Общие сведения о профессии. 1.1. Наименование и назначение профессии:

1.1. Наименование и назначение профессии:

Бухгалтер (“buchhalter” от нем. buch – книга и halten – держать: дословный перевод с немецкого означает “книговод”) — специалист в области теории и практики счетоводства и учета, работающий в счетном отделе предприятия, организации.
Профессия бухгалтера — одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят вглубь тысячелетий:

— 600 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

В дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, холст, пергамент, папирус. Древний Египет может быть уже назван в Определенной степени если не родиной бухгалтерии, то, по крайней мере, родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля. Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора — абака — счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса.

В России должность бухгалтера официально впервые была учреждена указом Петра I в начале 18 века.
В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений профессия бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский садик или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Бухгалтер выполняет работу по различным видам бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и др.).

5 стр., 2228 слов

Профессионально значимые личные качества в работе бухгалтера

... свою точку зрения, честность» . Таким образом, успешность профессиональной деятельности бухгалтера определяется не только предметной составляющей его профессиональной компетентности, но и ... к монотонной работе. Исследования в области методологических и организационных проблем взаимоотношений и взаимодействий психологии и бухгалтерского учета, проведенное специалистами под руководством профессора ...

Принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке. Бухгалтера работают на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной, выполняя работу по различным видам бухгалтерского учета. Бухгалтера производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

В нашей стране бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности занято свыше двух миллионов бухгалтеров.
Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Знание этой информации дает возможность изучать экономические показатели работы, систематически контролировать и анализировать хозяйственные процессы и явления.
Эти функции выполняет бухгалтерский аппарат, который есть на любом, государственном и частном, предприятии, организации, фирме.
Что касается распространенности данной профессии, то можно сказать, что практически все предприятия, фирмы, учреждения и т.д. имеют в своем штате как минимум одного бухгалтера, работающего с полной или частичной занятостью (в случае небольших фирм).

Бухгалтер — профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 — 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается, что закономерно.

 

1.2 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда:

Очевидно, что в работе бухгалтерии есть много технической, рутинной работы, которая хорошо поддается автоматизации.
Хранение документов в виде компьютерных данных на диске безусловно более целесообразно, чем хранение их в классическом виде, то есть в виде бумаг. Значительно упрощается поиск нужного документа, имеется возможность хранить данные за много лет и не путаться в них, сильно упрощается изменение любого документа, составление многочисленных справок.
На современном этапе автоматизации управления общественным производством наиболее перспективным является автоматизация планово-управленческих функций на базе персональных ЭВМ, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов.
Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест (АРМ).
АРМ можно определить как комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно-технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.
С помощью АРМ специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной и графической форме.

22 стр., 10875 слов

Использование социально-психологических методов в управлении ...

... человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.[5] Актуальность темы: Успешная деятельность любого ... ряду параметров: не способен гармонично вписаться в коллектив или реальные его возможности совершенно не соответствуют заявленным и т.п. Конечно, это совершенно не значит, ...

Обычно процессы принятия решений и управления в целом реализуются коллективно, но необходима проблемная реализация АРМ управленческого персонала, соответствующая различным уровням управления и реализуемым функциям. Подготовка информации для принятия решений, собственно принятие решений и их реализация могут иметь много общего в различных экономических службах предприятия. Также многие функции являются типовыми для многих предприятий. Это позволяет создавать гибкие, перестраиваемые структуры управления.
В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:
1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.
2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.
3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.
4.

Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.
5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.
В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:
1. АРМ административно — управленческого персонала;
2. АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления и т.д.
3. АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.
4. АРМ производственно-технологического назначения.
Важным классификационным признаком АРМ является режим его эксплуатации, по которому выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации. В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы который находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой мощности.
При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей.
Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

13 стр., 6042 слов

Дисциплина: Теория управления 2

... информационные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость совершенствования работы с кадрами, ... функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.    ... работы ОАО «ЛУКОЙЛ». Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Политика управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ». Организационная структура управления ...

Для обеспечения требований эргономики и технической эстетики конструкция рабочего места, расположение и конструкция органов управления должны соответствовать анатомическим и психофизическим характеристикам человека. Вместе с этим всё оборудование, приборы и инструменты не должны вызывать психологических раздражений.

Основной предмет труда — знаковая система (цифры, документы, формулы).

В своей работе бухгалтер использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (ручка, карандаш), электрические и электронные (телефон, ПК, калькулятор).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – аналитическое мышление, долговременная и кратковременная память, хорошие концентрация, устойчивость и переключение внимания; деловая устная речь, а также органы чувств – зрение, слух.

 

1.3 Необходимая общая и специальная подготовка:

Профессия бухгалтер подразумевает высшее или среднее специальное экономическое образование. Также профессии бухгалтера обучают на курсах подготовки и переподготовки кадров. Необходимо знать экономику, действующее законодательство в соответствующих областях, правила ведения разных видов финансовой документации.

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация данной работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.
Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.
Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.
В систему работ по подготовке специалистов, включенных в кадровый резерв организации, входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства; стажировка в должности, на которую зачислен в резерв; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков; выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации; участие в проверках производственной деятельности организации и их подразделений; участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.
Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия.

11 стр., 5089 слов

Методика развития координационных способностей Курсовая работа

... три группы. [1] Высокий уровень развития координационных способностей необходим не только для спортивной и трудовой деятельности, но и в определенных видах (быстрота реакции водителя, ... ствия без излишней мышечной напряженности (скованности). [2] Цель работы - изучить методику развития координационных способностей и экспериментально проверить эффективность использования спортивных игр как средства ...

Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.
Работа с кадровым резервом руководителей должна строиться на следующих принципах:
— плановость и перспективность работы;
— системность и систематичность работы;
— динамичность обновления состава резерва;
— объективность оценки деловых и личностных качеств, определение соответствия данных качеств должности;
— соответствие содержания обучения характеру работы на новой более высокой должности;
— эффективность деятельности по управления кадровым резервом.
Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой варианты развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

 

1.4 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста:

Основная цель деятельности бухгалтера – осуществление бухгалтерского учета, финансового контроля на предприятиях и организациях любой формы собственности.
Работа бухгалтера имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

· должностными обязанностями;

· законодательными и нормативными правовыми актами;

· постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами по отдельным видам бухгалтерского учета;

· этикой делового общения.

Труд бухгалтера имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и отвечает за нее. Но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других членов коллектива.
Функционально бухгалтер является исполнителем, однако ход трудового процесса организует самостоятельно. Контакты у бухгалтера немногочисленные – с сотрудниками по работе.
Ответственность у бухгалтера повышенная материальная – за соблюдение финансово-кассовой дисциплины.

 

Условия деятельности

2.1 Санитарно-гигиенические условия:

Работа бухгалтера предполагает постоянное нахождение в помещении. Особую напряженность вносит то, что необходимо долгое пребывание в одном положении в течение всего рабочего дня.

 

2.2 Организация и режим труда:

Бухгалтер работает в комфортных условиях — в помещении, оборудованным письменным столом со средствами связи и персональным компьютером. Рабочая поза – сидя. Особой физической нагрузки данная профессия не предполагает.
Психофизиологическую напряженность в работу бухгалтера вносят следующие факторы:

18 стр., 8838 слов

Развитие памяти в раннем возрасте

... является процесс развития памяти детей раннего возраста. В работе использованы следующие методы: анализ учебно методической литературы; анализ предметно-развивающей среды в детском саду; наблюдение за деятельностью воспитателя и ...

· повышенная материальная ответственность;

· необходимость длительной, кропотливой работы с цифровым материалом;

· долгое пребывание в одном положении.

Рабочий день бухгалтера длится 8 часов.

 

 

Динамика психических состояний в процессе работы

5.1 Характер и степень изменения психофизиологических функций и их работоспособности:

Особое психическое напряжение во время отчетного периода.

Из психологических качеств бухгалтеру необходима аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпеливость и усидчивость, любовь к монотонной работе. Хороший бухгалтер обладает очень высокой внимательностью, способностью к самопроверке и самоконтролю (ведь любая его ошибка чревата убытками и другими серьезными неприятностями).

Важно, чтобы этот специалист умел вызывать доверие у работодателей, так как он имеет доступ ко всем аспектам финансовой деятельности фирмы, поэтому никто не захочет брать его на работу, если он будет производить впечатление ненадежного человека.

Высокая работоспособность в начале трудовой недели, к концу рабочей недели работоспособность незначительно уменьшается.

 

5.2 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

Энтузиазм, монотонность, иногда может наблюдаться скрытая враждебность.

К ситуациям, вызывающим эмоциональное напряжение можно отнести межличностные взаимодействия, выполнение человеком умственной деятельности в условиях дефицита времени.

Психограмма

6.1 Личностные особенности:

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности бухгалтера:

  • высокий уровень математических (счетных) способностей;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти);
  • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами);
  • высокая помехоустойчивость;

· техническая подготовка.

  • усидчивость, терпеливость;
  • настойчивость;
  • обязательность;
  • «педантизм» в работе;
  • ответственность;
  • честность;
  • аккуратность;
  • эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);
  • справедливость.

 

5 стр., 2150 слов

Мнестическая сфера: понятие и виды памяти. Развитие памяти в детском возрасте

... где полезно иметь развитую образную память. Символическая память подразделяется на словесную и логическую.Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает ... специальные приемы запоминания.Произвольное запоминания представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые ...

6.2 Сенсорно-перцептивные свойства:

1. точность и быстрота зрительного восприятия;

2. точность и быстрота слухового восприятия;

3. устойчивость зрительного восприятия;

4. способность сохранять непрерывное внимание к работе в течение установленного времени;

5. способность противостоять влиянию внешних факторов на качество выполняемой работы;

6. способность к быстрой смене напряжения внимания;

7. способность к одновременному наблюдению различными органами чувств;

8. способность к большим психологическим напряжениям в определенные моменты работы;

9. способность переносить длительные психологические напряжения без заметного снижения качества выполняемой работы.

6.3 Особенности мышления и памяти:

1. необходимое развитие кратковременной, оперативной, долговременной памяти;

2. большой объем и хорошее развитие слуховой и зрительной памяти на числовые и буквенные комбинации;

3. хорошее развитие вербальной памяти;

4. необходимое развитие логического мышления;

5. способность к конкретному мышлению

 

 

Противопоказания к профессиональной деятельности

Работа бухгалтера не рекомендуется людям с заболеваниями:

  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • слухового и зрительного анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

8.Методики отбора:

1. «Бухгалтер». Тест отбора бухгалтеров. Может быть использован как для отбора кандидатов на бухгалтерские позиции разного уровня, так и для оценки профпригодности действующих сотрудников.