Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность человека.
Для социологии личность выступает как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.
Социальная психология рассматривает личность в контексте разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне (взаимоотношение личности с большими социальными группами и обществом в целом), так и на уровне малых групп. Личностью не рождаются, а становятся.
«Личность — 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении».
Что личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.
Проблема личности в зарубежных психологических школах
Среди многочисленных направлений зарубежной психологии трудно найти такое, которое в большей или меньшей степени не испытало влияние психоанализа.
Рассматривая вклад психологических направлений в развитие социальной психологии, мы вкратце останавливались на концепции 3. Фрейда и его последователей. Теперь рассмотрим их взгляды более подробно, применительно к природе личности.
Основоположником психоаналитического направления является австрийский психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856—1939).
Идеи Фрейда получили широкую известность не только в психологии, но и за ее пределами и оказали влияние на такие сферы жизни, как: искусство, литература, медицина, антропология, философия.
Первоначально 3. Фрейдом была предложена топографическая модель психической организации личности. Согласно которой, структура психики включает следующие три уровня: бессознательное, предсознание, сознание. Бессознательное недоступно для осознания ни при каких условиях. Предсознательный слой может быть осознан, хотя и требует от человека значительных усилий. Сознание включает в себя ощущения и переживания, осознаваемые человеком в данный момент времени. Сознание может охватывать лишь малый процент информации, хранящейся в мозге. Фрейд считал, что поведение человека направляется побуждениями, находящимися вне сферы сознания.
В дальнейшем взгляды 3. Фрейда претерпели эволюцию и, логическим продолжением развития топографической модели психики стало создание структурной теории личности. Структура личности включает три уровня: Ид (оно), Эго (я), Супер-Эго (сверх я).
Психология рекламной деятельности 3
... поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и определения мотивов, побуждающих его ... автоматически "подсказывают" одни доводы в отношении рекламируемого товара и вытесняют из сознания другие, противоположные первым; стереотип, в отличие от "потребности вообще", обладает выраженной ...
Ид — область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных, разрушительных (Танатос).
Функционирует Ид полностью на бессознательном уровне. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — принцип удовольствия.
Эго, или «Я». Эта структура личности следует принципу реальности. Осуществляет цензуру импульсов, исходящих из Ид, на основании допустимости их по «нормам» реальности, по принципу «можно — нельзя», или поощрения — наказания. Эго связано с логическим, реалистичным мышлением, с когнитивными и интеллектуальными функциями. Эго выполняет функцию интеграции между Ид, Супер-Эго и внешним миром. Эго направляет поведение человека таким образом, чтобы не причинять вреда ни самому человеку, ни другим людям.
Супер-Эго следует принципу реальности и цензуры. Отличие этого уровня от предыдущего (Эго) состоит в том, что в основе цензуры лежат морально-этические нормы, которым следует человек. Супер — Эго формируется в результате жизни человека в обществе. В связи с воспитанием родителей и социализацией ребенка.
Супер-Эго — это то, что составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Если сравнивать Супер-Эго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой социальных установок личности.
Важная роль Супер-Эго определяется тем, что именно типом этого качества психики человека детерминируется характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-Эго, то само общество становится авторитарным. В последствии Э, Фромм повторил эту мысль, пользуясь понятием «социальный характер».
Благодаря формованию Супер-Эго внешний контроль заменяется внутренним. Эго и Супер-Эго распределены между всеми тремя этажами психики: бессознательным, предсознанием, сознанием.
Личность не является статическим образованием, ее развитие представлено сменяющими друг друга фазами психосексуального развития. Смена которых биологически обусловлена, происходит в строго определенной последовательности и является универсальной для всех людей, независимо от специфики культурной среды.
Фрейд выделил четыре последовательно сменяющихся стадии прегенетального (предшествующих половому созреванию) развития:
В оральная (с момента рождения до года) — данная стадия характеризуется тем, что главным средством удовлетворения потребности ребенка являются губы и язык, способом получения удовлетворения является сосание, а объектом — материнская грудь. В этом возрасте закладываются отношения доверия-недоверия по отношению к другим людям и миру вообще;
■ анальная стадия длится с 9 месяцев до 3 лет, на этой стадии родители обучают ребенка контролировать мочевой пузырь и сфинктер. Способ, которым ребенка приучают к туалету, оказывает влияние на особенности дальнейшего личностного развития человека. В этой стадии закладываются основы самоконтроля и саморегуляции,
■ фаллическая фаза охватывает временной промежуток от 3 до 6 лет. Термин «фаллическая фаза» в психоанализе имеет как анатомическое, так и символическое значение. Анатомически он означает для мужчин пенис, а для женщин — клитор. Символически описывает такие личностные черты, как сила, убедительность, агрессия, потенция.
З. Фрейд о структуре личности
... на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики личности человека согласно Фрейду вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (неосознаваемых) и ... ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии. Основная ...
На этой фазе развитие мальчиков и девочек расходится. Происходит формирование Сверх-Я и завершается идентификация с родителем того же пола, что и ребенок;
■ латентная стадия длится с 6 до 12—13 лет. Она характеризуется относительным затишьем, во время которого происходят гормональные и соматические изменения. Энергия в этот период направлена на такие виды деятельности, которые непосредственно не связаны с сексуальностью (интеллектуальные занятия, спорт, игры).
Латентный период представляет собой время подготовки и перехода к взрослению и последней — генитальной стадии психосексуального развития;
■ для генитальной стадии характерна повышенная сексуальная активность. Гармоничное психосексуальное развитие приводит к формированию генитального характера. Для личности с таким характером свойственно умение откладывать удовлетворение, адекватно сублимировать бессознательные импульсы, активно подходить к решению жизненных проблем.
Как уже отмечалось, Фрейд полагал, что человек находится в конфликте с обществом. С одной стороны, человеческим поведением движет желание к наслаждениям, а с другой — действуют запреты со стороны общества.
В то же время он признавал необходимость цивилизации для того, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд так же считал, что для понимания личности, необходимо обращаться к особенностям такой первичной группы, как семья.
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.
Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. При этом в качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, и даже просто идея.
Важное значение в объяснении поведения людей в группах, имеет понятие «либидо». Этим термином Фрейд называл энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом «любовь»: половое влечение, себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба и всеобщее человеколюбие, а также преданность конкретным предметам и абстрактным идеалам.
Фрейд считал, что либидо связывает людей в единую массу. А в случае ослабления либидонозной структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника.
Не менее важной категорией у Фрейда является понятие группового нарциссизма. Сам он определял его как «выражение любви к себе», которая проявляется, в частности, «в открытой антипатии и отвращении к чужим». Признавая, что «мы не знаем, почему …» это происходит, Фрейд, тем не менее, полагал, что групповой нарциссизм является причиной неизбежной враждебности между народами. А если чувство агрессивности не находит внешнего врага, оно становится разрушительной силой внутри общества, порождая гражданские войны.
Теория личности Зигмунда Фрейда
... Оно», «По ту сторону удовольствия» Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трёх основных компонентов: ... жизненной идеей, потому что возвращение к ранним воспоминаниям жизни постоянно блокировалось сопротивлением и переносом. Гипноз и ... которой Фрейд определил секс таким необычным образом, был тот очевидный факт, что сексуальные усилия взрослых людей не ...
В конечном итоге, Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «…разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», и инстинкт смерти (Танатос), являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации».
Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергию, имеющую сексуальное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохранения человеческого вида м цивилизации. На вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не дал.
Социально-психологические взгляды Фрейда нашли отражение во многих его работах, но наиболее значительными среди них можно назвать серию статей под общим названием «Тотем и табу», «Групповая психология и анализ Эго», «Цивилизация и ее болезни».
Многие последователи Зигмунда Фрейда — неофрейдисты, среди факторов развития личности отдавали приоритет культурным и социальным детерминантам перед биологическими.
Альфред Адлер(1870—1937).
А. Адлера нельзя назвать неофрейдистом в полном смысле этого слова, так как он никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. Свою теорию А. Адлер назвал «индивидуальной психологией», что выражало
взгляды А. Адлера на природу человека. «Individuum» в переводе с латыни означает «неделимый», то есть А. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом.
А. Адлер признавал значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, но вместе с тем, он настаивал на том, что человек это нечто большее, чем только продукт этих двух факторов влияния.
По мнению А. Адлера, люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, фантазию, мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
По мнению А. Адлера, поведение человека всегда зависит от его мнения о самом себе и об окружении. По сути дела люди живут в ими же созданном мире.
Вместе с тем А. Адлер полагал, что правильное постижение человеческой природы возможно только с учетом социального контекста. Суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.
Центральными понятиями для А. Адлера являются стиль жизни и социальный интерес. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний. А социальный интерес отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Для развития социального интереса необходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое значение на развитие социального интереса оказывают члены семьи и прежде всего мать.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В целом, поведение матери служит ролевой моделью для ребенка.
Социальный интерес в концепции А. Адлера выступает основным критерием психического здоровья человека. Другими словами, жизнь каждого человека ценна в той мере, в которой она (жизнь) способствует повышению ценности жизни других людей. Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благополучию других людей.
У людей с психическими проблемами, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Им свойственен эгоцентризм, борьба за личное превосходство, главенство над другими, отсутствие четких социальных целей. Такие люди живут преимущественно своими интересами и поглощены самозащитой.
Социальный интерес определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.
Стиль жизни включает в себя неповторимое соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности определяют неповторимую картину существования человека.
Эрик Эриксон(1902—1994), развивая идеи 3. Фрейда, пришел к следующему пониманию функционирования личности.
По мнению Э. Эриксона, основу поведения и функционирования человека составляет сознание — Эго. Эго представляет собой автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Развитие Ид и инстинктов идет параллельно. Подобный взгляд, получивший название эго-психологии, значительно отличался от ортодоксального психоанализа 3. Фрейда.
По мнению Эриксона, Эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Другое отличие между подходами 3. Фрейда и Э. Эриксона заключается в анализе детско-родительских отношений и роли культуры, в которой живет семья. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, а Эриксон акцентировал внимание на исторических условиях, в которых формируется сознание ребенка.
З.Фрейд ограничивался анализом влияния ранних детских переживаний на развитие личности, не уделяя внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. Концепция Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство человека от младенчества до зрелости и старости.
Ключевое различие между подходами Фрейда и Эриксона состоит во взглядах на природу и разрешение психосесуальных конфликтов. Фрейд стремился раскрыть особенности влияния на личность неосознаваемой стороны психической жизни, а Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности.
Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
... именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает ... удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии ...
Эрих Фромм(1900—1980) стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования психики. Он утверждал, в частности,
что поведение человека может быть понято только в контексте влияний культуры, существующих в данный момент истории.
Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными социальными ролями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. Чем больше у человека свободы, тем сильнее желание «бегства от свободы». Э. Фромм описывает стратегии такого бегства. Это авторитаризм, деструктивность, абсолютное подчинение традициям общества.
Одно из центральных понятий в концепции Э. Фромма — понятие «отчуждение». Под отчуждением Э. Фромм, понимал такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Человек становится словно отстраненным от самого себя. Перестает чувствовать себя центром своего мира.
По мнению Э. Фромма, отчуждение охватило большую часть современного общества. Оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним, к самому себе.
Отчужденная личность лишается большей части чувства собственного достоинства. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единым и неповторимым.
«Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта ее опыта, ее мыслей, ее чувств, ее решений, ее суждений, ее действий. Оно предполагает, что переживания индивида является его собственным, а не отчужденным. У вещей нет своего «Я», поэтому и люди, ставшие вещами, не могут иметь чувство «Я».
Причиной отчуждения являются условия современной жизни. В частности рутинизация и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования.
Важность культурных и социальных влияний на личность подчеркивала Карен Хорни(1885-1952).
Ей принадлежит создание социокультурной теории личности. Карен Хорни разделяла мнение Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и личности взрослого. По мнению Хорни, наиболее важными потребностями детства являются потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные биологические нужды. Главной является потребность в безопасности. Которая удовлетворяется, если ребенок чувствует любовь и тепло в отношениях с родителями. Результатом удовлетворения потребности в безопасности является формирование здоровой личности.
Если потребность в безопасности фрустрируется, у ребенка формируется установка базальной враждебности. Базальная тревога выражается в ощущении отсутствия безопасности. Поведение ребенка направляется чувствами беспомощности и страха. Отношения родителей с ребенком влияют на всю последующую жизнь ребенка.
В случае сформированности базальной тревоги человек следует одной из трех стратегий поведения, призванных ослабить чувство тревоги. К. Хорни выделила три ориентации:
Ш ориентация на людей (уступчивый тип), предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человек руководствуется принципом: «Если я уступлю, то меня не тронут»;
Особенности психического развития личности взрослого человека
... годы своей жизни, состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи ... по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, ...
■ ориентация от людей (обособленный тип), для таких людей характерна установка не дать себя увлечь, о чем бы ни шла речь, людям свойственно стремление к уединенности, самодостаточности, независимости, Такие люди следуют принципу: «Мне все равно»;
■ ориентация против людей (враждебный тип), поведение этих людей направлено на достижение контроля и власти над другими, такие люди следуют принципу: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Бихевиоризм.В данном направлении, проблематика личности раскрывается через понятие «поведение». С точки зрения бихевиоризма изучать следует поведение, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул-реакция (S-R)» и соответствующее подкрепление. Поэтому личность для бихевиористов стала представляться как «репертуар поведения», и главная цель виделась не столько в понимании внутренней природы личности, сколько в разработке технологии управления поведением человека. Наиболее полно этот аспект бихевиоризма был развит Бэрресом Фредериком Скиннером(1904-1990).
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом. Влияние его работ выходило далеко за пределы профессиональной психологии. По результатам опроса преподавателей университетов США Скиннер был назван самой выдающейся фигурой в современной психологии. Вместе с тем его взгляды подвергались жесткой критики.
Довольно часто можно встретить утверждение, что бихевиористы вообще и Б. Скиннер в частности считают сферы сознания и бессознательного не заслуживающими внимания. Мнение это весьма поверхностное и ошибочное.
Конечно, Б. Скиннер был последовательным и радикальным бихевиористом. И он прямо указывал на то, что его больше интересует поведение, а в самой сфере поведения, возможность управления этим поведением.
Но вместе с тем Б. Скиннер считал, что проблемы сознания и бессознательного настолько серьезны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с внешними проявлениями в виде поведенческих реакций.
Личность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведенческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реакция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта и генетической истории.Указание на влияние генетических факторов подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведения и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.
С другой стороны, Б. Скиннера критиковали за то, что его подход может дать ключи к управлению поведением человека в руки тиранов. На это Скиннер отвечал: «…мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления…»
Важное место в теории Б. Скиннера отводится такому понятию, как «объяснительные фикции». Под которыми понимаются функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Примерами таких объяснительных фикций могут быть: свобода, достоинство, творчество, автономный человек.
Например, творчество,каким бы спонтанным оно не казалось самому творцу, тем не менее, является обусловленным внешними условиями и внутренними потребностями, которые, в свою очередь, зависят от предыдущего опыта и генетической истории.
Или достоинство,определяется не самостоятельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под влиянием критериев того социума, к которому принадлежит человек.
Гуманистическая психология.Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Ее возникновение было связано с гуманистической психологией, имеют работы А. Маслоу и К. Роджерса.
А. Маслоу(1908—1970).
Одним из центральных понятий в концепции А. Маслоу является понятие «самоактуализации». Под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»
И далее он добавлял: «Я представляю себе самоактуализурую-щегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями».84
Маслоу, критикуя 3. Фрейда, считал, что изучать надо не невротиков, а наиболее душевно здоровых людей. Тех, кто в понимании А. Маслоу достиг самоактуализации. То есть достиг более оптимального и эффективного уровня функционирования, чем средние люди. Противоречивость концепции А. Маслоу проявлялась в том, что объективные выводы из его методологических и теоретических положений не соответствовали гуманистическим принципам, на которые Маслоу искренне претендовал. С одной стороны, А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом», и что смысл развития человека заключается в актуализации этой природы.
Но из этого вывода следует, что самоактуализация является биологически обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».
Противоречивой является и известная концепция потребностей, предложенная А. Маслоу. Согласно Маслоу все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень представлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потребности, как голод, жажда, потребность во сне и т.д. Далее потребности располагаются следующим образом:
■ потребности в безопасности (стабильность, порядок);
■ потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
■ потребность в уважении (самоуважение, признание); Ш потребность в самоактуализации (или самоосуществлении, как полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей).
Потребности всех уровней генетически обусловлены.
Таким образом, согласно данной классификации потребностей высшая природа человека опирается на низшую и без этой основы терпит неудачу.
Данная концепция, как уже говорилось, является очень популярной и распространенной. Причины этой популярности в ее простоте и в отсутствии противоречия житейскому здравому смыслу: «Прежде чем заниматься творчеством, надо утолить чувство голода».
Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи
... я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических ... Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и ... смерти. Затем постараюсь показать на литературных примерах отношение к смерти людей, живших в разные культурные эпохи: Древние времена ...
Несостоятельность концепции становится очевидной при включении в сферу исследования более широкого круга исторических ситуаций и расширения исследуемой выборки — людей, которые подвергались исследованиям.
Так, группа людей, исследовавшаяся А. Маслоу, состояла из восемнадцати человек: девяти современников и девяти исторических личностей. И включала с себя: Авраама Линкольна, Томаса Джефферсо-на, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли, Баруха Спинозы. Все эти люди были материально обеспеченные и связанные по роду своих занятий с познавательной и творческой деятельностью.
Между тем история знает много примеров, когда люди терпели тяжелые лишения, но тем не менее продолжали заниматься творчеством.
Вместе с тем, описанный А. Маслоу механизм пробуждения «высших» потребностей по мере удовлетворения «фундаментальных» вполне реален. Просто не следует абсолютизировать данную концепцию для всех людей и для всего многообразия жизненных ситуаций.
Карл Рэнсом Роджерс(1902—1987).
К. Роджерс так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
К. Роджерс являлся практикующим психологом — консультантом, по специфики своей профессиональной деятельности ему приходилось общаться с невротиками, встречаться с такими человеческими характеристиками, как зло и страх, деструктивное отношение к себе, антисоциальность и другими видами деструктивного поведения. Тем не менее К. Роджерс оставался убежден, что по своей глубинной сути человек добр.
Одним из фундаментальных понятий подхода К. Роджерса является понятие «Я — концепция». Я — концепция это совокупность
представлений человека о самом себе в данный момент времени и желаемое состояние в будущем — Я — идеальное.
Это представление о самом себе и определяет поведение человека в тех или иных ситуациях. Формирование Я — концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.
Таким образом, можно утверждать, что содержание Я — концепции является результатом процесса социализации. Что объясняет важность вопроса о оптимальных условиях для ее формирования.
Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии
Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии. Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.
Социально-психологическая проблематика с позиций культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского(1896—1934).
Концепция Л.С. Выготского названа «культурно-исторической», потому, что, по мнению ее создателя, разгадка человеческой психики кроется не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях.
Поэтому Л.С. Выготский называл свою психологию либо «исторической», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психологии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы. Либо «культурной», потому, что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, — в организме культуры, в ее теле, а не в органическом теле индивида.
В трудах Л.С. Выготского нет завершенной концепции личности. Однако содержатся основополагающие идеи для развития таковой.
По мнению Л.С. Выготского, основной особенностью психических свойств человека является их опосредованный характер. Чтобы понять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно-логическое мышление, речь), надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой.
Эта функция опосредования выполняется знаками, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерми-
нация. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки культуры — это также орудия, но особые, психологические. Они изменяют не внешний материальный мир, а психику человека. Сперва эти знаки используются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним. Переход извне во внутрь был назван интериоризацией. Благодаря этому и происходит развитие высших психических функций.
Культурное развитие выступает как основное условие развитие личности. «Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое».85
И далее: «Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».86
Для социологии личность выступает как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной… Социальная психология рассматривает личность в контексте разнообразных… «Личность — 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в…
Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений.
Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский(1874—1917) и его ученик, и последователь Владимир Николаевич Мясищев(1893—1973).
По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзо-психические.
Эндопсихика— это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это — внутренний механизм человеческой личности.
Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может, так или иначе, относиться». Это — природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.
А.Ф. Лазурский, работая над классификацией личностей (его незавершенный труд так и назывался «Классификация личностей»), вы-
делил ряд характеристик отношений или, по терминологии самого А.Ф. Лазурского, «сторон» отношений.
По его мнению таких сторон существует семь, и они являются базовыми характеристиками отношений.
К ним относятся:
■ модальность отношений — согласно данному критерию отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;
■ степень интенсивности отношений;
■ качественные особенности отношений;
■ уровень развития и дифференцированное отношений;
■ степень сознательности отношений;
■ степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В.Н. Мясищевым, данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);
■ широта или объем отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.
Разработку концепции психологии отношений продолжил В.Н. Мя-сищев.
Он разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точки зрения: «…система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности».
Не отрицая для формирования личности значение деятельностей, которые выполняет человек, В.Н. Мясищев указывал на то, что сама по себе она (деятельность) может оказаться нейтральной для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности. Если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.
По его мнению «дефектные» отношения, в которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.
Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности.
Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:
■ уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;
■ сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
■ избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.
По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений).
Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность.
В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств. В.Н. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены: степень устойчивости; базовый характер; произ-водность от базовых отношений; доминантность; эмоциональность; степень обобщенности; принципиальность; степень активности; уровень сознательности.
Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.
Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым(1927—1989).
По мнению Б.Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.
Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».90
В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это — личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т. д. и т. п. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека. Характеристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующеесвойство личности, определяющее ее психологический склад. Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Б.Ф. Ломова о субъективных отношениях.
Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них.
В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношениями. Система этих отношений составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство,каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).
Субъективность отношений означает принадлежность их общественному субъекту. Они выступают как способ включения личности в объективно развивающиеся общественные отношения.
Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности».
Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая, как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.
Комплексный подход к изучению личности.Данный подход был сформулирован Борисом Герасимовичем Ананьевым(1907— 1972).
Анализируя особенности современного научного знания о человеке, Б.Г. Ананьев отметил, что проблема человека становится обшей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта.
Выраженность социально-психологической составляющей повышается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной).
Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Б.Г. Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:
■ «статус личности»,то есть ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);
■ общественные функции,осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
■ мотивацияее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
■ мировоззрениеи вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности».92
Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.
При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выступает одним из наиболее выраженных. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она — объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения — носитель нравственного сознания».
Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.
Б.Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:
■субординационномуили иерархическому,при котором более сложные или более общие социальные свойства личности
подчиняют себе более элементарные и частные социальные и
психофизиологические свойства;
■ координационному,при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.
Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Б.Г. Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.
По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил… Эндопсихика— это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых… Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком…
Деятельностный подход к психологии личности.
Данный подход был разработан Алексеем Николаевичем Леонтьевым(1903—1979).
Этот подход является одним из методологических оснований отечественной социальной психологии личности.
Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях…».
Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность.
Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Для понимания структуры личности важной представляется мысль А.Н. Леонтьева об иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.
Анализ строения деятельности А.Н. Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологичность понимания личности.
А.Н. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели.
Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А.Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.
«Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности». Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности, позволили А.Н. Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений, в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность), сознание и самосознание в когнитивной сфере. В сознании происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними.
В концепции А.Н. Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность».
Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского.
Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность этих категорий вынесена в название его книги «Личность. Деятельность. Коллектив». Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему: межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.
Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций деятельностного подхода, в концепции А.В. Петровского определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития — от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности».
А.В. Петровским и его учениками был проделан анализ ряда социально-психологических феноменов: мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, референтности, самочувствия личности в группе, самочувствия группы, самооценка, ожидаемая оценка, лидерство, коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, совместимость, феномен возложения ответственности.
Субъектами всех этих феноменов являются группа и личность. Анализ сложных отношений личности и группы привел А.В. Петровского к важному для социальной психологии личности выводу.
«Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».
Выделение главного в личности явилось основанием для обозначения своей концепции личности, как концепции личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.
Структурно-динамический подход в психологии личности.Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина — на структуру личности.
В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.
А.Г. Ковалевпредложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности.
Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.
В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.’01
Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К.К. Платонова.Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности.Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.
К.К. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:
■ отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
■ внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
■ особый для каждой из подструктур вид ее формирования; ,
■ объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.
На основании этих критериев К.К. Платонов дает целостную картину личности.
Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью.
Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура — это направленность личности.
Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.
Вторая подструктура — опыт.Его составляющие — привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения.
Третья подструктура — индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствамиличности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.
Четвертая подструктура — биопсихические свойства.В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки/
Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности.
Первая подструктура — это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.
Очень важной является мысль К.К. Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны. По его мнению они постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности.
Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б.Д. Парыгина.Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности.
Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору.
Вводится новое понятие — психический настрой. Под статической структурой Б.Д. Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индиви-
В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. «Под динамической структурой личности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов И структурных пластов в психике индивида».
В концепции Б.Д. Парыгина представлена развернутая характеристика элементов той или иной структуры. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются:
■ свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей;
■ социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям;
■ индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности.
Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания.
Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. В динамической структуре личности Б.Д. Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний — интроспективный, и внешний — поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают:
■ структура вербального поведения;
■ структура невербального поведения;
■ структура внутреннего состояния;
■ структура невербального психического состояния. Динамическая и статическая структуры личности могут находиться
в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур.
Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Б.Д. Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена-духовный потенциал личности и
социально-психологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.
Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его… Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности,… Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не…
Социально-психологическая характеристика личности
Поиск специфики предмета социальной психологии личности как особой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения общепсихологического, социологического и социально психологического подходов к пониманию личности.
Наиболее четко эти представления сформулированы Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, Е.В. Шороховой. Так, по мнению Г.М. Андреевой,«Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретныхгруппах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группахона реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)».
Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить «каким образом сформировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявляются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования личности…»
Для социальной психологии основным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой. Прежде всего надо выяснить через какие группы осуществляется влияние общества на личность. Что делает понятным проблематику социализацииличности.
С другой стороны, социальную психологию интересует результат взаимодействий личности и группы. Это проблема социальной установки.
К.К. Платонов,указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение
личности: «Личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания».
По мнению Е. С. Кузьмина,социальная психология осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности, интегрируя на основе данных конкретно-научных исследований, изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений.
Определенную эволюцию на предмет социальной психологии личности претерпели взгляды Б.Д. Парыгина.
В 1971 г. в книге «Основы социально-психологической теории» он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого».
В 1999 г. Б.Д. Парыгин вводит новое дополнение в исследования социальной психологии личности. Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследование «предполагает соотношение всех психических сил и возможностей личности, ее духовно-нравственного потенциала с ее же психологической готовностью дать адекватный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социально-психологического видения путей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и времени».
Согласно мнению Е.В. Шороховойв основе социально-психологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности. Как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. Е.В. Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования.
В качестве таких объектов выделены:
■ общественно-историческая детерминация личности и ее поведения;
■ психический склад личности;
■ социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;
■ становление духовного мира человека;
■ черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социально-психологические черты личности);
■ социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности;
■ ценностные ориентации;
■ ролевые функции;
■ жизненная позиция личности;
■ закономерности проявления и формирования общественной активности личности;
■ проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;
■ самовоспитание личности.
Главным в этом перечне является фактор социальности, который существует и проявляется в разных формах.
Таков, далеко не полный, перечень отечественных социально-психологических концепций личности.
Наиболее четко эти представления сформулированы Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, Е.В. Шороховой. Так, по мнению… Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить… Для социальной психологии основным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.…
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие социализации
Истоки современных теорий социализации, по мнению многих авторов, находятся в трудах французского социолога Габриэля Тарда,считавшего, что основа социальной жизни — усвоение индивидуальными сознаниями существующих верований, убеждений.
Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрестанное взаимное влияние. Основным механизмом такого взаимодействия (или социализации) Г. Тард провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.
Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса,который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно сознательному плану». Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других элементов «общественного организма» и носят воспитательную направленность.
В социальную психологию, понятие «социализация» было введено в 40—50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманоми др.
В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией, широко используется в социологии, педагогике, социальной педагогике, философии.
В самом общем виде его определяют как «…влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
Г.М. Андрееваопределяет социализацию следующим образом: «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоениеиндивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны…, процесс активного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. …человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».
А. В. Мудрик,автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества».
В словаре по психологии социализация определяется как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».
Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я»,… Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем… В социальную психологию, понятие «социализация» было введено в 40—50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманоми др.
Механизмы социализации
Под механизмами социализации понимают совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов. Социализация осуществляется при помощи нескольких механизмов:
■ имитация— осознанное стремление копировать определенную модель поведения. На этапе первичной социализации образцами для подражания, как правило, становятся родители, на этапе вторичной — значимые другие;
■ идентификация— отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации может служить полоролевая типизация. Суть которой состоит в приобретении индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
■ подкрепление— поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие — нет;
■ интериоризация— процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я»;
■ экстериоризация— вынесение вовне результатов умственных действий. Интериоризация и экстериоризация являются универсальными механизмами социализации;
■ подражание— сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей;
■ проекция— приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт у самого себя. Данный механизм позволяет сохранить самоуважение и оправдать многие свои поступки за счет обращения отрицательных эмоций на других;
■ стыд— переживание возможного разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
■ чувство вины— переживание возможного разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.
Таковы некоторые из механизмов социализации, позволяющие человеку адаптироваться к внешнему миру и к самому себе.
■ имитация— осознанное стремление копировать определенную модель поведения. На этапе первичной социализации образцами для подражания, как… ■ идентификация— отождествление индивида с некоторыми людьми или… ■ подкрепление— поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных…
Стадии социализации.
Первичная и вторичная социализация
В самом общем виде можно выделить две основные стадии социализации: первичную и вторичную.Но сам набор средств воздействия можно свести к нормам, ценностям, знакам. То есть общество через посредство больших и малых групп передает формирующейся личности некоторую систему норм и ценностей. А осуществляется это посредством знаков.
Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, называются институтами социализации.
Первичная социализация (наиболее значимый и насыщенный этап) предполагает усвоение социальных норм, ценностей и моделей поведения, вхождение в культуру.
Основные задачи человека на стадии первичной социализации:
■ освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;
■ подготовиться к экономически самостоятельной жизни;
■ самоопределиться в профессиональной сфере;
■ найти друзей и любимого человека.
Результаты этой стадии социализации определяют весь ход дальнейшей жизни и развития человека. И хотя личностные качества, сформированные в это время, поддаются в дальнейшем некоторым изменениям и коррекции, однако кардинальных изменений заложенного добиться бывает очень сложно.
Вторичная социализация — последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека; дальнейшие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей,
моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации.
Можно выделить ряд качественных различий первичной и вторичной социализации:
■ социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация формирует и корректирует базовые ценностные ориентации, отношения и установки;
■ взрослые могут оценивать нормы и, в зависимости от своей оценки, принимать или не принимать их, дети же способны только усваивать нормы;
■ социализация взрослых часто предполагает понимание относительности и условности принятых норм, правил и ценностей;
■ социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными новыми навыками, необходимыми для жизнедеятельности (причем зачастую конкретного характера, например профессиональными);
■ у детей же социализация формирует главным образом основу поведения.
Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, называются институтами социализации. Первичная социализация (наиболее значимый и насыщенный этап) предполагает… Основные задачи человека на стадии первичной социализации:
Факторы социализации
Всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществляется социализация, можно разделить на три группы:
■ микрофакторы(семья, школа, внешкольные объединения, неформальные объединения);
■ мезафакторы(этнокультурные условия, тип поселения, в котором живет и развивается человек, средства массовой коммуникации);
■ макрофакторы(общество, государство, планета в целом).
В ряде концепций семья рассматривается как важнейший институт социализации. В семье происходит формирование первых навыков взаимодействия, осваивание первых социальных ролей, формирование черт маскулинности и фемининности,то есть мужественности и женственности.
Формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.
Вместе с тем семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и
изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т. д.).
Не менее значимым фактором социализации является школа. Помимо того, что в школе дается систематическое образование, она, в той или иной мере, готовит человека к жизни в обществе. Школа, по сравнению с семьей, гораздо в большей мере зависит от общества и государства. Правда, эта зависимость сильно различается в тоталитарных и демократических государствах. Но в любом случае, в школе закладываются первичные представления человеку как гражданину, что может как способствовать, так и препятствовать его дальнейшему вхождению в гражданскую жизнь.
По мере увеличения времени, проводимого детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает значение общества сверстников,которое может значительно перевешивать влияние как родителей, так и учителей.
К этому следует добавить, что общество сверстников очень неоднородно. Оно может направляться взрослыми (различные внешкольные коллективы и организации), а может представлять стихийные и неформальные сообщества.
Своеобразную конкуренцию школе представляют средства массовой коммуникации(печать, радио, телевидение, компьютерные сети).
Их роль и значение быстро возрастают
Некоторые из них (печать, телевидение) сравнительно легко поддаются планированию и контролю. Другие (интернет) гораздо в меньшей степени.
Оказывает влияние на процессы социализации и принадлежность к тому или иному этносу.Этнос — это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований».
Этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы. Формирование этносов происходит на протяжении длительного времени (веков и тысячелетий) под влиянием совокупности целого ряда факторов (особенности природно-географической среды, экономические, религиозные, социальные и другие).
Для каждого этноса характерен определенный духовный склад — менталитет.Который формируется в специфических социокультурных условиях жизни народа и является значимым фактором социализации.
По мнению А.В. Петровского, «Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые отличают одну общность от другой. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества».
И далее, он приводит следующий пример: «Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта — от итал. «мщение») — это бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданием окружающих».
Значимым фактором социализации является и тип поселения. Очевидно, что процесс социализации будет проходить не одинаково в мегаполисе или маленьком таежном поселке.
■ микрофакторы(семья, школа, внешкольные объединения, неформальные объединения); ■ мезафакторы(этнокультурные условия, тип поселения, в котором живет и… ■ макрофакторы(общество, государство, планета в целом).
Сферы социализации личности
Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения социальных связей индивида с внешним миром.
В сфере деятельности происходит расширение ее «набора», т. е. освоение человеком все новых видов деятельностей, выделение их наиболее значимых аспектов, личностный выбор и сосредоточение внимания на нем.
Общение также рассматривается со стороны его расширения и углубления, что объясняется тесной связью деятельности и общения.
Расширение общенияможно понимать, как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Углубление общения— это переход от монологического общения к диалогическому, то есть умение ориентироваться на партнера по общению, более точно его воспринимать.
Третья сфера социализации — это развитие самосознания. То есть в процессе социализации происходит становление образа «Я» человека, осмысление им своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса, формирование самооценки.
Образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный(знание себя), эмоциональный(оценка себя), поведенческий(отношение к себе).
Вместе с тем самосознание может быть представлено ни как простой перечень характеристик, а как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности.
Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — процесс контролируемый. Определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения социальных связей индивида с внешним миром. В сфере деятельности происходит расширение ее «набора», т. е. освоение… Общение также рассматривается со стороны его расширения и углубления, что объясняется тесной связью деятельности и…
Психологическая адаптация
С понятием «социализация» тесно связано понятие «социально-психологической адаптации»
Под которым понимается приобретение людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями. При этом под статусом понимается положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Статус не является постоянной характеристикой личности и может варьировать в разных группах.
Социально-психологическая адаптация является составным элементом механизма социализации, протекающей как совокупность адаптации к разнообразным жизненным ситуациям.
Каждая адаптация обогащает опыт человека, делает его более социализированным, что в последующем облегчает дальнейшую адаптацию. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменившейся) социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда — воспроизведения.
Для человека положительными результатами социально-психологической адаптации являются:
■ возможность выживания и удовлетворения своих социальных и биологических потребностей;
■ приведение их в соответствие с социальными требованиями в результате формирования необходимых средств общения и поведения в целом.
Показателями достижения этих результатов могут быть:
1) высокий социальный статус человека в социальной среде;
2) психологическая удовлетворенность этим статусом, социальной средой в целом и ее наиболее значимыми для него элементами, например работой.
Для общества значимость социальной адаптации заключается в получении возможности воспроизведения своей социальной структуры.
Критерии социально-психологической адаптации.Об уровне социально-психологической адаптации личности свидетельствуют как объективные, так и субъективные критерии.
Объективными критериямиявляются:
■ продуктивность деятельности;
■ реальное положение в коллективе;
■ авторитет как социальная реальность, отражающая устойчивое принятие членами группы приоритета личности в какой-либо деятельности.
Субъективными:
■ удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная) различными аспектами пребывания в новой или изменившейся социальной среде;
■ положительное отношение к различным аспектам деятельности и общения и к себе самой.
Виды социально-психологической адаптации.Для успешной адаптации в изменившейся социальной среде человеку, как правило, необходимо проявлять такие личностные качества, как активность усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие события.
Важнейшие признаки социальной активности — сильное и устойчивое (а не ситуативное) стремление влиять на социальные процессы; реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать или, напротив, сохранить и укрепить существующий социальный порядок, его формы и стороны.
В зависимости от уровня социально активной личности можно выделить два вида социально-психологической адаптации: активную и пассивную.
Активная социально-психологическая адаптация имеет место тогда, когда человек стремится воздействовать на социальную среду, с тем чтобы изменить в ней то, что его по каким-либо причинам не устраивает.
Пассивная адаптация заключается в отсутствии стремления к такому взаимодействию и изменениям.
Поскольку человек не всегда адаптируется к условиям социальной среды, которые изменились не по его воле, а иногда сам меняет их (переезжает в другую страну, переходит на другое место работы, создает семью и т. д.), то можно выделить два вида социально-психологической адаптации по этому признаку: добровольную и вынужденную.
Добровольная адаптация имеет место тогда, когда новые ценности и способы действия, которые предлагает среда, не противоречат системе ценностей личности:
■ нормы и ценности социальной среды вписываются в систему самых значимых интересов и потребностей личности или даже создают более благоприятные условия для их реализации;
■ ценностные ориентации, нормы поведения, ранее свойственные личности изменяются в новых условиях без особого напряжения.
При вынужденной адаптации направления и методы преобразований не соответствуют представлениям и установкам личности:
■ не принимая нового, личность пытается изменить требования среды, но они оказываются безуспешными, и, как следствие, ей приходится подчиниться;
■ индивид подчиняется, не пытаясь, что-либо изменить;
■ новые способы социального поведения менее, чем прежние, соответствуют качествам личности, но он вынужден использовать их, чтобы выжить.
Противоположностью процесса адаптации является процесс дезадаптации.
Суть данного процесса состоит в том, что развитие внутрипсихических процессов и поведения приводит не к разрешению проблем, а к усилению трудностей личности.
Дезадаптация может быть патологической и непатологической. При патологической дезадапации деструктивные изменения психических функций и поведения, становится труднобратимыми.
.
Под которым понимается приобретение людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими… Социально-психологическая адаптация является составным элементом механизма… Каждая адаптация обогащает опыт человека, делает его более социализированным, что в последующем облегчает дальнейшую…