Силлабус дисциплины для студентов
Информация о дисциплине
Наименование дисциплины «Самопознание» | код дисциплины | количество кредитов — 2 | Курс, семестр 2 курс, 3 семестр | |
Наименование специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» | шифр специальности 5В011900 | Кафедра педагогики | ||
Форма обучения — очная | Язык обучения — русский | |||
Время для консультации преподавателя со студентами | по согласованию с преподавателем | |||
Время, место проведения | согласно расписания занятий, ЕАГИ, ул. Жумабаева 4 | |||
Информация о преподавателе: к.п.н., доцент Накипбекова Р.У. | Контакты (e-mail, тел.) раб. 56-23-32 | |||
Силлабусобсужден на методической секции кафедры | Протокол №9 от 21.06.16г. | |||
Обсуждено на заседании научно-методического совета института | Протокол №98 от 24.06.16г. | |||
Заведующий кафедрой, д.п.н., проф. Сарсекеев Б.С. | ||||
Краткое описание дисциплины.
Цельдисциплины «Самопознание» — духовно-нравственное воспитание студентов, развитие у них способности к самопознанию, рефлексии, самоанализу и самосовершенствованию.
Основные задачи дисциплины «Самопознание»:
· Содействовать духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них позитивной жизненной позиции, пониманию толерантности как нормы жизни в обществе.
· Формировать опыт нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
· Расширить представления студентов о методах и средствах получения информации о себе как о личности и о своих профессиональных качествах.
· Научить оценивать свои возможности на основе анализа материалов самопознания и требований учебной и будущей профессиональной деятельности;
· Развить у студентов потребность в самопознании и творческой самореализации, а также умение организовать собственную практическую деятельность по самопознанию и саморазвитию, разрабатывать стратегию личностного и профессионального развития.
Ожидаемые результаты обучения (компетенция)
В результате изучения курса студенты должны:
Знатьсущность понятий «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания, виды саморазвития исамореализации личности, механизмы саморегуляции и самоутверждения личности.
Уметьставить цель и видеть задачи самопознания, самостоятельно выбирать методы и средства, необходимые для осуществления самопознания и саморазвития; делать выводы и обобщения на основе анализа личностного развития; выстраивать жизненные перспективы на основе норм человеческой нравственности;
Овладеть навыкамисамодиагностики по проблемам и особенностям личностного развития, развития и рационального использования ресурсов по саморазвитию; эффективного социального взаимодействия.
4. Пререквизиты дисциплины
— школьная программа по самопознанию;
— Психология и развитие человека
5. Постреквизитыдисциплины.
— Возрастная психология;
— Теория и методика воспитания в современной школе;
— Психолого-педагогическая диагностика личности;
— Социальная психология;
— Социальная педагогика;
— Методика преподавания «Самопознания»
Политика выставления баллов. Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)
Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)
Текущий контроль:
100 баллов (мах):
— 35 баллов– за активное и творческое усвоение изучаемого материала, посещение лекционных занятий;
— 35 баллов — за активную и продуктивную работу на семинаре, выполнение практических заданий;
— 30 баллов — за результаты СРС (см. ниже).
Таблица. Суммарные баллы текущего контроля.
№ | Наименование работы | Оценка (max балл) | Кол-во | Сумма баллов | |
Рейтинг 1 | |||||
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.) | |||||
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, ролподготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.) | |||||
Выполнение заданий СРС | |||||
Итого | |||||
Рейтинг 2 | |||||
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.) | |||||
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, подготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.) | |||||
Выполнение заданий СРС | |||||
Итого | |||||
Итоги рубежного контроля подсчитываются по результатам текущего контроля по накопительному принципу, проставляются в ведомости и являются основанием допуска к экзамену.
Промежуточный контроль: 100 баллов (мах) (в форме экзамена).
Итоговый балл по дисциплине определяется как среднее арифметическоепоказателей успеваемости по рубежному контролю и промежуточной аттестации (экзамену).
Шкала отметок (%)
Буквенное выражение | Процентное выражение | Оценочное выражение | |
А | 95-100 | Отлично | |
А — | 90-94 | 3,67 | |
B+ | 85-89 | Хорошо | 3,33 |
В | 80-84 | 3,0 | |
В- | 75-79 | 2,67 | |
С+ | 70-74 | Удовлетворительно | 2,33 |
С | 65-69 | 2,0 | |
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Требования преподавателя.
Студент обязан вовремя и качественно выполнять задания СРС, вовремя сдавать письменные работы (рефераты, доклады и др.), систематически готовиться к семинарским занятиям, осуществлять конспектирование читаемого курса лекций.
Приветствуется:
а) посещение занятий;
б) активность на семинарских занятиях;
с) подготовка к занятиям, своевременное выполнение заданий;
Недопустимо:
а) опоздание на занятия;
б) пользование сотовыми телефонами во время занятий;
в) плагиат;
г) несвоевременная сдача заданий;
д) пропуски занятий.
Программа курса.
№ | Тема | Вопросытемы | Лекциичас | Семинарчас | Задание СРСП | Форма контроля (реферат, ЭССЕ, опрос) | |
Модуль 1. Основы самопознания | |||||||
Общая характеристика самопознания. | 1.Понятие самопознания. 2.Значение самопознания в жизни человека. 3.Сферы и области самопознания. | Раскрыть сущность понятий: «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания. | Глоссарий | ||||
Самопознание и саморазвитие внутренних ресурсов личности | 1.Потребности и саморазвитие личности. 2. Виды саморазвития и самореализации личности. 3. Средства и условия саморазвития личности. 4. Значение саморазвития для профессионального роста будущего педагога. | Работа в группах. Подготовить презентации: «Виды саморазвития и самореализации личности». | Презентация | ||||
Самопознание как процесс. | 1. Цели и мотивы самопознания. 2. Способы и средства самопознания. 3. Результаты самопознания. 4. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. | Работа в группах. Представить средства и способы самопознания. Подготовить рецензии. | Рецензия. | ||||
Внутренний мир и уникальность человека. | 1.Подлинные ценности и составляющие внутреннего мира человека. 2.Нравственное самосовершенствование. Вера, доброта, ответственность в аспекте внутренних ресурсов личности. | Работа в группах. Подготовить круглый стол «Человек – творец своей судьбы». | |||||
Модуль 2. Самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития. | |||||||
Самопознание и саморазвитие коммуникативных способностей. | Тренинг коммуникативных навыков. | ||||||
Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей. | 1.Психологические средства познания когнитивных способностей личности.2.Асимметрия мозга и ее влияние на когнитивные процессы. 3.Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей. | Подготовить презентацию «Развитый эмоциональный интеллект как основа успешности современного специалиста » | Презентация | ||||
Механизмы саморегуляции и самоутверждения личности и их роль в саморазвитии | 1.Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности. 2. Формы самоутверждения. 3. Позиции и сферы самоутверждения. 4. Уверенность и творчество как условие самореализации личности. | Подготовить презентацию «Позитивная самооценка и психологические основы здоровья». | Презентация | ||||
Модуль 3. Самопознание и профессиональное саморазвитие личности педагога. | |||||||
Нормы общечеловеческой нравственности. | 1.Педагогическая профессия и этические нормы. 2.Нравственные ценности. 3.Толерантность как норма жизни. 4.Коммуникативное взаимодействие и толерантность. 5.Конструктивное общение и толерантность. Навыки и приемы толерантного взаимодействия. | Подготовить круглый стол «Толерантность как норма жизни человека в обществе». | Работа в группах. Круглый стол. | ||||
Идеал педагога как ориентир профессионального самопознания и саморазвития | 1. Самопознание как основа профессионального саморазвития педагога. 2. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога как условия успешности педагогической деятельности. | Подготовить презентацию «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога». | Работа в группах. Презентация. | ||||
Педагогическая поддержка самопознания и саморазвитияобучающихся как миссия современного педагога | 1.Педагогическая поддержка саморазвивающейся личности. 2. Содержание педагогической поддержки. 3. Этапы и функции педагогической поддержки. | Я – учитель «Самопознания» | Работа в группах. Ролевая игры. | ||||
График сдачи СРС
№ | Задания СРС на первый рубеж | Сроки сдачи | Примечание |
СРС 1: Подготовить материал по теме «Саморазвитие личности (на примере выдающихся современников)». | 2-3 неделя | ||
СРС 2: Представить виды жизненных сценариев: «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. | 4-5неделя | ||
СРС 3: Составить план саморазвития на ближайший год. | 6-7 неделя |
*Программа может быть подвергнута незначительным изменениям.
Тематика курсовых работ (рефератов)
Курсовые работы не предусмотрены.
Экзаменационные вопросы
1. Общая характеристика самопознания.
2. Понятие самопознания.
3. Значение самопознания в жизни человека.
4. Сферы и области самопознания.
- Виды саморазвития и самореализации личности.
- Средства и условия саморазвития личности.
7. Самопознание как структурный компонент самосознания человека.
8. Сознание и самосознание.
9. Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы, результаты.
10. Цели и мотивы самопознания.
11. Способы и средства самопознания.
12. Результаты самопознания.
13. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.
14. Самопознание и самосовершенствовании личности.
15. Саногенное и патогенное мышление.
16. Жизненные сценарии личности. Виды жизненных сценариев.
- Жизненная позиция.
- «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства.
19. Барьеры самопознания.
- Самосовершенствование как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации.
- Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности.
- Формы самоутверждения.
- Позиции и сферы самоутверждения.
- Уверенность и творчество как условие самореализации личности.
- Когнитивная психология и когнитивные теории развития личности.
- Роль когнитивных способностей.
- Психологические средства познания когнитивных способностей личности.
- Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей.
29. Типичные трудности самопознания и саморазвития
30. Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка самопознания и саморазвития.
31. Педагогические технологии, ориентирование на самопознание и саморазвитие личности.
32. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога.
33. Особенности самопознания и саморазвития педагога.
34. Общая характеристика профессионального самосознания педагога.
35. Барьеры саморазвития.
36. Психологические особенности профессионального самопознания педагога.
12.Учебные материалы:
Информация и материалы будут доступны для зарегистрированных студентов в программе Платонус.
13. Предлагаемая литература:
Основная литература:
1. Самопознание: Хрестоматия студента. 1 курс.Алматы: ННПООЦ «Бобек», — 2007
2. Самопознание: Тетрадь студента. Алматы: ННПООЦ. 1 курс. «Бобек», — 2007
3. Маралов В.Г.Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
4. Берн Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.
Дополнительная литература
6. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен. Монография М., ВЛАДОС, 2006. – 295с.
7. Асмолов А.Г., Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов вузов М. : Смысл : Академия, 2007. — 526 с
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Учебное пособие. СПб. Питер, 2007. — 508 с.
9. Соколова Е.Г. Самопознание и самооценка при аномалиях личности Учебно-мет. пос. М., МГУ, 1989. – 215с.
10. Чудина Е.Е. Профессиональное саморазвитие учителя. Сборник научных трудов Волгоград, ВГИПКРО, 2004, — 15с.
11. Серебрянская О. Д. Профессиональное саморазвитие будущего педагога как проблема его подготовки в вузе Статья. Сборник научных трудов Волгоград, 2004. – С.83-88.
12. Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание. Журнал «Директор школы», 2000. — №3. – С.76-86.
13. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя Сб. научных трудов Известия российской Академии образования. – 2000. — №3. – С.80-88.
14. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.).
/ Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.
15. Лебедева В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. )
16. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. — №2. — С.3-9.