ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Б1.В.ОД.7.2 Психология адаптивного поведения
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования
Квалификация выпускника: магистр
Краснодар
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления
44.04.02. Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогики развития личности в условиях общего и инклюзивного образования
по дисциплине «Психология адаптивного поведения»
Составитель: Азлецкая Е.Н.
«___» ______________2016 г.
Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии
«___» ________ 2016 г. протокол № ___
Заведующий кафедрой
Гребенникова В.М.
доктор пед. н., профессор ___________________________
Согласовано:
Председатель УМС ФППК КубГУ
Гребенникова В.М.
доктор. пед. н., профессор _______________________
«___» _______ 2016г. протокол № ____
Экспертиза проведена
Паспорт фонда оценочных средств
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психология адаптивного поведения».
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме конспекта статьи, разработки методических рекомендаций, коллоквиума, сообщения с эл. презентацией, дискуссиипо проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК 46, ПК 51
№ п.п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ПК-46 | способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды | современные технологии и программы образования | ориентироваться в современных технологиях и программах образования | современными технологиями и программами с учетом потребностей образовательной среды |
ПК-51 | способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации | методы анализа и экспертизы профессиональной деятельности | применять методы анализа и экспертизы профессиональной деятельности | способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации |
Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания
Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Феномен адаптации в психологии личности | ПК-46, ПК-51 | коллоквиум, конспект науч. статьи | Вопросы к зачету | |
Личность в адаптационном процессе | ПК-46, ПК-51 | сообщение с эл. презентацией, разработка методических рекомендаций, дискуссия |
Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
Код и наименование компетенций | Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания | ||
пороговый | базовый | продвинутый | |
Оценка | |||
Удов-но /зачтено | Хорошо/зачтено | Отлично /зачтено | |
ПК-46, ПК-51 | владение знаниями обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения | Хорошее владение знаниями, умениями обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения | Отличное владение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения |
3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Список статей для конспектирования (3 конспекта для всех магистрантов к зимней сессии 05.12.2016-22.12.2016)
1. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-sootnoshenie-sovremennyh-issledovatelskih-podhodov (дата обращения: 08.11.2016).
2. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
3. Симаева И.Н. Превентивная адаптация как психологический феномен // Развитие личности №2 / 2006 (дата обращения 07.09.2016)
Вопросы к коллоквиуму (для всех магистрантов к зимней сессии 05.12.2016-22.12.2016)
1. Понятие «психологическая адаптация»
2. Понятие «превентивная адаптация»
3. Понятие «адаптивное поведение»
4. Дифференциация понятий адаптация и адаптивное поведение.
5. Влияние психологических защит на формирование адаптивного поведения личности.
6. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей
7. Проявления адаптивного поведения: поведенческие реакции, акты, поступки, действия.
8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.
9. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности.
10. Основные проблемы адаптивного поведения и его педагогических регуляторов
3.3. Темы для сообщений с эл. презентацией (1 тема на выбор к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)
1. Стили педагогического руководства в процессе социально-психологической адаптации обучающихся к учебной деятельности
2. Развитие личности обучающегося как одно из обязательных требований при реализации основных образовательных программ
3. Адаптация к школьному обучению детей и анализ причин дезадаптации
4. Конфликтная компетентность субъекта учебной деятельности в аспекте проблемы адаптации личности
5. Социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ в период обучения
6. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве
7. Адаптационный потенциал личности в процессе общего и инклюзивного образования
8. Эмоциональный интеллект как адаптивный фактор в образовательном процессе
9. Социальный интеллект и адаптация личности в современных условиях общества
3.4. Список методических разработок (1 тема на выбор к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)
1. Методы формирования адаптивного поведения в кризисных и стрессовых ситуациях в практике психологической работы.
2. Методы формирования адаптивного поведения вмежличностных конфликтах.
3. Профилактика зависимого поведения.
4. Психологическая коррекция поведенческого реагирования обучающихся с дефицитом внимания и гиперактивностью.
5. Развитие эмоциональной сферы как системообразующего компонента в структуре адаптивного поведения личности.
6. Создание условий для социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде.
7. Развитие адаптационного потенциала личности в процессе общего и инклюзивного образования.
8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.
9. Формирование адаптивных психологических защит в терапии девиантного поведения.
10. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве
3.5. Вопросы к зачету (для всех магистрантов к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)
1. Понятие «психологическая адаптация»
2. Понятие «превентивная адаптация»
3. Понятие «адаптивное поведение»
4. Дифференциация понятий адаптация и адаптивное поведение.
5. Влияние психологических защит на формирование адаптивного поведения личности.
6. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей
7. Проявления адаптивного поведения: поведенческие реакции, акты, поступки, действия.
8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.
9. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности.
10. Основные проблемы адаптивного поведения и его педагогических регуляторов
11. Развитие личности обучающегося как одно из обязательных требований при реализации основных образовательных программ
12. Адаптация к школьному обучению детей и анализ причин дезадаптации
13. Социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ в период обучения
14. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве
15. Адаптационный потенциал личности в процессе общего и инклюзивного образования
16. Эмоциональный интеллект как адаптивный фактор в образовательном процессе
17. Социальный интеллект и адаптация личности в современных условиях общества
18. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
5.1 Основная литература:
1. Актуальные проблемы психологии активности личности (4 ; 2011 ; Краснодар).4-я Всероссийская (заочная) научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности», Краснодар, 25 февраля 2011 г. : материалы / Актуальные проблемы психологии активности личности (4 ; 2011 ; Краснодар) ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Психолог. ин-т Рос. акад. образования, Кубанский гос. ун-т ; [отв. ред. С. Б. Малых и др.] . — Краснодар : [Кубанский государственный университет] ; М. : [Издатель Воробьев А. В.], 2011. — 163 с.
2. Контроль поведения как субъектная регуляция / Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева; Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю. В. Ковалева; РАН; Ин-т психологии. М. 2010.
3. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека. Всероссийская научно-практическая конференция (5 ; 2008 ; Волгоград) ; [науч. ред. А. Б. Мулик] ; Федеральное агенство по образованию ; Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград : Волгоградское научное изд-во, 2008. — 381 с.
5.2 Дополнительная литература:
1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Ад 28 Саратов, 2011. Вып. 4.
2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М, 2002
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994.
4. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №33 (133).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-otnosheniy-v-n-myasischeva-i-teoriya-psihicheskoy-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
5. Липунова О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnoy-sfery-v-strukture-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
6. Магомедова Е.Э. Педагогические регуляторы адаптивного поведения личности подростка // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-regulyatory-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti-podrostka (дата обращения: 08.11.2016).
7. Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха / Тойч, Чампион Курт ; Чампион К. Тойч ; [пер. Д. Ю. Петров]. — 2-е изд., доп. и испр. — М. : Когито-Центр : МИЦЧ «СанРэй», 2010.
8. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-sootnoshenie-sovremennyh-issledovatelskih-podhodov (дата обращения: 08.11.2016).
9. Николаева Э.Ф., Денисова Е.А., Николаева С.Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности // Концепт. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sistemnogo-analiza-osobennostey-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016)
10. Овсяник О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности // СИСП. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
11. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
12. Прокопьев А.А., Трифонов Б.А., Буторина Н.Е. Клинико-психологические аспекты выделения детей группы риска по школьной дезадаптации // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. Челябинск, 2000.
13. Птушкин Г. С., Сутырина М. П. Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья // МНКО. 2014. №1 (44).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-povedenie-lits-s-ogranicheniyami-zdorovya (дата обращения: 08.11.2016).
14. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
15. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6. 1995. Вып.3, № 20.
16. Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsionirovaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 08.11.2016).
17. Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей // Фундаментальные исследования. 2013. №10-7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-osnova-formirovaniya-adaptivnogo-povedeniya-u-detey (дата обращения: 08.11.2016).
18. Симаева И.Н. Превентивная адаптация как психологический феномен // Развитие личности №2 / 2006 (дата обращения 07.09.2016)
19. Степанова Н.В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adaptivnogo-povedeniya-starshih-podrostkov-v-mezhlichnostnyh-konfliktah-v-usloviyah-vzaimodeystviya-subektov (дата обращения: 08.11.2016).
20. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Логос, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
21. Черенёва Е.А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zaschitnye-mehanizmy-povedeniya-kak-faktor-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
22. Morodenko E.V. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник ТГПУ. 2009. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya-v-protsesse-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).