СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
____________________________________________________________
Кафедра психологии и педагогики
Утверждено на заседании кафедры психологии и педагогики «18» августа 2015г. Заведующий кафедрой ______________________Кашенкова М.М. | СОГЛАСОВАНО: Ректор НОУ ВПО СУГТИ _____________И.Н. Марутина «18» августа 2015г. |
Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
для студентов,
обучающихся по направлению 37.03.01. Психология
Обнинск 2015
Введение
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводится в конце второго года обучения (4 семестр) при очной и заочной формах обучения в течение двух недель. За предыдущий период обучения студенты приобретают первые основополагающие знания по психологии, но они не знакомы с организацией психологического сопровождения психологической деятельности, не имеют полного представления об организации психологических служб в организациях бизнеса, в учреждениях образования и государственных предприятиях. Этот пробел устраняется прохождением учебно-ознакомительной практики. Более того, учебно-ознакомительная практика позволяет студентам не только познакомиться с психологическими службами региона, но и способствует их предварительному выбору направления своей профессиональной самореализации.
Во время прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков студенты сталкиваются с множеством трудностей. Они возникают в связи с тем, что на установочной конференции невозможно осветить все нюансы задания практики, предсказать возможные затруднения, заранее детально объяснить, как оформить отчетную документацию. У иногородних студентов-заочников нет возможности постоянно консультироваться с методистом. Для предупреждения этих трудностей и их преодоления в помощь студенту-практиканту предлагается данное учебно-методическое пособие.
Цель учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков: содействие профессиональному самоопределению студентов, ознакомление студентов с деятельностью психологов в различных сферах социальной практики и формирование у них представления о психологических службах государственных, муниципальных и частных организаций и предприятий, обязанностях психологов, работающих в данных организациях.
Задачи практики:
· знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
· знакомство с примерами постановки цели, формулировкой задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперирования с коллегами по работе;
· формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании;
· знакомство с этическими принципами деятельности психолога в конкретных ситуациях оказания психологической помощи человеку;
· выработка творческого подхода к профессиональной деятельности психолога;
· способствование предварительному выбору своего направления профессиональной самореализации;
· развитие личностного и профессионального самосознания начинающих психологов;
· приобретение и закрепление ими начальных профессиональных навыков и элементов практической деятельности.
Место учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ОПП ВПО
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.1. Практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Программа практики составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 37.03.01 Психология (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 7 августа 2014 г. № 946).
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Согласно ФГОС ВПО, область профессиональной деятельности бакалавров психологии включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Учитывая область профессиональной деятельности бакалавров психологии, объектами профессиональной деятельности, наблюдаемыми в ходе ознакомительной практики, являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
В ходе прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, студенты получают общие представления о структуре предприятия или учреждения, функциях его структурных подразделений, где они проходят практику.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров психологии. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также освоение навыков научно-исследовательской деятельности.
Основными курсами, предшествующим прохождению данной практики, являются «Общая психология», в ходе которого студенты овладевают основами общей психологической грамотности, осваивают умения ориентироваться в исторической и современной методологической ситуации в психологической науке, и «Введение в профессию», знакомящая студентов с содержанием профессиональной деятельности психолога, ее особенностями.
Учебная практика является базой для изучения таких дисциплин, как «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы консультативной работы» и пр.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:
В результате прохождения данной практики студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: способностью и готовностью к:
· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
· способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК- 1);
· способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
· способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
Права и обязанности студентов-практикантов
1.3.1. Студент-практикант имеет право:
1. Получать необходимую информацию об организации психологической службы в посещаемых организациях.
2. Обращаться к администрации предприятия, руководителю практики по всем вопросам, возникшим в процессе прохождения практики, вносить предложения по совершенствованию организации и содержания практики.
3. Пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями, оборудованием, имеющимся в кабинетах, в библиотеке НОУ ВПО СУГТИ.
4. Защищать свои профессиональные взгляды и позицию.
1.3.2. Студент-практикант обязан:
1. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.
2. Подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка.
3. Изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
4. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками.
5. Выполнять распоряжения руководителя практики.
6. Проявлять организованность, дисциплинированность, педагогический такт и этику поведения.
7. Вести отчетную документацию в установленной кафедрой форме и своевременно предоставлять ее на аттестацию руководителю практики.
8. Участвовать на установочной и итоговой конференциях.
Руководство практикой
Руководство практикой студентов осуществляется руководителем практики из числа преподавателей кафедры психологии и педагогики НОУ ВПО СУГТИ.
Руководитель практики:
— осуществляет контроль за соблюдением сроков прохождения практики и ее содержанием в соответствии с ФГОС;
— определяет места прохождения практики;
— устанавливает связь с руководителями организаций и согласовывает с ними сроки проведения практики;
— организует установочную конференцию;
— несет ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности;
— осуществляет контроль за привлечением студентов в период практики только к санкционированной деятельности;
— осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;
— контролирует ведение документации по практике;
— руководит итоговой конференцией практики;
— готовит аналитические документы по итогам практики и составляет отчет о практике, представляет его заведующему кафедрой.
Итоговый контроль
По окончании практики студент должен сдать следующие отчетные документы:
1. Дневник по практике. Бланки дневника и отчета выдаются руководителем практики от института в электронном виде.
В дневнике должны быть представлены ежедневные записи студента о проделанной работе.
2. Отчет по практике. Отчет об учебно-ознакомительной практике отражает результаты практики и качество ее прохождения, а также включает в себя следующие элементы:
1) Цели и задачи практики.
2) Список баз практики – организаций, где студент проходил учебно-ознакомительную практику. Прохождение практики в каждой организации должно быть заверено печатью и подписью ответственного лица.
3) Обзор каждой организации по следующим параметрам: наименование, миссия, категории клиентов, должностные обязанности психолога.
Миссия организации — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
· целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
· сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;
· философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.
3.Реферат, представляющий собой анализ занятий, проводимых психологом, в какой-то одной из организаций, с точки зрения их цели и форм работы.