Общая характеристика учебного предмета

Адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

срок реализации: 01.09. 2016г — 31.05.2017г.

 

 

Составлена на основе примерной программы по литературному чтению

для общеобразовательных учреждений

авторы программы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

 

 

Камышанская Анна Сергеевна

(ФИО учителя, составившего программу)

 

 

г. Черногорск-2016г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению, уровень изучения – базовый, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня: Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями); локальными нормативными актами МБОУ «СОШ № 4»: Основной образовательной программой начального общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Положения о рабочей программе на уровень начального общего образования, рабочей программе по учебному предмету, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 05.09. 2013г.), рабочей программе по литературному чтению, авторы В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Особое место в программе отводится работе с текстом художе­ственного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по­шл и; цельные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии, социальной работы и физической культуры Кафедра психологии УТВЕРЖДАЮ _________________________________ «___»______________________2011 г. Направление подготовки 030300 «Психология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2011 Программа ...

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Уча­щиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), осо­бенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).

Дети учатся использовать изобразительные и выразительные Средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олице­творение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается ху­дожественный образ (без термина).

Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится и объёме, который позволяет детям почувствовать целостность ху­дожественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Цели изучения учебного предмета:

· Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

· Формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

· Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

· Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о дружбе, правде и ответственности.

Задачи:

· Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

11 стр., 5181 слов

Процесс формирования здорового образа жизни школьников в деятельности общеобразовательных учреждений

Введение Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и ...

· Развитие умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.

· формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся,

· овладение осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя , умения ориентироваться в книге, использование ее для расширения своих знаний об окружающем мире.

· формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с поставленной задачей, работать с различными видами текстов.

Коррекционные цели:

• коррекция и развитие речи, обогащение кругозора школьников;

• формирование социально-нравственного поведения;

• формирование учебной мотивации с учетом психофизиологических функций учащихся с ЗПР;

• осуществление индивидуального подхода и коррекции индивидуальных отклонений;

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

· Развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

· Учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

· Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

· Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

· Расширять кругозор учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать их нравственно-эстетический и познавательный опыт;

· Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ осуществляют специалистами в области коррекционной педагогики: педагог — психолог, учитель –логопед; учителями начальных классов.

Учитель-логопедоказывает комплексную помощь детям с речевыми нарушениями: коррекция недостатков в речевом развитии учащихся, социальная адаптация учащихся с речевым нарушением, оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) учащихся с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Коррекционная работа, проводимая на индивидуальных и групповых занятиях обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся, позволяет осуществлять коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам, преодоление некоторых трудностей и недостатков, характерных для отдельных учащихся. На уроках и индивидуальных и групповых занятиях используются вспомогательные приемы и средства: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанные на доске; упражнения с пропущенными словами/предложениями; листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; маркеры для выделения важной информации и другие приёмы.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом): в 4 классе – 3 часа в неделю.

Программа реализуется в полном объеме.

четверть Количество часов
I 27.
II 22.
III
IV
год 102ч.

В классе 6 учащихся. Одному учащемуся поставлен диагноз F70 (Иван П.).

Остальным учащимся – «задержка психического развития». У 6 человек — низкая врабатываемость на уроке, у 1 учащегося высокий уровень утомляемости. У всех учащихся неустойчивое внимание, преобладание кратковременной памяти, у 4 человек — грубые дефекты памяти, внимания. Многие учащиеся не способны дифференцировать существенные признаки и явления от несущественных. Как правило, «западают» временные категории. Большинство учащихся имеют бедный словарный запас.У Ольги Д. наблюдается существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Этот вариант принятия школьной жизни связан с низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Со средним уровнем учебной мотивацией Роман М.. и Даниил Д.. Остальные учащиеся с низким уровнем учебной мотивации. Всем детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий по основным предметам, помощь психолога и логопеда. В данный класс поступили дети, имеющие проблемы, как общего, так и индивидуального развития. Учащиеся имеют общее отставание в развитии, ненадлежащий контроль со стороны родителей за обучением и развитием детей. В связи с патологическим развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления, у учащихся класса наблюдаются дефекты речи. Имеют место: дислалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. У большинства учащихся не сформирован фонематический слух. В результате по предмету справляются с основными требованиями программы только 2 учащихся. Это относительно хорошо успевающие учащиеся. Остальные учащиеся с трудом усваивают программный материал. Их мыслительные процессы еще более замедленны. Поэтому возникает необходимость работать не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы, а над пониманием материала; средний уровень — 3 человека, низкий уровень-3 человека;

-может классифицировать понятия, отвлекаться от случайных и второстепенных признаков: норма -1 человека, имеют средний уровень-2 человека, низкий уровень-3 человек;

-при решении логических задач устойчиво сохраняет заданный способ рассуждений и решений ряда задач: норма- 1 человека, средний уровень показали -3 человека, низкий уровень- 2 человека;

-при обобщении понятий: подводит два понятия под одно-1 человек, остальные учащиеся не умеют обобщать понятия и формально усваивают учебный материал при помощи механического запоминания.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи:

– преодолевать пробелы в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формировать правильное слоговое чтение;

– формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

– формировать умения полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся;

– развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, коррекция личностного развития школьника;

– преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки, знания о родном языке;

– прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

А также:

— развитие личностных компонентов познавательной деятельности

— формирование учебной мотивации и коррекция индивидуальных отклонений

— обогащение кругозора учащихся, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях, которые позволяют школьнику осознанно воспринимать учебный материал.

В связи с этим программа предусматривает более детальный отбор принципов, форм и методов работы с учащимися.

При обучении литературному чтению очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Дифференцированное обучение —помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей.

Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, применение ТСО дает положительные результаты в обучении.

Рабочая программа составлена с учетом регионального этнокультурного содержания образования, в темы включен материал, касающийся истории, культуры, национальных особенностей. Данный материал представляет собой загадки, пословицы, поговорки и используется на разных этапах урока.

Система уроков спланирована с учетом межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, что способствует повышению образовательного уровня обучения, усилению его воспитывающих функций. Межпредметный материал используется при изучении обзорных тем, уроках, обобщающих учебный материал, вводных уроках.

Программа разработана с учетом метапредметных результатов учебной деятельности, помогающих учащимся использовать способы деятельности, освоенные на базе нескольких учебных предметов, при решении проблем реальных жизненных ситуаций.

Исходя из уровня подготовки класса, применяются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формыуроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый).

Форма организации познавательной деятельности — групповая и индивидуальная. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога. Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащихся, их мотивированию к самостоятельной учебной работе.

Технологии, используемые для организации учебного процесса:

технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;

Игровая технология;

технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;

ИКТ и др.

Также программой предусмотрено использование ЦОРов и ЭОРов.

Формы и методы работы:

Метод коррекции концентрации внимания

Метод коррекции восприятия.

Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности

Метод коррекции нарушений характера

Техника релаксации

Изменений в рабочую программу не внесено.

 

Рабочая программа ориентирована на использование в 4 классе следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от г. № 69 от 28.04.2016г. «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год».

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Голованова М.В. и др. Литературное чтение: учебник для 4 класса. — М.- Просвещение, 2014.

2. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. М. «Вако», 2013

Особенности УМК

УМК «Литературное чтение» под редакцией В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемым Министерством образования РФ. Преимущество данного УМК перед другими в том, что этот учебный комплекс построен на единой для всех учебных предметов концептуальной основе, является традиционной в системе обучения, имеет полное программно – методическое обеспечение. УМК в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся. Если оптимальный объем программных требований оказывается недоступен некоторым учащимся, то программу можно упростить по каждому разделу, по каждому классу. Таким образом, УМК позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от индивидуальных возможностей. Так же УМК осуществляет приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.

Объем домашних заданий не превышает объема изученного материала на уроке. (не более 3 – 3,5 страниц)

 

Структура УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

· Летописи. Былины. Жития (10 ч.)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», Летописи. «И вспомнил Олег коня своего», Былина «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского», Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского».

· Чудесный мир классики (15 ч.)

П. Ершов «Конёк-горбунок» Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Л. Н. Толстой «Детство» Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики»

· Поэтическая тетрадь (12 ч.)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…» А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» А. Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» И. А. Бунин «Листопад»

· Литературные сказки (11 ч.)

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

· Делу время – потехе час (7 ч.)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский «Главные реки». В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Внеклассное чтение: «В путь, друзья!».

· Страна детства (6 ч.)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка».

· Поэтическая тетрадь (5 ч.)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С. А. Есенин «Бабушкины сказки» М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

· Природа и мы (10 ч.)

Д. Н. Мамина-Сибиряка«Приемыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка» Е. И. Чарушин«Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

· Поэтическая тетрадь (6 ч.)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень» С. А. Клычков «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин«Бабье лето» Н. М. Рубцов «Сентябрь» С. Есенин «Лебедушка»

· Родина (6 ч.)

И. С. Никитина «Русь» С. Д. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулин«О, Родина! Внеклассное чтение «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!»
В неярком блеске»

· Страна Фантазия (4 ч.)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Кир Булычев «Путешествие Алисы»

· Зарубежная литература (10 ч.)

Д. Свифта «Путешествие Гулливера» Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» С. Лагерлеф «Святая ночь» С. Лагерлеф «В Назарете».

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

ЛР1 формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

ЛР2 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

ЛР3воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

ЛР4 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

ЛР5 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

ЛР6 овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

ЛР7 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

ЛР8 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

ЛР9 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

ЛР10наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

РР1 принимать и сохранять учебную задачу;

РР2 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

РР3 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

РР4 следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

РР5осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

РР6 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

РР7 различать способ и результат действия;

РР8 вносить необходимые коррективы в действия

РР9 на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

РР10 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

ПР1 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

ПР2 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

ПР3использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; строить сообщения в устной и письменной форме;

ПР4ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

ПР5воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

ПР6анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ПР7осуществлять синтез как составление целого из частей;

ПР8проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

ПР9устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ПР10строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

ПР11обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

ПР12подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

ПР13устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

КР1строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

КР2допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

КР3учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

КР4формулировать собственное мнение и позицию;

КР5договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

КР6задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия;

КР7адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметные результаты освоения предмета:

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

• понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте,

выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);

• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;

• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

• формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;

• находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;

• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавит­ным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;

• приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы;

• воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;

• осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по ана­логии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описа­ние — характеристика героя);

работать с детской периодикой.

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

• пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

• составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Рус­ские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.) ; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чте­цов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

• писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

• создавать собственные’ произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

• создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

Основные планируемые результаты с учетом коррекционной работы:

Учащиеся должны знать:

— фамилии 10-12 писателе, поэтов и их произведения для детей;

-детские периодические издания;

— профессии людей, занятых литературным трудом(писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, редактор, корректор);

— наизусть 10-12 стихотворений;

Учащиеся должны уметь:

— читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии в темпе 70-80 слов в минуту;

— осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;

— передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам- по заданию учителя и по личной инициативе;

— давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;

— воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;

— понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;

— выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;

— замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

— различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности;

— составлять творческие рассказы или описывать эпизоды с изменением лица рассказчика и заключительным эпизодом, сказочные тексты;

— делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;

— ориентироваться в книге, пользоваться оглавлением и сносками;

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс

№ п/п Тема   Кол-во часов Компетенции Коррекционная работа т на уроке Домашнее задание Дата
Летописи. Былины. Жития (10 ч)
1-2 Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»   ИКТ: редактировать тексты, последовательности изображений Развитие речевого аппарата. Чтение чистоговорок. С.6 -8, ответить на вопросы.Найти информацию в энциклопедии.
3-4 Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Межпредметные связи: изобразительное искусство Коррекция личностных качеств, эмоционально- волевой сферы: (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства) Найти произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями.  
5-6 Былина «Ильины три поездочки» Межпредметные связи: Изобразительное искусство Развитие зрительной памяти. Игра «Что пропало» Выразительное чтение с. 17-19 Выполнить иллюстрации  
  7-8 «Житие Сергия Радонежского» НРК: писатели Хакасии — детям. Развитие внимательности к читаемым словам. Троекратное чтение С. 22-28 Собирать материал для выполнения проекта  
Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». ИКТ: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их Развитие наглядно-образного мышления.    
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Развивать скорость и полноту запоминания. Игра «Слова» Выполнить задание 9 на с.34 учебника  
Чудесный мир классики (15 ч)  
П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) НРК: Произведения хакасских писателей Развивать скорость и полноту запоминания. Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем, рисуя» С.39 -51. Найти и прочитать русскую народную сказку «Конек –Горбунок»  
П. Ершов «Конёк-горбунок»   Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность С60 -61 .Прочитать сказку целиком.  
Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. ИКТ: рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете Русский язык Подбор прилагательных к существительному осень Развитие внимания, устойчивости и концентрации Читать стихи об осени  
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»   Стихи об осени хакасских поэтов. Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо-рука». Упражнение «Найди друга» Выучить стихотворение.  
15-16 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»   Межпредметные связи: технология Развитие внимательности к читаемым словам. Чтение слов записанных пирамидкой С.70 -90. Читать другие сказки А.С.Пушкина. Нарисовать иллюстрации.  
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»     Межпредметные связи: русский язык Хакасские сказки. Упражнения на развитие речевого аппарата    
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»   НРК: стихи хакасских писателей Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами.    
19-20 М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб» (турецкая сказка).   Организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя Перечитать сказку. Подготовить краткий пересказ сказки.  
Л. Н. Толстой «Детство»   ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Развивать скорость и полноту запоминания. Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем ,рисуя»    
Л.Н.Толстой«Как мужик убрал камень». Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого  
А. П. Чехов«Мальчики»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Перечитать рассказ, найти объяснение непонятных слов  
Внеклассное чтение. В мире приключений   Межпредметные связи: технология Развитие речевого аппарата. Чтение чистоговорок,скороговорок    
А. П. Чехов «Мальчики». Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Подготовить пересказ по составленному плану.  
Поэтическая тетрадь (12 ч)    
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Осень в Хакасии. Музыка «Времена года» Прослушивание музыкального произведения   Развивать внимание и сосредоточенность, восприятие и зрительную память Выучить стихотворение  
Ф.И.Тютчев«Как неожиданно и ярко…»   Организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя    
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь» НРК: животный мир Хакасии Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо-рука». Упражнение «Найди друга» Выучить наизусть любое стихотворение.  
Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках Книги о ребятах-сверстниках хакасских писателей. Развитие внимания, устойчивости и концентрации    
30-31 Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Развивать скорость и полноту запоминания. Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем, рисуя» Найти другие стихи поэта и подготовить выразительное чтение.  
А. Н. Плещеев «Дети и птичка» Межпредметные связи: технология Формирование (совершенствования) психических процессов (внимания, восприятия , воли воображения с помощью игр: «Лови мяч», « Играем в считалки» Выучить  
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»   ИКТ: создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера Развитие внимательности к читаемым словам. Чтение слов записанных пирамидкой    
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»   Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Читать другие стихи Н.А. Некрасова.  
И. А. Бунин «Листопад»   Межпредметные связи: технология Развитие наглядно- образного, словесно-логического мышления через упражнения: «Способность выделять существенное», «Обобщение» Читать другие стихи И.А.Бунина.  
Внеклассное чтение. Книги о жизни трудового народа   ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами.    
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»   НРК : Писатели Хакасии о родной земле Развитие внимания, устойчивости и концентрации Составить альбом своих любимых стихов.  
Литературные сказки (11 ч)  
38-39 В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»   ИКТ: редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей Развивать скорость и полноту запоминания. Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем, рисуя» Перечитать сказку на с.156 -167.  
40-41 В. М. Гаршин«Сказка о жабе и розе» Межпредметные связи: технология Развитие речевого аппарата..Чтение чистоговорок, скороговорок Прочитать сказку, Найти сведения об авторе.  
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Межпредметные связи: изобразительное искусство Развитие внимания, устойчивости и концентрации    
Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами.    
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» НРК: хакасские сказки (сопоставление) Развитие наглядно-образного мышления словесно-логического мышления. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.  
45-46 С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»   Межпредметные связи: технология Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность С.193 -204.Подготовить пересказ любой части.  
Обобщение по разделу: «Литературные сказки»   ИКТ: участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах Развитие восприятия, представлений и ориентации    
Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете Развивать скорость и полноту запоминания. Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем, рисуя»    
Делу время – потехе час (7 ч)
49-50 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности Перечитать сказку. Найти толкование непонятных слов  
В. Ю. Драгунский«Главные реки». ИКТ: определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий Развивать скорость и полноту запоминания. Игра «Слова» Выразительное чтение.  
В. Ю. Драгунского«Что любит Мишка»   НРК: пословицы и поговорки народов Хакасии Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность    
В. В. Галявкин«Никакой я горчицы не ел»   Развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать; выделят сходство и различие понятий сходство и Написать мини –сочинение о прогульщице.  
Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности    
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности Читать веселые рассказы о детях.  
Страна детства (6 ч)
56-57 Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами. Выразительное чтение. Подготовить пересказ текста от имени главного героя.  
58-59 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Межпредметные связи: изобразительное искусство Развивать скорость и полноту запоминания. Игра «Слова» Перечитать текст. Найти в тексте, выписать эпитеты и олицетворения.  
М. М. Зощенко «Елка». Межпредметные связи: технология Коррекция личностных качеств. Эмоционально- волевой: (навыков самоконтроля, усидчивости, и выдержки, умения выражать свои чувства) Подготовить пересказ от лица мамы или папы.  
Обобщение по разделу «Страна детства»   ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя .  
Поэтическая тетрадь (5 ч)  
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Развитие скорости и точности восприятия с использованием 100 –клеточной таблицей с набором букв Выучить одно из стихотворений  
    С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами. Читать стихи С.Есенина  
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»   Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности    
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» ИКТ: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их. Хакасские поэты. Развитие скорости и точности восприятия с использованием 100 –клеточной таблицей с набором букв    
Внеклассное чтение. Книги о ратных подвигах родного народа   ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Коррекция личностных качеств. эмоционально-волевой:(адекватная оценка своих и чужих действий; преодоление неуверенности)    
Природа и мы (10 ч)  
  67-68   Д. Н. Мамина-Сибиряка«Приемыш»   Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности Выразительное чтение. Придумать, что случилось с Приемышем дальше.  
69-70 А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Межпредметные связи: изобразительное искусство Активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти (на основе упражнений учащихся в запоминании слов) Перечитать рассказ. Подготовить пересказ от имени Барбоса.  
М. М. Пришвин «Выскочка» Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении. Выразительное чтение рассказа.  
Е. И. Чарушин«Кабан». НРК: животные Хакасии Совершенствовать грамматический строй речи, расширять активный словарь.    
73-74 В. П. Астафьев «СтрижонокСкрип» Межпредметные связи: изобразительное искусство Развитие скорости и точности восприятия с использованием 100 –клеточной таблицей с набором букв Перечитать рассказ. Подготовить пересказ от имени Скрипа  
Обобщение по разделу «Природа и мы»     ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Формирование (совершенствования) психических процессов (внимания, восприятия , воли воображения с помощью игр: «Лови мяч», « Играем в считалки»    
Внеклассное чтение. Творцы книг. ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Коррекция личностных качеств. Эмоционально- волевойLадекватная оценка своих и чужих действий; преодоление неуверенности)    
Поэтическая тетрадь (6 ч)  
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»   Межпредметные связи: технология Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание Выучить по желанию.  
С. А. Клычков «Весна в лесу»   ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Развитие восприятия и зрительной памяти Читать стихи С. Клычкова.  
Д. Б. Кедрин«Бабье лето»   Развитие скорости и точности восприятия с использованием 100 –клеточной таблицей с набором букв    
Н. М. Рубцов «Сентябрь»   Коррекция личностных качеств.эмоционально-волевой: (навыков самоконтроля, усидчивости, и выдержки, умения выражать свои чувства) Выучить стихотворение.  
С. Есенин «Лебедушка»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности Выучить понравившийся отрывок.  
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»   Поэты Хакасии Коррекция и развитие связной устной речи(орфоэпическиправильное произношение, пополнение и обогащение словарного запаса) Принести книги о Родине.  
Родина (6 ч)        
И. С. Никитина «Русь» ИКТ: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами. Выразительное чтение.  
С. Д. Дрожжин «Родине»   Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Формирование (совершенствования) психических процессов (внимания, восприятия ,воли воображения с помощью игр: «Лови мяч», «Передай смысл стихотворений» Выучить стихотворение.  
А. В. Жигулин«О, Родина! В неярком блеске»   Развитие скорости и точности восприятия с использованием 100 –клеточной таблицей с набором букв.    
86-87 Внеклассное чтение «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!» Проект «они защищали Родину»   проект Развивать скорость и полноту запоминания. Игра «Слова»    
Обобщение по разделу «Родина»   Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете. Малая Родина – Хакасия. Развитие наблюдательности с использованием игр: «Развиваем наблюдательность, «Самые наблюдательные»    
Страна Фантазия (4 ч)  
89-90   Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Развитие умения работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность Перечитать отрывок. Составить рассказ «Наш друг Электроник»  
91-92 Кир Булычев «Путешествие Алисы»   Формирование (совершенствования) психических процессов (внимания, восприятия , воли воображения с помощью игр: «Лови мяч», « Играем в считалки» Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему.  
Зарубежная литература (10 ч)  
93-94 Д. Свифта «Путешествие Гулливера»   ИКТ: рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете Развитие наблюдательности с использованием игр: «Развиваем наблюдательность, «Самые наблюдательные» Выразительное чтение. Придумать рассказ о том, что бы произошло ,когда ты на время стал великаном.  
95-96 Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»   Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете Совершенствовать грамматический строй речи, расширять активный словарь Перечитать отрывок. Поделить его на части, Озаглавить каждую часть  
97-98 М. Твен «Приключения Тома Сойера»   ИКТ: создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера Коррекция личностных качеств. Эмоционально- волевой: (навыков самоконтроля, усидчивости, и выдержки, умения выражать свои чувства) Подготовить выразительное чтение. Подготовить пересказ от имени Тома Сойера  
С. Лагерлеф «Святая ночь»   Межпредметные связи: изобразительное искусство Развитие процесса восприятия с использованием таблиц с графическими изображениями, с геометрическими фигурами. Выразительно читать  
  С. Лагерлеф «В Назарете»   Коррекция и развитие сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения, читательской самостоятельности    
Внеклассное чтение. В стране литературных героев   НРК: литературные герои писателей Хакасии Развитие наблюдательности с использованием игр: «Развиваем наблюдательность, «Самые наблюдательные»    
Книги, рекомендуемые для прочтения летом   Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете Формирование (совершенствования) психических процессов (внимания, восприятия , воли воображения с помощью игр: «Лови мяч», « Играем в считалки»