Программа — Авторская программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов Доверие

Авторская программа работы педагога-психолога

 по сохранению и укреплению

психического здоровья педагогов

 «Доверие»

     Автор –  Зимирева Марина Эйнаровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Муниципальное образовательное учреждение № 25, п. Кавалерово, Кавалеровского района, Приморского края

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.  Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

7 стр., 3232 слов

Сохранение и укрепление психического здоровья детей старшего ...

... это повлияет на сохранение их психического здоровья. Глава 1. Теоретические основы проблемы психического здоровья дошкольников. 1. Понятие психического здоровья. Одной из важнейших социальных проблем ... пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Современная наука определяет психическое здоровье посредством суммы медицинских и психологических критериев, а также ...

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.

В нашем дошкольном учреждении проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он «тянет» на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать «как надо». Экономическая нестабильность и недостойные зарплаты тоже сделали свое дело: появилась апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.

А в периодике все чаще стала появляться информация об «эмоциональном выгорании», о необходимости реабилитации психического здоровья педагогов. Педагоги вели открытый диалог, делились своими проблемами, предлагали варианты их преодоления.

Так и в своей практике я постепенно пришла к созданию системы работы с педагогами. Сначала это были небольшие сообщения на педагогических советах: «Эмоциональная культура педагога», «Как мы общаемся», «Приручение эмоций», «Психологический микроклимат в коллективе». Затем при проведении учебы для руководителей дошкольных образовательных учреждений района возникла необходимость в семинаре-практикуме «Повышение стрессоустойчивости в период прохождения аттестации». Потом я стала использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы, собрания, мастер-классы, совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался, складывалась система работы. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления,  необходимость работы по данной тематике. Прошло три года  с момента первых попыток обозначить проблему психического здоровья  педагогов. На сегодняшний день мне кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую программу.

20 стр., 9634 слов

Психологические особенности эмоционального здоровья студентов

... друг на друга, образуя единую гармоничную систему. В данной работе мы будем исследовать психологические особенности эмоционального здоровья студентов медицинского колледжа третьего курса, учащихся на специальности ... потому в медицинском колледже необходимо следить за эмоциональным здоровьем студентов, так как это будущее медицинской сферы[4]. Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом ...

 

Авторскую программу работы педагога-психолога
по сохранению и укреплению
психического здоровья педагогов «Доверие».

Цель программы:

обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Направления работы педагога-психолога:

психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);

психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);

психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

После трех лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:

значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;

повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);

сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

повысилась мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

4 стр., 1999 слов

Комплексное исследование профессионально важных качеств и свойств ...

... к проведению исследования. 2 и 3 недели - определение профессионально важных качеств и свойств личности работника (с использованием подготовленного ранее комплекса методик). Характеристика на студентку ... семейной психологии и педагогики. Поставленные цели и задачи производственной практики Овчаренко Татьяной Викторовной были реализованы полностью. Педагог - психолог Кривоносов Р.М. 3. Обоснование ...

Авторская программа «Доверие» включает в себя копилку информационного материала (статьи, консультации, стендовая информация, памятки, советы и рекомендации), а также  тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных.

    

Темы этих встреч самые разнообразные:

«Психологическое самочувствие воспитателя. Профессиональные деформации. Синдром эмоционального выгорания»

«Душа коллектива. Тайна мандалы»

«Толерантность. Лестница духовного роста»

«Личность педагога – инструмент воспитания»

«Эмоциональная культура педагогического общения»

«Я – воспитатель. Инициация в профессию»

«Релаксация – полезная привычка»

«Главней всего – погода в ДОУ. Психологический микроклимат»

«Арттерапия. Цвет моей судьбы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

«Призвание – воспитатель»

     С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Но бесконечные рассуждения на педсоветах о гуманном воспитании и роли педагогов мало что добавляют к их мастерству. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать. Педагогам, которые внутренне готовы критически рассмотреть содержание своей личности и обогатить им свою профессиональную деятельность, адресован

рефлексивный тренинг «Призвание – воспитатель».

Задачи тренинга:

Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.

Осмысление своих личных интересов, ценностей.

Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

     Тренинг рассчитан на работу группы из 15 – 20 человек (состав среднего педагогического коллектива детского сада).

Первый этап – «ЗНАКОМСТВО»

     Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

22 стр., 10618 слов

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы ...

... одно из важнейших мест занимает вопрос подготовки детей к школьному обучению. Успешное решение поставленных задач таких, как развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, ... и приложения. группа риск ребенок школа подготовка Глава 1. Содержание работы психолога при подготовке к школе детей "группы риска" 1.1 Работа психолога при подготовке детей к школе В ...

«Грецкий орех»

     Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников).

Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

     Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

     Орешки можно подарить участникам на память.

«Три цвета личности»

     Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый  – «как все», синий  – «как некоторые», желтый   – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» — качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками. На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.

     После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

     Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

«Я учусь у тебя»

      Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего).

Задача принявшего мяч,  прежде всего,  подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Второй этап – «МОЯ ЛИЧНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

     Задача этого этапа – осознание  своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

     Практическая часть этого этапа предваряется небольшим монологом психолога о том, что в работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, — много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с воспитанниками, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.

Тест геометрических фигур

     Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который относится их фигуры).

Затем каждая группа делает мини-обзор особенностей  своей фигуры –  характер и поведение, личностные черты. На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».

     Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы:

— педагогический девиз;

— от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает;

— что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;

— что получается с трудом , «без искорки»;

— почему без нас детям плохо;

—  какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.

     Презентация может выполняться в виде сценки, скульптуры, пантомимы.

«Моя копилка»

     Психолог предлагает стопку карточек с описанием ситуаций. Участники по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в запасниках опыта и личности неожиданные ходы и решения, которые могут сработать в предложенной ситуации.

     Примеры ситуаций, которые могут быть предложены на карточках:

«Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»

«Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на соседних улицах погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»

«Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете спасти ситуацию?»

Третий этап – «МОИ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ»

     Задача этого этапа – помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. Это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других людей. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в работе с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит – живой, настоящей, идущей от сердца.

«Или – или»

     

     Психолог предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу вариативности. Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, разбиваясь на подгруппы и занимая определенное место в зале.  

     Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:

Мне интереснее:

сходить с детьми в театр, обсудить спектакль

поставить спектакль вместе с детьми

Мне интереснее:

провести беседу, поговорить «по душам»

организовать ролевую игру

Мне интереснее:

придумать что-то самой

адаптировать готовый вариант

Мне интереснее:

работать с мальчиками

работать с девочками

     После того, как психолог предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию.

«Мораль сей сказки такова»

     Упражнение предваряет небольшой монолог психолога о ценностях. В каждой ситуации,  которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Это упражнение тренирует умение вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.

Утро вечера мудренее.

Чужая душа – потемки.

Видно птицу по полету.

Без обеда не красна беседа.

 Дорога ложка к обеду.

Всякий молодец на свой образец.

На хороший цветок летит и мотылек.

Как проживешь, так и прослывешь.

Кто везде – тот нигде.

Молодость плечами крепче, старость – головою.

Четвертый этап – «ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ»

     Психолог предлагает участникам обобщить новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.

     Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, — значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.

     Креативная деятельность «Герб профессии»

     Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор детских картинок.

     Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии воспитателя. После выполнения задания проводится обсуждение. Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.

«Вверх по радуге»

     Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.

Рефлексия

     Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».

«Круг света»

     Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье.

     Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.

ТЕСТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое  мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

квадрат

треугольник

прямоугольник

круг

зигзаг

внешний вид: женщины

сдержанный,

неяркий,

худощавый

элегантный,

дорогие вещи,

ухоженный

меняющийся,

сумасбродный,

не в тон ситуации

неофициальный,

женственный,

полные

разнообразный,

небрежный,

экстравагантный

рабочее место

каждая вещь на своем месте

символы статуса и успеха

беспорядок

уютная, домашняя обстановка

запущенность или демонстратив-ность

речь

сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология

логичная, краткая, эмоциональ-ная, быстрая, громкий, уверенный голос, остроты, жаргон

неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, «паузы нерешитель-ности» скороговорка, «слова-паразиты», срывающийся голос

непоследова-тельная,   плавная, эмоциональная, успокаивающая, комплименты

непоследова-тельная, яркая,  образная, эмоциональная, богатая лексика, жаргон, остроты

язык тела

скованная поза (зажатость»); рассчитанные движения, скупые жесты; солидная походка, бесстрастное лицо; потение, нервный смех

уверенные, плавные движения, выразитель-ные жесты энергичная походка, сжатые губы, властный взгляд

неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуверенные жесты и походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет

расслабленная поза, плавные движения, доброжелательная улыбка и приветствие, жизнерадостная походка

быстро меняющиеся позы, плавные движения, стремительная походка, живая мимика, манерность

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

«ПОГОДА В ДОУ»

     Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателей, обучение и воспитание детей, отношения с родителями.

Разминка  «Доскажите имя литературного героя»

Кот – в сапогах, Матроскин

Домовенок – Кузя

Папа – Карло

Дед – Мазай, Мороз

Баба – Яга

Старуха – Шапокляк

Дядя – Степа, Федор

Почтальон – Печкин

Доктор – Айболит

Пудель – Артемон

Крокодил – Гена

Железный – Дровосек

Соловей – Разбойник

Кощей – Бессмертный

Муха – Цокотуха

Черепаха – Тортила

Красная – Шапочка

 

 Тест «Погода в ДОУ»

     Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

Съедаете что-то другое.

Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

     Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

     Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

     Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

     Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

     Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух. Психолог выдает каждому карточку с интерпретацией (другие об этом не знают) и предлагает участникам образовать четыре группы (невербально), затем по карточкам проверить эмпатийность.

Тибетская притча «СИЛА ПРЕОДОЛЕНИЯ»

     «Научился ли ты радоваться препятствиям?». Говорят, что такой парадоксальный вопрос высечен на одном из придорожных камней в горах Тибета. Восточную мудрость постичь непросто, и большинство из нас скорее согласится, что в любом деле затруднения и препятствия нежелательны – гораздо лучше, чтобы их не было. И уж совсем хорошо, когда мы можем положиться на какую-то поддержку, прибавляющую нам сил, — тогда и успех наиболее вероятен.

     Но намеком восточных мудрецов не стоит пренебрегать. По крайней мере, недавнее исследование британских психологов неожиданно продемонстрировало, что тибетский парадокс гораздо ближе к истине, чем наша привычная точка зрения.

     Ученые из Эдинбургского университета решили проверить, как влияет внушение на умственную деятельность. Для проведения опыта ими были сформированы три группы испытуемых – одна контрольная и две экспериментальных. Контрольная группа в два приема решала наборы задач-головоломок наподобие тех, которые обычно используются в тестах интеллекта. Как и предполагалось, успехи в первой и второй попытке были примерно одинаковы. Экспериментальные группы также решали задачи, но перед второй попыткой испытуемым предлагалось принять некую таблетку, которая на самом деле состояла из совершенно нейтрального вещества, то есть являлась плацебо – «пустышкой». Однако в одной группе испытуемых предупреждали, что им предстоит испытать действие нового препарат – стимулятора мозговой активности. В другой группе таблетка была представлена как средство борьбы со стрессом, которое не просто успокаивает, но и , увы, оказывает тормозящее действие на протекание мыслительных процессов. Ученых интересовало, как заданные ими установки повлияют на успехи в решении задач.

     Гипотеза исследования выдвигалась довольно интересная. Предполагалось, что псевдостимулятор может оказать реальное стимулирующее действие, тогда как лжеуспокоительное вызовет снижение результатов.

     К великому удивлению ученых, эффект оказался прямо противоположным – наилучших результатов при второй попытке решения задач добилась группа, принявшая якобы тормозящий препарат. Судя по всему, принявшие псевдостимулятор слишком положились на его эффективность и просто снизили собственные умственные усилия. Те же, кого предупредили, что их умственному труду воспрепятствует помеха, напротив, удвоили усилия.

     Так, может быть, и нам не стоит сетовать на судьбу, воздвигающую препятствия на нашем пути к заветным целям? Если верить выводам британских психологов, на абсолютно гладком пути мы добились бы меньшего.

     Впрочем, похоже, тибетские мудрецы знали об этом давным-давно…

«Восточные стихи»

     Упражнение проводится с целью создания веселой атмосферы. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а можно сочинить подгруппой (по результатам теста).

Правила «восточного стихосложения»:

Существительное (главное слово).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение.

Например:                                  Ужин!

                                                    Праздничный, запоздалый.

                                                    Разжеван, съеден, переваривается.

                                                    Блаженно состояние сытости!

«Дерево достижений»

     Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.

     Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

     Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов).

Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?

     Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Если на веточке педагога появляются все три листочка разного цвета – распускается крупный цветок (предлагает психолог), если одного и того же цвета – то мелкий. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.

«Что себе подарить?»

     Рефлексивная деятельность повышает самооценку, расширяет представления о самом себе, способствует закреплению доброжелательных отношений в группе.

     Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

     Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.

     Для начала мы определимся  с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

     Теперь подумайте и запишите на белых карточках качества, которые вам больше всего нравятся в людях.

     После этого составляется общий список: психолог на большом листе записывает все предложения.

     Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.

     Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.