для специальности аспирантура

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная фармацевтическая академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-воспитательной

работе

доц._________________Алексеева И.В.

«____"____________200_ г.

РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА

Дисциплины «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

для специальности аспирантура

60 108 — «ФАРМАЦИЯ»

Кафедра: философии

Уровень подготовки: специалист (провизор)

Форма обучения: очная / заочная

Курс (семестр):4 курс (VIIсеместр)

Лекции: 18 час.

Семинарские занятия:18 час.

Самостоятельная работа:18 час.

Всего часов:54

Зачёт:VIIсеместр

Пермь

2011

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по

специальности 60 108 — «ФАРМАЦИЯ»

утверждённого 10.03.2000 г.

2. Автор-составитель рабочей программы

к.ф.н., ст. преподаватель кафедры философии Вейт А.А.

3.УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры философии

______________ протокол № _______

Зав. кафедрой Фирсов В.А.

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами;

СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. кафедрой Фирсов В.А.

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры философии протокол № _____

___________________2009 г.

Зав. кафедрой Фирсов В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

7 стр., 3354 слов

Рабочая программа 39

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра педагогики и психологии детства по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» для ООП направления «050400 Психолого-педагогическое образование» ...

Составитель: д.ф.н., проф. С.Д.Лобанов

Тема 1. Природа научного знания

Становление и предмет философии науки. Ж.Б.Ламарк: «У всякой науки должна быть своя философия» (1809).Уильям Уэвелл (Whewell): «Философия индуктивных наук» (1840).А.Курно: «философия науки — философская спекуляция, внутренне присущая научной работе» (1851).

Два фактора зарождения дисциплины философии науки: становление автономии науки в высшую социальную и культурную ценность и кризис оснований науки в концеXIXи начале ХХ веков.

Источники научного познания. Становление научного познания (классическая, неклассическая и постнеклассическая наука).

Наука как вид общественного производства. HomoScientus. «Наука — это то, чтó делают ученые». Наука и псевдонаука. Сциентизм и антисцентизм. Интернализм и экстернализм. Наукометрия (например, ScienceCitationIndex).

Деление наhard-иsoft-науки. Когнитивные науки. Идеи «Университета Гумбольдта».Дэвид Блур (р.1942). «Сильная программа в социологии знания». Релятивизм в социологии знания.Бруно Латур (р.1947): «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир!». Вопрос о субъекте познания.Эндофизика (и другиеэндонауки).Casestudies. Постмодернистская концепция науки. Научная истина и эффективность исследования. «Периферия» науки и еёmainstream. Фундаментальная наука и прикладная. Технонаука (Technology Science). Мезонаука («мезокосмос»).Nanoscale Science. КонцепцияNBIC (Nano-Bio-Info-Сogno).

Основные положения концепциикогнитивного капитализма. Концепция «академического капитализма». Виды капитала (символический, финансовый и др.).

Вопрос об этосе науки.

Эпистемология. Научное познание и здравый смысл. Нормативная идескриптивная теории познания.

Тема 2. Учение о науке Пьера Дюгема (1861−1916)

Обоснование единства логического и исторического методов в науке. Физика количества. Физика и метафизика. Метод объяснения. Физика и геометрия. Физика качества. Метод описания. Построение физической теории. Данные опыта. Экспериментальные законы. Классификация. Выбор гипотез. Отрицание «решающего эксперимента». Символичность физических законов и их приблизительность.

13 стр., 6019 слов

Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества

... деятельности, а главное - самой теории познания являются естественные науки, тогда как опыт наук о культуре и духе, содержащий человеческие ... коммунизмом, также обнаружила свою несостоятельность. Остается открытым вопросом, по каким существенным признакам можно было бы ... общие закономерности, принципы и категории социального познания, неизбежно проникает в саму ткань других общественных наук и помогает ...

Тема 3. Учение об интенциональности Франца Брентано (1838−1917)

Поиски начал научной психологии. Вопрос о предмете психологии. Сопоставление физических и психических явлений. Акт представления и его структура. Своеобразие психических явлений. Отношение к понятию бессознательного. Интенция (intentionale Inexistenz).

Основы эмотивной этики.

Тема 4. Позитивизм. Учение Огюста Конта (1798−1857)

«От науки к предвидению, от предвидения к действию». Наука и социальные преобразования. Универсальный порядок и социальный прогресс. «Закон интеллектуальной эволюции человечества». Наука и здравый смысл. Значение «позитивного». Классификация наук. Позитивизм ума и позитивизм сердца.

Тема 5. Логический эмпиризм Джона Милля (1806−1873)

Вопрос о социальных реформах и средства его решения. Наука и общество. «Все из опыта». Опыт и логика. Значение логики для науки. Анализ категорий мышления. Утверждения (синкатегорематические и категорематические), имена (общие и индивидуальные, конкретные и абстрактные) и обозначения (соозначающие, коннотация и собственные, денотация).

Проблема метода науки. Проблема индукции. Принцип единообразия явлений. Понятие материи. Логика нравственных наук. Исторический, или обратно-дедуктивный метод.

Тема 6. Эмпириокритицизм. Критика чистого опыта

Рихарда Авенариуса (1843−1898)

6 стр., 2806 слов

Логика социальных наук К. Поппера

Реферат по философии науки Логика социальных наук К. Поппера Проблемам социального познания посвящены многие работы К. Поппера — «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги», статья, написанная в 1972 г. «Логика социальных наук» и опубликованная на русском языке в журнале «Вопросы философии» (1992. № 10) и др. Постараемся выделить лишь некоторые основные идеи Поппера по данным проблемам. ...

Принцип наименьшей меры силы и основание (корень) философии. Задача философии — установление чистого опыта. Философия — теория опыта. Опыт и гипотеза. Критика абстрактного понимания опыта. Критика интроекции. Антропоморфизм и его проявления в науке. Естественное понятие опыта. Принцип принципиальной координации Я исреды.Понятиедоминанта.

Тема 7. Экономическо-биологическая теория познания

Эрнста Маха (1838−1916)

Наука и общество. Экономика, полезная работа и научное познание. Начало эволюционной теории познания. Вопрос о мнимых проблемах в теории познании. Принцип экономии мышления. Критика дуализма. Принцип единообразия природы и элементы мира. Реальность ощущений. Функционализм. Дескриптивизм.

Тема 8. Неокантианство.

Источники неокантианства. Примеры дуализма в системе Канта. Общая характеристика неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген(1842−1918),Пауль Наторп(1864−1924) иЭрнст Кассирер(1874−1945).Коген. «Кантова теория опыта», «Логика чистого познания» (1900), «Этика чистой воли». Догматический и сенсуалистический предрассудки прежней философии, сохранившиеся в учении Канта.Трансцендентальный, или критический метод. Основание метода. Идея науки.Принцип первоначала, или основоначала (Ursprung).

Принцип происхождения. Логика построения (конструирования) познания. Понятиебесконечно малой реальности («принцип всеобщего опосредования». Принципединства логики, онтологии и теории познания. Данное и проблема. Кассирер. Вопрос об образовании (происхождении) понятий. Два вида логики: логика родового понятия и логика математического понятия. Понятие функции. Неокантианство: «этический социализм». Социализм как идеал. Чистая воля. Идея природы и идея культуры.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества. Научная деятельность, научные знания

Влияние науки на развитие общества Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не ...

Баденская (Фрайбургская) школа. Различие наук о природе и наук о духе (культуре).Вильгельм Виндельбанд (1848−1915).

Номотетические и идиографические науки.Генрих Риккерт (1863−1936).

Метод генерализации и метод индивидуализации. Возможность науки об индивидуальном.

Тема 9. «Фикционализм», или «критический позитивизм» Ганса Файхингера (1852−1933)

«Философия „как если бы“» (1911).

Кант. «О регулятивном применении идей чистого разума». Познание есть функция психики (Psyche).

Вопрос о природе понятий. Человек — существо, создающее фикции. Мышление есть производство фикций. Гипостазирование и природа фикций. Основные признаки фикций. Гипотеза и фикция. Значение фикций для научного познания.

Тема 10. Интуитивизм (конвенционализм) Анри Пуанкаре (1854−1912)

Французский интуитивизм: Декарт (1596−1650) и Бергсон (1859−1941).

Пуанкаре. Вопрос об отношении логики (аналитики) и математики (интуиции). Противлогицизма.Критикааприоризма и эмпиризма в понимании природы геометрии. Опыт и предвидение. Предвидение и обобщение. «Всякое обобщение есть гипотеза». Виды гипотез. Плодотворные гипотезы. Логика и интуиция в обобщении. Аналитики и геометры. Виды интуиции. Интуиция чистого числа. Пуанкаре иШарль Эрмит (1822−1901). «Мышление в образах». Аналогия. Математическая индукция. Единство психологии, логики и теории познания. Условность (свобода) мышления. Место конвенций в познании.

«Радикальный конвенционализм» Казимира Айдукевича (1890−1963).

Эдуард Леруа (1870−1954):«ученый создает факт».

Курт Гёдель (1906−1978). Теорема о неполноте формализованных систем.

Альфред Тарский (1901−1983). Семантическая концепция истины. Истинность и доказуемость.

7 стр., 3234 слов

5) Основные принципы и этапы психологического исследования

... принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования ... детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. Значительное влияние на формирование ... групп. А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и ...

Гуго Динглер (1881−1945). Конвенционализм. Основа измерений —текучие формы, formae fluentes.

Тема 11. Неопозитивизм. Венский кружок.

Источники «Венского кружка». Мориц Шлик (1882−1936).

Отто Нейрат (1882−1945).

Рудольф Карнап (1891−1970).

Фридрих Вайсман (1896−1959).Задачи. Принципылогического эмпиризма.Верификация. Шлик: «подлинное высказывание должно допускать полную верификацию». Проблема научного языка и его анализ. Виды научного языка. Правила соответствия.Фрэнк Пламптон Рамсей (1903−1930): элиминация теоретических теорминов. Принцип редукции. Принцип демаркации.Ганс Рейхенбах (1891−1953): принцип элиминации универсальных сил. Принцип конвенциональности. Подтверждение, подтверждаемость и истинность. Принцип толерантности. Принцип физикализма. Основные направления критики неопозитивизма. «Догмы» логического эмпиризма.

Тема 12. Аналитическая философия

Источники аналитической философии. Проблема анализа (и тождества).

Априорное и эмпирическое знание. Необходимая и случайная истина. Аналитические и синтетические суждения. Проблема универсалий. Кант: Существуют ли синтетические априорные истины?Готлоб Фреге (1848−1925): трихотомия «истина/ложь/смысл. Значение и смысл. «Логический атомизм»Бертрана Рассела (1872−1970). Программа логицизма. Отношение знания и истины. Истина и эмпирические суждения. Базисные суждения. Первичный (объектный) язык. Атомарная форма и молекулярное высказывание. Чувственные данные(sense data) и универсалии.Проблема дескрипций. Теория типов. Решение парадоксов.

Тема 13. Логика языка Людвига Витгенштейна (1889−1951)

«Логико-философский трактат» (1921) и его задачи. Язык и реальность. Принцип атомизма.От факта к значению. Чувственные данные и логическая форма.Принцип смысла (критериальности).

2 стр., 912 слов

Психология обучения. Обучение и развитие. Психологические основания анализа концепций обучения: понятие, классификация.

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения. ...

Принцип логического каркаса.Принцип отношения языка и мысли. «Философские исследования» (1953).

Язык и жизнь.Принцип формы жизни. Принцип языковой игры. Принцип семейного сходства.

Дальнейшее развитие аналитической философии. «Конструктивный номинализм» Нельсона Гудмена: конструирование мира. «Прагматика языка».Джон Остин (1911−1960): «Как совершать действия при помощи слов?». Перфомативные высказывания.

Тема 14. «Критический рационализм» Карла Поппера (1902−1994)

Критика школы анализа. Эпистемология эмпирических наук. Проблема демаркации и её решение Поппером. Принцип фальсификации. Верификация и фальсификация. Критика принципа индукции. Подкрепляемость, степень эмпирической проверяемости. Критикаadhoc- теорий. Критика «бадейной» эпистемологии. Два вида знания: «организменное» и «объективное». Объективное знание и концепция «трех миров». «Наукоучение»Бернардо Больцано (1781−1848). Поппер:проблема роста знания.Метод науки. Цель науки. Правдоподобность.Дэвид Миллер: парадокс правдоподобности. Значение принципа фальсификации. Структура научного исследования. Логика (проблемных) ситуаций.Эволюционная эпистемология. «Биология научного исследования». Амеба и Эйнштейн (человек).

Критическая позиция. Задача науки в теоретическом и практическом значениях.

Тема 15. «Структура научных революций» Томаса Куна (1922−1996)

Критика кумулятивной концепции развития науки. Революции в науки. Нормальная наука и её признаки. Критика Поппера в концепции Куна. Проблемы и головоломки. Предсказания. Правила и предписания. Понятие парадигмы. Аномалия. Ожидания открытий и их восприятие. Понятиедисциплинарной матрицы и его структура. Символические обобщения. Метафизические части парадигм. Ценности. Общепризнанные образцы. Понятиенаучного сообщества. Стивен Тулмин (1922−1997): концепция вариантов.

Вопрос о соотношении понятий «революции в науке» и «обобщения теорий».

Тема 16. Методология исследовательских программ Имре Лакатоса (1922−1974)

«Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа». История науки и её рациональная реконструкция. «Внутренняя» (первичная) и «внешняя» (вторичная) истории науки. Теории рациональности научного прогресса, или логики научного исследования. «Индуктивизм», «конвенционализм», «фальсификационизм» и «методология исследовательских программ». Научный интернализм и экстернализм. Фальсификационизм Поппера и его интерпретации. «Утонченный фальсификационизм». Последовательность теорий. Понятие исследовательской программы. Критерий научности, или демаркации. Проблема роста объективного знания.Прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем. Строение исследовательской программы.«Твердое ядро»и его строение. Методологические правила. Положительная и отрицательная эвристика. Интерпретативные и объяснительные теории.«Защитный пояс» и его строение. Значениеadhocгипотез. Значение аномалий.Новые, или «привитые» программы. Консервативная, анархическая и рациональная позиции по отношению к «привитым» программам. Критика понятия «нормальная наука».

Тема 17. «Методологический анархизм» Пола Фейерабенда (1924−1994)

«Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания». Усиление критицизма. Вопрос о ценности науки. Единство мнений и его значение для науки. Против универсальных методологических стандартов, «косных» традиций, шовинизма науки. Теоретический анархизм. Пределы метода. «Допустимо всё». «Действуй контриндуктивно». Принцип пролиферации.Эвристическое позитивное значение гипотезad hoc.Необходимость иррациональных форм защиты. Отказ от принципа разделения контекста открытия и контекста оправдания и связанного с ним различия теоретических терминов и терминов наблюдения. Принципнесоизмеримости.Принцип человечности. Наука и миф.

Тема 18. «Исторические системные ансамбли» Курта Хюбнера (р.1921)

«Теория науки без истории науки пуста, а история науки без теории науки слепа». Критика «голого эмпиризма». Значение решений и интерпретаций в науке. Историческая ситуация. Историческая система. Естественные законы и правила, созданные человеком. Аксиоматические и реальные системы. Исторический системный ансамбль. Категории (установления) науки и построение теории. Развитие науки. Законы истории науки. Научный прогресс. Экспликации и мутации. Несоизмеримость теорий.

Тема 19. «Тематический анализ» науки Джеральда Холтона (р.1922)

Событие — единица анализа науки. Логика науки и тематический анализ. Тематический анализ и его соотношение с эмпирическими и аналитическими исследованиями. Тематическое понятие. Тема исследования. Тематическая гипотеза. Между произвольностью и непроверяемостью. Синтетическая направленность деятельности ученого. Анализ схемы исследования, предложенной Эйнштейном.

Тема 20. Феноменологическая концепция науки. Эдмунд Гуссерль (1859−1938)

Виды явлений. Основные виды феноменологии.

Гуссерль. Анализ идеи науки. Критика «натурализма» и «историцизма», а также их следствий — релятивизма и скептицизма.

«К самим вещам!». Задачи чистой феноменологии. Эмпирический и трансцендентальный субъект. Habitus-субъект. Виды редукции. Интенциональное переживание истины. Ноэма и ноэза. Сознание и время. Допредикативный опыт.

«Кризис европейских наук». Анализ исторического развития научного познания. Причины кризиса европейских наук. Пути выхода из кризиса. Lebenswelt.

Тема 21. Прагматизм и наука.

Чарлз Сандерс Пирс (1839−1914) —основоположник прагматизма. Наука и инстинкты человека. Производство убеждений. Убеждения и сомнения. Убеждения и привычки. Мысль и действие («постигнутое действие).

Принципы закрепления убеждений (верований) («упорства», «авторитета», «априорности», «научный»).

Логика смутного. Тюхизм и синехизм. Понятие опыта. Фанероскопия. Принцип фаллибилизма. Этика терминологии. Основы семиотики. Знаки и реальность. Путь научного исследования: абдукция, индукция, дедукция и ретродукция.

«Радикальный эмпиризм» Уильяма Джеймса (1842−1910).Опыт и поток ощущений. Чистый, нейтральный опыт. Объективность аперцептуального опыта.

«Инструментализм» Джона Дьюи (1859−1952).Понятие опыта. Проблемная ситуация и путь её разрешения.

Операционализм Перси Бриджмена (1882−1961).

«Понятие синонимично соответствующему множеству операций». Наука и индивид. «Существует столько наук, сколько индивидов».

Тема 22. «Личностное знание» Майкла Полани (1891−1976)

Критика «стандартной концепции науки». К «посткритической философии». Критика «критического рационализма» в его историческом развитии. Отказ от идеала «научной беспристрастности», «объективизма». Значение понятия «гештальт» для понимания научной деятельности. «Фокус сознания» и его предметы. Ориентиры и инструменты познания. Личное участие и субъективность. Объективный характер личной самоотдачи. Обращение к себе. Искусство познания. Сознательные а-критические утверждения. Против нигилизма. Вера и сомнение. Разумность сомнения. Фидуциарный модус.Объективистская дилемма и её преодоление. Призвание ученого. Логика самоотдачи. «Определенные стратегии»

Хью Лейси. Теория, стратегии системы ценностей.

Ларри .Лаудан: вопрос об отношенииконсенсуса и диссенсуса в науке. Лейбницианский идеал. Опасность стратегийутопизма.Инструментальная рациональность. «Иерархическая точка зрения».

Тема 23. Принцип относительности Вилларда ван Ормана Куайна (1908−2000) (Тезис «Дюгема-Куайна)

Критика двух догм эмпиризма. Бихевиоризм, натурализм, холизм и номинализм (физикализм) в концепции Куайна. Против дихотомии «аналитическое/синтетическое» и редукционизма. Слова и объекты. Критерий существования объектов (возможность замещения объектов теоретической схемой).

Недоопределенность теории эмпирическими данными. Проблема радикального перевода (референции).

Принцип относительности. Непознаваемость эмпирической референции. Принцип релятивизма. Проблема онтологии (теории объектов).

Принцип онтологической относительности.

Тема 24. Проблема объекта (предмета) в философии науки

Реализм, номинализм и концептуализм. Понятия субстанции, субстрата и предмета. Понятие кластера. Классическое различие объект/субъект. Неклассическое понимание объекта. Региональные онтологии. Теории предметовАлексиуса фон Мейнонга (1853−1920), Готлоба Фреге (1848−1925), Альфреда Нортона Уайтхеда (1861−1947) и др.

Дилемма конструктивизм/реализм в современной эпистемологии. «Конструктивный эмпиризм»Баса Ван Фраассена (р.1941).Концепция «автопоэзиса», или «радикального эпистемологического конструктивизма»(Э. фон Глазарсфельд, Ханц фон Ферстер (1911−2002), У. Матурана, Франсиско Варела (1946−2001) и др.), «конструктивный реализм»Г. Рота.

Междисциплинарные исследования и их объекты. Nonlinear Science.

Квантовый мир. Синергетика. Илья Пригожин (1917−2003).

Герман Хакен (р.1927). Фрактальный мир.

Вопросы для повторения

  1. Что такое «стандартная концепция науки»?
  2. Что такое «сциентизм»?
  3. Что такое «антисциентизм» и его виды?
  4. В чем заключается сущность закона о трех стадиях О. Конта?
  5. В чем заключается смысл принципа несоизмеримости в учении Фейерабенда?
  6. Что такое «тезис Дюгема-Куайна»?
  7. Что означает принцип фальсификации в концепции Поппера?
  8. Что означает принцип фаллибилизма в концепции Пирса?
  9. Что такое полная верификация?
  10. Что такое интенция?
  11. Что принимается за начало научного познания в Марбургской школе неокантианства?
  12. Что понимается под объективностью в концепции Полани?
  13. Что означает понятие дисциплинарной матрицы в концепции Куна?
  14. Что такое научное сообщество?
  15. Что означает понятие нормальной науки в концепции Куна?
  16. Что означает исследовательская программа в концепции Лакатоса?
  17. Назовите девиз Лакатоса.
  18. Какова структура исследовательской программы в концепции Лакатоса?
  19. Что означает естественное понятие о мирев философии науки Авенариуса?
  20. Что такое элементы мира в подходе Маха?
  21. Что такое эволюционная эпистемология?
  22. Что означает принцип атомизма в концепции Витгенштейна?
  23. Назовите принципы философии науки Венского кружка.
  24. Назовите виды научного прогресса, по Хюбнеру.
  25. Назовите принципы (тезисы) концепции Фейерабенда.
  26. В чем заключается парадокс правдоподобности, по Дэвиду Миллеру?
  27. Назовите иерархию языков в концепции Рассела.
  28. Каким образом можно обозначить концепцию познания Рассела?
  29. Назовите виды гипотез, выделяемые Пуанкаре.
  30. Назовите типы объектов в концепции Майнонга.
  31. Оценка методов объяснения и описания в учении Дюгема.
  32. Что такое конструктивный номинализм (эмпиризм)?
  33. Назовите основные критерии реальности.
  34. Структура мира, по Д.Гильберту.
  35. В чем заключается элиминация теоретических терминов, по Рамсею?

Основная литература:

1. Современные проблемыестественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук /Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В.Миронова.- М.: Гардарики, 2006.- 639 с.

2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук /В.С.Степин.- М.: Гардарики, 2006.- 384 с.

3. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. проф. С.А.Лебедева.- М.: Академический проект, 2006.- 912 с.

Дополнительная литература: Учебная:

1. Лебедев С.А.Философия науки: Словарь основных терминов.- М.: Академический Проект, 2004.

2. Никифоров А.Л.Философия науки: История и теория (учебное пособие).- М.: Идея-Пресс, 2006.- 264 с.

3. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд. Корпорация «Логос», 1996.- 400 с.

4. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и формации, а также их научных руководителей.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2005.- 512 с.

Исследования по философии науки:

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности доXVIIв.- М.: Наука, 1976.- 292.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ.- М.: Наука, 1980.- 567 с.

Йонас Г. Наука как персональный опыт //Человек.- 1999.- № 4.- С.102−115. Перевод с нем. И.И.Маханькова.

Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. Изд. 3-е, стереотип.- М.: КомКнига, 2006.- 360 с. Пер. с англ.Г.И.Рузавина.

Гейзенберг В.Физика и философия. Часть и целое.- М.: Наука; Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990.- 400 с. Перевод с нем. 1) И.А.Акчурина и Э.П.Андреева; 2) В.В.Бибихина.

Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма.- М.: Идея-Пресс, 2003.- 224 с. Пер. с англ А.Никифорова.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий /Общ. ред. А.П.Юшкевича.- М.: Прогресс, 1985.- 286 с.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры.- М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.- 360 с.

Лейси Х.Свободна ли наука от ценности? Ценности и научное понимание.- М.: Логос, 2001.- 360 с.

Лошак Ж. Геометризация физики.- М.- Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.- 280 с. Пер. с фр. А.И.Пигалева.

Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли.- М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 296 с.

Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. Под ред. А.А.Логунова.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. Лит., 1989.- 568 с. Перевод с англ. В.И. и О.И.Мацарских.

Полани М.Личностное знание: На пути к посткритической философии.- М.: Прогресс, 1985.- 344 с.

Поппер К. Логика научного исследования /Под общ.ред.В.Н.Садовского.- М.: Республика, 2004.- 447 с.

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г.Лахути. Отв. ред. В.Н.Садовский.- М.: Эдиториал УРСС, 2002.- 384 с.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе».- М.: Наука, 1979.- 485 с.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Научн. ред. и перевод с англ. В.В.Целищева.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.- 320 с.

Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) //Вопр. философии.- 1992.- № 6.- С.106−114. Пер. с франц.З.А.Сокулер.

Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки /Общ. ред. и вступ. статья И.С.Нарского.- М.: Прогресс, 1986.- 542 с.

Философия науки в историческом контексте. Сборник статей в честь Н.Ф.Овчинникова.- СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института; ИД Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003.- 416 с.

Хинтикка И., Ниинилуото И. Теоретические термины и их Рамсей-элиминация: очерк по логике науке //Философские науки.- 1973.- № 1.- С.49−61. Пер. с англ.В.Б.Маркова.

Холтон Дж.Что такое «антинаука»? //Вопр. философии.- 1992.- № 2.- С.26−58. Перевод с англ.А.Б.Толстова.

Хюбнер К. Критика научного разума.- М.: Ин-т философии РАН, 1994.- 326 с.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики /Составление Д.Г.Лахути, В.Н.Садовского и В.К.Финна; перевод с англ. Д.Г.Лахути; вступительная статья и общая редакция В.Н.Садовского; послесловие В.К.Финна.- М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 464 с.

Исследования по истории науки (научных дисциплин)

Шлегель Г. Г. История микробиологии.- М.: Едиториал УРСС, 2002.- 304 с. Перевод с нем.Т.Г.Мирчинк.

Яковлев В.И. Начала механики. — Москва-Ижевск: НИЦ «регулярная и хаотическая динамика», 2005.- 352 с.

13