Методика подготовки и проведения лекции по психологии.

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

Преподаватель, д.псх.н., профессор Денисенко Сергей Иванович

Литература Карандашев В.Н. «Методика преподавания психологии: учебное пособие», Бадмаев Б.Ц. «Методика преподавания психологии: учебные пособие для студентов» (тут есть свои +: как преподавать общую псих-ию, специальную, педагогическую и т. д.), Герасимова В.С. «Методика преподавания психологии: учебное пособие. 4е издание»

Предмет Методики Преподавания Психологии (МПП): умение что-либо делать: проводить мероприятия, практику по психологии и т. д.

Особенности.

Почему эта дисциплина выделяема отдельно? В этой сфере есть следующие особенности, в отличии от, напр, английского и прочих литератур:

1. Психологическое знание (ПЗ) признается гуманитарным (раньше было естественно научным).

В отличии от последней (когда достаточно дать рекомендации и фсё) в психологическом же знании необходимо не только дать рекомендации, но и заниматься саморазвитием, лично влиять на процесс используя знания психологии.

2. Предметом ПЗ является личность, а она, как известно, постоянна относительно, и познать ее до конца невозможно. Познание личность требует не точности как в математике, но глубины проникновения и постоянного мониторинга.

3. Процесс познания психологической науки диалогичен, ибо, мы, так или иначе, входим в диалог (феноменов взаимодействующих, в том числе, с самим собой).

Однако, следует понимать, что применение узнанного к себе в рамках диалога может привести у иллюзии легкости психологической науки: ведь закономерности индивидуального развития психики могут отличаться от общих. Другими словами, мой личный опыт/выводы/решеения не всегда применимы к опыту другого.

4. ПЗ можно выразить в виде опр. обобщенной структуры, которая является удобной для методических целей. Что необходимо учесть/сделасть

9 стр., 4122 слов

Методика № 2. Изучение психологического климата класса

... ;                   Методика №2. Изучение психологического климата класса Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства ... , обязательная).   Характер межличностных отношений в классе Изучение психологического климата класса (группы) (методика № 2), изучение представлений ученика о его месте в коллективе ...

ü расширение (профессионального) словарного запаса. Глоссарий. Научение «птичьему языку»,

ü функции психологических явлений, их назначение. Т. е., не просто давать определения тех или иных об"ектов, но и «прикладывать» его к его же функциональности: для чего он, этот об"ект нужен,

ü механизмы (как возникает и функционирует явление),

ü виды и классификации,

ü закономерности (законы, особенности, свойства).

Тут адаптации и прочее.

ü индивидуальные, половые и возрастные особенности,

ü закономерности развития и формирования (в онтогенезе, а, мб, и в филогенезе),

ü нарушения,

ü психологические теории (на какой платформе/идее происходит тот или иной процесс — это фрейдизм или бихевиоризм, напрм),

ü методы изучения (инструментарий).

Основные атрибуты дисциплины Методика преподавания психологии (МПП).

Об"ект — процесс обучения студентов психологии.

Предмет — методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.

Цель — вооружить студентов системой методических знаний, умений и навыков, позволяющей им успешно преподавать психологические дисциплины в разных сферах деятельности психолога.

Система образования в РФ.

В РФ система образования, которая базируется на ряде гос. документов:

1. Конституция РФ (где сказано про право бесплатного образования для каждого гражданина страны),

2. Закон об образовании РФ от 29 декабря 2012 года.

Образование РФ подразделяется:

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... особенностей познания, прежде всего чувственного по- знания мира Появление собственно психологического метода — интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология ... понимать устойчивые образования, обеспечивающие ... психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий изучения и развивающего обучения ...

1. Общее образование (школа), т. е. получение общего понимания о мире.

2. Профессиональное образование (техникумы, колледжи, ПТУ и проч).

3. Доп. Образование

4. Проф. образование как непрерывное образование (по месту работы).

Уровни профессионального образования:

1. Среднее проф. образование.

2. Высшее образование, разделено на уровни: бакалавриант и специалитет/магистратура.

3. Подготовка кадров высшей квалификации, она же аспирантура.

Болонский процесс. Основные постулаты:

§ Введение двухуровневой (многоуровневой) системы высшего образования.

§ Введение системы академических кредитов. Позволяет не прерывать образования при смене образовательного учреждения.

§ Академическая мобильность.

§ Обеспечение качества.

§ Признание степеней.

Основные тенденции образования в РФ:

§ Гуманизация. Т. е. очеловечивание образования: толерантность все дела.

§ Гуманитаризация. Наполнение образования гуманитарной составляющей. (Стараются прирастить это не часами новых дисциплин, но найти эти дисциплины в рамках того, чему студентов обучают).

§ Дифференциация. Расчет на то, что у каждого свои способности и межу проводить именно с точки зрения кому что надо.

§ Диверсификация. Увеличение разнообразных образовательных программ на базе широкого спектра учебных заведений.

§ Стандартизация. Ориентир на реализацию прежде всего гос. стандарта образования — типа, необходим минимум того, что выпускник обязан знать, а сверх того — вел кам на повышение квалификации и прочие допы.

§ Многовариантность. Создание условий выбора и предоставление каждому шанса на успех, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

§ Многоуровневость. Организация многоэтапного образовательного процесса, что бы не мучиться 6 лет, когда 4х достаточно. Станет мало — можно пойти и доучиться.

§ Фундаментализация. Усиление взаимосвязи теории с практикой. Значение придается глубокому и системному освоению научно-технических знаний.

5 стр., 2417 слов

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов

... позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным. Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом ... развитие в ряде специальных исследований [3,4]. Важно отметить, что основные принципы музейной педагогики, какими их видел сам А.Б.Бакушинский ...

§ Информатизация.

§ Технологизация. Широкое использование технологий в практике обучения и воспитания.

§ Индивидуализация. Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Методика подготовки и проведения лекции по психологии.

Лекция — в переводе с латинского означает читаю. Это форма занятий, которая должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность.

Лекция: за и против.

— Приучает студентов к пассивному и некритическому восприятию чужих мыслей. Убивает стремление к самостоятельному мышлению. Приручает к школярству. Отнимает много времени. Трудности восприятия лекции и ее записи. Трата времени при наличии учебников и др.

+ Незаменима при отсутствии (новые курсы).

Нужна при разноречивых изложения материала. Оперативно несет новую информацию. Живое общение со студентами. Комплексное применение многих средств. Руководство учебно-познавательной деятельностью студентов.

Основные функции лекции Сложности лекции: разные роли препода

· Информационная.

· Ориентирующая Ученый

· Раз"ясняиющая и об"ясняяющая. Оратор

· Убеждающая Педагог

· Увлекающая или воодушевляющая Психолог

(см.: Б.Ц. Бадмаев)

Первый этап

1. Формулирование цели. Их три: 1. дидактическая (образовательная, т. е. зачем я иду читать лекцию, чему я хочу их научить), 2. воспитательная (что я хочу в них воспитать не морализаторствуя) 3. развивающая. Анализ состояния вопроса в современной науке.

2. Определить место данной (конкретной) лекции в структуре темы и раздела. Анализ дидактических трудностей.

4 стр., 1982 слов

Лекция № 2. Тема: Основные принципы строения мозга

... всего мозга, выделение наиболее значимой, для выполнения конкретной цели. Поражения данного отдела мозга ведут к ... коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств ... хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического, ...

3. Выявить уровень подготовки студентов. Пригодность учебников и учебных пособий.

4. Произвести отбор теоретического и практического материала. Дозировка времени, планирование самостоятельной работы студентов.

Первый этап подготовки лекции:

Главное уделяется содержанию лекции. Требования к содержанию лекции:

ü Научность

ü Доступность

ü Занимательность

Определение структуры лекции:

ü Введение: темы, цели, план, актуальность

ü Основная часть: определяются все узловые вопросы, четко, кратко формулируются определения и основные теоретические положения.

ü Заключение: обобщение и краткая формулировка основных идей лекции, рекомендации, советы по литературе.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector