Сформулируйте тезис Сеченова, используя современный терминологический аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведите один яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – в опровержение.
2. ПРИРОДА ИНСАЙТА
Прокомментируйте с позиции гештальтпсихологии случай «инсайта» шимпанзе.
Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегка поодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. После нескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некоторое время ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в поле зрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан.
3. ВЕРНО-НЕВЕРНО
Опираясь на свой житейский опыт или психологические знания, укажите, верны ли предложенные ниже высказывания (да или нет).
1. Чем лучше стараешься прислушиваться к очень слабому тиканью часов, тем быстрее начинаешь терять этот звук.
2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта.
3. У молодых долговременная память более развита, чем у пожилых.
4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
4. ОТТЕНКИ СМЫСЛА
Ознакомьтесь со стихотворением Николая Рыленкова. Объясните с психологической точки зрения, в чём разница между действиями: слышать – слушать – вслушаться, смотреть – видеть – всмотреться.
Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью | Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков) |
5. ДРУГИМИ СЛОВАМИ
Импринтинг, дистресс, амбивалентность, синестезия, симультанный – всё это психологические термины.
Подберите к каждому термину пословицу, которая более или менее точно характеризует его значение.
6. ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА
В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили подождать начала эксперимента около получаса в большой комнате, где было множество игрушек, альбомов, книг, всяческих инструментов (был даже детский компьютер).
При этом ожидающим не запрещалось делать, что заблагорассудится. Экспериментатор мог наблюдать за происходящим в комнате ожидания через зеркало Гезелла.
Первая категория мам терпеливо сидели – ждали, когда начнется эксперимент, и заставляли детей делать то же самое – одергивали детей, «шикали» на них, если дети начинали проявлять какую-либо активность.
Вторые начинали активно воспитывать своего ребенка – посмотри этот альбом, поиграем в эту игру и т.д. Третьи, осмотревшись, звали экспериментатора, чтобы он показал им, во что и как играть, чем заниматься. Четвертая категория мам, оглядевшись, замечали вдруг что-то интересное для себя и, не обращая особого внимания на ребёнка, сами начинали заниматься интересующих их делом.
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ.
7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА!
Однажды психологи хотели выяснить, есть ли интеллект у обезьяны и где его предел. Сначала они повесили связку бананов за пределами клетки – лапой не дотянуться, сколько ни старайся. Снаружи клетки, в пределах доступности, лежали короткие полые палки. Рано или поздно обезьяна догадывалась вставить одну палку в другую и достать бананы.
Затем банан повесили в глухом углу большого вольера, у стены, и положили перед обезьяной лестницу, все попытки её использования закончились фиаско. Обезьяна всё время ставила лестницу плашмя, залезала на пару ступенек, валилась вместе с лестницей вниз, и, жутко раздосадованная, отшвыривала «негодную» лестницу от себя. Поставить лестницу к стенке под углом она не догадалась. Это оказалось для обезьяны невозможным, сколько раз не повторяли этот опыт с разными особями.