Организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе начальной школы

 

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Главная цель подвижных игр – физическое развитие и оздоровление детей. Важность и необходимость использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе, и особенно в младших классах школы, ни у кого не вызывает сомнения. Движение – фундамент детского развития. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для формирующегося организма становится костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. Тем не менее, в настоящее время организации двигательной активности детей в период обучения уделяется неоправданно мало внимания.

В современной начальной школе умственная деятельность относится к числу самых трудных для детей. Кроме того, учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему. Таким образом, во время школьных занятий учащиеся испытывают большое умственное, психоэмоциональное и статическое напряжение.

При этом средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что требующегося для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок младшие школьники недополучают на 50% (М.М. Безруких, С.П. Ефимова).

А традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 10% суточной нормы двигательной активности ребенка (Н.Т. Лебедева).

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что учителю начальных классов необходимо постоянно стремиться к увеличению двигательной активности школьников. И организация подвижных игр в данном случае наиболее эффективный способ достижения результата.

22 стр., 10630 слов

Двигательная активность дошкольников

... свежем воздухе, направленное на увеличение двигательной активности детей; М. Руновой об оптимизации двигательной активности детей с учетом индивидуального уровня их развития; В.К. Бальсевича о конверсии избранных элементов, ... он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает ...

Педагогический опыт показывает, что подвижные игры имеют большое значение в умственном и физическом развитии ребенка, так как:

— активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем;

— возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки;

— подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений;

— дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир;

— развивается быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий;

— подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе;

— подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действительность, способствуют умственному развитию ребенка, развитию речи, мышления. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, «укрощать» эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера.

Кроме того, во время подвижных игр у детей совершенствуются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Развивая привычку к волевому действию, подвижные игры создают почву для произвольного поведения вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к самоорганизации, самоконтролю.

В физическом воспитании ребенка, подвижная игра имеет первостепенное значение, как деятельность, отвечающая его возрастным особенностям и как средство всестороннего развития (Н.И. Пирогов).

Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах.

Именно подвижные игры являются эффективным средством физической рекреации[1] и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно – сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологий.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление ребенка к достижению единой для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

5 стр., 2378 слов

Теоретические вопросы изучения сюжетно-ролевой игры у детей старшего ...

... а не конкретные предметные действия; в игре появляются предметы-заместители. Сюжетно-ролевая игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и ... и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. ...

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Основные особенности подвижных игр школьников – соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Поэтому подвижные игры способствуют развитию чувства товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Кроме того, у детей воспитывается сознательная дисциплинированность, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

Многие игры помогают педагогу совершенствовать у детей эстетические чувства, ритмичность, пластичность, точность, плавность, четкие построения и т.п.

 

Классификация подвижных игр

Все подвижные игры делят на две большие группы:

I. Элементарные

1. Сюжетные подвижные игры – имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.).

Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).

2. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек – не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

3. Игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.).

Эти виды игр проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

4. Игры-забавы, аттракционы. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ... внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы. "Уходи, злость, уходи!" Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушка. Закрыв глаза, они начинают ...

5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

II. Сложные – спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).

Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

Кроме того, подвижные игры классифицируют по следующим основаниям:

1. По их двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, метанием и др.):

§ Игры-сцеплялки – игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.

§ Игры-перетягивания – силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.

§ Догонялки – всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков.

§ Игры-эстафеты.

§ Поисковые игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.

§ Игры на меткость – различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.

§ Игры на воде.

§ Прыгательные игры – игры со скакалкой, резинкой, «классики» и т.д.

2. По степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью.

К играм большой подвижности относятся, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют те, в которых активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

3. По количеству играющих:

Индивидуальные (одиночные) подвижные игрыобычно создаются и организуются самими детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Коллективные подвижные игры– это игры, в которых одновременно участвует определенное количество играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.

§ некомандные игры– проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях;

§ командные игры – подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.

В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков присутствует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды.

Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд, по функциям играющих подразделяются на: индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи. Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность.

При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.

Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный, или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.

Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:

§ выполнением ритмических движений – проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;

§ перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;

§ скоростного действия, выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;

§ прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;

§ проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.

4. По наличию/отсутствию водящего.

Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.

5. Музыкальные подвижные игры.

В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности – привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов – музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.

6. По месту проведения (двор, комната, водоем) и т.п.

Одни и те же игры в зависимости от места проведения могут приобретать определенную специфику и варьироваться по степени подвижности.

В учебно-воспитательном процессе

Традиции использования подвижных игр в России имеют длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII-XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

С.Я. Эйнгорн призывал педагогов бороться «разумно построенными» играми против двух важнейших недостатков времени – «чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, ибо она в одно и то же время приятна и полезна.

Признавая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходившиеся чувствования», подчинять действия сознанию.

Место и количество игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности).

Посредством простого наблюдения учитель может выявить группу детей большой подвижности. Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем, нередко именно им бывают свойственны реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе в играх со сверстниками.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто становятся инициаторами игр. Движения у них обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; даже на прогулках они мало двигаются.

Управление режимом двигательной активности школьников со стороны педагога предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизацию двигательной активности детей всех названных групп в течение дня. В планировании режима двигательной активности следует также учитывать уровень физического развития и двигательной подготовленности учеников, индивидуальные особенности их поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.

При подборе подвижных игр педагог должен ориентироваться на цель, место и время проведения игр, виды деятельности до и после подвижных игр, интересы и способности учащихся (см. Табл. 3)[2].

 

 

Таблица 3

Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности

Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера Организационные формы
Школа Первая половина учебного дня Гимнастика до учебных занятий
     
Физкультурные паузы на общеобразовательных уроках
Перемены Динамические паузы между уроками
Уроки физической подготовки
Вторая половина учебного дня Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня
Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллельных классов или отдельного класса)
Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность
Учреждения дополнительного образования Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции и школы
Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки Каникулы Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

 

Например, во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности. Гимнастика на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее могут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее – «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружинка» и др.

Во время физкультурных пауз на общеобразовательных уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время уроков, расслабления мышц туловища и особенно спины после значительного статического напряжения, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно приурочить их к тому времени, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»[3], – убеждал педагогов в пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д. Ушинский.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, состояние в целом активизируется.

Движения для игр-физкультминуток подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. В них целесообразно, например, включать игры и игровые упражнения для снятия:

§ утомления глаз;

§ напряжения мышц кисти;

§ общего утомления и др.

Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на уроках с днем учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников класса и их эмоциональным настроем в тот ли иной конкретный день и на том или ином конкретном уроке.

Особо тщательно следует подходить к подбору игр-физкультминуток на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В упражнениях должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук.

Это не только позволяет в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков и, в первую очередь, навыков письма.

На других уроках (технологии, музыке, ИЗО), когда позы детей бывают более свободными, игры-физкультминутки могут иметь сравнительно небольшую интенсивность. Однако если они проводятся на 4-м или 5-м уроках, т.е. в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху рекомендуется уделять достаточно много времени.

На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные игры могут быть направлены как на увеличение объема двигательной активности, так и на формирование навыков организации деятельности и решение рекреационных задач. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности; и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.

Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников начальной школы оказывают перемены, организованные на открытом воздухе в виде игр средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80 % времени перемены (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, 1980).

Перемены, проведенные на воздухе, позволяют детям в большей мере утолить «двигательный голод», так как интенсивность двигательной активности здесь в два раза выше, чем во время перемен в помещении.

При организации игровой физической деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр на переменах должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым. Основу игр соревновательного характера составляют взаимопомощь и сотрудничество, а главный акцент в них должен быть сделан на максимально свободных, нерегламентированных движениях, которые позволили бы снять утомление, возникшее вследствие статической нагрузки на уроке.

Вместе с тем на переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников и разрешать им двусторонние игры (футбол, баскетбол и др.).

Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и с трудом переключаются на учебную деятельность.

Ежедневные часовые динамические паузы между уроками связаны с использованием игрового компонента малой, средней и дозированно высокой подвижности. Их оздоровительный эффект также возрастает при пребывании школьников на открытом воздухе

Час активного ежедневного отдыха во время прогулки на открытом воздухе компенсирует до 40 % биологической потребности детей младшего школьного возраста в движениях. Проведение в течение этого часа подвижных игр обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, содействует формированию интереса и потребности в самостоятельной физической активности.

Игровое содержание динамических пауз должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников и согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению необходимых двигательных навыков.

В ходе динамических пауз в зависимости от времени года могут быть использованы подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий, эстафетой и др., а также игры спортивного характера – бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол, катание на коньках и др.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому и полному переключению детей на новой вид деятельности, а, следовательно, и более полноценному их отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, облегчая тем самым процесс адаптации.

Однако свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамических пауз обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Она определяется временем, необходимым непосредственно на выполнение двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, имитационные упражнения), их активностью, а также общей продолжительностью игры. Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте Ю.Ф. Змановский (1988) считает те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Прежде всего, это всем известные «салки» с бегом и прыжками, игры типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик» и др., в которых дети выполняют разные беговые и прыжковые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и общем развитии.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы они научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Также при организации подвижных игр педагогу необходимо учитывать следующие требования:

— для лучшего усвоения знаний, умственную нагрузку следует чередовать с подвижными играми;

— подвижные игры для младших школьников должны быть преимущественно командными, так как в этом возрасте детям не рекомендуют устраивать игры с переносом тяжестей или перетягиванием, с длительным сохранением статического положения тела или с однообразными движениями;

— младшие школьники имеют свои особенности сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом, поэтому нагрузка в играх должна быть дозирована – периоды движения в игре должны быть короткими, но достаточно интенсивными, обязательно должны присутствовать небольшие периоды для отдыха;

— дети младшего школьного возраста обожают разнообразные турниры, ведь в них так легко реализовать свою жажду победы и соревнования, поэтому игры должны быть в основном соревновательного характера;

— во время подвижных игр необходимо строго соблюдать правила техники безопасности;

— подвижные игры должны преимущественно проводиться на свежем воздухе.

К играм, подбираемым для подвижной перемены, предъявляются следующие требования:

1. Упражнения в играх должны быть гигиеничны и соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям учащихся конкретного возраста.

2. Необходимо подбирать игры, простые по содержанию, доступные, вызывающие у детей определенный интерес.

3. На переменах не следует проводить игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт.

4. Игры должны содержать упражнения, которые представляют известную трудность, однако преодолимую.

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности – подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и т.п. – должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

 


[1] Физическая рекреация предполагает активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных во время какого-либо вида деятельности.

[2] Степанова О. А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.101.

[3] Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье // Избр. пед. соч. – М., 1968. – С. 429.