Понятие структуры личности в советской и зарубежной психологии

Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, кото­рые обусловливают социально значимое поведение и деятельность человека.

Для социологии личность выступает как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.

Социальная психология рассматривает личность в контексте раз­нообразных социальных связей и включенности в различные соци­альные группы как на макроуровне (взаимоотношение личности с большими социальными группами и обществом в целом), так и на уровне малых групп. Личнос­тью не рождаются, а становятся.

«Личность — 1) индивид как субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирую­щееся в совместной деятельности и общении».

Что личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.

Проблема личности в зарубежных психологических школах

Среди многочисленных направлений зарубежной психологии труд­но найти такое, которое в большей или меньшей степени не испытало влияние психоанализа.

Рассматривая вклад психологических направлений в развитие со­циальной психологии, мы вкратце останавливались на концепции 3. Фрейда и его последователей. Теперь рассмотрим их взгляды бо­лее подробно, применительно к природе личности.

Основоположником психоаналитического направления является австрийский психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856—1939).

Идеи Фрей­да получили широкую известность не только в психологии, но и за ее пределами и оказали влияние на такие сферы жизни, как: искусство, литература, медицина, антропология, философия.

Первоначально 3. Фрейдом была предложена топографическая модель психической организации личности. Согласно которой, струк­тура психики включает следующие три уровня: бессознательное, предсознание, сознание. Бессознательное недоступно для осознания ни при каких условиях. Предсознательный слой может быть осознан, хотя и требует от человека значительных усилий. Сознание включает в себя ощущения и переживания, осознаваемые человеком в данный момент времени. Сознание может охватывать лишь малый процент информа­ции, хранящейся в мозге. Фрейд считал, что поведение человека на­правляется побуждениями, находящимися вне сферы сознания.

В дальнейшем взгляды 3. Фрейда претерпели эволюцию и, логи­ческим продолжением развития топографической модели психики стало создание структурной теории личности. Структура личности включает три уровня: Ид (оно), Эго (я), Супер-Эго (сверх я).

4 стр., 1922 слов

Психология рекламной деятельности 3

... поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и определения мотивов, побуждающих его ... автоматически "подсказывают" одни доводы в отношении рекламируемого товара и вытесняют из сознания другие, противоположные первым; стереотип, в отличие от "потребности вообще", обладает выраженной ...

Ид — область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных, разрушительных (Танатос).

Функционирует Ид полностью на бессоз­нательном уровне. Ид выражает первичный принцип всей человечес­кой жизни — принцип удовольствия.

Эго, или «Я». Эта структура личности следует принципу реальнос­ти. Осуществляет цензуру импульсов, исходящих из Ид, на основании допустимости их по «нормам» реальности, по принципу «можно — нельзя», или поощрения — наказания. Эго связано с логическим, реа­листичным мышлением, с когнитивными и интеллектуальными функ­циями. Эго выполняет функцию интеграции между Ид, Супер-Эго и внешним миром. Эго направляет поведение человека таким образом, чтобы не причинять вреда ни самому человеку, ни другим людям.

Супер-Эго следует принципу реальности и цензуры. Отличие это­го уровня от предыдущего (Эго) состоит в том, что в основе цензуры лежат морально-этические нормы, которым следует человек. Супер — Эго формируется в результате жизни человека в обществе. В связи с воспитанием родителей и социализацией ребенка.

Супер-Эго — это то, что составляет личностное содержание пси­хики человека, поскольку оно включает в себя совесть, определяю­щую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Если сравнивать Супер-Эго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой соци­альных установок личности.

Важная роль Супер-Эго определяется тем, что именно типом это­го качества психики человека детерминируется характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-Эго, то само общество становится авторитарным. В последствии Э, Фромм повторил эту мысль, пользуясь понятием «социальный характер».

Благодаря формованию Супер-Эго внешний контроль заменяет­ся внутренним. Эго и Супер-Эго распределены между всеми тремя этажами психики: бессознательным, предсознанием, сознанием.

Личность не является статическим образованием, ее развитие пред­ставлено сменяющими друг друга фазами психосексуального разви­тия. Смена которых биологически обусловлена, происходит в строго определенной последовательности и является универсальной для всех людей, независимо от специфики культурной среды.

Фрейд выделил четыре последовательно сменяющихся стадии прегенетального (предшествующих половому созреванию) развития:

В оральная (с момента рождения до года) — данная стадия ха­рактеризуется тем, что главным средством удовлетворения потребно­сти ребенка являются губы и язык, способом получения удовлетворе­ния является сосание, а объектом — материнская грудь. В этом возра­сте закладываются отношения доверия-недоверия по отношению к другим людям и миру вообще;

■ анальная стадия длится с 9 месяцев до 3 лет, на этой стадии родители обучают ребенка контролировать мочевой пузырь и сфинк­тер. Способ, которым ребенка приучают к туалету, оказывает влияние на особенности дальнейшего личностного развития человека. В этой стадии закладываются основы самоконтроля и саморегуляции,

■ фаллическая фаза охватывает временной промежуток от 3 до 6 лет. Термин «фаллическая фаза» в психоанализе имеет как анатоми­ческое, так и символическое значение. Анатомически он означает для мужчин пенис, а для женщин — клитор. Символически описывает такие личностные черты, как сила, убедительность, агрессия, потенция.

9 стр., 4398 слов

З. Фрейд о структуре личности

... на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики личности человека согласно Фрейду вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (неосознаваемых) и ... ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии. Основная ...

На этой фазе развитие мальчиков и девочек расходится. Происходит формирование Сверх-Я и завершается идентификация с родителем того же пола, что и ребенок;

■ латентная стадия длится с 6 до 12—13 лет. Она характеризуется относительным затишьем, во время которого происходят гормональ­ные и соматические изменения. Энергия в этот период направлена на такие виды деятельности, которые непосредственно не связаны с сек­суальностью (интеллектуальные занятия, спорт, игры).

Латентный пе­риод представляет собой время подготовки и перехода к взрослению и последней — генитальной стадии психосексуального развития;

■ для генитальной стадии характерна повышенная сексуальная активность. Гармоничное психосексуальное развитие приводит к фор­мированию генитального характера. Для личности с таким характе­ром свойственно умение откладывать удовлетворение, адекватно суб­лимировать бессознательные импульсы, активно подходить к реше­нию жизненных проблем.

Как уже отмечалось, Фрейд полагал, что человек находится в кон­фликте с обществом. С одной стороны, человеческим поведением дви­жет желание к наслаждениям, а с другой — действуют запреты со стороны общества.

В то же время он признавал необходимость цивилизации для того, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничто­жения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд так же считал, что для понимания личности, необхо­димо обращаться к особенностям такой первичной группы, как семья.

Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с мате­рью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необхо­димое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицет­воряет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве пре­вращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на от­ношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.

Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отно­шения с лидером. При этом в качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, и даже просто идея.

Важное значение в объяснении поведения людей в группах, имеет понятие «либидо». Этим термином Фрейд называл энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить сло­вом «любовь»: половое влечение, себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба и всеобщее человеколюбие, а также преданность конк­ретным предметам и абстрактным идеалам.

Фрейд считал, что либидо связывает людей в единую массу. А в случае ослабления либидонозной структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника.

Не менее важной категорией у Фрейда является понятие группо­вого нарциссизма. Сам он определял его как «выражение любви к себе», которая проявляется, в частности, «в открытой антипатии и от­вращении к чужим». Признавая, что «мы не знаем, почему …» это происходит, Фрейд, тем не менее, полагал, что групповой нарциссизм является причиной неизбежной враждебности между народами. А если чувство агрессивности не находит внешнего врага, оно стано­вится разрушительной силой внутри общества, порождая гражданс­кие войны.

9 стр., 4335 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда

... Оно», «По ту сторону удовольствия» Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трёх основных компонентов: ... жизненной идеей, потому что возвращение к ранним воспоминаниям жизни постоянно блокировалось сопротивлением и переносом. Гипноз и ... которой Фрейд определил секс таким необычным образом, был тот очевидный факт, что сексуальные усилия взрослых людей не ...

В конечном итоге, Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «…разрознен­ных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, на­ции в одно великое единство, единство человечества», и инстинкт смерти (Танатос), являющийся проявлением агрессивности человека, враждеб­ности всех против всех, который «препятствует осуществлению про­граммы цивилизации».

Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергию, имеющую сексу­альное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохране­ния человеческого вида м цивилизации. На вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не дал.

Социально-психологические взгляды Фрейда нашли отражение во многих его работах, но наиболее значительными среди них можно назвать серию статей под общим названием «Тотем и табу», «Группо­вая психология и анализ Эго», «Цивилизация и ее болезни».

Многие последователи Зигмунда Фрейда — неофрейдисты, среди факторов развития личности отдавали приоритет культурным и соци­альным детерминантам перед биологическими.

Альфред Адлер(1870—1937).

А. Адлера нельзя назвать неофрей­дистом в полном смысле этого слова, так как он никогда не подвер­гался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. Свою тео­рию А. Адлер назвал «индивидуальной психологией», что выражало

взгляды А. Адлера на природу человека. «Individuum» в переводе с латыни означает «неделимый», то есть А. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом.

А. Адлер признавал значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, но вместе с тем, он настаивал на том, что человек это нечто большее, чем только продукт этих двух факторов влияния.

По мнению А. Адлера, люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта твор­ческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприя­тие, память, фантазию, мечты. Она делает каждого человека самоопре­деляющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

По мнению А. Адлера, поведение человека всегда зависит от его мнения о самом себе и об окружении. По сути дела люди живут в ими же созданном мире.

Вместе с тем А. Адлер полагал, что правильное постижение чело­веческой природы возможно только с учетом социального контек­ста. Суть человеческой природы можно постичь только через пони­мание социальных отношений.

Центральными понятиями для А. Адлера являются стиль жизни и социальный интерес. Стиль жизни определяется стремлением лично­сти преодолеть чувство неполноценности, которое возникает, по Ад­леру, у каждого человека вследствие тех или иных органических не­достатков или негативных психологических переживаний. А социальный интерес отражает степень заинтересованности человека в обществен­ной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Для развития социального интереса необходима включенность в отноше­ния с другими людьми. Особенно большое значение на развитие со­циального интереса оказывают члены семьи и прежде всего мать.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чув­ство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и то­варищеских отношений. В целом, поведение матери служит ролевой моделью для ребенка.

Социальный интерес в концепции А. Адлера выступает основным критерием психического здоровья человека. Другими словами, жизнь каждого человека ценна в той мере, в которой она (жизнь) способ­ствует повышению ценности жизни других людей. Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благопо­лучию других людей.

У людей с психическими проблемами, напротив, социальный инте­рес выражен недостаточно. Им свойственен эгоцентризм, борьба за личное превосходство, главенство над другими, отсутствие четких со­циальных целей. Такие люди живут преимущественно своими интере­сами и поглощены самозащитой.

Социальный интерес определяет стиль жизни, который при гармо­ничном сочетании личных и общественных интересов приводит к ус­пешной компенсации комплекса неполноценности; при односторон­нем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в бо­лезнь.

Стиль жизни включает в себя неповторимое соединение черт, спо­собов поведения и привычек, которые взятые в совокупности опреде­ляют неповторимую картину существования человека.

Эрик Эриксон(1902—1994), развивая идеи 3. Фрейда, пришел к следующему пониманию функционирования личности.

По мнению Э. Эриксона, основу поведения и функционирования человека составляет сознание — Эго. Эго представляет собой авто­номную структуру личности, основным направлением развития кото­рой является социальная адаптация. Развитие Ид и инстинктов идет параллельно. Подобный взгляд, получивший название эго-психологии, значительно отличался от ортодоксального психоанализа 3. Фрейда.

По мнению Эриксона, Эго — это автономная система, взаимодей­ствующая с реальностью при помощи психических процессов (вос­приятия, внимания, памяти, мышления).

Другое отличие между подходами 3. Фрейда и Э. Эриксона зак­лючается в анализе детско-родительских отношений и роли культуры, в которой живет семья. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, а Эриксон акцентировал внимание на исторических условиях, в которых формируется сознание ребенка.

З.Фрейд ограничивался анализом влияния ранних детских пере­живаний на развитие личности, не уделяя внимания вопросам разви­тия за пределами генитальной стадии. Концепция Э. Эриксона охва­тывает все жизненное пространство человека от младенчества до зрелости и старости.

Ключевое различие между подходами Фрейда и Эриксона состо­ит во взглядах на природу и разрешение психосесуальных конфлик­тов. Фрейд стремился раскрыть особенности влияния на личность неосознаваемой стороны психической жизни, а Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности.

9 стр., 4051 слов

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

... именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает ... удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии ...

Эрих Фромм(1900—1980) стремился перенести акцент с биоло­гических мотивов человеческого поведения в психоанализе на соци­альные факторы формирования психики. Он утверждал, в частности,

что поведение человека может быть понято только в контексте вли­яний культуры, существующих в данный момент истории.

Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с разви­тием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными соци­альными ролями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. Чем больше у человека свободы, тем сильнее желание «бегства от свободы». Э. Фромм описывает стратегии такого бегства. Это авторитаризм, деструктивность, абсолютное подчинение традициям общества.

Одно из центральных понятий в концепции Э. Фромма — понятие «отчуждение». Под отчуждением Э. Фромм, понимал такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Человек становится словно отстраненным от самого себя. Перестает чувствовать себя центром своего мира.

По мнению Э. Фромма, отчуждение охватило большую часть со­временного общества. Оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним, к самому себе.

Отчужденная личность лишается большей части чувства собствен­ного достоинства. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единым и непов­торимым.

«Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта ее опыта, ее мыслей, ее чувств, ее решений, ее суждений, ее действий. Оно предполагает, что переживания индивида является его собственным, а не отчужденным. У вещей нет своего «Я», поэтому и люди, ставшие вещами, не могут иметь чувство «Я».

Причиной отчуждения являются условия современной жизни. В частности рутинизация и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования.

Важность культурных и социальных влияний на личность подчер­кивала Карен Хорни(1885-1952).

Ей принадлежит создание социо­культурной теории личности. Карен Хорни разделяла мнение Фрей­да о значении детских переживаний для формирования структуры и личности взрослого. По мнению Хорни, наиболее важными потребно­стями детства являются потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные биологиче­ские нужды. Главной является потребность в безопасности. Которая удовлетворяется, если ребенок чувствует любовь и тепло в отношени­ях с родителями. Результатом удовлетворения потребности в безо­пасности является формирование здоровой личности.

Если потребность в безопасности фрустрируется, у ребенка фор­мируется установка базальной враждебности. Базальная тревога вы­ражается в ощущении отсутствия безопасности. Поведение ребенка направляется чувствами беспомощности и страха. Отношения родите­лей с ребенком влияют на всю последующую жизнь ребенка.

В случае сформированности базальной тревоги человек следует одной из трех стратегий поведения, призванных ослабить чувство тре­воги. К. Хорни выделила три ориентации:

Ш ориентация на людей (уступчивый тип), предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нере­шительность и беспомощность. Человек руководствуется принципом: «Если я уступлю, то меня не тронут»;

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... годы своей жизни, состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи ... по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, ...

■ ориентация от людей (обособленный тип), для таких людей характерна установка не дать себя увлечь, о чем бы ни шла речь, людям свойственно стремление к уединенности, самодос­таточности, независимости, Такие люди следуют принципу: «Мне все равно»;

■ ориентация против людей (враждебный тип), поведение этих людей направлено на достижение контроля и власти над дру­гими, такие люди следуют принципу: «У меня есть власть, никто меня не тронет».

Бихевиоризм.В данном направлении, проблематика личности раскрывается через понятие «поведение». С точки зрения бихевио­ризма изучать следует поведение, применяя методологию обусловли­вания по схеме «стимул-реакция (S-R)» и соответствующее подкреп­ление. Поэтому личность для бихевиористов стала представляться как «репертуар поведения», и главная цель виделась не столько в понимании внутренней природы личности, сколько в разработке тех­нологии управления поведением человека. Наиболее полно этот ас­пект бихевиоризма был развит Бэрресом Фредериком Скиннером(1904-1990).

Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психоло­гом. Влияние его работ выходило далеко за пределы профессио­нальной психологии. По результатам опроса преподавателей универ­ситетов США Скиннер был назван самой выдающейся фигурой в современной психологии. Вместе с тем его взгляды подвергались жесткой критики.

Довольно часто можно встретить утверждение, что бихевиористы вообще и Б. Скиннер в частности считают сферы сознания и бессознательного не заслуживающими внимания. Мнение это весьма по­верхностное и ошибочное.

Конечно, Б. Скиннер был последовательным и радикальным бихевиористом. И он прямо указывал на то, что его больше интересует поведение, а в самой сфере поведения, возможность управления этим поведением.

Но вместе с тем Б. Скиннер считал, что проблемы сознания и бессознательного настолько серьезны и так трудно поддаются науч­ному анализу, что правильнее иметь дело с внешними проявлениями в виде поведенческих реакций.

Личность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведенчес­ких шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реак­ция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта и генетической истории.Указание на влияние генетических факто­ров подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведе­ния и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.

С другой стороны, Б. Скиннера критиковали за то, что его подход может дать ключи к управлению поведением человека в руки тира­нов. На это Скиннер отвечал: «…мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое пове­дение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управле­нием, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаруже­ние техники управления…»

Важное место в теории Б. Скиннера отводится такому понятию, как «объяснительные фикции». Под которыми понимаются функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознавае­мого самообмана.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Примерами таких объяснительных фикций могут быть: свобода, достоинство, творчество, автономный человек.

Например, творчество,каким бы спонтанным оно не казалось са­мому творцу, тем не менее, является обусловленным внешними услови­ями и внутренними потребностями, которые, в свою очередь, зависят от предыдущего опыта и генетической истории.

Или достоинство,определяется не самостоятельно самим чело­веком, даже если ему так кажется, а под влиянием критериев того социума, к которому принадлежит человек.

Гуманистическая психология.Гуманистическая психология пред­ставляет собой не столько научное направление, сколько общекуль­турное явление. Ее возникновение было связано с гуманистической психологией, имеют работы А. Маслоу и К. Роджерса.

А. Маслоу(1908—1970).

Одним из центральных понятий в кон­цепции А. Маслоу является понятие «самоактуализации». Под кото­рой он понимал «полное использование талантов, способностей, воз­можностей и т.п.»

И далее он добавлял: «Я представляю себе самоактуализурую-щегося человека не как обычного человека, которому что-то добав­лено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и по­давленными способностями и одаренностями».84

Маслоу, критикуя 3. Фрейда, считал, что изучать надо не невроти­ков, а наиболее душевно здоровых людей. Тех, кто в понимании А. Маслоу достиг самоактуализации. То есть достиг более оптималь­ного и эффективного уровня функционирования, чем средние люди. Противоречивость концепции А. Маслоу проявлялась в том, что объективные выводы из его методологических и теоретических поло­жений не соответствовали гуманистическим принципам, на которые Маслоу искренне претендовал. С одной стороны, А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом», и что смысл развития человека заклю­чается в актуализации этой природы.

Но из этого вывода следует, что самоактуализация является био­логически обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».

Противоречивой является и известная концепция потребностей, предложенная А. Маслоу. Согласно Маслоу все потребности челове­ка можно разделить на пять уровней. Низший уровень представлен физиологическими потребностями, они называются также фундамен­тальными. К ним относятся такие потребности, как голод, жажда, по­требность во сне и т.д. Далее потребности располагаются следую­щим образом:

■ потребности в безопасности (стабильность, порядок);

■ потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

■ потребность в уважении (самоуважение, признание); Ш потребность в самоактуализации (или самоосуществлении, как полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способ­ностей).

Потребности всех уровней генетически обусловлены.

Таким образом, согласно данной классификации потребностей высшая природа человека опирается на низшую и без этой основы терпит неудачу.

Данная концепция, как уже говорилось, является очень популярной и распространенной. Причины этой популярности в ее простоте и в отсутствии противоречия житейскому здравому смыслу: «Прежде чем заниматься творчеством, надо утолить чувство голода».

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических ... Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и ... смерти. Затем постараюсь показать на литературных примерах отношение к смерти людей, живших в разные культурные эпохи: Древние времена ...

Несостоятельность концепции становится очевидной при включе­нии в сферу исследования более широкого круга исторических ситу­аций и расширения исследуемой выборки — людей, которые подвер­гались исследованиям.

Так, группа людей, исследовавшаяся А. Маслоу, состояла из восем­надцати человек: девяти современников и девяти исторических лич­ностей. И включала с себя: Авраама Линкольна, Томаса Джефферсо-на, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли, Баруха Спинозы. Все эти люди были материально обеспеченные и связанные по роду сво­их занятий с познавательной и творческой деятельностью.

Между тем история знает много примеров, когда люди терпели тяжелые лишения, но тем не менее продолжали заниматься творче­ством.

Вместе с тем, описанный А. Маслоу механизм пробуждения «выс­ших» потребностей по мере удовлетворения «фундаментальных» впол­не реален. Просто не следует абсолютизировать данную концепцию для всех людей и для всего многообразия жизненных ситуаций.

Карл Рэнсом Роджерс(1902—1987).

К. Роджерс так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благо­приятных условиях способны реализовать свой врожденный потенци­ал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

К. Роджерс являлся практикующим психологом — консультантом, по специфики своей профессиональной деятельности ему приходи­лось общаться с невротиками, встречаться с такими человеческими характеристиками, как зло и страх, деструктивное отношение к себе, антисоциальность и другими видами деструктивного поведения. Тем не менее К. Роджерс оставался убежден, что по своей глубинной сути человек добр.

Одним из фундаментальных понятий подхода К. Роджерса яв­ляется понятие «Я — концепция». Я — концепция это совокупность

представлений человека о самом себе в данный момент времени и желаемое состояние в будущем — Я — идеальное.

Это представление о самом себе и определяет поведение чело­века в тех или иных ситуациях. Формирование Я — концепции проис­ходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно боль­шое значение имеют значимые другие.

Таким образом, можно утверждать, что содержание Я — концеп­ции является результатом процесса социализации. Что объясняет важ­ность вопроса о оптимальных условиях для ее формирования.


Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии

Взгляды на социально-психологические проблемы личности фор­мировались представителями разных школ и направлений отечествен­ной психологии. Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.

Социально-психологическая проблематика с позиций куль­турно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского(1896—1934).

Концепция Л.С. Выготского названа «культурно-исто­рической», потому, что, по мнению ее создателя, разгадка человечес­кой психики кроется не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях.

Поэтому Л.С. Выготский называл свою психологию либо «истори­ческой», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психо­логии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы. Либо «куль­турной», потому, что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, — в организме культуры, в ее теле, а не в органическом теле индивида.

В трудах Л.С. Выготского нет завершенной концепции личности. Однако содержатся основополагающие идеи для развития таковой.

По мнению Л.С. Выготского, основной особенностью психических свойств человека является их опосредованный характер. Чтобы по­нять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно-логическое мышление, речь), надо выйти за пределы орга­низма и искать объяснения в общественных отношениях этого орга­низма со средой.

Эта функция опосредования выполняется знаками, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерми-

нация. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки культуры — это также орудия, но особые, психологические. Они изменяют не вне­шний материальный мир, а психику человека. Сперва эти знаки ис­пользуются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним. Переход из­вне во внутрь был назван интериоризацией. Благодаря этому и про­исходит развитие высших психических функций.

Культурное развитие выступает как основное условие развитие личности. «Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое».85

И далее: «Сущность культурного развития, как мы видели, заклю­чается в том, что человек овладевает процессами собственного пове­дения, но необходимой предпосылкой для овладения является обра­зование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».86

Для социологии личность выступает как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной… Социальная психология рассматривает личность в контексте раз­нообразных… «Личность — 1) индивид как субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в…

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений.

Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский(1874—1917) и его ученик, и пос­ледователь Владимир Николаевич Мясищев(1893—1973).

По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразу­ющим фактором структуры личности. Характеризуя личность как слож­ное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзо-психические.

Эндопсихика— это совокупность всех взаимосвязанных и взаи­мозависимых психических элементов и функций. Это — внутренний механизм человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объек­там, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может, так или иначе, относиться». Это — природа, матери­альные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, рели­гия, душевная жизнь самого человека.

А.Ф. Лазурский, работая над классификацией личностей (его не­завершенный труд так и назывался «Классификация личностей»), вы-

делил ряд характеристик отношений или, по терминологии самого А.Ф. Лазурского, «сторон» отношений.

По его мнению таких сторон существует семь, и они являются базовыми характеристиками отношений.

К ним относятся:

■ модальность отношений — согласно данному критерию отно­шения могут быть положительными, отрицательными, безраз­личными;

■ степень интенсивности отношений;

■ качественные особенности отношений;

■ уровень развития и дифференцированное отношений;

■ степень сознательности отношений;

■ степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В.Н. Мясищевым, данная характеристика была транс­формирована в такое понятие, как форма обращения);

■ широта или объем отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.

Разработку концепции психологии отношений продолжил В.Н. Мя-сищев.

Он разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точки зрения: «…система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действи­тельности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компо­нентов, таких как характер, темперамент, способности».

Не отрицая для формирования личности значение деятельностей, которые выполняет человек, В.Н. Мясищев указывал на то, что сама по себе она (деятельность) может оказаться нейтральной для формирова­ния основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности. Если между ее участниками не организованы отношения, тре­бующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происхо­дит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

По его мнению «дефектные» отношения, в которые может ока­заться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объек­тивной действительности.

Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмо­циональные процессы, темперамент, способности и характер человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражаю­щиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в меж­личностном взаимодействии. Для понимания личности важен харак­тер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:

■ уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

■ сравнительной ролью общественно-коллективистических и ин­дивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

■ избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, виталь­ный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений).

Сред­нему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-лич­ного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного ути­литарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует пре­обладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, обществен­но-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отно­шений возрастает их социальность.

В структуре личности повышается значение ее социально-психо­логических качеств. В.Н. Мясищев предложил оригинальную концеп­цию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены: степень устойчивости; базовый характер; произ-водность от базовых отношений; доминантность; эмоциональность; степень обобщенности; принципиальность; степень активности; уро­вень сознательности.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях об­щения и общественной практики.

Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым(1927—1989).

По мнению Б.Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «инди­вид—общество». В этой системе в качестве такого основания высту­пают общественные отношения.

Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отноше­ний. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».90

В жизнедеятельности личности общественные отношения прояв­ляются в многообразных формах. Это — личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и проти­водействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональ­ная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное обще­ние и т. д. и т. п. Во всех этих включенностях в общественные отно­шения личность выступает как социальное качество индивида. Прояв­лениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуаль­ные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека. Характеристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.

Процесс взаимодействия личности и системы общественных отно­шений осуществляется в процессе социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, на­правленность выступает как системообразующеесвойство личнос­ти, определяющее ее психологический склад. Реализация направлен­ности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Со­циально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребнос­тей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятель­ности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жиз­ненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Б.Ф. Ло­мова о субъективных отношениях.

Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпати­ях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъектив­ная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участву­ющих в них.

В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личност­ными отношениями. Система этих отношений составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство,каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному от­ношению (к труду, собственности, другим людям, политическим собы­тиям и т. д.).

Субъективность отношений означает принадлежность их обществен­ному субъекту. Они выступают как способ включения личности в объек­тивно развивающиеся общественные отношения.

Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности».

Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.

Полем формирования субъективных отношений выступают пред­метная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая, как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной харак­теристикой социальной психологии личности.

Комплексный подход к изучению личности.Данный подход был сформулирован Борисом Герасимовичем Ананьевым(1907— 1972).

Анализируя особенности современного научного знания о че­ловеке, Б.Г. Ананьев отметил, что проблема человека становится об­шей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится иссле­дование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, чело­века как субъекта.

Выраженность социально-психологической составляющей повы­шается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмеча­ется определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной).

Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специ­альный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Б.Г. Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:

«статус личности»,то есть ее положение в обществе (эконо­мическое, политическое, правовое и т. д.);

общественные функции,осуществляемые личностью в за­висимости от этого положения и исторической эпохи;

мотивацияее поведения и деятельности в зависимости от це­лей и ценностей, образующих внутренний мир;

мировоззрениеи вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности».92

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств челове­ка, его социально-психологических феноменов определяет его дея­тельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психологи­ческий аспект личности выступает одним из наиболее выраженных. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она — объект и субъект исторического процесса, объект и субъект обще­ственных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особен­но важно, субъект общественного поведения — носитель нравствен­ного сознания».

Для психологического исследования личности центральным явля­ется понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных вза­имозависимостей человека.

Б.Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:

■субординационномуили иерархическому,при котором бо­лее сложные или более общие социальные свойства личности
подчиняют себе более элементарные и частные социальные и
психофизиологические свойства;

■ координационному,при котором взаимодействие осуществ­ляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней сво­боды для координируемых свойств, т. е. относительную авто­номию каждого из них.

Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Б.Г. Ананьева, обусловило то, что историчес­кое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения, определяю­щий собственно психологическое исследование.

По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразу­ющим фактором структуры личности. Характеризуя личность как слож­ное целое, он разделил… Эндопсихика— это совокупность всех взаимосвязанных и взаи­мозависимых… Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объек­там, к среде. Понятие среды берется в самом широком…

Деятельностный подход к психологии личности.

Данный подход был разработан Алексеем Николаевичем Ле­онтьевым(1903—1979).

Этот подход является одним из методологи­ческих оснований отечественной социальной психологии личности.

Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации лич­ности человека в его деятельности, протекающей в конкретных соци­альных условиях…».

Деятельность порождает все психические феномены, качества, осо­бенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих раз­новидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность.

Исходными единицами психологического анализа личности явля­ются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофи­зиологические функции или блоки этих функций. Для понимания струк­туры личности важной представляется мысль А.Н. Леонтьева об иерар­хическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.

Анализ строения деятельности А.Н. Леонтьев приложил к харак­теристике личности. Главными психологическими составляющими де­ятельности являются ее мотивы. А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включени­ем понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психоло­гичность понимания личности.

А.Н. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в струк­туре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели.

Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное каче­ство личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в свя­занную систему, обозначенную А.Н. Леонтьевым термином «смысло­вые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.

«Структура личности представляет собой относительно устойчи­вую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности». Выстроенные на еди­ном деятельностном основании представления о личности, позволили А.Н. Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений, в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, дея­тельность), сознание и самосознание в когнитивной сфере. В созна­нии происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, раз­вития и распада связей между ними.

В концепции А.Н. Леонтьева категории личность, сознание, дея­тельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, трие­динстве. Это триединство отражено и в названии его последней кни­ги: «Деятельность. Сознание. Личность».

Наиболее полная реализация деятельностного подхода в соци­альной психологии личности представлена в концепции деятельнос­тного опосредования межличностных отношений Артура Вла­димировича Петровского.

Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, дея­тельность и коллектив. Важность этих категорий вынесена в название его книги «Личность. Деятельность. Коллектив». Суть концепции де­ятельностного опосредования сводится к следующему: межличност­ные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.

Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций деятель­ностного подхода, в концепции А.В. Петровского определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. Со­циально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой актив­ности, уровнем развития групп. Вектор этого развития — от диффуз­ной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности».

А.В. Петровским и его учениками был проделан анализ ряда со­циально-психологических феноменов: мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, референтности, самочувствия личности в группе, самочувствия группы, самооценка, ожидаемая оценка, лидер­ство, коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, совместимость, феномен возложения от­ветственности.

Субъектами всех этих феноменов являются группа и личность. Анализ сложных отношений личности и группы привел А.В. Петровс­кого к важному для социальной психологии личности выводу.

«Личность может быть понята только в системе устойчивых меж­личностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».

Выделение главного в личности явилось основанием для обозна­чения своей концепции личности, как концепции личности в коллекти­ве, в группе, в системе межличностных отношений.

Структурно-динамический подход в психологии личности.Существует большое разнообразие теорий личности, в которых прин­цип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одно­му какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А.Г. Ковалева, К.К. Пла­тонова, Б.Д. Парыгина — на структуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного понима­ния личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества лич­ности.

А.Г. Ковалевпредложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свой­ства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устой­чивы психические свойства личности.

Психические процессы составляют фундамент личности. Они фор­мируют состояния. Из психических процессов образуются психичес­кие свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уро­вень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление инди­вида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным образом связы­ваются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребнос­тей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, во­левых и эмоциональных свойств).

Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относи­тельную независимость поведения от случайных воздействий, ситуа­ций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.’01

Более детальная и развернутая характеристика структуры лично­сти содержится в трудах К.К. Платонова.Свою концепцию он назы­вает психологической концепцией динамической функциональ­ной структуры личности.Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структу­ра, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.

К.К. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основа­нием для этого разделения послужил ряд критериев:

■ отношение биологического и социального, врожденного и при­обретенного, процессуального и содержательного;

■ внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;

■ особый для каждой из подструктур вид ее формирования; ,

■ объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев К.К. Платонов дает целостную кар­тину личности.

Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью.

Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура — это направленность личности.

Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.

Вторая подструктура — опыт.Его составляющие — привычки, уме­ния, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем био­логического. Формируется она в процессе обучения.

Третья подструктура — индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствамиличности. Сюда относят­ся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.

Четвертая подструктура — биопсихические свойства.В нее вхо­дят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки/

Как видно из этого, доля социального снижается от первой к чет­вертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструк­туре возрастает значимость социальных и социально-психологичес­ких свойств личности.

Первая подструктура — это преимущественно социально-психо­логическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.

Очень важной является мысль К.К. Платонова о том, что эти под­структуры нерядоположны. По его мнению они постоянно развива­ются, также изменяется соотношение между ними в процессе истори­ческого развития человека и индивидуального развития личности.

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б.Д. Парыгина.Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологичес­кую структуру личности.

Новым в его представлениях является выделение двух качествен­но различных моделей структуры личности: статической и динами­ческой. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональ­ному фактору.

Вводится новое понятие — психический настрой. Под статической структурой Б.Д. Парыгин понимает «предельно отвлеченную от ре­ально функционирующей личности абстрактную модель, характери­зующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индиви-

В динамической структуре личности фиксируются основные ком­поненты в психике индивида в непосредственном контексте челове­ческой деятельности. «Под динамической структурой личности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психи­ческого состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компо­нентов И структурных пластов в психике индивида».

В концепции Б.Д. Парыгина представлена развернутая характери­стика элементов той или иной структуры. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются:

■ свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей;

■ социально-специфические, т. е. присущие тем или иным груп­пам людей или общностям;

■ индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индиви­дуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности.

Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических фе­номенов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориента­ции, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания.

Через раскрытие их содержания познается социально-психологи­ческая сущность личности. В динамической структуре личности Б.Д. Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний — интрос­пективный, и внешний — поведенческий. Модификациями динамичес­кой структуры выступают:

■ структура вербального поведения;

■ структура невербального поведения;

■ структура внутреннего состояния;

■ структура невербального психического состояния. Динамическая и статическая структуры личности могут находиться

в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляю­щие (элементы) этих структур.

Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Б.Д. Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих соци­ально-психологических феномена-духовный потенциал личности и

социально-психологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.

Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации лич­ности человека в его… Деятельность порождает все психические феномены, качества, осо­бенности,… Исходными единицами психологического анализа личности явля­ются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не…

Социально-психологическая характеристика личности

Поиск специфики предмета социальной психологии личности как осо­бой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения общепсихо­логического, социологического и социально психологического под­ходов к пониманию личности.

Наиболее четко эти представления сформулированы Г.М. Андре­евой, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, Е.В. Шороховой. Так, по мнению Г.М. Андреевой,«Социальная психология, пользу­ясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретныхгруппах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группахона реализует свою социальную сущность (че­рез какие конкретные виды совместной деятельности)».

Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить «каким образом сформировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования лич­ности они проявляются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду фор­мирования личности…»

Для социальной психологии основным ориентиром в исследова­нии личности является взаимоотношение личности с группой. Прежде всего надо выяснить через какие группы осуществляется влияние общества на личность. Что делает понятным проблематику социали­зацииличности.

С другой стороны, социальную психологию интересует результат взаимодействий личности и группы. Это проблема социальной уста­новки.

К.К. Платонов,указывая на то, что для социально-психологичес­кого анализа личности следует четко разграничивать понятия «лич­ность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение

личности: «Личность — это человек как субъект активной деятельно­сти, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и само­сознания».

По мнению Е. С. Кузьмина,социальная психология осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в иссле­довании личности, интегрируя на основе данных конкретно-научных исследований, изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений.

Определенную эволюцию на предмет социальной психологии лич­ности претерпели взгляды Б.Д. Парыгина.

В 1971 г. в книге «Основы социально-психологической теории» он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом обще­ственных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивиду­ально неповторимого».

В 1999 г. Б.Д. Парыгин вводит новое дополнение в исследования социальной психологии личности. Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследование «предполагает соотношение всех психических сил и возможностей личности, ее духовно-нравствен­ного потенциала с ее же психологической готовностью дать адекват­ный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социально-психологического видения пу­тей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее по­требностью самореализации в качестве уникальной индивидуальнос­ти, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенаци­ональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и вре­мени».

Согласно мнению Е.В. Шороховойв основе социально-психоло­гического понимания личности лежат характеристики социального типа личности. Как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. Е.В. Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования.

В качестве таких объектов выделены:

■ общественно-историческая детерминация личности и ее пове­дения;

■ психический склад личности;

■ социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологи­ческих условиях;

■ становление духовного мира человека;

■ черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социально-психологи­ческие черты личности);

■ социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности;

■ ценностные ориентации;

■ ролевые функции;

■ жизненная позиция личности;

■ закономерности проявления и формирования общественной активности личности;

■ проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;

■ самовоспитание личности.

Главным в этом перечне является фактор социальности, который существует и проявляется в разных формах.

Таков, далеко не полный, перечень отечественных социально-пси­хологических концепций личности.

Наиболее четко эти представления сформулированы Г.М. Андре­евой, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, Е.В. Шороховой. Так, по мнению… Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить… Для социальной психологии основным ориентиром в исследова­нии личности является взаимоотношение личности с группой.…

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие социализации

Истоки современных теорий социализации, по мнению многих ав­торов, находятся в трудах французского социолога Габриэля Тарда,считавшего, что основа социальной жизни — усвоение индивидуаль­ными сознаниями существующих верований, убеждений.

Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрестанное взаимное влияние. Основным механизмом та­кого взаимодействия (или социализации) Г. Тард провозгласил подра­жание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.

Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса,который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно сознательному плану». Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других элементов «общественного орга­низма» и носят воспитательную направленность.

В социальную психологию, понятие «социализация» было введе­но в 40—50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманоми др.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколь­ко значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинар­ным и, наряду с социальной психологией, широко используется в со­циологии, педагогике, социальной педагогике, философии.

В самом общем виде его определяют как «…влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жиз­ни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утвержде­нию себя и выполнению различных социальных ролей».

Г.М. Андрееваопределяет социализацию следующим образом: «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоениеиндивидом социального опыта путем вхож­дения в социальную среду, систему социальных связей; с другой сто­роны…, процесс активного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного вклю­чения в социальную среду. …человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».

А. В. Мудрик,автор наиболее основательной теории социализа­ции в отечественной литературе, дает следующее определение: социа­лизация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенап­равленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных эта­пах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества».

В словаре по психологии социализация определяется как «про­цесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».

Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я»,… Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем… В социальную психологию, понятие «социализация» было введе­но в 40—50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманоми др.

Механизмы социализации

Под механизмами социализации понимают совокупность факто­ров внешней социальной среды и внутренних личностных факторов. Социализация осуществляется при помощи нескольких механизмов:

имитация— осознанное стремление копировать определенную модель поведения. На этапе первичной социализации образцами для подражания, как правило, становятся родители, на этапе вторич­ной — значимые другие;

идентификация— отождествление индивида с некоторыми людь­ми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, от­ношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации может служить полоролевая типизация. Суть которой состоит в приобретении индивидом психических осо­бенностей и поведения, характерных для представителей опреде­ленного пола;

подкрепление— поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие — нет;

интериоризация— процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и дру­гих компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я»;

экстериоризация— вынесение вовне результатов умственных дей­ствий. Интериоризация и экстериоризация являются универсальны­ми механизмами социализации;

подражание— сознательное или бессознательное воспроизведе­ние индивидом модели поведения, опыта других людей;

проекция— приписывание собственных нежелательных черт дру­гим, что защищает человека от осознания этих же черт у самого себя. Данный механизм позволяет сохранить самоуважение и оп­равдать многие свои поступки за счет обращения отрицательных эмоций на других;

стыд— переживание возможного разоблачения и позора, связан­ное с реакцией других людей;

чувство вины— переживание возможного разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Таковы некоторые из механизмов социализации, позволяющие че­ловеку адаптироваться к внешнему миру и к самому себе.

■ имитация— осознанное стремление копировать определенную модель поведения. На этапе первичной социализации образцами для подражания, как… ■ идентификация— отождествление индивида с некоторыми людь­ми или… ■ подкрепление— поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных…

Стадии социализации.

Первичная и вторичная социализация

В самом общем виде можно выделить две основные стадии со­циализации: первичную и вторичную.Но сам набор средств воз­действия можно свести к нормам, ценностям, знакам. То есть обще­ство через посредство больших и малых групп передает формирую­щейся личности некоторую систему норм и ценностей. А осуществля­ется это посредством знаков.

Группы, в которых личность приобщается к системам норм и цен­ностей, называются институтами социализации.

Первичная социализация (наиболее значимый и насыщенный этап) предполагает усвоение социальных норм, ценностей и моделей пове­дения, вхождение в культуру.

Основные задачи человека на стадии первичной социализации:

■ освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;

■ подготовиться к экономически самостоятельной жизни;

■ самоопределиться в профессиональной сфере;

■ найти друзей и любимого человека.

Результаты этой стадии социализации определяют весь ход даль­нейшей жизни и развития человека. И хотя личностные качества, сформированные в это время, поддаются в дальнейшем некоторым изменениям и коррекции, однако кардинальных изменений заложен­ного добиться бывает очень сложно.

Вторичная социализация — последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека; дальней­шие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей,

моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации.

Можно выделить ряд качественных различий первичной и вторич­ной социализации:

■ социализация взрослых выражается главным образом в изме­нении их внешнего поведения, в то время как детская социа­лизация формирует и корректирует базовые ценностные ори­ентации, отношения и установки;

■ взрослые могут оценивать нормы и, в зависимости от своей оценки, принимать или не принимать их, дети же способны только усваивать нормы;

■ социализация взрослых часто предполагает понимание отно­сительности и условности принятых норм, правил и ценностей;

■ социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь чело­веку овладеть определенными новыми навыками, необходимы­ми для жизнедеятельности (причем зачастую конкретного ха­рактера, например профессиональными);

■ у детей же социализация формирует главным образом основу поведения.

Группы, в которых личность приобщается к системам норм и цен­ностей, называются институтами социализации. Первичная социализация (наиболее значимый и насыщенный этап) предполагает… Основные задачи человека на стадии первичной социализации:

Факторы социализации

Всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществ­ляется социализация, можно разделить на три группы:

микрофакторы(семья, школа, внешкольные объединения, не­формальные объединения);

мезафакторы(этнокультурные условия, тип поселения, в кото­ром живет и развивается человек, средства массовой коммуни­кации);

макрофакторы(общество, государство, планета в целом).

В ряде концепций семья рассматривается как важнейший институт социализации. В семье происходит формирование первых навыков взаимодействия, осваивание первых социальных ролей, формирова­ние черт маскулинности и фемининности,то есть мужественности и женственности.

Формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Вместе с тем семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и

изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традици­онной роли отца, трудовая занятость женщин и т. д.).

Не менее значимым фактором социализации является школа. По­мимо того, что в школе дается систематическое образование, она, в той или иной мере, готовит человека к жизни в обществе. Школа, по сравнению с семьей, гораздо в большей мере зависит от общества и государства. Правда, эта зависимость сильно различается в тотали­тарных и демократических государствах. Но в любом случае, в школе закладываются первичные представления человеку как гражданину, что может как способствовать, так и препятствовать его дальнейшему вхождению в гражданскую жизнь.

По мере увеличения времени, проводимого детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает значение общества сверстников,ко­торое может значительно перевешивать влияние как родителей, так и учителей.

К этому следует добавить, что общество сверстников очень нео­днородно. Оно может направляться взрослыми (различные внешколь­ные коллективы и организации), а может представлять стихийные и неформальные сообщества.

Своеобразную конкуренцию школе представляют средства мас­совой коммуникации(печать, радио, телевидение, компьютерные сети).

Их роль и значение быстро возрастают

Некоторые из них (печать, телевидение) сравнительно легко под­даются планированию и контролю. Другие (интернет) гораздо в мень­шей степени.

Оказывает влияние на процессы социализации и принадлежность к тому или иному этносу.Этнос — это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю­щих общими чертами, стабильными особенностями культуры и психи­ческого склада, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих подобных образований».

Этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы. Формирование этносов происходит на про­тяжении длительного времени (веков и тысячелетий) под влиянием совокупности целого ряда факторов (особенности природно-географической среды, экономические, религиозные, социальные и другие).

Для каждого этноса характерен определенный духовный склад — менталитет.Который формируется в специфических социокультурных условиях жизни народа и является значимым фактором социализации.

По мнению А.В. Петровского, «Понятие «менталитет» применяет­ся для выделения особых явлений в сфере сознания, которые отлича­ют одну общность от другой. Если «вычесть» из общественного со­знания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества».

И далее, он приводит следующий пример: «Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общнос­тей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта — от итал. «мщение») — это бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданием окружающих».

Значимым фактором социализации является и тип поселения. Очевидно, что процесс социализации будет проходить не одинаково в мегаполисе или маленьком таежном поселке.

■ микрофакторы(семья, школа, внешкольные объединения, не­формальные объединения); ■ мезафакторы(этнокультурные условия, тип поселения, в кото­ром живет и… ■ макрофакторы(общество, государство, планета в целом).

Сферы социализации личности

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личнос­ти: деятельность, общение, самосознание.

Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения социальных связей индивида с внешним миром.

В сфере деятельности происходит расширение ее «набора», т. е. освоение человеком все новых видов деятельностей, выделение их наиболее значимых аспектов, личностный выбор и сосредоточение внимания на нем.

Общение также рассматривается со стороны его расширения и углубления, что объясняется тесной связью деятельности и общения.

Расширение общенияможно понимать, как умножение контак­тов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Углубление общения— это переход от монологического обще­ния к диалогическому, то есть умение ориентироваться на партнера по общению, более точно его воспринимать.

Третья сфера социализации — это развитие самосознания. То есть в процессе социализации происходит становление образа «Я» человека, осмысление им своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса, формирование само­оценки.

Образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонен­та: познавательный(знание себя), эмоциональный(оценка себя), поведенческий(отношение к себе).

Вместе с тем самосознание может быть представлено ни как про­стой перечень характеристик, а как понимание личностью себя в каче­стве некоторой целостности.

Другое свойство самосознания заключается в том, что его разви­тие в ходе социализации — процесс контролируемый. Определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расшире­ния диапазона деятельности и общения.

Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения социальных связей индивида с внешним миром. В сфере деятельности происходит расширение ее «набора», т. е. освоение… Общение также рассматривается со стороны его расширения и углубления, что объясняется тесной связью деятельности и…

Психологическая адаптация

С понятием «социализация» тесно связано понятие «социаль­но-психологической адаптации»

Под которым понимается приобретение людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными со­циально-психологическими функциями. При этом под статусом пони­мается положение личности в системе межличностных отношений, оп­ределяющее его права, обязанности и привилегии. Статус не явля­ется постоянной характеристикой личности и может варьировать в разных группах.

Социально-психологическая адаптация является составным эле­ментом механизма социализации, протекающей как совокупность адап­тации к разнообразным жизненным ситуациям.

Каждая адаптация обогащает опыт человека, делает его более со­циализированным, что в последующем облегчает дальнейшую адапта­цию. Социально-психологическая адаптация представляет собой про­цесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменив­шейся) социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда — воспроизведения.

Для человека положительными результатами социально-психоло­гической адаптации являются:

■ возможность выживания и удовлетворения своих социальных и биологических потребностей;

■ приведение их в соответствие с социальными требованиями в результате формирования необходимых средств общения и поведения в целом.

Показателями достижения этих результатов могут быть:

1) высокий социальный статус человека в социальной среде;

2) психологическая удовлетворенность этим статусом, социальной средой в целом и ее наиболее значимыми для него элементами, на­пример работой.

Для общества значимость социальной адаптации заключается в по­лучении возможности воспроизведения своей социальной структуры.

Критерии социально-психологической адаптации.Об уровне социально-психологической адаптации личности свидетельствуют как объективные, так и субъективные критерии.

Объективными критериямиявляются:

■ продуктивность деятельности;

■ реальное положение в коллективе;

■ авторитет как социальная реальность, отражающая устойчивое принятие членами группы приоритета личности в какой-либо деятельности.

Субъективными:

■ удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная) различными аспектами пребывания в новой или изменившейся социальной среде;

■ положительное отношение к различным аспектам деятельности и общения и к себе самой.

Виды социально-психологической адаптации.Для успешной адаптации в изменившейся социальной среде человеку, как правило, необходимо проявлять такие личностные качества, как активность усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие события.

Важнейшие признаки социальной активности — сильное и устой­чивое (а не ситуативное) стремление влиять на социальные процессы; реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением из­менить, преобразовать или, напротив, сохранить и укрепить существую­щий социальный порядок, его формы и стороны.

В зависимости от уровня социально активной личности можно выделить два вида социально-психологической адаптации: активную и пассивную.

Активная социально-психологическая адаптация имеет место тог­да, когда человек стремится воздействовать на социальную среду, с тем чтобы изменить в ней то, что его по каким-либо причинам не устраивает.

Пассивная адаптация заключается в отсутствии стремления к та­кому взаимодействию и изменениям.

Поскольку человек не всегда адаптируется к условиям социаль­ной среды, которые изменились не по его воле, а иногда сам меняет их (переезжает в другую страну, переходит на другое место работы, создает семью и т. д.), то можно выделить два вида социально-психо­логической адаптации по этому признаку: добровольную и вынуж­денную.

Добровольная адаптация имеет место тогда, когда новые ценнос­ти и способы действия, которые предлагает среда, не противоречат системе ценностей личности:

■ нормы и ценности социальной среды вписываются в систему самых значимых интересов и потребностей личности или даже создают более благоприятные условия для их реализации;

■ ценностные ориентации, нормы поведения, ранее свойственные личности изменяются в новых условиях без особого напряже­ния.

При вынужденной адаптации направления и методы преобразова­ний не соответствуют представлениям и установкам личности:

■ не принимая нового, личность пытается изменить требования среды, но они оказываются безуспешными, и, как следствие, ей приходится подчиниться;

■ индивид подчиняется, не пытаясь, что-либо изменить;

■ новые способы социального поведения менее, чем прежние, соответствуют качествам личности, но он вынужден использо­вать их, чтобы выжить.

Противоположностью процесса адаптации является процесс де­задаптации.

Суть данного процесса состоит в том, что развитие внутрипсихических процессов и поведения приводит не к разрешению проблем, а к усилению трудностей личности.

Дезадаптация может быть патологической и непатологической. При патологической дезадапации деструктивные изменения психичес­ких функций и поведения, становится труднобратимыми.

.

Под которым понимается приобретение людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными со­циально-психологическими… Социально-психологическая адаптация является составным эле­ментом механизма… Каждая адаптация обогащает опыт человека, делает его более со­циализированным, что в последующем облегчает дальнейшую…