Методология и принципы психологии. Методы психологии.

       В современной литературе наряду с общим толкованием принципа используется термин «объяснительные принципы психологии».  Принципы объяснения – это основополагающие концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования, и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.

       К основным принципам психологии А.В.Петровский и М.Г. Ярошевский относят три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития.

Принцип системности в психологии – методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий каждое явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. Например, единство сознания и деятельности с точки зрения системного подхода означает:

· взаимообусловленность развития сознания и деятельности;

· регулирующее воздействие сознания на ход и способы осуществления результатов деятельности.

 

Методологическое значение понятия психической активности (деятельности) применительно к психологическим исследованиям раскрывается в принципе активности субъекта деятельности. Учитывается не только наличие у индивида мотивации к задачам, которые перед ним встают, но и осмысления, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения творческих задач.

Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений от порождающих их факторов. Согласно этому принципу, всё существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от других типов закономерностей, связывающих явления. Например, корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними.).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Противоречия разреша­ются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят ... предметом сознания и самосознания личности, пе­реживаются ею в форме неудовлетворения, недовольства со­бой, стремления к преодолению противоречий. Новое воз­никает гз старом посредством деятельности субъекта. ...

Принцип развития психики – принцип, предполагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Это означает, что психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если её рассматривать статично, вне движения, изменения и развития. Это движение может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе жизни. Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира.

Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.

Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки. Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методика – конкретная «реализация», процедура, с помощью которой можно диагностировать (оценить) конкретное психическое явление.

Классификация методов психологии показана на рис.1.4

 

Рисс. 1.4. Классификация методов психологии

Сравнительное психологическое исследование – исследование, направленное на выявление сходств / различий в выраженности изучаемого психического явления у различных людей (групп) путем единовременного сравнения.

Лонгитюдное психологическое исследование – длительное «наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.

В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.