В современной литературе наряду с общим толкованием принципа используется термин «объяснительные принципы психологии». Принципы объяснения – это основополагающие концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования, и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.
К основным принципам психологии А.В.Петровский и М.Г. Ярошевский относят три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития.
Принцип системности в психологии – методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий каждое явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. Например, единство сознания и деятельности с точки зрения системного подхода означает:
· взаимообусловленность развития сознания и деятельности;
· регулирующее воздействие сознания на ход и способы осуществления результатов деятельности.
Методологическое значение понятия психической активности (деятельности) применительно к психологическим исследованиям раскрывается в принципе активности субъекта деятельности. Учитывается не только наличие у индивида мотивации к задачам, которые перед ним встают, но и осмысления, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения творческих задач.
Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений от порождающих их факторов. Согласно этому принципу, всё существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от других типов закономерностей, связывающих явления. Например, корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними.).
2 стр., 909 слов
Принцип развития в психологии 2
Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят ... предметом сознания и самосознания личности, переживаются ею в форме неудовлетворения, недовольства собой, стремления к преодолению противоречий. Новое возникает гз старом посредством деятельности субъекта. ...
Принцип развития психики – принцип, предполагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Это означает, что психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если её рассматривать статично, вне движения, изменения и развития. Это движение может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе жизни. Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира.
Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.
Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки. Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методика – конкретная «реализация», процедура, с помощью которой можно диагностировать (оценить) конкретное психическое явление.
Классификация методов психологии показана на рис.1.4
Рисс. 1.4. Классификация методов психологии
Сравнительное психологическое исследование – исследование, направленное на выявление сходств / различий в выраженности изучаемого психического явления у различных людей (групп) путем единовременного сравнения.
Лонгитюдное психологическое исследование – длительное «наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.
В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.