Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы о распределении детей по группам риска и о вопросах диагностики

В зависимости от сущности имеющихся или возникающих в ходе подготовки к экзаменам у детей затруднений, всех учащихся, впрочем, как и всех людей, вообще, можно разделить на, так называемые, группы риска. При этом все эти группы условно можно отнести к двум большим подгруппам: группы детей, имеющих личностные трудности и группы детей с познавательными трудностями.

К детям с личностными трудностями, относятся учащиеся следующих групп риска: инфантильные, неуверенные, тревожные, а также, так называемые, «отличники» и перфекционисты.

Инфантильные дети– такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля.

Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсутствует системность мышления.

На этапе подготовки к экзамену таким детям необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки таких учащихся – начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. Помогает также установление регламента времени. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого.

Тревожные дети для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная, диктант и т.п.).

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... первую очередь детям, обладающим лишь некоторыми аутистическими чертами, и детям третьей и четвертой групп. Большинство авторов предлагают ... Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки. Занятия в группах психокоррекции показаны в ...

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми.

На этапе подготовки к экзамену для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального конфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», « Ты так хорошо справился с заданием» и т.п.

Большое значение будет иметь беседа с близким человеком. Направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

Неуверенные дети— проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно учителю подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок на этапе подготовки к экзамену получил положительный опыт принятия людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»).

Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простого или сложного заданий?»

Перфекционисты и «отличники» эта категория детей отличается высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задания, то стремятся сделать его лучше или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

6 стр., 2894 слов

Задание Поддержка

... ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка. 5. РЕФЛЕКСИВНЫЙ - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, ...

ЕГЭ для данной категории детей – это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них – это необходимо пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

На этапе подготовки к экзамену таким детям трудно корректировать свои ожидания и осознавать разницу между «достаточным» и «превосходным». Они не всегда могут понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задание для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать их ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени.

К детям с познавательными трудностями, относятся учащиеся следующих групп риска: дети с трудностями произвольности и самоорганизации, гипертимные дети, астеничные, дети – синтетики, правополушарные и, так называемые, «застревающие».

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизаици — обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем развития произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. ЕГЭ, как и любой другой экзамен, требует высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки к экзамену очень важно научить подростка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Астеничные дети– их основная характеристика – высокая утомляемость и истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, ... большим объемом знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных ...

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении и достаточно длительного периода времени (3 часов).

Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

Гипертимные дети– обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справится с экзаменационными заданиями.

На этапе подготовки к экзамену очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись!». Такой учащийся все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал – проверь». Кроме того, необходимо создавать у гипертимных подростков ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Застревающие дети – таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

На этапе подготовки к экзамену нужно тренировать навык переключения, что довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует потратить на каждое задание на экзамене.

Дети-синтетики синтетический,или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа была написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Правополушарные дети. Правополушарными называют детей, у которых значительно повышена активность правого полушария. У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико — математического циклов. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарно по своей сути.

Важно предоставить ребенку информацию об особенностях его учебного стиля, помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Необходимо также использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Кроме сведений о принадлежности детей к той или иной группе риска, т.е. о наличии каких – либо трудностей, немаловажное вообще, и в плане подготовки к ЕГЭ, имеет значение преобладающий у ребенка тип восприятия информации. По типам восприятия всех учащихся можно условно разделить на четыре группы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты.

Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная).

У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет усваивать программу детям всех групп.

Визуалы– преобладающий способ информационного восприятия – зрительный. Чтобы информация лучше запоминалась, визуалу достаточно запомнить, как она выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».

Аудиалы— преобладает слуховой способ восприятия информации. Кроме того, чтобы лучше запомнить информацию, аудиалу нужно ее произнести, а при работе с графиками, таблицами и т.п. им надо все это проговорить внутри себя.

Кинестетики— опираются, в основном, на ощущения. Для того чтобы запомнить информацию, кинестетики должны написать ее собственноручно. Им нужно все, условно говоря, щупать, делать, двигаться. Любят выяснять. А как конкретно что-то сделать, и на что надо нажать, чтобы эта штука «тренькнула», и, желательно, у них в руках.

Дискреты— опираются на логическое осмысление сигналов, используя знаки, цифры, логические доводы. Для того чтобы воспринять информацию лучше, дискреты, в первую очередь, попросят показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучат ее.

В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для учащихся с другими типами восприятия информации.

На этапе подготовки к экзамену необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего восприятия и учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Распределение людей по группам риска и типам восприятия известны давно, и распределение это чаще всего было основано на наблюдениях, экспертных заключениях каких — либо специалистов. Действенного диагностического инструментария, такого, как существующие многочисленные методики, анкеты, тесты и т.п., например, по изучению развития познавательной или эмоционально — волевой сфер у подростков, для определения, к какой группе риска относится ребенок, практически нет. Этот вопрос рассматривался в творческой лаборатории при ОМЦ. Как результат, я, проанализировав материалы, относящиеся к группам риска, составила диагностическую анкету, призванную помочь определить принадлежность детей к той или иной группе.

Анкета для родителей и учителей* (в помощь для определения типа группы риска, к которой могут быть отнесены дети)

Инструкция: ответами «да» или «нет» выразите свое мнение о ребенке

/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

    Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

      Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

        Всегда и во всем исполнителен

          Любит делать все в общем, не вдаваясь в детали

            Гуманитарные предметы даются лучше других

              Часто бывает несдержанным

                Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

                  К успехам – неуспехам в школе относится равнодушно

                    В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

                      Не любит составлять планы, конспекты и т.п.

                        Испытывает сложности с физико – математическими предметами

                          Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

                            Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном

                              Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»

                                Мало внимания уделяет деталям

                                  Проявляет очень богатое воображение

                                    При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

                                      Выполненную работу обычно не проверяет

                                        Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

                                          Во всем ищет общие взаимосвязи

                                            Любит фантазировать, воображать, но при этом анализируя что-то, испытывает трудности

                                              При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

                                                Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

                                                  Часто бывает неаккуратным

                                                    При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

                                                      Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

                                                        Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

                                                          Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

                                                            В работе часто бывает небрежен

                                                              Всегда стремится получать только отличные оценки

                                                                Всегда и во все медлителен и малоподвижен

                                                                  Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

                                                                    Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

                                                                      Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

                                                                        Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

                                                                          Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

                                                                            Равнодушен к оценкам своей работы

                                                                              Заранее свои действия планирует с трудом

                                                                                Часто жалуется на усталость

                                                                                  Все делает медленно, но основательно

                                                                                  КЛЮЧ:

                                                                                  Группа риска

                                                                                  Ответ «да»

                                                                                  на вопросы:

                                                                                  Группа риска

                                                                                  Ответ «да»

                                                                                  на вопросы:

                                                                                  Инфантильные дети

                                                                                  1, 10, 19, 38

                                                                                  Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

                                                                                  18, 27, 29, 39

                                                                                  Тревожные дети

                                                                                  2, 14, 20, 37

                                                                                  Астеничные дети

                                                                                  23, 33, 36, 40

                                                                                  Неуверенные дети

                                                                                  3, 8, 13, 28

                                                                                  Гипертимные дети

                                                                                  7, 9, 25, 30, 34

                                                                                  Синтетики

                                                                                  5, 11, 16, 21

                                                                                  Правополушарные дети

                                                                                  6, 12, 17, 22

                                                                                  «Отличники» и перфекционисты

                                                                                  4, 24, 31, 35

                                                                                  Застревающие дети

                                                                                  15, 26, 32, 41

                                                                                  Как видите, анкета включает в себя 41 утверждение, на которые анкетируемый должен ответить «Да», если согласен с утверждением, или «Нет», если не согласен. Утверждения касаются личностных особенностей человека, в нашем случае, того или другого учащегося. Изначально использовать анкета планировалась для работы с родителями выпускников, но, как показал опыт ее применения (не только мной, но и другими педагогами-кураторами) она хорошо работает и при анкетировании учителей, в частности классных руководителей. Причем не только в отношении детей, готовящихся к экзаменам, но и на детях, практически всех возрастных параллелей.

                                                                                  Обработав анкету, т.е. просчитав все положительные ответы, были получены данные о том, какие проявления личностного плана, позволяющие отнести ребенка к той или иной группе риска, наиболее выражены у подростка. Как правило, «чистых», если так можно выразиться, представителей групп нет, так как в каждом человеке сочетаются самые разные признаки. Но в результате мы имеем достаточно точную характеристику каждого учащегося. При этом данные основаны на результатах анкетирования классных руководителей, но практически полностью подтвердились таким же анкетированием родителей учащихся. И это подтверждает, что анкета дает вполне реальную картину.

                                                                                  Данная диагностика позволяет определить области наибольших затруднений у подростков и разрабатывать не только индивидуальные траектории в подготовке к сдаче экзамена, но и выявлять общегрупповую направленность подготовительной работы.

                                                                                  Анкета для определения типа восприятия информации

                                                                                  Инструкция: проранжируйте все четыре высказывания к каждому вопросу по степени значимости, приемлемости для вас лично. 1- самое предпочтительное, …

                                                                                  4- менее предпочтительное.

                                                                                  I/ Когда я принимаю важное решение, то основываюсь:

                                                                                  1)на чувствах, которые испытываю в данный момент;

                                                                                  2)на том, что звучит лучше;

                                                                                  3)на том, что выглядит для меня лучше всего;

                                                                                  4)на тщательном изучении проблемы и фактов.

                                                                                  II/ Во время спора на меня чаще всего влияет:

                                                                                  1)интонация речи, тембр, громкость голоса собеседника;

                                                                                  2)понимание точки зрения собеседника;

                                                                                  3)логика доказательств собеседника.

                                                                                  4) искренность чувств собеседника.

                                                                                  III/ Я могу очень просто понят, что происходит со мной, с помощью:

                                                                                  1)того, как я одеваюсь;

                                                                                  2)чувств, которые я испытываю;

                                                                                  3)слов, которые я подбираю;

                                                                                  4)своих характеристик голоса: тона, тембра, громкости.

                                                                                  IV/ Для меня просто:

                                                                                  1)найти идеальную громкость звучания магнитофона, стереосистемы;

                                                                                  2)подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы;

                                                                                  3)выбрать наиболее удобную мебель;

                                                                                  4)подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветные комбинации.

                                                                                  V/ Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:

                                                                                  1)я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них;

                                                                                  2)я чувствую себя в «своей тарелке», когда строю цепь логических умозаключений, умело осмысливаю новые факты;

                                                                                  3)я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.;

                                                                                  4)на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение, как оно освещено.

                                                                                  VI/ Выбирая и читая книги, я больше ориентирован:

                                                                                  1)на описание внешнего: пейзажа, декорации, краски и т.п.;

                                                                                  2)на монологи и диалоги между персонажами, нюансы в описании разговоров;

                                                                                  3)на действие, динамичность, сюжет;

                                                                                  4)на сюжеты со сложными схемами поведения героев, загадками.