Поведенческая терапия
Вопросы для теоретической подготовки:
1. Предпосылки возникновения поведенческой терапии: Джон Б.Уотсон, И.П.Павлов.
2. Методологические основы поведенческой терапии и психокоррекции: теория радикального бихевиоризма Б.Ф.Скинера.
2.1. респондентное поведение;
2.2. оперантное поведение (оперантное предопределение);
2.3. подкрепление, виды подкрепления (положительное, отрицательное подкрепление; первичное, вторичное подкрепление), режимы подкрепления (долгосрочное (регулярное) и дискретное (нерегулярное) подкрепление), значение аверсивного контроля (наказания) в формировании поведения.
3. Метод систематической десенсибилизации:
3.1. определение метода систематической десенсибилизации;
3.2. показания к применению метода систематической десенсибилизации;
3.3. этапы процедуры систематической десенсибилизации.
4. иммерсионной методы поведенческой психокоррекции.
4.1. определение иммерсионного метода;
4.2. иммерсионные методы в психокоррекционной практике: метод орошения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.
4.3. показания, условия эффективности и техника безопасности при использовании иммерсионных методов поведенческой психокоррекции в работе с детьми и подростками.
5. «жетонные метод» в психокоррекционной работе с детьми и подростками с особенностями психофизического развития: история возникновения метода, условия его эффективности.
6. Метод холдингтерапии в психокоррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития: история возникновения метода, правила использования метода.
7. Имаго-метод в психокоррекционной работе с детьми и подростками: определение имаго-метода, цель и задачи метода, основные этапы реализации метода.
Время для проработки темы: 2 академических часа
Практические задания:
1. Объясните высказывание Джона Уотсона, общепризнанного основателя бихевиоризма:
— «Похоже, что пришло время, когда психология просто обязана отбросить всякие ссылки на такое понятие, как сознание»;
— «Психология, с точки зрения бихевиоризма — это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель — предсказание поведения и контроль за ним. Интроспекция и самоанализ НЕ являются важной частью её метода … бихевиористами, в своем стремлении открыть единую систему реакций и чувств животных, а не признает разделения на человека и животное ».
Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению
... у детей и предложить некоторые методы помощи по адаптации леворуких детей в школе. Методологический аппарат исследования. Тема: Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному ... 37 Введение Темой нашего исследования является «Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению» - и это не случайно. Эта тема ...
2. Объясните с позиции радикального бихевиоризма мнение Б.Ф.Скинера о том, что «личность есть не более чем набор поведенческих шаблонов».
«… Должно изучаться поведение, и только поведение. Поведение, как нечто отличное от внутренней жизни, может быть полностью описано; а это значит, что его можно наблюдать и изучать при помощи измерительных инструментов ».
3. По мнению Б.Ф.Скинера, «оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ним следуют. В то время как респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий ». Приведите примеры респондентного и оперантного поведения в своей повседневной жизни.
4. Приведите примеры положительного и отрицательного подкрепления поведения. Исходя из основных положений теории Б.Ф. Скинера, какое подкрепление является более эффективным для модификации поведения человека? Обоснуйте свое мнение.
5. Исходя из основных положений теории Б.Ф. Скинера, какой режим подкрепления (регулярный или нерегулярный) является более эффективным для модификации поведения человека? Обоснуйте свое мнение.
6. Дайте определение метода систематической десенсибилизации. В каких случаях рекомендуется применять этот психокоррекционных метод? Определите методические условия эффективности метода систематической десенсибилизации в работе с детьми.
7. Дайте определение иммерсионным методам. Дайте общую характеристику методам орошения, имплозии, парадоксальной интенции. Определите методические условия эффективности иммерсионного метода в работе с детьми и подростками. Приведите примеры конкретных психокоррекционных упражнений, в основе которых лежит иммерсионный метод.
8. В чем сущность «жетонного метода» психокоррекции? Определите условия эффективности использования «жетонного метода» в работе с детьми и подростками с нарушениями психофизического развития.
9. Для детей какой категории (с какими нарушениями психофизического развития) рекомендовано использование метода холдингтерапии? Обоснуйте свое мнение.
10. Приведите примеры психокоррекционных упражнений для работы с детьми и подростками, в основе которых лежит имаго-метод.
Методическое задание:
1. Подготовьтесь к проведению психокоррекционной упражнения по работе с определенным страхом клиента. В основе психокоррекционной работы — метод системной десенсибилизации. Проведите демоверсию начальной работы этим методом в аудитории на практическом занятии.
2. Проанализируйте алгоритм обучения нужной модели поведения (выработка поведенческих навыков):
Формы и методы работы психолога с одаренными детьми
... что входит в понятие "феномен ранних способностей". .Выяснить, какие формы и методы работы с одаренными детьми существуют. .Установить по прочитанной психологической литературе, как организована ... по-разному. У одних способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности У других "способности - это ...
1. Демонстрация модели адекватного поведения (психологом или членом группы при групповой работе).
2. Отработка вместе с психологом определенной модели поведения в конкретной ситуации. При обыгрывании ситуации психолог создает:
а) доброжелательные, благоприятные для общения условия, с позиции своей роли поддерживает и поощряет человека;
б) нейтральные, индифферентные к лицу условия;
в) с позиции своей роли негативно, критически относится к личности, создает условия испытания.
3. Перенос тренировки отработанной модели поведения по учебной обстановки в реальную действительность.
Задача: Определите цель применения алгоритма, отвечая на вопрос, какие именно поведенческие навыки вы планируете формировать у участника группы. Это могут быть как конкретные поведенческие навыки в определенной ситуации (ритуалы приветствия, прощания, обращения за помощью, поведение в театре, в кинотеатре), так и навыки уверенного, спонтанного, эмоционально открытого поведения. Подготовьтесь к проведению упражнения тренинга поведенческих умений (на основе алгоритма выработки поведенческих навыков) в группе во время практического занятия.
Творческое задание:
В течение нескольких дней выполняйте упражнение «Наказание и подкрепление альтернативного поведения». По результатам выполнения сделайте сжатые письменные выводы об эффективности различных видов подкрепления, их влиянии на модификацию вашего собственного поведения.
Наказание и подкрепление альтернативного поведения
Часть 1. Наказание.
Выберите особенность вашего поведения, которую бы вы хотели исправить. Например, вы регулярно опаздываете на занятия, занимаетесь на лекции посторонними делами, переедаете, поздно ложитесь спать или грубо разговариваете. Выбрав, особенность поведения или вредную привычку, наказывайте себя каждый раз, когда возникает нежелательное поведение. Наказанием может служить оскорбление, лишение какого0либо удовольствия или какое-то другое неприятное действие. Самое просто наказание – введение определенной суммы штрафа за каждое проявление запрещенного поведения. Накопившиеся деньги могут пойти на благотворительность.
Через несколько дней (неделю) проверьте свои результаты.