Способы объяснения происхождения и сущности сознания.
Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
... и косвенных (казалось бы не имеющих к распаду семьи отношения) проблем. Перечислим наиболее распространенные факторы, входящие в группу риска разводов, т. е. увеличивающие ... вероятность распада брачно-семейных отношений: □ конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов; □ совместное ...
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
Понятие отражения. Его роль в объяснении происхождения сознания.
Отражение- филос категория, для обозначения способности материального образования определенным образом реагировать на воздействие другого материального образования и запоминать след этого воздействия.
Свово отражения проявляется только во взаимодействии
Существование материального образования складывается из взаимодействия с окружающим миром м запоминанием этих воздействий.
Отражение в живой и неживой материи
Неживая материя- физик- хим уровень
Отражение на этих уровнях представлено изменениями(физ-хим)
Отражение, всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «… Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 издание, том 18, страница 91).
Любое О. несёт в себе информацию об объекте О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (например, термометр), О. света, изменения электромагнитных волн (например, фотография), О. звуковых волн (например, эхо), химических изменений (например, цвет лакмусовой бумаги), физиологических процессов (например, сужение зрачка при ярком свете и т. д.).
Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об О. как всеобщем свойстве материи.
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость — О. воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость — допсихическая форма О., выступающая как средство регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии О. связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства — чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики животных. Формирование органов чувств и взаимной координации их действий привело к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств — способности к восприятию. Животные не только дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Это элементарное мышление, достигающее своего наиболее высокого уровня у человекообразных обезьян и дельфинов.
Проблема «предметов сознания» в философии А.Мейнонга
... сознания. Иначе говоря, когда человек воспринимает - в широком смысле слова представляет, воображает, мыслит - яблоко, то феномен яблока включает много больше, чем зеркальное отражение ... мир предметов сознания много ... яблока чувствами. Комплекс ощущений зеленого, кислого, твердого соотносится с уже имеющимся представлением о зеленом, кислом, твердом, с детским впечатлением о том, например, ...
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы О. в виде сознания и самосознания. О. человеком действительности отличается от О. её животными как способом, так и предметом О., стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О., свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путём формирования гипотезы и её проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей
В учение о познании как О. действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория О. по праву носит название ленинской теории О. Ленинский принцип О. подвергается нападкам со стороны некоторых ревизионистов и буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория О. якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее — то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию О. понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию О. механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания; по его словам, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, том 29, страница 194).
Но только на основе адекватного О. объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир.
Принцип О.- краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие О. входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.
Эволюция отражения. Закон соответствия уровня существования и формы отражения
У каждой формы движения своя форма отражения
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и завершают это плотной ... аспектах: а) Кама-Манас – низший ум или интеллект; б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас ...
Отражение — это свойство материальных предметов, заключающееся в воспроизведении внешних особенностей и внутреннего строения других предметов, сохранении в себе этих отпечатков.
Отражение — воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия предметов.
Существуют разные формы отражения.
Отражение имеет место и в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических, химических свойств предметов в результате их взаимодействия.
Отражение в живой природе носит активный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействию и менять среду обитания.
Способ существования человека- поцесс труда- процесс обмена с окр миром того, что необходимо для существ человека
Способность человеческого мозга отражать действительность ЄСТЬ результат длительного развития высокоорганизованной ма-I ерии.
В философии и психологии существуют ошибочные концепции, согласно которым сама проблема возникновения сознания из его биологических предпосылок снимается тем, что наличие психики признается лишь у человека. Эта концепция восходит к Декарту, полагавшему, что животные — это’лишь сложные машины. Прямо противоположную позицию занимают те, кто считает, что не только животные, но и вся природа является одухотворенной (Ж. Робине и др.)- Между этими крайними концепциями, допускающими существование психики или только у человека, или у всей материи, имеется как бы промежуточная позиция «биопсихизма», согласно которой психика есть свойство лишь живой материи (Э. Геккель и др.).
Диалектическому материализму чуждо как признание всеобщей одушевленности материи, так и представление о психике как о присущей только человеку. Он не разделяет и позиции «биопсихизма». Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира — это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.
Размышляя об истоках сознания, В. И. Ленин высказал идею о том, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи, а «в фундаменте самого здания материи» существует способность, сходная с ощущением,— свойство отражения.
Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного «следа», который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.
Соотношение между результатами отражения («следами») и отражаемым (воздействующим) предметом может выражаться в виде изоморфизма и гомоморфизма. Под изоморфизмом понимается сходство между какими-либо объектами, подобие их формы, структуры, как это-имеет место, например, в фотографии. Изоморфное отображение — это адекватное воспроизведение оригинала. Под гомоморфизмом имеется в виду лишь приблизительное отражение, например изображение местности на карте.
Формы (виды) правотворчества
... -я этих общ. отн-й. 3) Создание НПА. 74. Формы (виды) правотворчества. С учетом S-ов: 1) гос. органов и ... обяз-ти S-та правоотн-я. Виды: 1) предметы матер-го мира (вещи, деньги). 2) предметы духовного творчества. 3) жизнь, здоровье, ... прав, обяз-ей, ответ-ти; 4) в спец. процессуальных формах. Формы: 1) оперативно-исполнительная деятельность, 2) правоохранительная деятельность. 86. Правоприменительный ...
Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли — с белками и нуклеиновыми кислотами).
Жизнь — это прежде всего процесс взаимодействия организма и окружающей его среды. На нашей планете она представлена в виде бесчисленного множества различных организмов, начиная от
Простейших до самых сложных, таких, как человек. В процессе югической эволюции вместе с усложнением их строения и свойственные живой материи формы цтрмжепия. Отражение и его формы у организмов находятся в прямой зависимости прежде всего от характера и уровня их поведения, деятельности. В ходе ее совершенствования у живых существ » шикают и развиваются органы чувств, нервная система. Вместе гем сама деятельность зависит от регулирующего влияния отражения.
Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем к иным организмам, является раздражимость. Она выражается в И юпрательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т. д.).
Иа более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство — чувствительность, т. е. способность отра-кать отдельные свойства вещей в виде ощущений.
Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их н виде восприятия — целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, как уже говорилось, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности
Обычно различают два тесно между собой связанных типа по-Ведеиия животных: инстинктивное — врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т. е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей п т. д.) свойства предметов окружающего мира.
С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных — Обезьян — они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется «сообразительностью» животных.
Высокий уровень развития психики животных показывает, что Сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.