Профессиограмма педагога психолога

Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые сферы приложения своих возможностей. В профессии человек стремится реализовать все лучшее, что у него есть. Настоящий профессионал утверждает самого себя как состоявшуюся личность и индивидуальность.

Профессия психолог появилась в XX в. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Постепенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов. Профессия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность. В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной.

Активно развиваются и другие направления: экономическая, юридиче­ская, спортивная, военная и др. Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической деятельности. Выбор профессии психолога предполагает ярко выраженную ориентацию на человека с его проблемами, помощь в их решении.

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно психология связана чрезвычайно многообразными узлами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале 19 века), то опять усиливалась (как в середине 20 века).
Свой вклад в развитие психологии внесли многие люди.

В Античный период.

2 стр., 988 слов

Психология, как наука. Введение в психологию

... заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и ... психология, социальная психология, психология религии, нейропсихология, семейная психология, психология спорт и т.д. Связь психологии с другими науками. Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии ...

Платон (428 — 348 г. до н.э.). Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа. Познание — есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. В своих учениях он ориентировался на математику. Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий.

Аристотель (384 — 322 г. до н.э.).

Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. В своих учениях он ориентировался на биологию. Душа

- Это целесообразно работающая органическая система.

- Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.

- Способ организации материального тела.

Окончательно покончил с гилозоизмом — учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души:

1. Питательная, вегетативная — растительный мир.

2. Сенсомоторная — животный мир

8 стр., 3967 слов

3. Учение Платона о государстве. Основные типы государств

... мира идей в идеалистическом учении Платона. платон-первый европ.идеалист(отец идеализма),учился у сократа,вел внутренние диалоги.Считал,что ... -идеалист,хар-ет бытие как вечное,бытие-безтелесная идея.глав.идея-добро,как истоник истины.душа делит.на разумную( ... и многие апостериорные. 2)Все тела протяженны!-необходимые знание. Нельзя увидеть/измерить все тела Вселенной. Следовательно, общее знание мы ...

3. Сенсомоторная — животный мир

4. Разумная — человеческий мир, человек.

Учил, что каждый ситуации соответствует определенный — правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг — поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА — от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи:

- внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;

- источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;

- ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.

- «ум», разум, отличает человека от животного.

Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность.

Демокрит (460 — 370 г. до н. э.).

Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа — лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Он отвергал бессмертие души. Один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

3 стр., 1206 слов

Квалификационные требования, предъявляемые к педагогу-психологу в системе образования

... подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных ... знать: − законодательные акты Республики Бела­русь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка; − естественнонаучные осно­вы психологии; общую ...

Период феодального строя.

Ибм — Сине (980 — 1037).

Поддержка учения о психофизиологических функциях.

Выделил две психологии:

1. Естественно — научная

2. Метафизическая

В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель «Канона». Продвигал идею о независимости психики от мозга.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519).

Дал понятие — «живопись», и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Период учения XVII — XVIII века.

Френсис Бэкон (1561 — 1626).

Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения — к эксперименту. Решающую роль он придает эксперименту — не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

9 стр., 4411 слов

Профессионально значимые качества психолога и их исследование

... и педагогической психологии Самостоятельная работа «Профессионально значимые качества психолога и их исследование» Выполнил: Елина Е.В., 3 курс, ... этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность ... отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила: 1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ...

Декарт (1596 — 1650).

Определил новые понятия:

тело — автомат — система, организованная по законам механики.

душа — упорядочивание автомата — системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие «страсть» или «аффект» — эмоциональное состояние + ощущения + представления.

XIX
век.

Чарлз Белл (1774 — 1842).

Создатель проекта «Новая анатомия мозга». Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

Э.Г. Вебер (1795 — 1878).

Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Вильгельм Вундт (1832 — 1920).

Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.

Психология, имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения

Сеченов Иван Михайлович (1829−1905).

Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат изиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

З. Фрейд был создателем психоанализа. Он начал свои исследования как физиолог и врач — невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. Особую роль он отводил бессознательному ядру психологической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение больного и здорового человека бессознательными психологическими силами.

5 стр., 2112 слов

Правило профессионального общения психолога и испытуемого

... при использовании методов и материалов психологического характера. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической ... работы. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого ...

Этические принципы и правила работы практического психолога образования Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России.

Вестник образования, № 7, 1995.

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

... А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека. Доклад на конференции "Психолог и общество ... психологии и социальной работы Кафедра психологии     Курсовая работа ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ... и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. Рассмотрим психологическое консультирование, ...

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял  бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой  — поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.

11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Педагог — психолог должен быть рассудительным, проницательным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Он должен иметь высокие умственные способности, должен любить работу с людьми, радоваться социальному признанию (одобрению), великодушным к людям, хорошо запоминать имена, любезен, тактичен, дипломатичен в общении, совестливый, добросовестный, с чувством долга и ответственности, энергичный, должен уметь подчинять себе людей, уметь быстро решать практические вопросы. Педагог — психолог должен быть эмоциональгн устойчив, выдержан, спокоен, устойчив к стрессу, должен уметь реальн взвешивать обстановку. Он не должен давать клиентам таких обещаний, которые не может выполнить. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях которых обследует.

К средствам труда педагога — психолога относя приборы, компьютерную технику, знаковые средства, системы правил логического мышления, моральной и этической оценки. Для нормальной работы психологу необходим отдельный кабинет и помещение для групповых занятий с клиентами. Кабинет оборудуется автоматизированным рабочим местом психолога, включающим как минимум — компьютер с программным обеспечением, аудио- и видеоаппаратуру, фонд психодиагностических методик, телефон доверия, закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера. Кабинет педагога — психолога должен содержать в себе мягкий ковер, мягкий диван, стол, 2 — 3 стула (школьных стандартов), 1 — 2 подушки неправильной формы, либо мягкие плоские игрушки (черепахи, змейки и пр.), СР проигрыватель, магнитофон, компакт- диски, либо кассеты с разнородными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности, оптимальный материал (набор методик и тестов), технический материал (цветная бумага, ножницы, карандаши, краски, бумага для рисования и т. п.), вспомогательный материал (геометрические формы, мозаики, конструкторы, маски оппозиционных героев (заяц — волк, царевна — Баба-Яга), яркие игрушки соответственно половых различий (кукла, машина), детские книги, журналы, книги-раскраски и т. д.), анкетные бланки, опросники, вспомогательная литература с информацией о смежных специальностях (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).

Также в кабинете должен находиться рабочий стол, сейфовый шкаф, компьютерный комплекс, писчая бумага, средства для обеспечения компьютера, нормативная и специальная документация. Литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.

Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 часов не может превышать 6 часов. При пятидневной рабочей недели она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени. Время начала и окончания ежедневной работы определяются правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установления индивидуального графика работы.

Также педагог-психолог должен обладать педагогическими умениями — обучать других умение помогать людям, прикладным умением и навыкам, повседневным жизненным навыкам, умению воздействовать на подопечного, либо группу средствами педагогической техники, уметь доступно, логично, образно, выразительно излагать материал.

Педагог — психолог имеет статус независимого эксперта — консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.

Педагог — психолог должен знать: Закон РФ «Об образовании «, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессиональной подготовке педагогов-психологов:

— непрерывное пятилетнее специализированное (специализация в какой-либо сфере психологии с начала обучения)

— непрерывное пятилетнее общее (обучение начинается с общего психологического образования)

— прерывающееся специализированное образование (первые 3 года — общее педагогическое образование, затем происходит прерывание, продолжить своё образование можно по другой специальности в другом учебном заведении)

Обучение по специальности «Педагогика и психология» даёт психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждений различного типа, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающие, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительная и управленческая.

Оплата труда педагога-психолога разделяется на несколько разрядов: 7−8 разряд — высшее и среднее профессиональное образование, а также профессиональная переподготовка по практической психологии (без стажа работы); 9 разряд — работа с проективными методиками, составление характеристики ученика по результатам психодиагностики, консультирование учащихся их родителей и педагогов (стаж работы не менее 2-х лет);

10 разряд — составление комплексных психологических характеристик учащихся, проведение занятий по психологической саморегуляции детей и учителей, знание основ компьютерной грамотности (стаж — 2−5 лет);

11 разряд — составление программ для развития познавательных, процессов младших школьников, использование, обработка и интерпретация теста М. Люшера, разработка и реализация программы психологического наблюдения за детьми, работа в группе общения (стаж — более 5-и лет);

12 разряд — участие в конкурсе «Психолог года», составление программ по коррекции психических процессов, проведение социально- психологических тренингов, самостоятельная разработка технологий психологической работы с детьми и подростками (стаж — не менее 1-го года)

13 разряд — выполнение работ с группами детей и подростков, повышение свей профессиональной компетентности, руководство работой научно-практических семинаров психологов в регионе, проведение экспертиз профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов (стаж — не менее 2-х лет); 14 разряд — публикации по проблемам практической психологии, выполнение сложных видов психолого-педагогических услуг, разработка оригинальных моделей, методов, технологий и программ психологической работой в учебных учреждениях (стаж — не менее 3-х лет или наличие ученой степени).

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью, индивидуальностью. К принципам профессиональной этики психолога относят: принцип профессиональной компетентности, принцип не нанесения ущерба испытуемому, принцип объективности, принцип уважения клиента, соблюдение профессиональной конфиденциальности.
Федеральное агентство по образованию

Славянский-на-Кубани педагогический институт
Профессиограмма

педагога-психолога
Автор: Студентка факультета Педагогики и психологии Группы 08-П Колесникова Людмила Руководитель: Яшкова Лариса Александровна

г. Славянск-на-Кубани

2008 год.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector