Методика измерения уровня субъективного контроля

(модификация Е.Г. Ксенофонтовой)

(Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журн. 1999. Т.20. №2. С.103-114)

 

Опросник ЛК(в) представляет собой методику выявления локуса контроля личности, рассчитанную на взрослых испытуемых и апробированную на возрастном контингенте от 17 до 87 лет.

Опросник содержит 40 утверждений, предъявляемых на слух или зрительно (в бланковом или компьютерном вариантах).

От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из высказываний или отвергнуть его, ответив или «да» или «нет». Методика представляет собой модификацию опросника УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), стандартизированную на более широком возрастном и социальном контингенте испытуемых. Модифицированный вариант методики имеет большее количество интерпретируемых шкал и субшкал – 17.

ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ О)охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на судьбу человека, находятся внутри его самого; то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах. Чем ниже показатели ИО, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни; они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне – это может быть и случай, и «фатум», и какие-либо «влиятельные люди», но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит, поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Эта шкала подразделяется на две субшкалы: «Интернальность при описании личного опыта» Я) и «Интернальность в суждениях о жизни вообще» Ж). «Личный» контроль затрагивали преимущественно ситуации, связанные с субъективным опытом человека. «Системный» контроль касается непосредственно убеждений человека относительно всеобщих закономерностей жизни.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСТИЖЕНИЙ Д)охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляющие веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, считающего себя причиной собственных достижений и готового предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя причиной собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

4 стр., 1681 слов

Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ   Б1.В.ОД.7.2 Психология адаптивного поведения     Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование   Профиль: психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования     Квалификация выпускника: магистр   Краснодар Фонд оценочных средств предназначен для контроля ...

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕУДАЧ Н)выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели по шкале не говорят о том, что у человека много неудач, они говорят лишь о том, что он больше чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели характеризуют человека, не склонного видеть свою причинность ни в свершившихся, ни в возможных неудачах в его жизни; ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие-то люди, просто невезение или «не судьба».

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К САМООБВИНЕНИЮ СОБ)определяется путем вычитания из данных ИН данных ИД. он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число.

Чем дальше показатель ПСОБ от нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или только может случиться, т.е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т.д. Этот показатель говорит о возможно еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.

Чем дальше показатель ПСОБ от нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большие отрицательные баллы ПСОБ могут свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе. оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.

5 стр., 2405 слов

Психологическое содержание профессиональной ответственности личности будущего учителя физического воспитания

Психологическое содержание профессиональной ответственности личности будущего учителя физического воспитания Доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Власов Сургутский государственный педагогический университет, Сургут В последние годы в системе физического образования значительно повысился интерес к проблеме ответственности как необходимому ...

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П)охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о людях, часто затрудняющихся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; они реже бывают склонны к возложению на себя какой-либо ответственности.

Результаты по субшкале пс говорят о склонности (или её отсутствии) проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве, что касается как отношений «по вертикали» – с руководителями, так и по «горизонтали» – с равными по статусу коллегами.

Результаты по субшкале пп говорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы пп позволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач даже при наличии соответствующей мотивации данный человек может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми навыками качественного осуществления профессиональной деятельности.

3 стр., 1026 слов

Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов

Г. А. Думенко Становлению мотивации профессионального учения в студенческом возрасте содействует ряд особенностей студента: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу; тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ...

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ М)характеризует активность, не столько преследующую цель достижения определенного конечного результата, сколько направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что респондент видит свою активную роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и мало знакомыми окружающими. Низкие показатели по шкале рисуют портрет человека, зависимого от других и не способного изменить характер своего общения с ними.

Субшкала компетентности в межличностном общении (мк)показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность).

Результаты, полученные по шкалам ИСи ИЗ, интерпретируются аналогично шкалам ИО и ИМ, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.

ШКАЛА ОТРИЦАНИЯ АКТИВНОСТИ (ОА) характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату. Высокие баллы по шкале ОА (в отличие от других шкал) характеризуют экстерналов, а не интерналов. Важно отметить, что если большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, повышающей их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни и побуждающей их к самостоятельному действию, то экстерналов с высоким баллом ОА убедить в этом оказывается значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку, с их точки зрения, это «бессмысленно». Низкие показатели по шкале ОА (в отличие от высоких) в специальной интерпретации не нуждаются, подтверждая просто склонность испытуемого к интернальности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности к деятельности.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .4 ГЛАВА 1.ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИГРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7 1.1 .Теоретические основы игровой деятельности 7 1.1.1. История возникновения игры 7 1.1.2. Сущность, теории и функции игры 10 1.1.3. Понятие игровой деятельности и особенности её формирования в детском возрасте 19 1.1.4. Классификация видов игр 25 1.1.5. Мотивационно-личностные аспекты игровой ...

Результаты, получаемые по субшкалам ДТи ДС, имеют значение, противоположное шкале ОА. Сопоставление баллов в «Готовности к деятельности, связанной с преодолением трудностей»Т) и в «Готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё»С) позволяет глубже понять природу и возможные проявления интернальности (или внутреннего локуса контроля) у одних индивидов и разобраться в причинах склонности к экстернальности (или внешнему локусу контроля) – у других.