Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека

Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. способности (общие, частные, специальные) 3. психические состояния ( эмоциональные и функциональные состояния) 4. свойства сознания и самосознания. 5. Социальные установки и межличностные отношения.

 

Виды памяти

Память – сохранение и последующее воспроизведение того, что мы ранее воспринимали, делали, переживали, видели.

По характеру психической активности: 1. образная (представление, звуки, запахи, вкусы).

2. зрительная (развивается в течении жизни) пр.: художники. 3. Слуховая (музыканты).

4. Осязательная (на ощупь).

5. Обонятельная (на запах).

6. Вкусовая. 7. Двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем).

8. Эмоциональная (на чувства, помнить огорчения, любовь, переживания).

9. Словесно-логическая (смысл материала и его воспроизведение, словесное оформление).

Механическая (стихи, ин. слова) – память в чистом виде. Интеллект – пересказ текстов, их смысла. Смысловая (запоминание смысла своих профессиональных знаний)

По характеру цели, деятельности: 1. непроизвольная (отсутствует цель запоминания и воспроизведения) 2. Произвольная (ставили цель запомнить, воспроизвести).

По продолжительности: 1. Кратковременная (краткое сохранение материала после однократного воспроизведения) 2. Долговременная (после многократного воспроизведения).

3. Оперативная (монимические процессы обслуживающие непосредственно актуальные операции осуществляемые человеком).

 

Виды мышления

По уровню психических процессов:

-интуитивное

-аналитическое

По психическим процессам:

-наглядно-действительное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании; практическое, до 3 лет).

— Наглядно-образное (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления; 3-7 лет).

8 стр., 3506 слов

Психические явления. Психические состояния личности, их влияние ...

... психологическая репродуктивность, т.е. способность к воспроизведению предыдущего психического с таким же его психоэнергетическим потенциалом. Например, после того как человек находится в состоянии страха, он рано или поздно ...

— Абстрактное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости)

 

Понятие о личности человека в психологии

Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость).

Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его индивидуальными свойствами и социальными ролями. Личности – продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания.

 

15. Структура личности: отечественный и зарубежный подходы

К.К.Платонов в соответствии с рядом критериев выделяет динамическую, функциональную, психологическую, структуру личности, состоящую из четырёх подструктур:

— социально обусловленные особенности, формирующиеся путем воспитания (направленности, моральные качества);

— биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

— личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);

— индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей).

Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г.Ананьева можно считать вывод о том, что «структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1)субординационному,или иерархическому,при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства; 2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них». [2,с.85]

В книге «Человек как предмет познания», Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния.

Структура личности по З.Фрейду:

1. Ид (оно) – биологические побуждения (наиболее примитивные, врожденные аспекты личности, функционирует в области бессознательного) самая старая система подчиненная «принцип удовольствия»

2. Эго (я) – часть психологического состояния, отвечающего за принятие решения, эго берет энергию ид для своих нужд, подчиняется принципу реальности, цель которого сохранить целостность организма путем удовлетворения инстинкта, когда будет найдена возможность разрядки во внешней среде. Эго – исполнительный орган личности.

3. Супер эго (сверх я) – представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Формально проявляется, когда ребенок осознает, что хорошо, а что плохо (в возрасте от 3-х лет).

Супер эго – индивидуальное отражение «коллективной совести» социума. Способ существования супер эго – принцип самоконтроля. Супер Эго сформировывается тогда, когда внешний контроль запрещается самоконтролем. Принцип реальности. Вносит в наше поведение долю разумности.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.   ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой. ... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ...

 

Современные концепции психологии

Когнитивная психология (от лат.«когнито» — знание).

Представители этого направления У. Найссер, А. Пайвио и другие отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Гуманистическая психология. Ее представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, помогает преодолеть ощущение призрачности человеческого существования. Трансперсональная психология. Представители этого направления (С. Грофф, Ч. Тойч и другие) рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов (Э. Берн).

Значительный вклад в развитие психологии ХХ века внесли российские и советские ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин. Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психический функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях).

2 стр., 795 слов

Задачи, основные функции психологии высшей школы

... развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и ... психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности. Направленность как свойство личности - это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции ...

Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

Психологическая теория

(По Платонову К.К.)

У личности сходство черт, свойств. 1. Низкий уровень личности (биологически природой обусловлена подструктура. Темперамент – система природных свойств – возрастные и половые способности).

2. Психологическая подструктура, включает в себя все индивидуальный свойства отдельных психологических процессов, ставших свойствами личности (память, чувства, эмоции, мышление).

3. Социальный опыт (знание, навыки, умения, привычки).

4. направленность личности – высший уровень, иерархически связанный ряд. 1) желание, влечение, склонность 2) идеалы 3) индивидуальная картина мира 4) убеждение.