Ожидаемые результаты обучения (компетенция)

Силлабус дисциплины для студентов

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины «Самопознание» код дисциплины   количество кредитов — 2 Курс, семестр 2 курс, 3 семестр
Наименование специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» шифр специальности 5В011900 Кафедра педагогики
Форма обучения — очная Язык обучения — русский
Время для консультации преподавателя со студентами по согласованию с преподавателем
Время, место проведения согласно расписания занятий, ЕАГИ, ул. Жумабаева 4
Информация о преподавателе: к.п.н., доцент Накипбекова Р.У. Контакты (e-mail, тел.) раб. 56-23-32
Силлабусобсужден на методической секции кафедры Протокол №9 от 21.06.16г.  
Обсуждено на заседании научно-методического совета института Протокол №98 от 24.06.16г.
Заведующий кафедрой, д.п.н., проф. Сарсекеев Б.С.  
         

Краткое описание дисциплины.

Цельдисциплины «Самопознание» — духовно-нравственное воспитание студентов, развитие у них способности к самопознанию, рефлексии, самоанализу и самосовершенствованию.

 

Основные задачи дисциплины «Самопознание»:

 

· Содействовать духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них позитивной жизненной позиции, пониманию толерантности как нормы жизни в обществе.

· Формировать опыт нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.

· Расширить представления студентов о методах и средствах получения информации о себе как о личности и о своих профессиональных качествах.

· Научить оценивать свои возможности на основе анализа материалов самопознания и требований учебной и будущей профессиональной деятельности;

· Развить у студентов потребность в самопознании и творческой самореализации, а также умение организовать собственную практическую деятельность по самопознанию и саморазвитию, разрабатывать стратегию личностного и профессионального развития.

Ожидаемые результаты обучения (компетенция)

В результате изучения курса студенты должны:

 

Знатьсущность понятий «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания, виды саморазвития исамореализации личности, механизмы саморегуляции и самоутверждения личности.

Уметьставить цель и видеть задачи самопознания, самостоятельно выбирать методы и средства, необходимые для осуществления самопознания и саморазвития; делать выводы и обобщения на основе анализа личностного развития; выстраивать жизненные перспективы на основе норм человеческой нравственности;

Овладеть навыкамисамодиагностики по проблемам и особенностям личностного развития, развития и рационального использования ресурсов по саморазвитию; эффективного социального взаимодействия.

 

4. Пререквизиты дисциплины

— школьная программа по самопознанию;

— Психология и развитие человека

5. Постреквизитыдисциплины.

— Возрастная психология;

— Теория и методика воспитания в современной школе;

— Психолого-педагогическая диагностика личности;

— Социальная психология;

— Социальная педагогика;

— Методика преподавания «Самопознания»

Политика выставления баллов. Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)

 

Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)

Текущий контроль:

100 баллов (мах):

 

35 баллов– за активное и творческое усвоение изучаемого материала, посещение лекционных занятий;

35 баллов — за активную и продуктивную работу на семинаре, выполнение практических заданий;

30 баллов — за результаты СРС (см. ниже).

 

Таблица. Суммарные баллы текущего контроля.

 

Наименование работы Оценка (max балл) Кол-во Сумма баллов
Рейтинг 1
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.)
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, ролподготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.)
Выполнение заданий СРС
Итого
Рейтинг 2
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.)
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, подготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.)
Выполнение заданий СРС
Итого
           

Итоги рубежного контроля подсчитываются по результатам текущего контроля по накопительному принципу, проставляются в ведомости и являются основанием допуска к экзамену.

Промежуточный контроль: 100 баллов (мах) (в форме экзамена).

Итоговый балл по дисциплине определяется как среднее арифметическоепоказателей успеваемости по рубежному контролю и промежуточной аттестации (экзамену).

 

Шкала отметок (%)

Буквенное выражение Процентное выражение Оценочное выражение  
А 95-100 Отлично
А — 90-94 3,67
B+ 85-89   Хорошо 3,33
В 80-84 3,0
В- 75-79 2,67
С+ 70-74     Удовлетворительно 2,33
С 65-69 2,0
С- 60-64 1,67
D+ 55-59 1,33
D 50-54 1,0
F 0-49 Неудовлетворительно

Требования преподавателя.

Студент обязан вовремя и качественно выполнять задания СРС, вовремя сдавать письменные работы (рефераты, доклады и др.), систематически готовиться к семинарским занятиям, осуществлять конспектирование читаемого курса лекций.

 

Приветствуется:

а) посещение занятий;

б) активность на семинарских занятиях;

с) подготовка к занятиям, своевременное выполнение заданий;

Недопустимо:

а) опоздание на занятия;

б) пользование сотовыми телефонами во время занятий;

в) плагиат;

г) несвоевременная сдача заданий;

д) пропуски занятий.

 

Программа курса.

Тема Вопросытемы Лекциичас Семинарчас Задание СРСП Форма контроля (реферат, ЭССЕ, опрос)
Модуль 1. Основы самопознания
Общая характеристика самопознания. 1.Понятие самопознания. 2.Значение самопознания в жизни человека. 3.Сферы и области самопознания.     Раскрыть сущность понятий: «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания.     Глоссарий
Самопознание и саморазвитие внутренних ресурсов личности 1.Потребности и саморазвитие личности. 2. Виды саморазвития и самореализации личности. 3. Средства и условия саморазвития личности. 4. Значение саморазвития для профессионального роста будущего педагога.         Работа в группах. Подготовить презентации: «Виды саморазвития и самореализации личности».       Презентация
Самопознание как процесс. 1. Цели и мотивы самопознания. 2. Способы и средства самопознания. 3. Результаты самопознания. 4. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.     Работа в группах. Представить средства и способы самопознания. Подготовить рецензии.     Рецензия.
Внутренний мир и уникальность человека. 1.Подлинные ценности и составляющие внутреннего мира человека. 2.Нравственное самосовершенствование. Вера, доброта, ответственность в аспекте внутренних ресурсов личности.     Работа в группах. Подготовить круглый стол «Человек – творец своей судьбы».  
Модуль 2. Самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития.
Самопознание и саморазвитие коммуникативных способностей. Тренинг коммуникативных навыков.        
Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей. 1.Психологические средства познания когнитивных способностей личности.2.Асимметрия мозга и ее влияние на когнитивные процессы. 3.Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей.       Подготовить презентацию «Развитый эмоциональный интеллект как основа успешности современного специалиста »   Презентация
Механизмы саморегуляции и самоутверждения личности и их роль в саморазвитии 1.Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности. 2. Формы самоутверждения. 3. Позиции и сферы самоутверждения. 4. Уверенность и творчество как условие самореализации личности.     Подготовить презентацию «Позитивная самооценка и психологические основы здоровья».   Презентация  
Модуль 3. Самопознание и профессиональное саморазвитие личности педагога.
Нормы общечеловеческой нравственности. 1.Педагогическая профессия и этические нормы. 2.Нравственные ценности. 3.Толерантность как норма жизни. 4.Коммуникативное взаимодействие и толерантность. 5.Конструктивное общение и толерантность. Навыки и приемы толерантного взаимодействия.     Подготовить круглый стол «Толерантность как норма жизни человека в обществе».     Работа в группах. Круглый стол.
Идеал педагога как ориентир профессионального самопознания и саморазвития 1. Самопознание как основа профессионального саморазвития педагога. 2. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога как условия успешности педагогической деятельности.     Подготовить презентацию «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога».   Работа в группах. Презентация.
Педагогическая поддержка самопознания и саморазвитияобучающихся как миссия современного педагога 1.Педагогическая поддержка саморазвивающейся личности. 2. Содержание педагогической поддержки. 3. Этапы и функции педагогической поддержки.       Я – учитель «Самопознания»     Работа в группах. Ролевая игры.
               

График сдачи СРС

Задания СРС на первый рубеж Сроки сдачи Примечание
СРС 1: Подготовить материал по теме «Саморазвитие личности (на примере выдающихся современников)». 2-3 неделя  
СРС 2: Представить виды жизненных сценариев: «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. 4-5неделя  
СРС 3: Составить план саморазвития на ближайший год. 6-7 неделя  

*Программа может быть подвергнута незначительным изменениям.

Тематика курсовых работ (рефератов)

Курсовые работы не предусмотрены.

Экзаменационные вопросы

1. Общая характеристика самопознания.

2. Понятие самопознания.

3. Значение самопознания в жизни человека.

4. Сферы и области самопознания.

  1. Виды саморазвития и самореализации личности.
  2. Средства и условия саморазвития личности.

7. Самопознание как структурный компонент самосознания человека.

8. Сознание и самосознание.

9. Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы, результаты.

10. Цели и мотивы самопознания.

11. Способы и средства самопознания.

12. Результаты самопознания.

13. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.

14. Самопознание и самосовершенствовании личности.

15. Саногенное и патогенное мышление.

16. Жизненные сценарии личности. Виды жизненных сценариев.

  1. Жизненная позиция.
  2. «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства.

19. Барьеры самопознания.

  1. Самосовершенствование как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации.
  2. Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности.
  3. Формы самоутверждения.
  4. Позиции и сферы самоутверждения.
  5. Уверенность и творчество как условие самореализации личности.
  6. Когнитивная психология и когнитивные теории развития личности.
  7. Роль когнитивных способностей.
  8. Психологические средства познания когнитивных способностей личности.
  9. Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей.

29. Типичные трудности самопознания и саморазвития

30. Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка самопознания и саморазвития.

31. Педагогические технологии, ориентирование на самопознание и саморазвитие личности.

32. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога.

33. Особенности самопознания и саморазвития педагога.

34. Общая характеристика профессионального самосознания педагога.

35. Барьеры саморазвития.

36. Психологические особенности профессионального самопознания педагога.

 

12.Учебные материалы:

Информация и материалы будут доступны для зарегистрированных студентов в программе Платонус.

13. Предлагаемая литература:

Основная литература:

1. Самопознание: Хрестоматия студента. 1 курс.Алматы: ННПООЦ «Бобек», — 2007

2. Самопознание: Тетрадь студента. Алматы: ННПООЦ. 1 курс. «Бобек», — 2007

3. Маралов В.Г.Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.

4. Берн Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.

5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.

 

Дополнительная литература

6. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен. Монография М., ВЛАДОС, 2006. – 295с.

7. Асмолов А.Г., Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов вузов М. : Смысл : Академия, 2007. — 526 с

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Учебное пособие. СПб. Питер, 2007. — 508 с.

9. Соколова Е.Г. Самопознание и самооценка при аномалиях личности Учебно-мет. пос. М., МГУ, 1989. – 215с.

10. Чудина Е.Е. Профессиональное саморазвитие учителя. Сборник научных трудов Волгоград, ВГИПКРО, 2004, — 15с.

11. Серебрянская О. Д. Профессиональное саморазвитие будущего педагога как проблема его подготовки в вузе Статья. Сборник научных трудов Волгоград, 2004. – С.83-88.

12. Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание. Журнал «Директор школы», 2000. — №3. – С.76-86.

13. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя Сб. научных трудов Известия российской Академии образования. – 2000. — №3. – С.80-88.

14. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.).

/ Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.

15. Лебедева В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. )

16. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. — №2. — С.3-9.