстройства при наркологических заболеваниях. | |
Красникова Валентина Степановна | — | ассистент | Основные аспекты фармакотерапии при неврозах и психосоматических состояниях. |
II. Контактная информация:место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес.
Таблица № 8
Наименование кафедры | Адрес | База кафедры (Аудитория) | Телефоны, электронный адрес |
Кафедра интернатуры и резидентуры психиатрии, психотерапии и наркологии. Зав. кафедрой д.м.н., профессор Джарбусынова Б.Б. Завуч кафедры, ассистент Сулейменова Айгуль Агабековна | ул. Амангельды, 88 (угол пр. Абая) | Республиканский научно-практический центр психиатрии психотерапии и наркологии МЗ РК (РНПЦ ППН) | Кафедра 272-68-00 |
Электронный адрес: kafedra_ppn@ mail.ru |
III. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине «Психиатрия и наркология»:
III.1. Тематический план практических занятий для ВОП
№ п/п | Тема практических занятий | Форма проведения | Практ. занятия | СРИП |
аудиторные | ||||
Организация психиатрической и наркологической помощи в условиях ПМСМ. Методы обследования пациентов с психическими расстройствами и проведение начального психиатрического собеседования. | Семинар: устный опрос, решение ситуационных задач (кейс-стади), курация больных | |||
Познавательная (интеллектуально-мнестическая) деятельность и её расстройства.
Диссоциативные расстройства. Параноидальные расстройства. Расстройства с дефицитом внимания и гиперактивностью. Деменция. |
Семинар (дискуссии, мозговой шторм, кейс-стади, работа в малых группах; обзор статьи, сообщение по теме занятия) | |||
Эмоциональная деятельность и ее расстройства. Депрессивные расстройства. Генерализованное тревожное расстройство. Расстройства контроля над импульсами. Расстройство аутистического спектра. | тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) | |||
Двигательно-волевая (поведенческая) деятельность и её расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство. Антисоциальное расстройство личности. | Семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи/кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.) | |||
Расстройства поведения в детском и подростковом возрасте. | Семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи/кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.) | |||
Синдромы нарушенного сознания.
Состояния выключенного и расстроенного сознания. Пароксизмальные расстройства. Оказание неотложной психиатрической и наркологической помощи при расстройствах сознания. |
тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) | |||
Экзогенно-органические и соматогенные расстройства. Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств, связанных с органическим поражением ЦНС. | экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного | |||
Шизофрения и аффективные психозы. Биполярные расстройства. Тактика ведения больных шизофренией в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. | семинар | |||
Пограничное расстройство личности. Посттравматическое стрессовое расстройство. Социальная фобия и специфические фобии. | тематический/клинический разбор больного | |||
Неврозы. Панические атаки и панические расстройства. Сексуальные расстройства и сексуальность.
Тактика ведения больных неврозами в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. |
тематический/клинический разбор больного | |||
Невротические расстройства у детей и подростков. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста. Энкопрез и энурез. | семинар | |||
Тактика ведения больных психозом и психопатией при различных соматических заболеваниях в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. | тематический/клинический разбор больного | |||
Психические расстройства при ожирении и сахарном диабете. Проводить обследование психического статуса больных с сахарным диабетом, ожирением. | семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного | |||
Психосоматические расстройства. Проводить обследование больных с расстройствами сна, с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями. | семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного | |||
Психические расстройства при ВИЧ/СПИД.
Проведение обследования психического статуса больных ВИЧ/СПИД. |
семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного | |||
Психические расстройства при онкологических заболеваниях. | семинар тематический/клинический разбор больного | |||
Психические расстройства при кардиоваскулярных заболеваниях. Проведение обследования психического статуса больных с кардиоваскулярными заболеваниями. | семинар тематический/клинический разбор больного | |||
Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Классификация по МКБ10. Злоупотребление психоактивными веществами у подростков. | семинар | |||
Алкоголизм. Стадии алкоголизма. Реабилитация, реадаптация. Экспертиза. Наркомании и токсикомании. Клинические проявления. Наркоманический синдром. Реабилитация, реадаптация. Экспертиза | семинар | |||
Ургентные состояния в психиатрии и наркологии. Оказание неотложной психиатрической и наркологической помощи. | Экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного | |||
Всего часов |
III.2.
Тематический план самостоятельной работы интерна ВОП под руководством преподавателя (СРИП)
№ п/п | Наименование тем СРИП | Методы проведения | Продолж. в часах |
Проведение стандартизованного психиатрического интервью и описание психического статуса пациента. Интерпретация данных проективных методов, нейропсихологического тестирования, самозаполняемых опросников. | Презентация клинического случая, дискуссия, обсуждение, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика и выявление расстройств познавательной деятельности. Диагностика и выявление расстройств эмоциональной деятельности. | Презентация клинического случая, дискуссия, обсуждение, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика и выявление расстройств двигательно-волевой (поведенческой) деятельности. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика и выявление расстройств нарушенного сознания. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Выявление психопатологических расстройств и дифференциальная диагностика экзогенно-органических и соматогенных расстройств в общесоматической практике. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Выявление психопатологических расстройств шизофрении. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Выявление психопатологических расстройств при аффективных расстройствах в общесоматической практике. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика пограничных расстройств личности. Выявление невротических расстройств в общесоматической практике. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Проведение психотерапии при невротических расстройствах. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика невротических расстройств у детей и подростков. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика психопатий у больных с соматическими заболеваниями. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Проведение стандартизованного психиатрического интервью и описание психического статуса при ожирении и сахарном диабете. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Проведение стандартизованного клинического интервью и описание психического статуса больных с расстройствами сна. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Проведение стандартизованного клинического интервью и описание психического статуса больных с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Проведение до- и после тестового консультирования больных ВИЧ/СПИД. Особенности обследования психического статуса больных онкологией. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Диагностика психических расстройств при кардиоваскулярных заболеваниях. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Особенности проведения терапевтического обследования у больных с хроническими и поведенческими расстройствами. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Тактика ведения больных алкоголизмом в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Тактика ведения больных наркоманией и токсикоманией в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Врачебная тактика и принципы оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в психиатрии. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади) | ||
Всего часов |
IV. Задания самостоятельной работы:
При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна:
· Самостоятельная работа интерна в учебное время (под руководством преподавателя)
· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна.
Самостоятельная работа интерна — внеаудиторная работа, выполняемая интерном самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями.
Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:
· изучение специальной медицинской литературы;
· подготовку рефератов и докладов;
· работу в библиотеке;
· работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинскими порталами сети Интернет
Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам:
Индивидуального задания – создание сценария медицинской симуляции для ролевой игры
Темы для (СРИ) самостоятельной работы интерна ВОП:
№ | Темы СРИ | Форма проведения |
Курация психических и наркологических больных. Психосоциальный анамнез. Исследование психического статуса (скриниговые метолы, мини-исследования).
Стандартизированное психиатрическое интервью. |
— алгоритм диагностики и лечения больного — презентация — реферат | |
Поддерживающая терапия и психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. | — алгоритм психического статуса; — презентация — реферат | |
Расстройства пищевого поведения. Причины, физические и психические расстройства, основные методы лечения. | — реферат; — презентация. | |
Соматоформные, расстройства | — реферат; — презентация. | |
соматизированные расстройства | — реферат; — презентация. | |
конверсионные расстройства | — реферат; — презентация. | |
Сексуальные расстройства и сексуальность. Клиника, диагностика, лечение. Роль врача первичной медико-санитарной помощи при сексуальных расстройствах. | — реферат; — презентация. | |
Психосоматические расстройства у лиц пожилого и старческого возраста (геронтологический аспект). | — реферат; — презентация. | |
Особенности терапевтического обследования у больных с психическими и поведенческими расстройствами. | — реферат; — презентация. | |
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с онкологическими заболеваниями. | — алгоритм исследования — презентация — реферат | |
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с ВИЧ/СПИД заболеваниями. | — алгоритм исследования — презентация — реферат | |
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с сахарным диабетом. | — алгоритм исследования — презентация — реферат | |
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с кардиоваскулярными заболеваниями. | — алгоритм исследования — презентация — реферат | |
Нейропсихологическое тестирование больных с психическими и наркологическими расстройствами. Особенности обследования больных с расстройствами сна, хроническим болевым синдромом, сексуальными дисфункциями, ожирением. | — алгоритм исследования — презентация — реферат | |
— реферат; — презентация. | ||
Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств, связанных с органическим поражением ЦНС. | — реферат; — презентация. | |
Панические атаки и панические расстройства. Клиника, диагностика, лечение. Социальные фобии и специфические фобии. Клиника, диагностика, лечение. Генерализованное тревожное расстройство. Клиника, диагностика, лечение. | — реферат; — презентация. | |
— реферат; — презентация. | ||
Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника, диагностика, лечение. | — реферат; — презентация. | |
Расстройства поведения в детском и подростковом возрасте. Клиника, диагностика, лечение. | — реферат; — презентация. | |
Ургентные состояния в психиатрии и наркологии. | — реферат; — презентация. | |
Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста. Клиника, диагностика, лечение. | — реферат; — презентация. |
V. Политика дисциплины кафедры:
направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:
— подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;
-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;
— непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,
— внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;
Общие требования кафедры, предъявляемые к интернам в процессе изучения данной дисциплины:
обязательное, регулярное посещение практических занятий
· к началу занятий каждый интерн должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;
· интерн не должен опаздывать на лекции, практические занятия;
интерн должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций, практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.
· обязательное выполнение каждым интерном СРИ (реферат, подготовка презентаций) .
· срок сдачи материалов СРИ и защита темы СРИ осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;
· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)интерн с разрешения деканата допускается к занятию;
· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры;
Штрафные меры при невыполнении разделов работы:
1. При пропуске занятий без уважительной причины в течение 3 дней подается рапорт соответствующей кафедрой в деканат;
2. Все пропуски отмечаются в табеле рабочего времени интерна и соответственно эти пропуски не оплачиваются;
3. До 5 числа последующего месяца в деканат подается рапорт об успеваемости и посещаемости интернов,
4. За пропуски и не подготовленность к занятиям, выполнению СРИ выставляется в учебный журнал – 0 баллов;
5. При оценке рейтинга текущего контроля дисциплин, входящих в модуль, а также при оценке рейтинга текущего контроляпо дисциплинам, не входящим в модуль49 баллов и меньше, интерн не допускается к рубежному контролю;
6. Если средняя итоговая оценка рубежного контроля по завершенным модулям составит 49 баллов и меньше, интерн не допускается к итоговому контролю по профилирующей дисциплине.
7. Лица, не сдавшие экзамен по модулям, не допускаются к итоговой аттестации по специальности.
VI. Литература основная и дополнительная:
Психиатрия и наркология на русском языке
основная:
1.Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М., Медицина, 2007. -532с.
2.Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832с.
3.Психиатрия. Под ред. Р.Шейдера. Перевод с англ. Москва, 1998-485с.
4.Жариков М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля. М., Медицина, 2001-255с.
5.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. — В 2-х т., /Пер. с англ. — М.: Медицина, 2002.
6.Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медвузов. – М., МЕДресс-информ, 2004. -576с.
7.Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие. /Под ред. Ю.А. Александровского. – М., ГЭОТАР-Медиа., 2007.
8.Сарсембаев К.Т. Тестовые задания по психиатрии и наркологии. Алматы.- Асем Систем, 2007. — 240с.
9.Субханбердина А.С. Учебник. Наркология.- Алматы, 2009.387с.
10.Джарбусынова Б.Б. Психиатрия для врачей общей практики. Алматы, 2011-284с.
11.Сарсембаев К.Т. Психиатрия в форме тестовых заданий. Учебник. Алматы.-Эверо, 2012-408с.
дополнительная:
1. Топоплянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства.М., Медицина, 1986-384с.
2. Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю. М.:Имидж.1994. 217с.
3. Гиндикин В.Я. Справочник «Соматогенные и соматоформные психические расстройства» М., «Триада-Х», 2000. 256с.
4. Иванец Н.Н. Руководство по наркологии. М.:Медицина. 2002. 1т. -444с. 2т.-504с.
5. Иванец Н.Н., Винникова М.А. Героиновая наркомания. М.
6. Руководство по психиатрии под ред.А.С. Тиганова. М:Медицина.1999.1т.-710с.2т.-83с.
7. Рохлина М.Л., Козлов А.А., Мохначев С.О., Каплан И.Я. Медицинские и социальные последствия наркоманий // Пособие для врачей психиатров-наркологов. М. 1999.
8. Кудьярова Г.М., Зальцман Г.И. Психиатрия для семейных врачей. Алматы, 2000.
9. Коркина М.В. Практикум по психиатрии. — М.: Медпресс-информ, 2009.
10. Садуакасова К.З. Учебно-методическое пособие. Ингаляционная токсикомания у детей и подростков.
11. Сидоров П.И. Наркологическая превентология // Руководство. М. 2006. 720с.
12. Снежневский А.В. Общая психопатология. — М.: Медицина, 2001.
13. Минутко В.Л. Депрессия. М. ГЭОТАР-Медиа, 2006- 319с.
14. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. – СПб.: «ЭЛБИ-СПБ», 2006.Санкт-Петербург
15. Руководство по социальной психиатрии. /Под ред. Дмитриевой Т.Б.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2001.
16. Шабанов П.Д. Наркомании. — СПб.: Лань, 2001.
17. Психические расстройства и расстройства поведения. (Классификация МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) /Под ред. Б.А.Казаковцева, В.Б.Голланда. — М.: Минздрав России, 1998 .
18. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2006
19. Сексопатология (справочник).
Под ред.Г.С.Васильченко. М., Медицина, 1990- 575с.
20. Буртянкий Д.Л., Кришталь В.В., Смирнов Г.В. Медицинская сексология. Изд-во Саратовского ун-та, 1990-272с.
21. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М.,Медицина 1988-175с.
22. Хелен Сингер Каплан. Сексуальная терапия. М.,1994-150с.
23. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. «Мастерс и Джонсон о любви и сексе». Т 1, Санкт-Петербург, 1991-260с.
24. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. «Мастерс и Джонсон о любви и сексе». Т 2, Санкт-Петербург, 1991-296с.
25. Руководство по гериатрии. Под ред.Чеботарева Д.Ф., Маньковского Н.В. М. Медицина. 1982-544с.
26. Ян Стюарт-Гамильтон. Психология старения. 4е издание. Перевод с англ. Питер, 2010-317с.
27. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. М. Медицина, 1991-302с.
28. Джеймс Л.Джекобсон, Алан М.Джекобсон: Секреты психиатрии. Москва, МЕДпресс-информ, 2005.
29. Р.А. Евстегнеев: Психиатрия в общей медицинской практике: Руководство для врачей, 2010.
30. Г.М.Кудьярова, М.А.Асимов, С.А.Нурмагамбетова, Б.Б.Джарбусынова: Алкоголизм в общемедицинской практике. Алматы. Изд. КазНМУ. 2003.