Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

· Мировоззние НВ сформировалось под влиянием промышлой, научной, соцой и филосой революций. Если в античный и средневекый мир был замкнут и все было предопределено, то в новое время мир размыкается, становся открытым. Центром мира становится сам человек и его способности.
Центр — Европа и Англия.
Переход от феодализма к капитализму.
С 17 В. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука.
Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука.
3 основных понятия:
1. природа (главный объект познания)
2. наука (инструмент)
3. польза (цель)

81. Ф. Бэкон — основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание -сила».

Цель научного знания, по Бэкону, в принесении пользы человеческому роду. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание-сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Наука — это средство, а не цель сама по себе, ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

82. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение»).

естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения.

83. Учение об «идолах» — заблуждениях, ошибках, препятствующих познанию.

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Философ различает четыре вида заблуждений или препятствий на пути познания — четыре вида «идолов» (ложных образов) или признаков. Это «идолы рода» (обусловлены природой людей), " идолы пещеры" (ошибки некоторых групп людей), «идолы площади» (общение посредством слов) и «идолы театра» (подчинение ума ошибочным воззрениям).

6 стр., 2677 слов

Планы семинарских занятий план семинарского занятия № 1 Тема: кп в системе наук о человеке

... ЗАНЯТИЯ № 2 Тема: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КП КАК НАУКИ Цель: рассмотреть историю развития КП в Западной Европе и России, ... факторов на развитие личности ребенка. Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка. Психологический климат школы как ... Западной Европе в XIX–XX вв. Истоки отечественной дефектологической науки (X–XIX вв.). Причины отличий в отношении к ...

84. Р. Декарт — основоположник методологии рационализма в философии Нового времени". «Мыслю, следовательно, существую».

Он считает, что познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Я могу сомневаться в существовании всего, кроме существования самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я не призрак, а существую

85. Суть «картезианского сомнения».

Чтобы отыскать первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. Причем сомневаться означает здесь не колебаться, а отбрасывать, т. е. считать несуществующим все, что дает хотя бы малейший повод к сомнению.

86. Разработка метода познания — дедукции Р. Декартом.

Разум может достигать достоверного знания во всех областях только в том случае, если будет руководствоваться истинным методом. В основу разрабатываемого метода Р. Декарт положил дедукцию. от общего к частному. Создает цепь мышлению.

87. Дуализм Декарта в учение о субстанции: протяженная (материальная) и мыслящая (духовная).

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

88. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

Человек человеку — волк, Теория общ. Договора. Человек с рождения ищет выгоду и пользу. Война всех против всех — описывающее естественное состояние общества до заключения «общественного договора» и образования государства.

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... математических, геометрических единицах, о фор­ме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность. Решение проблемы бытия в русской философии XIX-XX ... и бытие вещей, произведенных человеком («второй природы»). 164 ■♦• Философия медицины -О- Раздел III ■♦• Глава 7 Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Бытие отдельного человека ...

89. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabula rasa» («чистая доска»).

«Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».

Вещи — это комбинации ощущений; существовать, значит быть воспринимаемым. прирожденные идеи вообще не существуют. Некоторые истины, считает Локк, получаются из идей сразу же, только ум преображает их в утверждения. чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,

90. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) — ключевое понятие философской системы Лейбница

Любая вещь — субстанция. Каждая вещь, или субстанция, или сила, есть единица бытия, или «монада» (от греч. monas — единица, простая сущность).

Монада не материальна, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом, бесконечное собрание душ. Отсюда и философский идеализм. Мир живой и одушевленный, каждое вещество состоит из бесконечного множества живых существ — монад. И хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Лейбниц считал, что его теория — монадология — дает прекрасное доказательство существованию бога. Он ввел понятие предустановленной гармонии.

91. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) — является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее"[2]. Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может.

6 стр., 2901 слов

Педагогические взгляды французских материалистов XVIII века Гельвеций Дидро

... взгляды философов-просветителей XVIIIв.- К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо. Педагогические идеи И.Ф. ... люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу. Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не ... миру; ✓ спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений; ✓ эстетический - к прекрасному; ✓  ...

92. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно!

93. Механистический материализм и натурфилософия XVIIIв.: представители.

Д. Локка, Д. Толанда, Ф.М.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д. Дидро, М.Д. Аламбером, П. Гольбахом, Ж. Ламетри. И. Гердер, молодой И. Кант.

94. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

Термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие от атеистов.

Решая проблему отношения Бога и мира, деисты старались избегать опоры на религиозную догматику и откровение. По И. Канту, «у деистов совсем нет веры в Бога, а есть только признание первоначального существа или высшей причины». Согласно Д. Дидро, деист тот, кто верит в Бога, но отрицает всякое Откровение. В качестве первопричины Бог создал неизменные законы, которым следует мир. В то же время, по мнению деистов, Бог имманентно не присутствует в творении, будучи совершенно отличен от него, как часовщик отличен от сделанных и заведенных им часов.

95. Натурфилософия Д. Дидро — выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автора идеи создания «Энциклопедии».

исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В материалистическом учении о природе он внес некоторые черты и идеи диалектики. В органической природе он усматривает идею развития, связь протекающих в природе процессов. Особое внимание привлекла Дидро проблема материалистического истолкования ощущений. Он был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи и в «Разговоре Даламбера с Дидро» доказывал, что различия в психике человека и животных не противоречат мысли о том, что способность ощущать есть всеобщее свойство материи. Животное — инструмент, обладающий способностью ощущения. Люди же тоже инструменты, но одаренные способностью ощущения и памятью. Наши чувства — «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... эпоха философии Природа рационального познания Средние века Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый ... познание? Историческая эпоха философии Природа рационального познания Античность Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи ...

96. Географический детерминизм Монтескье

характер всех внутренних законов того или иного государственного образования зависит от менталитета людей в нем проживающих, от духа нации. В свою очередь дух нации определяется климатом и географическим положением, географическими условиями, образом жизни, качеством почвы, религией обычаями, нравами. Поэтому Монтескье заявлял, что законы одного народа в редких случаях могут быть пригодными для другого народа.

97. Философия Ламетри. «Человек — машина».

Человек отличается от других высших животных лишь степенью развития ума. Однако человека изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.

98. Немецкая классическая философия — идеалистическое и материалистическое направление, их представители.

Иммануил Кант, Иоган Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах.

99. Философия И. Канта — основоположника немецкой классической философии: основные понятия — «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

... способом проникновения во внутренний мир человека является философская рефлексия. Философия появилась в связи с настоятельной потребностью человека в познании самого себя, в обретении смысложизненных ... и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические ...

Вещь в себе (нем. Ding an sich; англ. thing-in-itself; фр. chose en soi; лат. cosa in se), но́умен (греч. νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия. По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему. Ноумен — возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себеъ. феномен — это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время).

Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

  • Начало систематическому изучению И. было положено в нач. 17 в. Ф. Бэконом, который весьма скептически относился к неполной И., опирающейся на простое перечисление подтверждающих примеров.
    Этой «детской вещи» Бэкон противопоставлял описанные им особые индуктивные принципы установления причинных связей. Он даже полагал, что предлагаемый им индуктивный путь открытия знаний, являющийся очень простой, чуть ли не механической процедурой, «почти уравнивает дарования и мало что оставляет их превосходству…». Продолжая его мысль, можно сказать, что он надеялся едва ли не на создание особой «индуктивной машины». Вводя в такого рода вычислительную машину все предложения, относящиеся к наблюдениям, мы получали бы на выходе точную систему законов, объясняющих эти наблюдения.
    Программа Бэкона была, разумеется, чистой утопией. Никакая «индуктивная машина», перерабатывающая факты в новые законы и теории, невозможна. И., ведущая от единичных утверждений к общим, дает только вероятное, а не достоверное знание.

100. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

  • Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:
  • • призраки рода;
  • • призраки пещеры;
  • • призраки рынка;
  • • призраки театра.
  • Призраки рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
  • В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.
  • Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — «пещера») отражается в конечном результате познания.
  • Призраки рынка и призраки театра — приобретенные заблуждения.
  • Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
  • Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).
  • Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

9 стр., 4395 слов

1. Философия как наука

... для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия. 16.Чувственное познание и его формы В современной философии процесс познания предстает как ... том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства ...

101. Р. Декарт — основоположник методологии рационализма в философии Нового времени". «Мыслю, следовательно, существую».

  • Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) — видный французский философ и ученый-математик.
  • Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
  • • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • • выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях».
  • Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
  • Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

102. Суть «картезианского сомнения».

  • в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
  • • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
  • • следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;
  • • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
  • • мыслить может реально существующий человек;
  • • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

103. Метод познания по Р. Декарту — рационалистическая дедукция, его суть.

  • При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
  • Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

    В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

  • Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
  • Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
  • • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
  • • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
  • • последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;
  • • строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

104. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?

  • Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
  • • материальные (вещи);
  • • духовные (идеи).
  • При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
  • • протяжение — для материальных;
  • • мышление — для духовных.
  • Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением
  • Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
  • Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
  • Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
  • Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

105. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

  • Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
  • Философ стал автором всемирно известной книги «Левиа­фан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
  • • человек обладает изначально злой природой;
  • • движущей силой действий человека являются личная выгода
  • и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
  • • указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;
  • • право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
  • 90
  • • в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор, в котором ограничили свои при­тязания и «право всех на все»;
  • • для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;
  • • чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
  • • государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-«Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

106. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).

  • . Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.
  • Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:
  • • мир материалистичен;
  • • в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
  • • сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa);
  • • источником опыта выступает внешний мир;
  • • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
  • • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;
  • • идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

    Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

107. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) — ключевое понятие философской системы Лейбница.

  • Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:
  • • весь мир состоит из огромного количества субстанций,
  • имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и
  • Спинозы), а единую природу;
  • • данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — «единое», «единица»);
  • • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
  • материально-вещественным образованием;
  • • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;
  • • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;
  • • в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;
  • • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
  • Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
  • • «голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
  • 92
  • • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
  • • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
  • • высшая монада — Бог.
  • Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

Понимание бытия в философских концепциях XX в.

Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:
 — Стать верблюдом (взвалить все на себя)
 — Львом (свобода)
 — Ребенком (новое начинание, чистый холст)

Свобода — это воля к ответственности за самого себя.

Ответственность — это чрезвычайная привилегия, означающая прежде всего власть над собой. Самое главное в высшем человеке это самопреодоление: «Высокостоящий должен каждое утро доказывать свое право быть наверху». Ницше провозглашает любовь к дальнему, т. е. к будущему идеалу человека. Человек — это канат между животным и сверхчеловеком, это мост к будущему идеалу. Это смеющийся Лев.

Насилие — это естественное условие эволюции. Величина прогресса, определяется тем, чем ему пришлось пожертвовать. Ницше был нигилистом, преодолевавшим свой нигилизм. Он хотел возродить этику аристократов, культ благородства и силы, и выступал против самодовольной посредственности. Человек — это мост, а не цель, т. е. то, что может превзойти.

138.Экзистенциализм — философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма.

Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

139.Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю.

Видным представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913−1960) — Автор философских работ «Миф о Сизифе"(19 472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950−1958).

Абсурд: кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека — абсурд (в переводе — не имеющая оснований).Жизнь бессмысленна. Бунт: Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого — преображение. Основной мотив бунта, словами Камю, «Человек — единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».

140.Философия психоанализа — исследование природы бессознательного. З. Фрейд — основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация.

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру"желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества. «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: в сексуальных действиях; в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную

141.Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга.

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, первоначальный образ, идея. Архетипы — универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — «зашифрованная» история человечества, высшие истины. Цель философии — помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.

142."Индивидуальная психология" А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности».

Согласно А. Адлеру, человек — это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека — базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие.

143.Социопсихологизм Э. Фромма — взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа.

Эрик Фромм (1900−1980).

Для него характерна меньшая биологизация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения ч-ка и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм. Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика возникла как искусство чтения малопонятных текстов (в античности).Вторая функция: истолкование священного писания (христианство).Гермес — посредник. Герменевтика не является научным методом (не процедура, которая приводит к определённому результату).Виды объяснения:1. Генетическое.2. Материальное объяснение (редукционное — раскладываем на части).3. Структурное (целое объясняется из взаимодействия частей, а каждая часть с точки зрения её места в целом).Некоторые виды из этих объяснений могут быть применены в гуманитарном познании (языкознание (структурное)).Структурный метод универсален, применяется во всех науках. Герменевтика как метод интерпретации текста: Любой текст имеет два значения (значение говорящего и слушающего).

Сегодня герменевтика это с одной стороны метод понимания, с другой стороны философское учение.

145.Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов: Тенгри — верхний мир. Тенгрианство — религия древних тюрков, основанная на поклонении небу.

Мифологическое представления, объяснявшие явления природы, устройства мира. Верховное божество — Тенгри (небо) принадлежало верхнему миру. Тенгри распоряжался судьбами людей. Эпос «Кобланды-батыр» — сказание о Первотворений Вселенной и жизни на Земле. Первотворение есть соединение двух противоположных начал, двух видов энергии: мужской и женской, солнечной и лунной. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалом жизни, с Луной. Сказание «Айман-Шолпан» мифологично: жизнь без сына воспринимается как бесцельная, продолжение рода необходимо для сохранения космического равновесия.

По представлениям казахов космос девятислойный. Представители всех девяти слоев являются предками, отсюда берет начало культ почитания девяти предков, сохранившейся у отдельных родов. С этими представлениями у казахов связано и почитание старших, и поклонение духу предков

146. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов — основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.

Просветители в Казахстане подготовили почву для проникновения европейской, и в особенности, русской цивилизации в казахскую национальную среду. Их основная борьба была направлена против невежества за распространение знаний в обществе, против угнетения масс, за утверждение справедливости, против азиатского деспотизма, за торжество демократии.

Чокан Чингисович Валиханов — основатель казахского Просвещения, ученый-энциклопедист, выдающийся представитель национальной демократической культуры, востоковед, путешественник.

Хотя отдельных трудов, посвященных философским проблемам, у него нет, но философский взгляд на некоторые предметы прослеживается почти во всех его произведениях, например таких как: «Тенгри», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «Записки о судебной реформе».

147. Философия политики и права. По убеждению просветителя, политика — это, прежде всего власть и способы ее устройства. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботиться о способах своего устройства. Однако способы устройства власти зависят отнюдь не от желания властвующих персон, а от независимо складывающихся от них обстоятельств. Обстоятельства же эти принудительно навязываются политиками извне.

173. Диалектика искусство спора

174. Диалектический метод — учение о наиболее общих закономерностях поведения всего сущего от единств. мира. Альтернативы метафизика — объекты рассматриваются обособленно статично и однозначно. Эклектика метод основанный на произвольном соединении разрозненных не имеющих единого творческого начала фактов понятий концепции в результате которого достигаются поверхностные, но внешние правдоподобные кажущиеся. Догматизм — восприятие мира через призму догм. Софистика метод основанный на выведении ложных, но искусно некорректно поданных как истинных посылок ложных по смыслу.

179. Натурфилософия — природа

180. Гносеология наука о познании мира

181. Гностицизм или агностицизм

182. Рационализм — разум

183. Эмпиризм опыт

184. Чувство — сенсуализм

185. Чувственное — ощущение восприятие представление и Рациональное — суждение умозаключение понятие

188. Уровни познания — эмпирический и теоретический

189. Общественная жизнь социология

190. Общество — совокупность форм организации жизни и деятельность людей — целостная система совместная жизни

191. Философская антропология — что есть чел, духовная жизнь индивида

192. Логика — учение о мышлении

193. Этика — учение о морали нравственности. Исходные категории нравственности — добро и зло

194. Эстетика — учение о прекрасном и красоте

195. Аксиология — природа ценностей

196. Детерминизм — учение о всеобщей причинности обусловленности явлений

197. Гедонизм воззрение признающее наслаждение высшим благом целью чел. жизни- Валла, Лакаята, Эпикур

198. Архе первоначало

199., 200,201 — социальные отношения и природное начало духовное начало

202. Индивид — единичный предствавитель рода чела. Личность — итог развития индивида — человеч индивид взятый в аспекте его социальных качеств. Личность есть результат социализации

203. Социализация процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

204. Антропогенез (греч. anthropos — человек и genesis — происхождение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

205. Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.

206. Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

207. Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector