Происхождение и развитие психики

ПСИХИКА

Определение, функции, структура

Ключевое понятие психологии — психика. Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психическое отражение определяют как активное отражение мира, обусловленное необходимостью, потребностями субъекта. Иными словами, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Психическое отражение дает возможность правильно отражать окружающую действительность (правильность отражения подтверждается практикой), носит опережающий характер и обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

Функции психики: 1. Отражение объективного мира; 2. Построение субъективной картины объективного мира; 3. Регуляция поведения и деятельности.

Физиологическим механизмом психической деятельности человека является высшая нервная деятельность. В структуре психики человека выделяют три группы психических явлений: процессы, состояния и свойства.

Происхождение и развитие психики

Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом. Представления о возникновении и эволюции психики менялись в истории развития психологии. Это значит, что имели место разные точки зрения на одухотворенность в природе.

Антропопсихизм. 17 в. Декарт. Психика свойственна только человеку.

Панпсихизм. 17−18 вв. Гольбах, Дидро, Гельвеций (французские материалисты).

Психика присуща всему миру (камень растет, излучает энергию, влияет на человека).

Биопсихизм. 19 в. Гоббс, Гегель, Вундт. Психика — это свойство живой природы (существует и у растений).

Нейропсихизм. 19 в. Дарвин, Спенсер. Психика характеризует организмы, у которых есть нервная система.

Мозгопсихизм. 20 в. Платонов. Психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг.

Таким образом теории естествознания осуществляли попытки «локализовать» психику в природе. Критерии психики были внешними: психика приписывалась какому-либо существу только потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов.

1 стр., 345 слов

4. Понятие психики и отражение

... .Понятие психики и отражения. Проблема объективного критерия возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе (А.И.Леонтьава) Психика системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом мира ...

Существуют также теории, исходящие из внутренних критериев: способность к поисковому поведению, гибкому приспособлению к окружающей среде, способность к проигрыванию действия во внутреннем плане.

Все вышесказанное подготавливает понимание гипотезы происхождения психики Алексея Николаевича Леонтьева (20 в.).

Гипотеза происхождения психики А.Н. Леонтьева. Объективный критерий психики по Леонтьеву — способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные (или абиотические) воздействия, т. е. те виды энергии, свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Абиотические воздействия не полезны и не вредны — живое существо ими не питается и они не разрушают его организм. Например. Звуком не питается ни одно животное. От звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе могут быть сигналами живой пищи или приближающейся опасности. Лиса зимой под снегом слышит шуршание мыши и находит себе пищу. Мышь, в свою очередь, может услышать крадущуюся лису и спрятаться, сохранить себе жизнь. Услышать звуки — значит, иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения. Таким образом, звук полезно отражать — он является потенциальным сигналом биологически значимого объекта или воздействия. Если живой организм приобретает способность отражать абиотические свойства и устанавливать их связь с биологически значимыми свойствами, то возможности его выживания оказываются гораздо более существенными.

Иными словами, отражение абиотических сигналов связано с поведением. Когда у живых организмов не было свойства отражения абиотических сигналов — процессы жизнедеятельности сводились к следующей активности: усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение. Активность была непосредственно связана с обменом веществ. При появлении возможности отражения абиотических сигналов появилась встроенная активность между актуальной ситуацией и жизненно важным актом. Например, лиса; голодна, но пищи рядом нет. Зато она чувствует запах, соответствующий ее приоритетам в питании. У нее появляется поисковая активность — она ищет по запаху, где находится пища. Смысл поисковой активности в том, чтобы обеспечить жизненно важный результат там, где условия не позволяют ему реализоваться здесь и сейчас. Если бы такой активностью обладали растения, тогда они должны были бы разбегаться при звуках шагов или едущей машины, перебираться к реке в засушливую погоду, а после возвращаться на места с более плодородной почвой. Поскольку растения так себя не ведут, утверждается, что у них нет психики.

6 стр., 2638 слов

Психика и организм

... живой материи и заключается в способности реагировать на внешние воздействия. Психика человека представляет собой качественно иной уровень отражения, в отличие от биологических форм ... растений к засушливому климату: наличие небольшого количества пор на листьях для большего удержания влаги). Чувствительность– это способность организма на биологически нейтральные (абиотические) воздействия ...

Реагировать на сигналы изменением поведения способны практически все животные. Сигнальное поведение — основной признак наличия психики.

Углубляя понимание отсутствия и наличия психики в природе, Леонтьев указывает на два аспекта отражения — объективный и субъективный. Объекты природы, обладающие объективной способностью, не имеют психики. Объективное отражение — это, прежде всего, двигательная реакция. Например, корни растения в почве реагируют на минеральные вещества и при соприкосновении с их раствором начинают усваивать. Таким образом, растения реагируют на жизненно важные воздействия (биотические).

Такая способность живых организмов называется раздражимость (реакция на биотические воздействия, прежде всего, двигательная).

Чувствительность — это способность отражать абиотические воздействия, объективно связанные с биотическими. Субъективный аспект выражен внутренним переживанием, психическим процессом, который называется ощущение. Человек испытывает ощущение, когда раздражитель действует на органы чувств, на рецепторы, рецепторы отправляют по проводящим путям возбуждение, которое достигает центра коры головного мозга, где происходит обработка информации. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Предположение о том, что субъективная форма отражения, а, следовательно, и психика появляется впервые вместе с реакциями на абиотические раздражители — суть представленной гипотезы.

2 стр., 795 слов

Задачи, основные функции психологии высшей школы

... и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей ... выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности ...

А.Н. Леонтьев организовал серию опытов на взрослых испытуемых. Цель эксперимента — выработка условной двигательной реакции на нечувствительный раздражитель. Испытуемый помещал палец правой руки на электрический ключ, через который он мог получить достаточно ощутимый удар током. Перед каждым ударом ладонь засвечивалась зеленым светом в течение 45 с; когда свет выключался, сразу давали ток. Испытуемому говорили, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться очень слабому воздействию; если он его почувствует, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока. Чтобы испытуемый не снимал руку без повода, ему сообщали, что за каждую «ложную тревогу» он будет в следующей пробе наказываться током. В результате испытуемые научились заранее снимать руку с ключа в ответ на засвет ладони. Они чувствовали неясные, но все-таки заметные ощущения в ладони.

Если испытуемый не предупреждался о засветах и не пытался их «уловить», то у него не вырабатывалась условная двигательная реакция на засветы руки и не возникало ощущение этих воздействий. Было доказано, что неизменным условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма; описанные кожные ощущения являлись непременным условием выработки двигательной реакции.

Функция ощущения — ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредовать его приспособительные акты. Возникновение и развитие психики подчинялось действию общего закона эволюции — закрепляется то, что биологически полезно. Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде, адаптацию, развивает способности к разумным действиям, к индивидуальному научению.

Главные тенденции развития психики: усложнение форм поведения; совершенствование способности к индивидуальному научению; усложнение форм психического отражения.

В период зарождения психики предметом отражения были отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений).

На следующей ступени деятельность живых существ определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

3 стр., 1086 слов

Развитие психики и сознания 3

... (не менее трех источников).   Реферат №1 Развитие психики и сознания 1.Развитие психики в филогенезе. 2.Раздражимость и чувствительность. 3.Этапы развития ... мира. 4.Сознание как высший этап развития психики. 5.Предпосылки возникновения сознания. 6.Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания.7.Характеристики сознания. Реферат ...

Культурно-историческая концепция развития психики Л. С Выготского. Основное положение концепции происхождения психики Л. Выготского: человек обладает особым видом функций, которые полностью отсутствуют у животных. Высшие психические функции составляют сознание — высший уровень психики человека — и формируются в ходе социальных взаимодействий.

Концепция структурирована в 3-х частях:

1. Человек и природа.При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой: — для животного мира — среда действовала на животное, видоизменяла его и заставляла приспосабливаться; - для человека — человек действует на природу и видоизменяет ее. Механизмы изменения природы со стороны человека: создание орудий труда, развитие материального производства.

2. Человек и его собственная психика.В процессе освоения природы человекнаучился овладевать собственной психикой — появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Высшие психические функции — способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Человек овладел своим поведением и природой с помощью специальных психологических орудий — знаков. Знаки — это искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и др. психическими процессами (зарубка на дереве — вспомнил, что надо делать; знак содержательно связан с различными видами трудовых операций).

Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, или психологическими орудиями.

3. Генетические аспекты.В процессе совместного труда в человеческом обществе происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих действия участников: слова-приказы (словесные знаки; «сделай то», «отнеси туда») выполняли внешне командную функцию. Человек, услышав определенное звукосочетание выполнял определенную трудовую операцию. В процессе развития деятельности человек начал обращать эти звукосочетания на себя (организующая функция слова) и научился управлять своим поведением.

Культурное развитие человека согласно концепции произошло в два этапа: 1. Начальный процесс овладения знаками-символами — интерпсихологический (межличностный) процесс, когда функции человека приказывающего и человека исполняющего разделены; 2. Интрапсихологический процесс (отношения с самим собой), когда происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи).

Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические назван интериоризацией.

В онтогенезе каждого человека наблюдается принципиально то же самое: сначала взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к действию; ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого и далее — на самого себя.

Фундаментальные положения концепции:

1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Главный вывод: человек принципиально отличается от животных, так как овладел природой при помощи орудий.

Для овладения собственной психикой человек использует психологические орудия (знаковые средства), которые имеют культурное происхождение. Речь — универсальная и наиболее типичная система знаков.

Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по свойствам, строению и происхождению, т. е. произвольны, опосредованы и социальны.

Психика и организм

Человеческий организм существует в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой. Таким образом, можно говорить о фундаментальной связи человеческого организма с природой. Функция психики состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства.

Непосредственное влияние на жизнедеятельность человека оказывает окружающий мир, климат в совокупности с целостностью природных условий. Природные условия определяют первичные условия предметно-практической деятельности людей, динамику поведения и реагирования. Собственно человеческая психика может сформироваться и успешно функционировать при определенных биологических условиях (температура тела, обмен веществ, уровень кислорода в крови и клетках мозга).

Особое значение для психической деятельности имеют индивидуальные особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, уровень гормональной активности.

Мозг и психика

Функция интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции принадлежит центральной нервной системе, Эта функция включает широкий диапазон процессов — от рефлексов на уровне спинного мозга до сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Повреждение любого участка нервной системы вызывает нарушения в функционировании организма и психики.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны (сюда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов), моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой и движениями) и ассоциативные зоны (служат для переработки информации; зоны лобной части мозга тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью, осознанием положения тела в пространстве).

Индивидуальные особенности личности определяются спецификой взаимодействия полушарий мозга. Примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга. Левое полушарие выполняет функции чтения карт, схем, запоминания имен, символов, слов, детальное восприятие и хронологический порядок мира, позитивное мироощущение. Правое полушарие ориентирует человека в текущем времени и конкретном пространстве, обеспечивает запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц конкретных людей, определение эмоционального состояния и целостное образное восприятие, пессимистичное мировосприятие. При отключении правого полушария человек не может определить текущее время суток и время года, не способен ориентироваться в конкретном пространстве, не воспринимает интонации слов. При отключении левого полушария творческие способности, не связанные со словесным описанием форм, остаются, но человека сопровождает депрессивное состояние.

Специализация полушарий позволяет рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией; создает физиологическую основу для творчества.

Общая характеристика сознания

Основополагающий тезис современной отечественной психологии — происхождение сознания человека связано с социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза — усвоение общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания (общественно выработанных способов передачи опыта), которое обеспечивают полноценное развитие психики.

Сознание — это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира; включает в себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего Я.

Формирование сознания — результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга. Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.

Этапы развития сознания: 1) психика животных и предчеловека, 2) стадное сознание, 3) сознание разумного человека, 4) сознание человека родового общества, 5) самосознание.

Индивид — это представитель биологического вида, новорожденный ребенок. Младенец кричит, двигает конечностями, открывает и закрывает глаза, но не осознает окружающего мира. Вместе с тем, ребенок обладает врожденной возможностью появления и развития сознания в условиях человеческого общества. Инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. Ребенок начинает контактировать с предметами и явлениями материального мира в процессе общения, затем в процессе коллективного труда. Человек в онтогенезе учится активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (включается мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для удовлетворения своих потребностей. Благодаря сознанию человек создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, проявляет способности к саморегуляции.

Необходимое условие появления и совершенствования сознания — речь. В речи психические явления становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.

Необходимое условие правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него — ориентировка (в предметах и явлениях, в месте, времени).

Формы сознания

Индивидуальное Групповое Общественное
Атрибуты сознания (отношение, познание, переживание) Уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание) Динамика сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) Функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции) Общественное настроение Соревнование Паника Религиозное Нравственное Эстетическое Правовое Политическое Философские взгляды

Основные характеристики сознания:

1. Способность к рефлексии (готовность к познанию других психических явлений и самого себя);

2. Мысленное представление действительности (отвлечение от восприятия окружающего и развитие какой-либо идеи, образа в своем воображении);

3. Способность к коммуникации (словесно-понятийная означенность осознаваемого и передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем);

4. Наличие интеллектуальных схем (использование умственных структур, в соответствии с которыми воспринимается, перерабатывается и хранится информация)

Физиологическая основа сознания, орган, в котором объективный мир получает субъективную форму, — мозг человека.

И.П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Через несколько десятилетий М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев на 100-канальном электроэнцефалоскопе увидели как раз такую картину. Экспериментально было показано, как очаг оптимальной возбудимости перемещается в зависимости от характера раздражителя, свойств задачи, особенностей обстановки — в зависимости от того, что в данный момент является объектом сознания.

Клиническое изучение сознания человека начинается с проверки ориентировки в личности (аутопсихическая ориентировка): фамилия, имя, отчество, возраст, профессия и др. Ориентировка в месте, времени и окружающем носит название аллопсихической ориентировки: в месте — город, учреждение; во времени — текущий год, месяц, число; в окружающем — с кем беседует, кто его окружает. Проверяется также способность понимать вопросы и отвечать на них, выполнять некоторые задания. Например, передавать переносный смысл пословиц, писать, рисовать, решать элементарные задачи. Большое значение имеют данные наблюдения: мимика, пантомимика, логичность поступков, их своевременность и законченность, состояние эмоциональной сферы и т. д.

Неосознаваемые психические процессы

Неосознаваемые психические процессы стали предметом изучения 3-го этапа развития психологии в начале 20 в. Неосознаваемые психические процессы — это такие процессы, течение или проявление которых не отражается в сознании человека.

Неосознаваемые психические процессы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий Неосознаваемые побудители сознательных действий Надсознательные процессы
Автоматизмы Установки Сопровождения Сновидения Ошибочные действия Невротические симптомы Интегральные продукты длительной сознательной деятельности

Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Автоматизмы совершаются как бы сами собой и могут быть автоматическими и автоматизированными: первые — врожденные или формируются в течение первого года жизни ребенка (мигание, схватывание предметов, ходьба), вторые — иначе навыки, действия, которые вначале были осознаваемыми (письмо, игра на музыкальных инструментах).

Установкимогут быть моторными (готовность к действию), умственными (решение интеллектуальных задач с помощью известных способов), перцептивными (готовность воспринимать в соответствии с определенными ожиданиями).

Сопровожденияобычно рассматриваются как дополнительные средства коммуникации (мимика, непроизвольные движения).

Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Определение этой категории связано с именем Фрейда. Он создал теорию бессознательного и структурировал психику человека на три сферы — сознание, предсознание и бессознательное. Сознание — все, что осознается и контролируется человеком. Предсознание — скрытые знания, которые инициируются при воздействии соответствующего стимула (студенты знают таблицу умножения, но не вспоминают об этом, пока она не упомянута).

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Сновидения обусловлены частичным прорывом в сферу сознания влечений человека, которые блокируются в состоянии бодрствования. В среднем организм человека функционирует с чередованием — 16 часов бодрствования/ 8 часов сна.

Фрейд выделил следующие категории сна: 1) сны, представляющие в незамаскированном виде такие желания, которые спящий не старался подавить (детский тип сновидений), 2) замаскированные изображения подавленных желаний, 3) сны, в которых то или иное подавленное желание выступает открыто или же в слегка замаскированном виде.

Сон — это периодическое функциональное состояние человека и высших животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности, значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.

Во время сна у человека пропадает интерес к внешнему миру, наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В период сна сменяется 5 циклов по 90 минут каждый (легкий, медленноволновой, глубокий, парадоксальный, легкий).

В ходе смены стадий ритмы сердца и дыхания становятся все более равномерными.

80% общего времени сна приходится на медленноволновой сон. В период глубокого сна наблюдаются наиболее медленные волны, тонус мышц пропадает, но сохраняется реактивность (многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении имени).

В период парадоксального сна спящий находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, деятельность мозга возрастает; глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Разбудить спящего очень сложно, но если удается — он может рассказать сновидение с максимальной точностью деталей. Возникающие сновидения обусловлены психофизиологическими механизмами — это результат осуществляемого корой головного мозга тех сигналов, которые идут от различных зон мозга, активируемых во время парадоксального сна. Продолжительность сновидений занимает 20% общего времени сна. Первое сновидение в первом цикле не слишком ярко и оригинально — яркость и оригинальность возрастают с каждым периодом (поэтому человек запоминает последнее сновидение).

В среднем, один из трех снов — цветной.

Особенность чередования циклов: если разбудить человека во время первого парадоксального сна, а потом дать ему заснуть снова, — парадоксальный сон не возвращается.

Существует гипотеза о том, что парадоксальный сон — это период восстановления клеток организма, «предохранительный клапан», который позволяет разрядиться избытку энергии, пока тело полностью лишено движения. Парадоксальный сон способствует закреплению в памяти информации, полученной во время бодрствования.

Сегодня определено, что частота тревожных сновидений прямо пропорциональна количеству трудностей, с которыми человек сталкивается во время бодрствования. Сновидение — пространство, в котором человек восстанавливает свои силы, черпает уверенность и энергию, необходимую для разрешения проблем. Сон способствует восстановлению соматических функций организма, психологической стабилизации, отбору и сохранению в памяти значимой информации.

Ошибочные действия возникают вследствие вытеснения в сферу бессознательного неприятных переживаний и могут быть выражены как забывание фактов, имен, оговорки.

Невротические симптомы — следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые дестабилизируют состояния человека. Например, человек в глубоком депрессивном состоянии не чувствует холода или жары.

Надсознательные процессы связаны с неосознаваемостью выработки решения какой-либо проблемы. Могут проявляться в виде интуиции, в процессе творческого мышления или переживания значительных жизненных событий.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector