Общие сведения о профессии. 1.1. Наименование и назначение профессии:

1.1. Наименование и назначение профессии:

Бухгалтер («buchhalter» от нем. buch — книга и halten — держать: дословный перевод с немецкого означает «книговод») — специалист в области теории и практики счетоводства и учета, работающий в счетном отделе предприятия, организации.
Профессия бухгалтера — одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят вглубь тысячелетий:

— 600 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

В дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обожженные таблицы -- «кирпичи», пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, холст, пергамент, папирус. Древний Египет может быть уже назван в Определенной степени если не родиной бухгалтерии, то, по крайней мере, родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля. Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора — абака — счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса.

В России должность бухгалтера официально впервые была учреждена указом Петра I в начале 18 века.
В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений профессия бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский садик или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Бухгалтер выполняет работу по различным видам бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и др.).

5 стр., 2228 слов

Профессионально значимые личные качества в работе бухгалтера

... 640 с. 15. Логинова Н. А. Профессиональные качества бухгалтера / Н. А. Логинова // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 2. - С. 70 ... профессии или до момента вступления в «ряды» бухгалтеров. К таким качествам относятся: аккуратность; объективность; честность ... Исследования в области методологических и организационных проблем взаимоотношений и взаимодействий психологии и бухгалтерского учета, проведенное ...

Принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке. Бухгалтера работают на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной, выполняя работу по различным видам бухгалтерского учета. Бухгалтера производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

В нашей стране бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности занято свыше двух миллионов бухгалтеров.
Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Знание этой информации дает возможность изучать экономические показатели работы, систематически контролировать и анализировать хозяйственные процессы и явления.
Эти функции выполняет бухгалтерский аппарат, который есть на любом, государственном и частном, предприятии, организации, фирме.
Что касается распространенности данной профессии, то можно сказать, что практически все предприятия, фирмы, учреждения и т. д. имеют в своем штате как минимум одного бухгалтера, работающего с полной или частичной занятостью (в случае небольших фирм).

15 стр., 7490 слов

Конфликты в менеджменте, управление социально-психологическим климатом на предприятии

... - конфликты в менеджменте и управление социально-психологическим климатом на предприятии. Целью работы является анализ конфликтных отношений и ... имидж организации в глазах рабочих (донос информации об успехах предприятия до персонала по внутризаводским СМИ.) 6. ... машиностроительной продукции; ь Эксплуатацию, ремонт и содержание транспортных средств, оборудования, станков и оснастки, а также объектов ...

Бухгалтер — профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 — 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается, что закономерно.

1.2 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда:

Очевидно, что в работе бухгалтерии есть много технической, рутинной работы, которая хорошо поддается автоматизации.
Хранение документов в виде компьютерных данных на диске безусловно более целесообразно, чем хранение их в классическом виде, то есть в виде бумаг. Значительно упрощается поиск нужного документа, имеется возможность хранить данные за много лет и не путаться в них, сильно упрощается изменение любого документа, составление многочисленных справок.
На современном этапе автоматизации управления общественным производством наиболее перспективным является автоматизация планово-управленческих функций на базе персональных ЭВМ, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов.
Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест (АРМ).
АРМ можно определить как комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно-технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.
С помощью АРМ специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной и графической форме. Обычно процессы принятия решений и управления в целом реализуются коллективно, но необходима проблемная реализация АРМ управленческого персонала, соответствующая различным уровням управления и реализуемым функциям. Подготовка информации для принятия решений, собственно принятие решений и их реализация могут иметь много общего в различных экономических службах предприятия. Также многие функции являются типовыми для многих предприятий. Это позволяет создавать гибкие, перестраиваемые структуры управления.
В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:
1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.
2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.
3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.
4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.
5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.
В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:
1. АРМ административно — управленческого персонала;
2. АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления и т. д.
3. АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.
4. АРМ производственно-технологического назначения.
Важным классификационным признаком АРМ является режим его эксплуатации, по которому выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации. В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы который находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой мощности.
При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей.
Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

1 стр., 461 слов

Профессиограмма бухгалтера

... Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная ... на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров. 6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской ...

6 стр., 2576 слов

анализ системы управления социальной работой с детьми-инвалидами.

... - система профилактическои? и коррекционнои? работы социальной работы. Цель исследования - анализ системы управления социальной работой с детьми-инвалидами. В соответствии ... Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблении? и унизительного обращения. В случае судебного ... быть защищены от какои? бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих ...

Для обеспечения требований эргономики и технической эстетики конструкция рабочего места, расположение и конструкция органов управления должны соответствовать анатомическим и психофизическим характеристикам человека. Вместе с этим всё оборудование, приборы и инструменты не должны вызывать психологических раздражений.

Основной предмет труда — знаковая система (цифры, документы, формулы).

В своей работе бухгалтер использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (ручка, карандаш), электрические и электронные (телефон, ПК, калькулятор).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое мышление, долговременная и кратковременная память, хорошие концентрация, устойчивость и переключение внимания; деловая устная речь, а также органы чувств — зрение, слух.

11 стр., 5089 слов

Методика развития координационных способностей Курсовая работа

... Глава 2.3. Методики воспитания координационных способностей Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как ... очного отделения _______ ______________________ дата Логинов И.В. Курсовая работа допущена к защите Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания ...

1.3 Необходимая общая и специальная подготовка:

Профессия бухгалтер подразумевает высшее или среднее специальное экономическое образование. Также профессии бухгалтера обучают на курсах подготовки и переподготовки кадров. Необходимо знать экономику, действующее законодательство в соответствующих областях, правила ведения разных видов финансовой документации.

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация данной работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.
Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.
Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.
В систему работ по подготовке специалистов, включенных в кадровый резерв организации, входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства; стажировка в должности, на которую зачислен в резерв; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков; выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации; участие в проверках производственной деятельности организации и их подразделений; участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.
Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.
Работа с кадровым резервом руководителей должна строиться на следующих принципах:
 — плановость и перспективность работы;
 — системность и систематичность работы;
 — динамичность обновления состава резерва;
 — объективность оценки деловых и личностных качеств, определение соответствия данных качеств должности;
 — соответствие содержания обучения характеру работы на новой более высокой должности;
 — эффективность деятельности по управления кадровым резервом.
Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой варианты развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

4 стр., 1730 слов

Коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами

... неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как-сложном системном функциональном единстве (Л ... воспитания, соответствующих запросам современного общества. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной ...

1.4 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста:

Основная цель деятельности бухгалтера — осуществление бухгалтерского учета, финансового контроля на предприятиях и организациях любой формы собственности.
Работа бухгалтера имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

· должностными обязанностями;

· законодательными и нормативными правовыми актами;

· постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами по отдельным видам бухгалтерского учета;

· этикой делового общения.

Труд бухгалтера имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и отвечает за нее. Но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других членов коллектива.
Функционально бухгалтер является исполнителем, однако ход трудового процесса организует самостоятельно. Контакты у бухгалтера немногочисленные — с сотрудниками по работе.
Ответственность у бухгалтера повышенная материальная — за соблюдение финансово-кассовой дисциплины.

Условия деятельности

2.1 Санитарно-гигиенические условия:

Работа бухгалтера предполагает постоянное нахождение в помещении. Особую напряженность вносит то, что необходимо долгое пребывание в одном положении в течение всего рабочего дня.

2.2 Организация и режим труда:

Бухгалтер работает в комфортных условиях — в помещении, оборудованным письменным столом со средствами связи и персональным компьютером. Рабочая поза — сидя. Особой физической нагрузки данная профессия не предполагает.
Психофизиологическую напряженность в работу бухгалтера вносят следующие факторы:

· повышенная материальная ответственность;

· необходимость длительной, кропотливой работы с цифровым материалом;

· долгое пребывание в одном положении.

Рабочий день бухгалтера длится 8 часов.

Динамика психических состояний в процессе работы

5.1 Характер и степень изменения психофизиологических функций и их работоспособности:

Особое психическое напряжение во время отчетного периода.

Из психологических качеств бухгалтеру необходима аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпеливость и усидчивость, любовь к монотонной работе. Хороший бухгалтер обладает очень высокой внимательностью, способностью к самопроверке и самоконтролю (ведь любая его ошибка чревата убытками и другими серьезными неприятностями).

Важно, чтобы этот специалист умел вызывать доверие у работодателей, так как он имеет доступ ко всем аспектам финансовой деятельности фирмы, поэтому никто не захочет брать его на работу, если он будет производить впечатление ненадежного человека.

Высокая работоспособность в начале трудовой недели, к концу рабочей недели работоспособность незначительно уменьшается.

5.2 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

Энтузиазм, монотонность, иногда может наблюдаться скрытая враждебность.

К ситуациям, вызывающим эмоциональное напряжение можно отнести межличностные взаимодействия, выполнение человеком умственной деятельности в условиях дефицита времени.

Психограмма

6.1 Личностные особенности:

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности бухгалтера:

  • высокий уровень математических (счетных) способностей;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти);
  • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами);
  • высокая помехоустойчивость;

· техническая подготовка.

  • усидчивость, терпеливость;
  • настойчивость;
  • обязательность;
  • «педантизм» в работе;
  • ответственность;
  • честность;
  • аккуратность;
  • эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);
  • справедливость.

6.2 Сенсорно-перцептивные свойства:

1. точность и быстрота зрительного восприятия;

2. точность и быстрота слухового восприятия;

3. устойчивость зрительного восприятия;

4. способность сохранять непрерывное внимание к работе в течение установленного времени;

5. способность противостоять влиянию внешних факторов на качество выполняемой работы;

6. способность к быстрой смене напряжения внимания;

7. способность к одновременному наблюдению различными органами чувств;

8. способность к большим психологическим напряжениям в определенные моменты работы;

9. способность переносить длительные психологические напряжения без заметного снижения качества выполняемой работы.

6.3 Особенности мышления и памяти:

1. необходимое развитие кратковременной, оперативной, долговременной памяти;

2. большой объем и хорошее развитие слуховой и зрительной памяти на числовые и буквенные комбинации;

3. хорошее развитие вербальной памяти;

4. необходимое развитие логического мышления;

5. способность к конкретному мышлению

Противопоказания к профессиональной деятельности

Работа бухгалтера не рекомендуется людям с заболеваниями:

  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • слухового и зрительного анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

8.Методики отбора:

1. «Бухгалтер». Тест отбора бухгалтеров. Может быть использован как для отбора кандидатов на бухгалтерские позиции разного уровня, так и для оценки профпригодности действующих сотрудников.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector