Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
1.Отличие от животных:
— внешний вид: прямохождение, развитая кисть руки, преобразует природу, не приспособление
— внутренняя сущность: человек – существо общественное, т.е. лишь в обществе, в общении между людьми труд повлек за собой формирование новых, человеческих качеств: речь, способность мыслить…, умение трудиться, обладает сознанием ,потребности растут, у животных нет,; развивается по двум программам: биологической и социально-культурной.,
У животных: только физиолог.потребности. изменяет мир только по потребностям своего вида, существование направляется только инстинктом.
2. Биосоциальное существо. Биологическое проявляется в анатомии и физиологии человека, тело человека, биологические потребности: дышать, питаться, спать, он нуждается в определенной тепловой среде, голосовой аппарат, инстинкт самосохранения, человеческий мозг
Социальное: членораздельная речь, мышление, социальные и духовные потребности, умение накапливать знания, создавать мысленные конструкции.
Значит человек- существо биосоциальное, обладающее речью, мозгом, умеющее делать и использовать орудия труда.
Человек только в обществе становиться человеком. Человек – субъект общест.-исторической деятельности.
3.Индивид – отдельный человек, обладающий типичными чертами представителя человеческого рода.
Индивидуальность – характеристика человека с точки зрения отличительных черт конкретно этого человека (внутренние и внешние).
Неповторимость, уникальность.
Индивидуальность биологическая: специфические черты, присущие опред.особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
Индивидуальность психологическая: целостная хар-ка опред.человека через его темперамент, характер. Интересы, интеллект, потребности и способности.
Индивидуальность социальная: отношение к собственности, место в соц.структуре.
Бытие человека
Бытие -1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
... группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане ... человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное ...
Бытие – всеохватывающая реальность: природа, очеловеченная природа, человечество, духовный мир
Потребности и способности человека
Потребности – осознаваемая нужда человека в чем-либо,…
Виды потребностей :
1) материальные (биологические), социальные, духовные (идеальные)
2) Иерархическая теория потребностей А.Маслоу (пирамида):
Первичные, врожденные :1.физиол. 2.экзистенциальные (в безопасности)
Вторичные. Приобретенные: 3. социальные (общение, дружба, любовь, семья, забота)
4. престижные (в уважении, высоком статусе)
5.духовные (в познании, самореализация, в создании и потреблении дух.ценностей, в красоте)
Побудительной силой обладают неудовлетворенные потребности; высший уровень в иерархии потребностей – это потребность индивида стать личностью; чем выше уровень потребностей, тем труднее их удовлетворить. Удовлетворить духовные потребности – значит обрести основной смысл жизни, предпочесть добро злу,
Роль потребностей в жизни человека. Мнимые потребности: алкоголь, курение
Низшие потребности- всем людям в равной мере, высшие – нет. Высшие поддаются сознательному регулированию.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Способности ординарные (память, мышление, интеллект, внимание)
Выдающиеся (специальные: художественные, музыкальные, математические, спортивные, литературные)
Степени развития способностей: талант, гениальность
Талант – это высокая степень развития способностей
Гениальность –это высшая ….
Возможности – условия, благоприятные для чего-либо, обстоятельства, способствующие чему-либо.
Характер- совокупность психологических особенностей человека.
Темперамент – индив-психологические особенности личности. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сила воли – способность человека, добиваться поставленных целей.
4. Деятельность человека, ее основные виды – активность, в ходе которой происходит изменение окр.среды
Структура: цель-средства-действия-результат
Структура: субъект; объект
Мотив – побуждение к деятельности (неудовлетворенные потребности, убеждения, интересы, социальные установки (семья))
Основные виды: игра, учеба, труд (+ высшая нервная (размышление), досуговая, творческая, рекреационная, познавательная)
Особенности: игра — двухплановая деятельность -условный характер и реальность; воображаемая обстановка, роли, более важен процесс, а не результат
Учеба – новое
Особенности труда: результат, получает новые знания, Полезность, умения, мастерство
Созидательная и разрушительная
Виды деятельности: практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)
Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...
... между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические ... Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности ...
Материально-производственная деятельность: материальное произ-во (производство мат.благ, произво мат.услуг(транспорт, связь)) и непроизводственная сфера (оказание нематериальных услуг, создание нематер.услуг (обр-е, здравоох-е, страх-е))
Роль деятельности: формируется, развивается личность, социализация, самореализация, удовлетворение потребностей, изменения в общ-ве.
Отличие деятельности человека от поведения животных: Ч: не приспособление, а преобразование, использование орудий труда, созданных человеком, целесообразна, целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Ж: целесообразно, но направляется инстинктом.(биологическая программа поведения)
Трудовая деятельность: цель труда – предмет труда(материал) – средства труда(чем) – технология – трудовые операции — результат
Труд –целесообразная деятельность человека, первое и основное условие человеческого существования. Труд.деятельность отличается творческим характером, но есть и монотонный труд
последствия НТП: новые требования к работнику – профессионализм, дисциплина, инициативность, быстрота реакции, скорость принятия решений; гуманизация труда – учет человеческого фактора (дегуманизация труда)
Общение –вид деятельности, отличительной чертой является активное участие обеих сторон в обмене информацией. Коммуникация – передача информации субъектом объекту, нет обратной связи(телефонистка – объект).
Формы: Диалог, монолог, реплики
Виды общения: между реальными субъектами; с реальным субъектом и иллюзорным партнером (с животным); реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний голос); воображаемых партнеров (актеры)
Общение – обмен между людьми результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями.
Функции общения: обслуживает предметную деятельность. Общение с другом, приобщение партнера к своему опыту.
Роль: важнейшая потребность человека: через общение человек получает знания, передача опыта, усвоение культурных, нравственных ценностей, люди учатся оценивать поступки; самоорганизация людей, управление группой людей, организация взаимодействия. Проявляются и формируются качества человека – принципиальность, отзывчивость, честность, доброта.
Виды общения:
— деловое: построенное на убеждающей информации, используется профессиональная лексика;
— повседневное (бытовое) :
— ритуальное: соблюдение предписанного поведения( рукопожатие, аплодисменты, представление своих спутников, говорить не перебивая)
Формы общения: речевое и неречевое (невербальное, т.е. с помощью жестов, мимики)
Культура общения (для полноценного, доброжелательного общения):
— доверие к тому с кем общаешься, уважение;
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
— учитывать интерес другого;
— уступчивость, не навязывание своей точки зрения.(не обязательно знать имя собеседника)
Деятельность и творчество
Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей.
Виды творчества: ТВ-во изобретателя, ТВ-во организатора. Научное тво-во, худож.тв-во
В основе ТВ-ва – интеллект. + воображение, мастерство, подсознание, интуиция, фантазия.
Духовная деятельность человека:
Духовно-теоретическая (создание идей, норм, теорий, идеалов, образов научных и худ.произ-й)
Дух.произ-во – произ-во дух.ценностей; сочинение музыки, поэмы, написание картины, научное открытие. Удовл-ет дух.потребности, способствует самореализации творч.личности.
Носители дух.произ-ва – актеры, художники…
Особенности дух.произ-ва: — духовное произ-во связано с материальным;
— осуществляется и профессионалами и «любителями»;
-не только для удовлетворения дух.потребностей общества, но и для самореализации создающего;
— часто есть разрыв м/у моментом создания и раскрытия значения для людей;
Духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распространение, освоение, потребление созданных духовных ценностей другими людьми)
Дух.потребление : чтение книг, слушание музыки, знакомство с творчеством художника…
удовлетв-е дух.потребностей (в познании, эстетические, самовыражение)
Особенности дух.потребления: многократное использование не ведет к износу, а наоборот, всеобщий характер потребления ; обогащается дух.мир человека; дух.потреб-е есть одновременное дух.произ-во; направленность потребления определяется общественными условиями и дух.запросами человека; необходимы материальные возможности, умения, знания;