ДЕ 8. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание
Понятие и структура социального действия. Социальное взаимодействие (36)
1. Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное (Несколько правильных ответов)…
Ориентация на ожидаемое поведение других | |
Субъективная мотивация индивида или группы | |
Соответствие морально-нравственным нормам | |
Соответствие нормам права |
2. Согласно теории социального обмена, человек, вступая во взаимодействие, … (1 ответ)
Осваивает новые символы | |
Развивает культуру | |
Накапливает впечатления и ощущения | |
Соотносит потери и выгоды |
3. В чем заключается особенность парадигмы социального действия?
Необходимость понять поведение людей и тот смысл, который они ему предают | |
Необходимость институализации общественных отношений | |
Необходимость понять символику социального поведения | |
Необходимость интерпретировать язык повседневного общения людей |
4. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется… (1 ответ)
Эволюционизм | |
Структурализм | |
Объективизм | |
Интеракционизм |
5. За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал …
Толкотт Парсонс | |
Герберт Спенсер | |
Макс Вебер | |
Питирим Сорокин |
6. Непредвиденные или непреднамеренные последствия социальных действий Роберт Мертон определяет как функции…
Явные | |
Видимые | |
Предполагаемые | |
Латентные |
7. ________ тип социального действия предполагает ясное осознание цели, подбор оптимальных средств ее достижения, умение использовать промежуточные результаты. (2 ответа)
Традиционный | |
Ценностно-рациональный | |
Аффективный | |
Целерациональный |
8. Две теории действия, существующие в социологии – это …
Позитивистическая и герменевтическая | |
Органистическая и механистическая | |
Социал-дарвинистская и марксистская | |
Биологическая и психологическая |
9. Синоним термина «социальное взаимодействие» можно определить как
Интерпретацию | |
Интеракцию | |
Интеграцию | |
Сентенцию |
10. Действия – это такое поведение индивида, которые…
Имеет мотивацию и культурное значение | |
Имеет коллективный характер | |
Осуществляется инстинктивно | |
Отражает социализирующее влияние общества |
11. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами называется…
Дезинтеграцией | |
Целедостижением | |
Интеграцией | |
Изоляцией |
8.2. Формы социального взаимодействия (37)
12. Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своём социальном окружении определённого человека или группу людей, называется
Контакт заинтересованности | |
Контакт обмена | |
Сверхчувствительный контакт | |
Пространственный контакт |
13. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется…
Кооперация | |
Конфликт | |
Конкуренция | |
Кооптация |
14. Вербальная интеракция – это…
Жестикуляция | |
Словесное общение | |
Мимика | |
Физический контакт |
15. Вид социального взаимодействия, являющийся наиболее простым, неустойчивым, но необходимым для установления любых других видов социального взаимодействия
Пространственный контакт | |
Сверхчувственный контакт | |
Отношения подчинения | |
Отношения зависимости |
16. Тип взаимодействия, противоположный разделению труда – это…
Дифференциация | |
Кооперация | |
Конфликт | |
Кооптация |
Социальный контроль и девиации (38)
17. К методам социального контроля не относится…
Манипулирование | |
Убеждение | |
Принуждение | |
Внушение |
18. Что такое социальный контроль?
Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации | |
Механизм саморегуляции в социальных системах | |
Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства | |
Подавление инакомыслия в обществе |
19. Теорию навешивания ярлыков Г. Беккера относят к ________концепциям девиантного поведения
Психологическим | |
Культурологическим | |
Социальным | |
Биологическим |
20. _______ контроль выступает в качестве одного из двух основных видов социального контроля
Внутренний | |
Частичный | |
Полный | |
Фрагментарный |
21. Бюрократ ориентируется исключительно на строгое соблюдение процедур и правил в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к ….
Ритуализму | |
Инновации | |
Нонконформизму | |
Творчеству |
22. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы – это…
Социальные санкции | |
Социальный статус | |
Социальные конфликты | |
Социальная стратификация |
23. Вид социальных норм, возникающий тогда, когда происходит частое нарушение норм без последующего применения санкций — это…
Нормы оправдания | |
Институциональные нормы | |
Юридические нормы | |
Этнические нормы |
24. Дайте характеристику девиантного поведения
Поведение, совершаемое в соответствии с нормами права | |
Поведение, направленное на достижение продуманной цели | |
Поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм | |
Поведение, ориентирующееся только на нравственные принципы, норы, ценности |
25. Выберите выражение, характеризующее понятие «социальная аномия»
Такое состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум | |
Определенное положение человека (группы людей) в обществе, которое характеризуется совокупностью прав и обязанностей | |
Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общей культурой, языком, территорией и экономических связей | |
Совокупность процессов изменения, развития и функционирования общества |
26. Что такое социальный контроль?
Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства | |
Подавление инакомыслия в обществе | |
Механизм саморегуляции в социальных системах | |
Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации |
27. Какое из перечисленных выражений соответствует понятию «кризис легитимности»
1. Степень развитости интеллектуальных способностей человека, измеряемая по социальной методике, обозначаемая IQ;
2. Резкое падение способности общества к саморегуляции из-за нарушения взаимодействия между социальными группами, из-за утраты возможности выполнять свои функции социальными институтами;
3. Состояние общества, в котором утрачена вера в справедливость и законность институтов власти, установленного социального порядка?
Ни одного |
28. «Стигма» — это…
Понятие одной из теорий девиантного поведения | |
Признак, характерный для членов привилегированных групп | |
Понятие, используемое в маркетинге | |
Символ высокого статуса |
29. Что относится к девиации?
Самоубийство, проституция | |
Преступное поведение | |
Алкоголизм, наркомания | |
Все три ответа |
30. Назовите автора, который разделял акты деятельности на: 1).
Дозволенно-должностные; 2).
Рекомендуемые; 3).
Запрещаемые
П. А. Сорокин | |
Э. Дюркгейм | |
Н. Смелзер | |
Р. Мертон |
31. К должно-дозволенным актам относятся:
Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
Первый и второй ответы |
32. К рекомендуемым актам относятся:
Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
Второй и третий ответы |
33. К запрещенным актам относятся:
Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
Первый и третий ответы |
34. Совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления – это…
Социальный институт | |
Социальное поведение | |
Социальный контроль | |
Социальная адаптация |
35. Понятие, противоположное девиации…
Конформизм | |
Позитивизм | |
Тоталитаризм | |
Эмпиризм |
36. Под конформизмом понимается…
Научные принципы наблюдения, экспериментирования и логического рассуждения | |
Концепция, призванная объяснить особый тип политической системы (государства) и политического режима | |
Ведущее мировоззренческое направление в социологии в XIX | |
Стремление человека полностью соответствовать нормам поведения (как формально, так и по существу), принятым в данном обществе |
37. По мнению Э. Фромма причиной девиантности является…
Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
38. По мнению Э. Дюркгейма причиной девиантности является…
Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
39. По мнению Р. Мертона причиной девиантности является…
Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
40. По мнению Л. Гумпловича причиной девиантности является…
Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
41. Причинами (теория эволюции), которые объясняют девиантное поведение как нормальное, являются …
Часть общества воспроизводит прежние формы социальной жизни | |
Чтобы общество развивалось, должны существовать люди, думающие и действующие не так, как все | |
Наличие небольшого количества «положительных мутаций», приносящих социуму пользу | |
Все три ответа |
42. Наиболее склонные к девиантному поведению …
Молодежь | |
Мужчины | |
Женщины | |
Первый и второй ответы |
43. Бегство от действительности это…
Конформизм | |
Ритуализм | |
Ретреатизм | |
Бунт |
44. Вероятность того, что люди совершат девиантные поступки, снижается, если люди…
Верят в ценности, принятые обществом | |
Активно стремятся к успешной учебе | |
Активно стремятся к участию в социально одобряемой деятельности | |
Все три ответа |
45. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм – это …
Социальный протест | |
Социальная девиация | |
Социальное действие | |
Социальная реакция |
46. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует…
Все три ответа | |
Самоактуализации | |
Самореализации | |
Самоутверждению |
47. Социальные связи рвутся в следующей последовательности…
Сначала экономические, затем социальные, далее духовные связи | |
Сначала духовные, затем экономические, а далее – социальные | |
Сначала социальные, затем духовные, а далее – экономические | |
Сначала социальные, затем экономические, а далее – духовные |
48. Для социального поведения маргиналов характерно……
Снижение уровня социальных ожиданий | |
Их примитивизация, которая проявляется в производстве, быту, в духовной жизни | |
Снижение уровня социальных потребностей | |
Все три ответа |
49. Примером формальной негативной санкции является… (1 ответ)
Штраф за нарушение правил дорожного движения | |
Алименты на детей после развода родителей | |
Родительская нотация за позднее возвращение домой | |
Насмешки друзей по поводу одежды |
50. __________ представляет собой разновидность формального социального контроля в системе высшего профессионального образования (1 ответ).
Предупреждение о неэтичном поведении | |
Выговор за опоздание на занятие | |
Объяснение ошибок и неточностей | |
Отчисление из вуза |
8.4. Массовое сознание и массовые действия (39) |
Понятие и структура социального действия. Социальное взаимодействие (36).
1. Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное (Несколько правильных ответов) Ориентация на ожидаемое поведение
1. Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное (Несколько правильных ответов)…
Ориентация на ожидаемое поведение других | |
Субъективная мотивация индивида или группы | |
Соответствие морально-нравственным нормам | |
Соответствие нормам права |
2. Согласно теории социального обмена, человек, вступая во взаимодействие, … (1 ответ)
Осваивает новые символы | |
Развивает культуру | |
Накапливает впечатления и ощущения | |
Соотносит потери и выгоды |
3. В чем заключается особенность парадигмы социального действия?
Необходимость понять поведение людей и тот смысл, который они ему придают | |
Необходимость институализации общественных отношений | |
Необходимость понять символику социального поведения | |
Необходимость интерпретировать язык повседневного общения людей |
4. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется… (1 ответ)
Эволюционизм | |
Структурализм | |
Объективизм | |
Интеракционизм |
5. За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал …
Толкотт Парсонс | |
Герберт Спенсер | |
Макс Вебер | |
Питирим Сорокин |
6. Непредвиденные или непреднамеренные последствия социальных действий Роберт Мертон определяет как функции…
Явные | |
Видимые | |
Предполагаемые | |
Латентные |
7. ________ тип социального действия предполагает ясное осознание цели, подбор оптимальных средств ее достижения, умение использовать промежуточные результаты. (2 ответа)
Традиционный | |
Ценностно-рациональный | |
Аффективный | |
Целерациональный |
8. Две теории действия, существующие в социологии – это …
Позитивистическая и герменевтическая | |
Органистическая и механистическая | |
Социал-дарвинистская и марксистская | |
Биологическая и психологическая |
9. Синоним термина «социальное взаимодействие» можно определить как…
Интерпретацию | |
Интеракцию | |
Интеграцию | |
Сентенцию |
10. Действия – это такое поведение индивида, которые…
Имеет мотивацию и культурное значение | |
Имеет коллективный характер | |
Осуществляется инстинктивно | |
Отражает социализирующее влияние общества |
11. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами называется…
Дезинтеграцией | |
Целедостижением | |
Интеграцией | |
Изоляцией |
8.2. Формы социального взаимодействия (37)
12. Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своём социальном окружении определённого человека или группу людей, называется
Контакт заинтересованности | |
Контакт обмена | |
Сверхчувствительный контакт | |
Пространственный контакт |
13. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется…
Кооперация | |
Конфликт | |
Конкуренция | |
Кооптация |
14. Вербальная интеракция – это…
Жестикуляция | |
Словесное общение | |
Мимика | |
Физический контакт |
15. Вид социального взаимодействия, являющийся наиболее простым, неустойчивым, но необходимым для установления любых других видов социального взаимодействия
Пространственный контакт | |
Сверхчувственный контакт | |
Отношения подчинения | |
Отношения зависимости |
16. Тип взаимодействия, противоположный разделению труда – это…
Дифференциация | |
Кооперация | |
Конфликт | |
Кооптация |
Этапы развития отечественной социологии
Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.) период.
Процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций.
Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.
Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.
1. Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:
— натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);
— субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);
— психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);
— плюралистическая (М.М.Ковалевский).
2. На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:
— cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);
— русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);
— религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).
3. Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат — ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности).
Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.
Наши соотечественники после 1917 года в русском зарубежье продолжали научные изыскания.
Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др.
Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с «буржуазной социологией», а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья — на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.
Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу — не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.
Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.
В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».
В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии — сектор труда и быта рабочего класса.
Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.
На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических).
Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам.
12. Общая характеристика социологического исследования: структура, типы.
В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ).
Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.
Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.
Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.
Второй этап предусматривает сбор первичной социологической информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.).
Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ.
Четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (конкретные).
Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирическихисследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии.