Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА

ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа — плана работы на учебный год или полугодие. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических пред­ставлений учителя о сущности, закономерностях и роли вос­питания в развитии личности ребенка, от сложившихся в пе­дагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, отличного педа­гогического опыта классного наставника. Каждый год учитель планирует воспитательную работу, и каждый год он размыш­ляет о правильности выбора содержания, формы и структуры своего плана.

Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать соста­вить этот документ из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного сообщества.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитатель­ного процесса в классе.

Какую информацию содержит каждый из названных раз­делов? Как лучше систематизировать и оформить свои пред­ставления о предстоящей деятельности в классе.

Анализ воспитательной работы

За прошедший учебный год

Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год». Без ана­лиза пережитого опыта совместной деятельности и обще­ния, определения достижений и выяснении слабых мест вос­питательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявле­ния тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить при­оритетные направления воспитательной деятельности на бу­дущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

Нередко классный руководитель испытывает затрудне­ния в составлении данного раздела плана, поэтому предла­гаем один из вариантов программы анализа воспитательной работы в классе. Эта программа рекомендуется прежде всего начинающему классному руководителю, поскольку в ней содержатся подсказки о том, что может быть предметом анализа. На последующих этапах профессионального роста, когда у педагога сложится своя оригинальная система вос­питательной работы в классе и определятся научно-методи­ческие принципы осуществления педагогического анализа этой работы, потребность в этой программе отпадет, так как классный руководитель будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. А пока можно воспользовать­ся публикуемым вариантом.

24 стр., 11653 слов

"Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Цели и содержание внеклассной работы Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения ...

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

1.Анализ эффективности целеполагания и планирования вос­питательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1. Результаты решения воспитательных задач прошед­шего года, целесообразность их постановки, действен­ность идей, которые выдвигались при планировании.

1.2. Правильность выбора основных направлений, содер­жания, форм и методов работы, средств педагоги­ческого влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса,

2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, ка­кие факторы повлияли на это в большей мере).

2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллек­туальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся клас­са, их успеваемость (желательно сравнить с резуль­татами предыдущих лет).

2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере (ди­намика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, про­явления «новых» потребностей школьников и т.д.).

2.5. Сформированность у учащихся потребности занимать­ся самовоспитанием.

2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, ху­дожественной, экологической, физической культу­ры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к со­временной жизни, развитие самостоятельности, уме­ния благотворно влиять на социум, а в итоге — раз­витие культуры жизненного самоопределения).

2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личнос­тных достижений, наиболее яркие проявления ин­дивидуальных особенностей учащихся класса.

2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особен­ности, потребности, ведущие мотивы поступков; вли­яние на них ближайшего социального окружения; наи­более действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружа­ющим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учеб­ный год. Какие факторы (условия) особенно повли­яли на эти изменения?

8 стр., 3518 слов

Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками ...

... координирующий учебную и учебно-воспитательную деятельность класса .1 Функции родительского комитета .2 Формы работы родительского комитета .3 Попечительская деятельность родительского комитета . Воспитательная функция родительского комитета ... личности школьников. 1.Роль и место взаимодействия родительской общественности и учащихся в школе на современном этапе образования .1Родители как участники ...

3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к ТРУДУ, учебе, школе, классу и т.д.

3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (ре­ферентного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на про­цесс и результат социализации школьников?

3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, твор­ческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

3.5. Какую роль в социальном развитии школьников иг­рает классное сообщество?

4. Анализ развития коллектива класса.

4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Ка­кие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравствен­но-психологического климата в классе: характер взаи­моотношений учащихся (тактичность, вежливость, вни­мание и уважение друг к другу, взаимоотношения маль­чиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и шко­ле, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой дея­тельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, са­мостоятельность, участие в самоуправлении класса).

4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

4.5. Особенности общественного мнения класса и его вли­яние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мне­ние класса?

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эф­фективности воспитательной работы классного руководителя.

5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В ка­ких проявили себя акцизными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пас­сивными? Почему?

5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном голу?

5.3. Какая деятельность положительно влияла па форми­рование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектив?

5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наибо­лее положительно повлияли на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школь­ных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, актив­ность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) учас­тия членов классного коллектива в школьных делах.

11 стр., 5310 слов

Влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации

... состоит в рассмотрении влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. дать ... среды на деятельность организации. Основная часть Глава 1. Влияние внешней среды на деятельность организации: 1.1. Понятие внешней среды организации Разработка стратегии деятельности любой организации -- коммерческой, ...

6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправле­нии, организаторской деятельности, работе школь­ных кружков, секций, клубов и других объедине­ний; влияние этой деятельности на воспитание и раз­витие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями уча­щихся класса и с родительским активом.

7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.

7.2. Изменение отношения родителей к школе за учеб­ный год.

7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную де­ятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планиро­вании и организации классных дел и мероприятий).

7.4. Результативность педагогического просвещения роди­телей и информирования их о ходе и результатах учеб­но-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).

7.5. Результативность организации родительских собра­ний в классе.

7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.7. Особенности взаимодействия с родительским акти­вом (родительским комитетом школы, советом ро­дителей класса).

7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспита­нием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требую­щими особого внимания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществ­лялось воспитательное взаимодействие?

8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и раз­витие личности учащихся?

8.3. В какой мере классному руководителю удалось орга­низовать взаимодействие педагогов, обучающих и вос­питывающих учащихся класса?

8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрос­лых были наиболее эффективными?

9. Выводы:

— об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

— об отрицательных моментах в организации жизни клас­са и воспитании учащихся;

— о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

— о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение может содержать следующее:

10.1. Результаты итоговых диагностических исследований, анкетированный, опросов и т.д.

10.2. Сведения о проведении и результатах отдельных ме­роприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

10.3. Другие аналитические материалы.

Цели и задачи воспитательной деятельности

«Цели и задачи воспитательной деятельности» -так на­зывается второй раздел плана работы классного руководи­теля. В нем находят отражение целевые ориентиры воспита­тельной деятельности педагога.

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руково­дитель должен об этом помнить и уделять более присталь­ное внимание целеполаганию. Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуще­ствляемой деятельности.

В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:

1) идеальная цель -это некий идеал, к которому стре­мится общество, школа, педагог;

2) результатная цель — это прогнозируемый резуль­тат, часто выраженный в желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за оп­ределенный промежуток времени;

3) процессуальная цель -это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.

В процессе целеполагающей деятельности классного ру­ководителя каждая из названных целей наполняется конк­ретным содержанием, обусловленным педагогическим кре­до воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.

В качестве идеальной цели большинство педагогов изби­рает воспитание всесторонне и гармонично развитой лично­сти. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работ­ников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социально-эко­номических условиях. Отказываясь отданной цели, эти ис­следователи и практики пока не сумели предложить другой идеал, к которому могли бы направить свои устремления педагоги, учащиеся, родители, общественные организации. На наш взгляд, человеческое общество не может успешно строить свою жизнедеятельность и развиваться без пред­ставлений об идеале.

В настоящее время нельзя отказываться от ориентации на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности. Без стремления к такому идеалу невозможно постро­ить высокоразвитое гуманное и демократическое общество. В выборе результатной цели классные руководители опи­раются на итоги индивидуальной и коллективной аналити­ческой деятельности и спроектированные образы учащегося и класса.

При разработке результатной цели необходимо со­блюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть:

1) направлены на развитие личности ребенка, форми­рование его интеллектуального, нравственного, ком­муникативного, эстетического и физического потен­циалов, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими уме­ниями и навыками, способами творческой деятель­ности, приемами и методами самопознания и само­развития, ценностными отношениями к себе и окру­жающей социальной и природной действительности;

2) сопряжены с интересами и ценностными установка­ми членов классного сообщества, учитывать соци­альный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реали­зации;

4) конкретными, четко и ясно сформулированными;

5) трудными, но реально достижимыми;

6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;

7) диагностичными.

В плане работы классного руководителя наряду с резуль­татной целью формулируются задачи, которые можно рас­сматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи воспитатель­ной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.

Например, в качестве главного ориентира воспита­тельной системы избрала цель — формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, эти­ческой и педагогической культурой.

А для ее реализации педагог определила следующие задачи:

а) создать необходимые условия для проявления твор­ческой индивидуальности каждого ученика;

б) способствовать формированию основ культуры обще­ния и построения межличностных отношений;

в) развивать познавательную активность учащихся;

г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результат­ными, так как они предусматривают изменения ввоспита­тельном процессе, обеспечивающие достижение воспитан­никами желаемого образа учащегося (выпускника).

В планах работы классных руководителей встречаются цели и задачи этого вида, например, сформулированные таким образом:

— использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценнос­тям русской национальной культуры;

— способствовать повышению роли ученического само­управления в планировании, организации и анализе жизне­деятельности в классе;

— обеспечить участие родителей в подготовке и проведе­нии ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

 

Цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников через приобщение к большой культуре».

Задачи:

1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционапьно-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкрет­ными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной про­граммы оздоровления (в основе — триединство: разум + душа + тело).

3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архи­тектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре по­ведения и т.д.).

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимули­рование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на более высоком уровне — самостоятельная деятельность учащихся).

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведе­ния досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.

 

Цель- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.

Задачи:

а) создать необходимые условия для проявления творческой индивиду­альности каждого ученика;

б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

в) развивать познавательную активность учащихся;

г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Основные направления и дела классного

Сообщества

«Основные направления и дела классного сообщества» -так можно назвать третий раздел плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в пер­вом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жиз­недеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ клас­са, его модельные представления о построении деятельнос­ти, общения и отношений в классном сообществе.

Совокупность форм и способов жизнедеятельности клас­са не должна представлять собой набор случайно отобран­ных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный харак­тер, классный руководитель должен при планировании опи­раться на теоретические и технологические разработки про­блем воспитания учащихся. Кстати, от этого будут зависеть структура и форма данного раздела плана. Назовем некото­рые научные разработки и предложим соответствующие им варианты подготовки и оформления этого раздела плана.

1. Профессор Н.М.Таланчук обосновал целесообразность использования системно-ролевого подхода в воспитатель­ной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследова­нию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и суще­ствующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отно­шений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то со­общество людей и выполняет в нем определенные соци­альные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:

— семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);

— трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);

— общество (роли: патриотическая, национально-интер­национальная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);

— мир (интерсоциальные роли личности);

— Я-сфера (роли: материально-потребительская, духов­но-потребительская, субъект учения, субъект само­воспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).

2. В.Т. Кабушв предлагает другую форму планирования дел в классе план. Он решает строить вос­питательную деятельность на основе системно-ролевого под­хода.

Тематические программы Сентябрь
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Я и общество»        
«Я и природа»        
«Я и моя школа»        
«Я и моя семья»        
«Я и мое «я»        

3. Известный ученый О.С. Газман считал, что «деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содей­ствует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школь­ников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ре­бенка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам раз­рабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «До­суг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раз­дел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом:

Целевая программа Октябрь
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя…
«Учение»        
«Общение»        
«Досуг»        
«Образ жизни»        
«Здоровье»        

4. Доктор педагогических наук В.А.Караковский полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостно­го учебно-воспитательного процесса. Он предлагает воспита­телям направить свои усилия на создание условий для освое­ния учащимися таких ценностей, как земля, отечество, се­мья, труд, знания, культура, мир, человек. А следовательно, воспитательные дела в плане работы классного руководителя целесообразно объединить в следующие разделы:

Общечеловече­ская ценность Ноябрь
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя…
Земля        
Отечество        
Семья        
Труд        
Знания        
Культура        
Мир        
Человек        

5. Являясь сторонниками использования деятельностного под­хода в воспитании учащихся, Л.И.МаленковаиН.Е.Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необ­ходимо «включение» школьников в различные виды дея­тельности, такие, как познавательная, ценностно-ориенти­ровочная, трудовая, художественно-творческая, физкультур­но-оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой спроектирует участие учащихся в перечисленных видах деятельности.

Вид деятельности Декабрь
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя…
Познавательная        
Ценностно-ориентировочная        
Трудовая        
Художественно-творческая        
Физкультурно-оздоровительная        
Коммуникатив­ная        
Игровая        

6. Классные руководители школы-лаборатории № 18 г. Пско­ва разделяют точку зрения известного философа М.С.Кага­на о том, что личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем:

1) что и как она знает;

2) что и как она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

Отсюда структуру личности можно представить как це­лостную совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов: познавательного, ценностного (нравственного), коммуни­кативного, эстетического и физического. Поэтому педагоги в планах воспитательной работы систематизируют планиру­емые воспитательные дела и мероприятия по направлени­ям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.

 

 

Потенциал личности Сентябрь
    1—4 5-11 12-18 19-25 26-30
Познавательный          
Ценностный (нравственный)          
Коммуникатив­ный          
Эстетический          
Физический          

7. Нередко классные руководители распределяют плани­руемые дела в соответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами воспитательной деятельности. В этом случае данный раздел плана оформляется следую­щим образом:

Задача воспитатель­ной деятельности Октябрь
    1-7 8-14 15-18 19-25 26-31
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих вос­питанников в различных делах общешкольного и клас­сного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятель­ности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирова­ние неповторимой индивидуальности («лица») классно­го коллектива.’ При выборе форм и способов классный наставник отдает предпочтение тем делам, которые пред­лагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и по­требностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент — это правильное определение сроков осуществления намечен­ных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов клас­сного сообщества позволит повысить эффективность вос­питательной деятельности.

 

Индивидуальная работа с учащимися

 

«Индивидуальная работа с учащимися» -так следует на­звать четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования лич­ности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащих­ся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов вос­питательного воздействия на каждого воспитанника.

Каждый учащийся нуждается во внимании классного ру­ководителя. Один ученик чересчур долго «задержался» на какой-то работе и выполняет ее без прежнего энтузиазма, потому что уже «вырос» из нее. Другой пытается развязнос­тью выразить свою самостоятельность, потому что не зна­ет, как можно проявить ее иначе. Третий нерешителен, ког­да ему приходится что-то организовывать в классном кол­лективе. Четвертый любит много обещать, не давая себе отчета в своих возможностях и сильно переоценивая их, а потом, не справившись с делом, ищет всевозможные доводы для оправдания.

Индивидуальность является ключевым понятием в состав­лении данного раздела плана. Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное со­четание в нем единичных, особенных и общих черт, отличаю­щих его от других индивидов. Однако вряд ли одно определе­ние понятия поможет классному руководителю найти опти­мальные пути и способы педагогического соприкосновения с индивидуальностью каждого воспитанника. В этой связи целе­сообразно воспользоваться предлагаемой профессором С.Д.По­ляковым типологией индивидуальностей учащихся.

Совет ученого.

Первую классификацию индивидуаль­ностей С.Д.Поляков строит на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:

1) школьники с доминантой интересов в интеллекту­альной сфере;

2) школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;

3) воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;

4) воспитанники с доминантой интересов в сфере от­ношений людей.

Его вторая классификациянаправлена на установле­ние взаимосвязи между формами деятельности и обще­ния учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности — с другой. Называются такие формы, как:

а) склонность к индивидуальной деятельности;

б) склонность к совместной, групповой, коллективной де­ятельности;

в) приоритетность межличностного общения;

г) акцентирование на групповом общении;

д) склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой».

В третьей классификации индивидуальность рассмат­ривается с точки зрения решения специфических воспита­тельных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам, возможностям их решения:

— школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях;

— воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить в себе;

— школьники, которым требуется активное участие пе­дагога в их отношениях с собой, такое, как форми­рование, создание нового понимания себя и актив­ное подталкивание к соответствующей самореали­зации;

— воспитанники, которым нужно весьма жесткое руко­водство их действиями и энергичное стимулирова­ние их обращенности на себя.

[Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 57-58.)

Используя в своей деятельности научные разработки профессора С.Д.Полякова, классный руководитель име­ет возможность более осмысленно и точно подобрать и включить в план педагогические средства, направлен­ные на развитие личности каждого учащегося и форми­рование его неповторимой индивидуальности. Ввиду многоаспектности и сложности индивидуальной работы с учащимися, классный наставник вправе воспользоваться помощью школьного психолога, социального педагога, медицинского работника и других членов педагогического коллектива. А следовательно, в плане воспитатель­ной работы могут появиться пункты об участии в делах класса различных работников учебного заведения.

Кчислу основных направлений индивидуальной ра­боты классного руководителя с учащимися следует от­нести:

— изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

— установление межличностных контактов с каждым ре­бенком;

— создание условий в классном коллективе для прояв­ления и развития реальных и потенциальных возмож­ностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школь­ников;

— оказание индивидуальной помощи учащимся, испы­тывающим затруднения в адаптации к жизнедеятель­ности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

— взаимодействие с родителями, администрацией, со­циально-психологической и другими службами об­разовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, пе­дагогической поддержки общественно полезных ини­циатив школьников, коррекции отклонений в ин­теллектуальном, нравственном и физическом станов­лении их личности;

— содействие воспитанникам в деятельности по само­познанию, самоопределению и саморазвитию;

— диагностика результатов обучения, воспитания и раз­вития каждого учащегося, учет их личностных дос­тижений.

Существует большое количество форм и способов ин­дивидуальной работы с учащимися. При составлении плана классный руководитель может включить в него такие пе­дагогические средства, как приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов меди­цинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов школьни­ков и их родителей, ведение дневника или отдельных лист­ков личностных достижений учащихся, совместное опре­деление с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консульта­ции и беседы, педагогический консилиум, создание ситу­ации успеха и выбора, разработка и осуществление про­граммы коррекционной деятельности, проведение занятий кружка «Познай себя» и др.

Изучение состояния и эффективнос­ти

Воспитательного процесса в классе

Шестым компонентом плана работы классного руководи­теля может стать раздел «Изучение состояния и эффективнос­ти воспитательного процесса в классе».Необходимость вклю­чения этого раздела в план работы классного наставника объяс­няется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности уча­щихся, формировании коллектива класса, состоянии и ре­зультатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

В качестве объектов исследования состояния и эффектив­ности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:

а) развитие личности учащихся;

б) формирование классного коллектива;

в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлет­воренности жизнедеятельностью в классе.

При изучении процесса и результатов развития личности учащихся классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых. Например, хоро­шей подсказкой педагогу является разработанная профессо­ром Н.Ф.Масловой диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника».

Совет ученого.

Доктор педагогических наук Н.Ф.Маслова предлагает изучать процесс и результаты развития личности ребенка по следующей схеме:

1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, со­стояние здоровья и физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, матери­ально-бытовое положение, образовательный, трудовой, нравственный статус родителей, отношение старших к ребенку, применение поощрений, наказаний).

2. Знакомство с режимом дня школьника, использованием свободного времени, участием в домашнем труде.

3. Выявление основных характерологических особеннос­тей школьника (преобладающее настроение, проявле­ние самостоятельности, воли, трудолюбия, любознатель­ности, общительности и др.).

4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований (путем на­блюдения).

5. Определение способности школьника руководить сво­ими чувствами, желаниями, потребностями путем наблю­дения в конфликтных ситуациях и ситуациях свободно­го выбора.

6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворен­ности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со сторо­ны и в будущем.

7. Выявление общего кругозора школьника, круга чтения и интересов, склонностей, отношения к музыке, телепе­редачам, кино, театру, общественно-политическим собы­тиям. Культура речи.

8. Выявление отношения к учебному труду (активность, на­стойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным пред­метам, ответственность в выполнении домашних зада­ний, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей).

9. Выявление отношения школьника к физическому тру­ду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к вы­полнению трудовых поручений, проявление доброволь­ности, инициативы, самостоятельности, точности и быст­роты в выполнении трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе).

10. Определение наиболее выраженных специальных спо­собностей школьника (по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).

11. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими, младшими, сверстниками, педа­гогами, незнакомыми. За что ценит взрослых, това­рищей, друзей? Способен ли к привязанностям, со­переживанию другим людям? Конфликтность в об­щении, степень авторитарности, положение в коллективе, основные симпатии и антипатии школь­ника в общении).

12. Проявление нравственных качеств в поступках и пове­дении школьника (честность и справедливость, критич­ность и самокритичность, чувство собственного досто­инства, ответственность и дисциплинированность в де­лах и поступках и др.).

13. Выявление общей направленности и уровня притяза­ний личности (личная, общественная, деловая направ­ленность в деятельности и отношениях школьника; ве­дущие мечты и идеалы и их отражение в деятельнос­ти; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

14. Выявление особенностей темперамента (проявление в деятельности и общении эмоций, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, темп де­ятельности, экстравертированность или интровертиро-ванность, слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности, ригидность или пластичность).

(Личность в воспитательной системе школы /Под ред. А В.Гаврилина и Л.И.Новиковой. — Владимир, 1993. — С 119 — 120.)

При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:

— сформированное социально ценной совместной де­ятельности;

— наличие приоритетного (доминирующего) вида дея­тельности;

— активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;

— состояние эмоционально-психологических отношений;

— состояние деловых отношений;

— наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;

— развитие ученического самоуправления.

При поиске ответа на вопрос: «Насколько учащиеся и их родители удовлетворены жизнедеятельностью в классном со­обществе?» — в поле зрения классного наставника должны находиться такие аспекты, как комфортность и защищен­ность личности учащегося, его отношение к основным сто­ронам жизнедеятельности в классе; наличие у родителей чув­ства удовлетворенности результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в классном коллективе.

В ходе диагностической деятельности учитель может ис­пользовать различные приемы и методы: педагогическое на­блюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анке­тирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой са­мооценки, изучение продуктов творческой деятельности уча­щихся и др. В технологический арсенал классного руководите­ля можно включить следующие диагностические средства:

— игры «Лидер», «Киностудия», «Морские командные учения», «Путешествие по морю любимых занятий»;

— тесты «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, «Удовлетворенность учащихся школьной жиз­нью» А.А.Андреева, «Удовлетворенность родителей ра­ботой образовательного учреждения» Е.Н.Степанова;

— «Цветик-самоцветик», «Мы — коллектив? Мы — кол­лектив … Мы — коллектив!», «Какой у нас коллектив?»;

— конкурс рисунков «Я в моем классе» и др.

Чаще всего раздел плана «Изучение состояния и эффек­тивности воспитательного процесса в классе» оформляется в виде таблицы.

Например, классный руководитель 6-го клас­са С.И.Комлач оформила его следующим образом:

Предмет Методы и при- Сроки Субъект
изучения емы изучения изучения изучения
1. Состояние межличностных отношений, вы­явление лидеров в классном кол­лективе 1. Социометрия. 2. Игра «Морские командные уче­ния» Сентябрь » Классный руководитель То же
2. Интересы и увлечения уча­щихся 1. Анкетирование. 2. Составление карты интересов » » » »
3. Условия разви­тия личности учащихся 1. Посещение уча­щихся на дому. 2. Беседа с родителями Октябрь — ноябрь »
4. Самооценка Методики для ис- Декабрь Школьный
личности ре- следования само-   психолог
бенка оценки    
5. Удовлетворен- Коллективное » Учащиеся
ность учащихся жизнью в классе творческое дело «Поэма о классе»   10-го класса
6. Представления учащихся об идеальном обра­зе настоящих мужчины и жен­щины Игровое психо- скульптурирова- ние Февраль — март То же
7. Нравственная Направленность учащихся 1. Тест «Размыш­ляем о жизнен­ном опыте». Апрель Классный руководитель
  2. Акт доброволь­цев » То же
8. Сформированность коллекти­ва класса 1. Методика «Ка­кой у нас кол­лектив?». » Школьный психолог
  2. Методика для оп­ределения мотивов участия учащихся в делах класса » То же
9. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятель­ностью в классе 1. Тесты АЛ.Андреева и Е.Н. Сте панова. 2. Коллективный анализ Май То же     Классный руководитель
10. Воспитанность учащихся. Стандартизированная характеристика школьника (по Б.П.Битинасу) » Классный руководитель и учителя, работающие в классе

Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения. Втаких случаях план воспитательной работы нередко превращается в дневник классного руководителя. В соответствии с традициями пла­нирования в конкретном учебном заведении или по ус­мотрению самого классного наставника в основном до­кументе воспитателя могут содержаться сведения об уча­щихся и их родителях, результаты педагогического наблюдения и психолого-педагогической диагностики, записи учителя, отражающие его впечатления о жизне­деятельности в классе и об участии воспитанников в об­щешкольных делах. Наиболее часто план работы клас­сного руководителя дополняется приложениями.

1. Сведения о родителях, которые можно изложить в таблице.

Ф.И.О. родите­лей Год рож­дения Место работы, долж­ность Рабо­чий и домаш­ний те­лефон Жилищно-бытовые ус­ловия Микро­климат в семье Чем мо­гут по­мочь школе
1.            
2.            
3.            
4.            

2. Информация об участии родителей в жизнедеятель­ности класса и о посещении родительских собраний.

Ф.И.О. родителей Родительс­кое собрание День от­крытых дверей Вечер «Мир увле­чений на­шей семьи»    
    Дата___ Дата___ Дата___    
1. 2. 3.          

3. Некоторые сведения о семьях и учащихся:

а) многодетные семьи________________

б) дети из неполных семей_____________

в) дети, нуждающиеся в льготном питании,

г) опекаемые дети___________________

д) учащиеся, состоящие на классном учете,

е) учащиеся, состоящие на школьном учете,

ж) семьи, состоящие на учете в школе,___

4. Список членов родительского совета класса.

Ф.И.О. родителя Поручение Домашний адрес Место работы Телефон
1. 2. 3.        
5. Сведения об интересах и увлечениях учащихся, их занятости во внеурочное время.
Ф.И.О. учащегося Интересы и увлечения Наименование кружка, секции Место занятий Время занятий
1. 2. 3.        
6. Результаты диагностических исследований.  
               

7. Дневник педагогического наблюдения.

8. Информация об ученическом самоуправлении в классе.

Ф.И.О. учащегося Поручение Степень активности
1. 2. 3.    

Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы, необходимо заметить, что предла­гаемые нами разделы плана не являются обязательными. Нами рекомендуется примерный вариант плана, который может использоваться классным руководителем в качестве мето­дической подсказки. Нам приходилось видеть в планах ус­пешно работающих педагогов наряду с предлагаемыми и другие разделы. В некоторых случаях мы сами советовали учителям, например классным руководителям 1, 5, 10-х классов, избирать другое содержание и иную структуру плана. Наставники этих классных сообществ, как правило, на на­чальном этапе работы с учащимися направляют свои ос­новные усилия на моделирование воспитательной системы класса и сплочение классного коллектива. А следовательно, в их планах целевые ориентиры и основные направления работы должны быть связаны с деятельностью по формиро­ванию модельных представлений о воспитательной системе класса. В такой ситуации классному руководителю рекомендуется оформить раздел «Основные направления и дела клас­сного сообщества» следующим образом:

Основные направ­ления работы Совместная деятельность
    Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1. Изучение учащихся класса, отношений, об­щения и деятельности в классном коллективе 2. Проектирование це­лей, перспектив и обра­за жизнедеятельности классного сообщества 3. Создание развивающей среды личности ребен­ка, сплочение и развитие классного коллектива        

Возможны и другие варианты плана. Планирование — дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соот­ветствует его педагогическим воззрениям, содержит необ­ходимую информацию и является удобным для использова­ния в повседневной работе. Но очень важно избежать гру­бых ошибок в процессе составления плана.

Известный исследователь Л.И.Ма­ленкова предостерегает учителей от совершения наибо­лее распространенных ошибок в практике планирования воспитательной работы:

— отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глу­боком научном знании детей и сложившейся пси­холого-педагогической ситуации;

— традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классно­го руководителя;

— примитивизм планирования (план-отписка, содержа­щий какой-то, часто случайный, перечень дел);

— неумение (а порой невидение необходимости) при­влечения детей к планированию;

— неконкретность и неопределенность спланирован­ных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «ус­троить «Огонек» или «поход по местам боевой сла­вы» и т.п.).

(Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М., 1999. — С. 150).