Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
имени академика И.П.Павлова
кафедра судебной медицины и правоведения
Реферат на тему:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ |
Студент: Васисуалий
Учебная группа: №666
Преподаватель: Никитин Е.Н.
Санкт-Петербург
2005 Учебный год Немного истории.
«Больные психическими расстройствами всегда были рядом с нами для того, чтобы их бояться, им удивляться, насмехаться над ними или мучить их, но чрезвычайно редко – чтобы их лечить. Их существование потрясает до глубины души, заставляя с мучительной болью почувствовать, сколь хрупкая вещь здоровый разум. Чтобы познать их страдание, человек всегда нуждался в особой науке, которая могла бы проникнуть туда, куда не были способны проникнуть естественные науки, — во вселенную человеческого разума». Пожалуй, ни одна наука не вызывала за свою историю столько споров и разногласий, как психиатрия. Кстати, наука сия – по сути, древнейшая из медицинских наук: еще примитивные люди использовали в лечении недугов принципы психиатрии, не умея разделить страдания душевные и телесные.
В дальнейшем все более заметной становится тенденция к выделению психиатрии в отдельную область медицины. Но, как бы то ни было, окончательное обособление психиатрии от остальных направлений медицины происходит (формально, конечно!) только под влиянием работ З. Фрейда. Таким образом, считая конец XIX в. моментом «совершеннолетия» психиатрии, можно оценить ее возраст примерно в век с небольшим. Тем не менее, именно за этот малый промежуток времени «наука о душе» сумела подняться до уровня истинно медицинских наук: хирургии и терапии.
В России психиатрия зародилась довольно давно, достаточно вспомнить о многовековом гуманистическом опыте монастырской психиатрии, создании специальных больниц и приютов для душевнобольных. Позже в России успешно развивались самостоятельные направления изучения психической деятельности человека, базировавшиеся на прочных естественнонаучных традициях (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков).
В последние годы проблемы психиатрии и – шире – духовного здоровья и нездоровья общества оказались в центре внимания в нашей стране, утратившей и привычные границы, и устойчивые ценностные ориентиры, что, естественно, привело к психологической дестабилизации людей. С одной стороны, вопрос о психиатрии как своеобразном, а подчас весьма жестоком и противоестественном регуляторе социальной жизни, что имело место в советском государстве, стал предметом серьезного обсуждения на страницах прессы. С другой – обнаружилась небывалая психическая неустойчивость общества, проявляющаяся во взрывах немотивированного насилия, агрессивности, в возрождении массовой веры в чудеса, возможности магии и т.п. Психическая жизнь индивидов и общества в целом утратила даже иллюзорную устойчивость, она требует незамедлительного врачевания, что поистине есть обязанность квалифицированных специалистов, и обеспечение такого рода лечения (и, кстати, профилактики!) – есть обязанность цивилизованного государства.
Общие понятия
Для начала – несколько слов об общих понятиях. В статье 1 закона РФ N3185-1 «О психиатрической помощи …» говорится:
«Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.
Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.» Иными словами, государство обязано обеспечивать бесплатную психиатрическую помощь, включая лечение и реабилитацию пациентов. Кстати, на основании ст. 3 данного закона иностранным гражданам психиатрическая помощь также оказывается в полном объеме.
Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица в соответствующую клинику, либо при обращении попечителя при невозможности лица обратиться за помощью самостоятельно. Последний случай предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в возрасте до 15 лет, либо лицам, признанным недееспособными.
«Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
- получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
- психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;
- содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;
- все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;
- оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;
- приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;
- помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом».
Комментируя данную статью, следует, прежде всего, отметить, что на практике права лиц, страдающих психическими расстройствами, зачастую ущемляются неправомерными действиями медперсонала. Мне не раз приходилось быть свидетелем откровенно хамского отношения, например, медсестер, к таким больным, а это, кстати, отнюдь не способствует выздоровлению последних, а, скорее, усугубляет состояние пациента. По поводу оказания помощи на дому – эта часть статьи относится, похоже, только к состоятельным людям, имеющим возможность заплатить за подобного рода удобство. Рядовые пациенты, как и прежде, проходят стационарное лечение; здесь, кстати, стоит упомянуть о тех самых санитарно-гигиенических условиях, которые в большинстве государственных клиник остаются на довольно низком уровне.
Как уже было отмечено, лицо имеет право на представителя, будь то адвокат, опекун и т.п. Предоставление представителей вменяется в обязанность администрации данного учреждения.
Согласно статье 9 настоящего закона, врач обязан сохранять в тайне диагноз лица, страдающего психическим заболеванием, разглашение врачебной тайны влечет за собой ответственность на основании ст. 128.1 УК РСФСР.
Выше я отмечал, что лицо вправе добровольно обратиться в клинику для прохождения лечения или обследования, однако в тех случаях, если человек признан невменяемым, либо моложе 15 лет, ответственность за решение берет на себя опекун. В случае принудительной госпитализации, таковая осуществляется по решению суда на основании ст. 13
«Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР».
Правовые основы
По закону, государством должны обеспечиваться:
- неотложная психиатрическая помощь;
- консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;
- все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;
- социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;
- решение вопросов опеки;
- консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;
- социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;
- обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;
- психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.
В соответствии с вышеизложенным, государство гарантирует следующие виды психиатрической помощи:
- Психиатрическое освидетельствование, суть которого состоит в определении, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Освидетельствование также проводится либо с согласия пациента (или его опекуна), либо по постановлению суда; возможно также проводить освидетельствование без согласия пациента, в случае его беспомощности, то есть неспособности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или по витальным показаниям, вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи и т.д.
- Амбулаторная психиатрическая помощь в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Последнее «может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом — психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи». Для разъяснения можно процитировать упомянутую статью: «Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями», то есть в тех случаях, когда пребывание больного в стационаре обусловлено необходимостью постоянного за ним наблюдения, а также иногда опасностью подобного больного для окружающих. Решение о диспансеризации принимается специально назначаемой комиссией врачей-психиатров и фиксируется в медицинской документации.
Основаниями для госпитализации являются наличие у лица психического расстройства, необходимость проведения психиатрической экспертизы. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
- его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
- его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
- существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
В соответствии со ст. 39 настоящего Закона, администрация и медперсонал обязаны создать условия для осуществления прав пациентов, в т.ч. обеспечить находящихся в психиатрическом стационаре пациентов необходимой медицинской помощью, своевременно и полно ознакомить пациентов с необходимой информацией, в первую очередь, с их правами, своевременно информировать опекунов или иных представителей об изменениях в состоянии их здоровья, и т.п.
Государство осуществляет контроль за деятельностью специализированных учреждений, а также за соблюдением прав и интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Данный контроль осуществляется объединениями врачей-психиатров или органами местного самоуправления.
В сфере социальной помощи и помощи в реабилитации больных предусмотрено особое положение:
«Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство:
- создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;
- организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;
- создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;
- устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;
- применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;
- принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами».
Иными словами, государство обязано всесторонне обеспечивать социальную защиту лиц, страдающих психическими заболеваниями. Как программа социальной защиты реализуется на самом деле, всем давно известно, хотя, при таком размере бюджета большего ожидать не приходится. Кстати, в качестве наглядного примера реализации программы защиты – создание т.н. УПП – учебно-производственных предприятий, штат сотрудников которых состоит в основном из больных психическими заболеваниями (УПП соответствующего уклона), чаще всего это люди, страдающие болезнью Дауна и т.п. В соответствующем законе РФ (N. 3185-1 от 2.VII.1992 г.) «лечебно-производственное государственное предприятие (структурное подразделение государственного и муниципального учреждения, оказывающего психиатрическую помощь) для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством (ведомством), имеющим учреждения, оказывающие психиатрическую помощь». Соответственно статусу, в задачи такого предприятия входят: трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами; их трудовое обучение и переобучение; трудовое устройство указанных лиц (на правах рабочих и служащих), не имеющих возможности трудоустройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам.
«Предприятие осуществляет свою работу с целью расширения возможностей для трудоустройства и трудовой занятости лиц с психическими расстройствами по разным специальностям на базе широкого спектра деятельности путем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворяющих общественные потребности, и, в том числе, для получения прибыли»; данное положение реально работает на практике и позволяет инвалидам (отвлечемся от психов!) получать реальную прибыль, позволяющий не ждать с протянутой рукой свои пособия от государства.
С учетом социально-реабилитационной направленности деятельности предприятия во всех вопросах, касающихся труда работающих на нем лиц, администрация предприятия руководствуется рекомендациями врачей-психиатров.
Заключение
Подводя итог, замечу, что проблема оказания психиатрической помощи в России остается проблемой. Это, несомненно, вызвано катастрофическим недостатком бюджетного финансирования учреждений соответствующего плана, я уж не говорю о мизерных зарплатах врачей (не только психиатров!) и отсутствии денег на обеспечение социальных программ. Глобально – в России сейчас существует проблема расхождения «теории и практики». «Теория», т.е. правовые основы, разработаны на высшем уровне, в соответствии с мировыми стандартами (с моей дилетантской точки зрения!).
«Практика» же как всегда не соответствует желаемому, преподносимому в законах. С этой точки зрения, все как всегда упирается в деньги! Отсюда закономерно следует вывод: только тогда, когда государство сможет финансировать психиатрию в полном объеме, на мощной базе правовых основ уровень оказания психиатрической помощи поднимется до мировых стандартов. Пока об этом говорить не приходится.
Библиография.
- Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан в РФ» от 22.07.93
- УК РФ (с комментариями), ст. ст. 14-15, 24-26, 32-36, 39-41
- Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами»
- Ф. Александер, Ш. Слесник, «Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней», М., Изд. гр. «Прогресс» – «Культура», 1995г.
11