Методика подготовки и проведения лекции по психологии.

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

Преподаватель, д.псх.н., профессор Денисенко Сергей Иванович

Литература Карандашев В.Н. «Методика преподавания психологии: учебное пособие», Бадмаев Б.Ц. « Методика преподавания психологии: учебные пособие для студентов» (тут есть свои +: как преподавать общую псих-ию, специальную, педагогическую и т.д.), Герасимова В.С. «Методика преподавания психологии: учебное пособие. 4е издание»

Предмет Методики Преподавания Психологии (МПП): умение что-либо делать: проводить мероприятия, практику по психологии и т.д.

Особенности.

Почему эта дисциплина выделяема отдельно? В этой сфере есть следующие особенности, в отличии от, напр, английского и прочих литератур:

1. Психологическое знание (ПЗ) признается гуманитарным (раньше было естественно научным).

В отличии от последней(когда достаточно дать рекомендации и фсё) в психологическом же знании необходимо не только дать рекомендации, но и заниматься саморазвитием, лично влиять на процесс используя знания психологии.

2. Предметом ПЗ является личность, а она, как известно, постоянна относительно, и познать ее до конца невозможно. Познание личность требует не точности как в математике, но глубины проникновения и постоянного мониторинга.

3. Процесс познания психологической науки диалогичен, ибо, мы, так или иначе, входим в диалог (феноменов взаимодействующих, в том числе, с самим собой).

Однако, следует понимать, что применение узнанного к себе в рамках диалога может привести у иллюзии легкости психологической науки: ведь закономерности индивидуального развития психики могут отличаться от общих. Другими словами, мой личный опыт/выводы/решеения не всегда применимы к опыту другого.

4. ПЗ можно выразить в виде опр. обобщенной структуры, которая является удобной для методических целей. Что необходимо учесть/сделасть

ü расширение (профессионального) словарного запаса. Глоссарий. Научение «птичьему языку»,

ü функции психологических явлений, их назначение. Те., не просто давать определения тех или иных об»ектов, но и «прикладывать» его к его же функциональности: для чего он, этот об»ект нужен,

3 стр., 1372 слов

Педагогика и психология с методикой обучения информатике

Экзаменационные материалы для проведения Итоговой государственной аттестации по отдельным дисциплинам   Теоретические вопросы для междисциплинарного экзамена по специальности Педагогика и психология с методикой обучения информатике 1. Предмет, задачи и методы психологии. 2. Воля. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Анализ волевого действия. Развитие и воспитание воли у детей. 3. ...

ü механизмы (как возникает и функционирует явление),

ü виды и классификации,

ü закономерности (законы, особенности, свойства).

Тут адаптации и прочее.

ü индивидуальные, половые и возрастные особенности,

ü закономерности развития и формирования (в онтогенезе, а, мб, и в филогенезе),

ü нарушения,

ü психологические теории (на какой платформе/идее происходит тот или иной процесс – это фрейдизм или бихевиоризм, напрм),

ü методы изучения (инструментарий).

Основные атрибуты дисциплины Методика преподавания психологии (МПП).

Об»ект – процесс обучения студентов психологии.

Предмет – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.

Цель – вооружить студентов системой методических знаний, умений и навыков, позволяющей им успешно преподавать психологические дисциплины в разных сферах деятельности психолога.

Система образования в РФ.

В РФ система образования, которая базируется на ряде гос.документов:

1. Конституция РФ (где сказано про право бесплатного образования для каждого гражданина страны),

2. Закон об образовании РФ от 29 декабря 2012 года.

Образование РФ подразделяется:

1. Общее образование (школа), т.е. получение общего понимания о мире.

2. Профессиональное образование (техникумы, колледжи, ПТУ и проч).

3. Доп. Образование

4. Проф.образование как непрерывное образование (по месту работы).

Уровни профессионального образования:

1. Среднее проф. образование.

2. Высшее образование, разделено на уровни: бакалавриант и специалитет/магистратура.

3. Подготовка кадров высшей квалификации, она же аспирантура.

5 стр., 2417 слов

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов

... образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным. Музейные экскурсии, беседы и лекции ... , если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение ... психологию зрителей, уровень их художественных потребностей. Исходя из нашего многолетнего опыта музейных экскурсий со студентами ...

Болонский процесс. Основные постулаты:

§ Введение двухуровневой (многоуровневой) системы высшего образования.

§ Введение системы академических кредитов. Позволяет не прерывать образования при смене образовательного учреждения.

§ Академическая мобильность.

§ Обеспечение качества.

§ Признание степеней.

Основные тенденции образования в РФ:

§ Гуманизация. Т.е. очеловечивание образования: толерантность все дела.

§ Гуманитаризация. Наполнение образования гуманитарной составляющей. (Стараются прирастить это не часами новых дисциплин, но найти эти дисциплины в рамках того, чему студентов обучают).

§ Дифференциация. Расчет на то, что у каждого свои способности и межу проводить именно с точки зрения кому что надо.

§ Диверсификация. Увеличение разнообразных образовательных программ на базе широкого спектра учебных заведений.

§ Стандартизация. Ориентир на реализацию прежде всего гос.стандарта образования – типа, необходим минимум того, что выпускник обязан знать, а сверх того – вел кам на повышение квалификации и прочие допы.

§ Многовариантность. Создание условий выбора и предоставление каждому шанса на успех, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

§ Многоуровневость. Организация многоэтапного образовательного процесса, что бы не мучиться 6 лет, когда 4х достаточно. Станет мало – можно пойти и доучиться.

§ Фундаментализация. Усиление взаимосвязи теории с практикой. Значение придается глубокому и системному освоению научно-технических знаний.

§ Информатизация.

§ Технологизация. Широкое использование технологий в практике обучения и воспитания.

§ Индивидуализация. Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Методика подготовки и проведения лекции по психологии.

Лекция – в переводе с латинского означает читаю. Это форма занятий, которая должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность.

10 стр., 4948 слов

Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии»

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Разработала: Микичур Е.А. Новосибирск 2012 г. Содержание. Пояснительная записка …………………………………….стр.3 План-конспект лекции 1 «Характер философского знания и задачи философии»……..стр.4-8 План-конспект лекции 2 «Философия как учение о человеке» ….стр.8- ...

Лекция: за и против.

— Приучает студентов к пассивному и некритическому восприятию чужих мыслей. Убивает стремление к самостоятельному мышлению. Приручает к школярству. Отнимает много времени. Трудности восприятия лекции и ее записи. Трата времени при наличии учебников и др.

+ Незаменима при отсутствии (новые курсы).

Нужна при разноречивых изложения материала. Оперативно несет новую информацию. Живое общение со студентами. Комплексное применение многих средств. Руководство учебно-познавательной деятельностью студентов.

Основные функции лекции Сложности лекции: разные роли препода

· Информационная.

· Ориентирующая Ученый

· Раз»ясняиющая и об»ясняяющая. Оратор

· Убеждающая Педагог

· Увлекающая или воодушевляющая Психолог

(см.: Б.Ц. Бадмаев)

Первый этап

1. Формулирование цели. Их три: 1. дидактическая (образовательная, те. зачем я иду читать лекцию, чему я хочу их научить), 2. воспитательная (что я хочу в них воспитать не морализаторствуя) 3. развивающая. Анализ состояния вопроса в современной науке.

2. Определить место данной (конкретной) лекции в структуре темы и раздела. Анализ дидактических трудностей.

3. Выявить уровень подготовки студентов. Пригодность учебников и учебных пособий.

4. Произвести отбор теоретического и практического материала. Дозировка времени, планирование самостоятельной работы студентов.

Первый этап подготовки лекции:

Главное уделяется содержанию лекции. Требования к содержанию лекции:

ü Научность

ü Доступность

ü Занимательность

Определение структуры лекции:

ü Введение: темы, цели, план, актуальность

ü Основная часть: определяются все узловые вопросы, четко, кратко формулируются определения и основные теоретические положения.

ü Заключение: обобщение и краткая формулировка основных идей лекции, рекомендации, советы по литературе.