ПРАКТИКИ
Б.5.2. Педагогическая (Учитель-дефектолог специальных дошкольных учреждений 4 нед.)
Направление подготовки:
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Сурдопедагогика
Квалификация: Бакалавр
Новосибирск 2013
СОСТАВИТЕЛЬ: О.И. Мананкова – ст. преподаватель каф. Логопедии и детской речи
Е.В. Шевченко – ст. преподаватель каф. Логопедии и детской речи
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры Логопедии и детской речи
протокол № 1 от 30.09.13г
СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Р.О. Агавелян
Начальник УМУ: _______________ __________________
Директор библиотеки _________________ ___________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель практики
Формирование у студентов профессиональных умений и навыков диагностической и аналитико-синтетической деятельности в учреждениях образования, ознакомление с документацией, обеспечивающей профессиональную деятельность педагога, ознакомление с целями, задачами и организацией работы образовательных учреждений лиц с ОВЗ.
Практика направлена на решение следующих задач:
- формирование представления о содержании, направлениях и особенностях организации
- профессиональной деятельности сурдопедагога в организациях и учреждениях системы образования;
- применение на практике знаний, умений, приобретенных в процессе обучения;
- формирование мотивации учения, опирающейся на опыт практической работы, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с нарушениями слуха; корпоративной культуры взаимодействия;
- развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений; аналитическое изучение рекомендованной или самостоятельно подобранной специальной психолого-педагогической и медицинской литературы;
- овладение умениями и навыками самостоятельного решения доступных профессиональных задач (организация практической работы, взаимодействие с педагогами и детьми, адаптация к учреждению др.).
Место практики в структуре основной образовательной программы.
Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы студента, входят в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика».
Формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших ...
... работы при проведении внеурочного мероприятия; 3) Создание обучающимися совместного проекта. Теоретическая значимость исследования: выделение педагогических условий, направленных на формирование умений ... изучения. Отсюда вытекает противоречие между объективными потребностями практики в формировании у младших школьников умений взаимодействия со сверстниками и недостаточно раскрытыми педагогическими ...
Программа Учебная практика составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «Бакалавр»).
Учебной практике предшествует изучение цикла профессиональных дисциплин Федерального и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: Педагогика, Психология; психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья; Специальная педагогика и специальная психология, а также курсов по выбору студентов, История коррекционной педагогической мысли. Прохождение учебной педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору и служит базой для подготовки к итоговой государственной аттестации.
Учебная практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Сурдопедагогика» проводится на базе дошкольных учреждений, при выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- уровень оснащенности учебной литературой;
- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
- наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.
Практика проводится на очной форме обучения: педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 5 семестре. На заочной форме обучения: педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 6 семестре).
На сокращенной форме обучения педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 4 семестре).
Требования к результатам обучения
Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
в области диагностико-консультативной деятельности:
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;
планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;
организация культурного пространства образовательного учреждения;
взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;
пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики: ПрК-1, ПрК-2, ПрК-3, ПрК-5 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции | Дескрипторы |
ПрК-1 –способность понимать и использовать в профессиональной деятельности знания этиологии, механизмов и симптоматики речевых нарушений в структуре дефекта лиц с ОВЗ | Знать: этиологию, механизмы и симптоматику речевых нарушений, симптоматику предпосылок нарушений письменной речи разной этиологии у детей с нарушением слуха Уметь: проводить психолого-педагогическую диагностику и определять степень готовности ребенка с ОВЗ к обучению грамоте Владеть: методами коррекции нарушений предпосылок письменной речи у детей с ОВЗ |
ПрК-2 –способность учитывать знания этапов и закономерностей развития устной и письменной речи в онтогенезе при организации сурдопедагогического обследования и планирования коррекционно-развивающей работы | Знать: принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и проведение сурдопедагогического обследования; содержание, планирование и проведение обследования различных направлений обследования моторных функций; дифференциальные приемы обследования детей с различными степенями нарушения слуха. Уметь: делать описания статической и динамической координации движений с учетом соответствующих параметров; Владеть: навыками и умениями проводить диагностические исследования состояния устной и письменной речи, а также планирования коррекционно-развивающей работы |
ПрК-3 -способность выявлять и преодолевать нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ | Знать: нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ Уметь: преодолевать нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ Владеть: навыками выявления и преодоления нарушений вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ |
ПрК-5 –способность к планированию, организации и реализации коррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с сюдьми, имеющими нарушения слуха | Знать: методику планирования, организации и реализациикоррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с людьми, имеющими нарушения слуха. Уметь: осуществлять процесс обучения в соответствии с образовательной программой; планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; Владеть: технологиями планирования, организации и реализациикоррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с людьми, имеющими нарушения слуха. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Организация работы студентов
Практики проводится на базе любых образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования.
Студенты работают в соответствии с расписанием рабочего дня сурдопедагога и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно: три часа отводятся для работы с детьми (посещение и проведение фронтальных непосредственной образовательной деятельности), один час отводится на анализ проведенных непосредственной образовательной деятельности, подготовку к занятиям и заполнение документации.
График работы совпадает или согласуется с сурдопедагогом группы. Изменения графика работы возможно только по согласованию с заведующей.
Примерный рабочий день студентов при прохождении практики в дошкольном учреждении:
9-12 часов – работа в группах (наблюдение за детьми, подготовка и проведению непосредственной образовательной деятельности);
12-13 часов – обсуждение и подведение итогов дня, анализ непосредственной образовательной деятельности, определение организации и содержания дальнейшей работы, оформление документации.
В течение всего периода педагогической практики ведется дневник в соответствии со следующими требованиями:
- Запись в дневнике делается ежедневно и заверяется сурдопедагогом.
- В дневнике отражается содержание деятельности студента в течение дня: результаты посещения непосредственной образовательной деятельности, фронтальных занятий с детьми; планы и анализ фронтальных занятий, проведенных самим практикантом.
- В начале практики составляется график работы студента, изменения которого согласуется с сурдопедагогом группы.
Содержание работы на практики:
- Проведение непосредственной образовательной деятельности, планирование и проведение фронтальных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения, развитию слухового восприятия (содержание непосредственной образовательной деятельности и оценка их результата фиксируется в дневнике практики).
- Посещение непосредственной образовательной деятельности сурдопедагога и детей. В дневнике практики ежедневно делается запись о содержании и приемах педагогической работы, фиксируются особенности речевого и слухового поведения детей.
- Знакомство с разными видами планов сурдопедагога (перспективных тематических, планов фронтальных и индивидуальных занятий).
Анализ перспективных тематических планов учителя-дефектолога.
- Проведение игрового или развлекательного мероприятия во второй половине дня с учетом уровня речевого недоразвития детей группы. Содержание развлечения практикант определяет совместно с учителем-дефектологом, воспитателями группы и музыкальным руководителем.
- Подготовка материала для стендовой консультации для родителей (тема консультации определяется совместно с учителем-дефектологом).
- По окончании практики предоставляется следующая отчетнаядокументация:
- дневник практики, подписанный сурдопедагогом группы;
- анализ непосредственной образовательной деятельности, проведенной сурдопедагогом;
- планы непосредственной образовательной деятельности и анализ результатов индивидуальной работы с детьми;
- сценарий игрового развлекательного мероприятия и анализ его проведения;
- текст стендовой консультации для родителей;
- психолого-педагогическая характеристика ребёнка;
- дидактический материал, подготовленный в период практики для обеспечения обследования детей и проведения непосредственной образовательной деятельности.
Планы непосредственной образовательной деятельности и сценарий проведения игрового развлекательного мероприятия могут быть заменены мультимедийной презентации.
По окончании практики предоставляется на кафедру следующая отчетная документация:
- направление на практику с выставленными оценками по всем видам деятельности, подписанное воспитателем и заверенное руководителем учреждения;
- заверенный руководителем дошкольного учреждения отзыв о работе студента в период практики с анализом его деятельности, отношения к работе и указанием предполагаемой оценки;
- дневник практики (анализ каждого дня), подписанный сурдопедагогом и заверенный руководителем дошкольного учреждения;
- планы непосредственной образовательной деятельности и анализ результатов работы с детьми;
- сценарий игрового развлекательного мероприятия и анализ его проведения;
- психолого-педагогическая характеристика ребёнка;
- текст стендовой консультации для родителей (могут быть представлены газеты, плакаты, стенды, подготовленные для родителей или педагогического коллектива);
*по выбору практиканта могут быть представлены в виде фотоотчета
Отчет по практике сдается групповому руководителю в течение двух недель после окончания практики.
При оценке результатов работы студентов на практике учитываются следующие факторы:
- овладение методикой проведения непосредственной образовательной деятельности, навыками самостоятельного планирования данных непосредственной образовательной деятельности, подготовка наглядного речевого материала и его использование на занятиях;
- степень сформированность профессиональной направленности на педагогическую деятельность – качественное осуществление коррекционного воздействия, его эффективность;
- умение анализировать и правильно оценивать, как свои занятия, так и занятия сокурсников;
- участие в проведении воспитательных мероприятий в группах, проявление организованности, ответственности и активности;
- своевременное предоставление отчетной документации по практике с дидактическим материалом.
При выставлении оценки учитывается:
- выполнение объема программы практики;
- активность и самостоятельность практиканта;
- дисциплинированность;
- методические умения при проведении занятия;
- качество и срок сдачи отчетной документации.
Оценка “отлично” ставится:
· за выполнение в срок и на высоком уровне намеченного объема работы;
· за умение определить цели, задачи, занятия, правильно подбирать методы обучения, умело использовать дидактический материал;
· за проявление в работе самостоятельности, творческого подхода, педагогического такта;
· за умелую организацию индивидуальных непосредственной образовательной деятельности;
· за умение работать с медико-педагогической документацией;
· за умение подбирать материал для стендовой консультации для родителей;
· за своевременное оформление документации в соответствии с требованиями.
Оценка “хорошо” ставится:
За выполнение заданий с учетом вышеперечисленные критериев, но с отступлением от сроков или недостаточностью качества выполнения заданий.
Оценка “удовлетворительно” ставится за выполнение программ работ практики, но реализованной не полностью, с замечаниями, методическими ошибками, за нарушение сроков сдачи отчета по практике и требований к оформлению отчетной документации
Оценка “неудовлетворительно” ставится:
· за невыполнение программы практики;
· слабую теоретическую и методическую подготовку студента;
· за неумение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми;
· за нарушение сроков сдачи отчета по практике;
· за нарушение требований к оформлению отчетной документации
· за нарушение сроков прохождения практики и графика работы.
Примерная схема отчета студента о педагогической практике
В отчете студент указывает группу, учреждение, где проходил практику, сроки практики. Отчет включает:
1. Краткая характеристика практики.
2. Объем и содержание работы:
· количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных непосредственной образовательной деятельности;
· участие в разборе открытых непосредственной образовательной деятельности;
· подготовка дидактического материала;
· краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа;
· оценка умения составлять психолого-логопедическое обоснование;
· работа с воспитателями, родителями.
3. Выводы. Предложения по совершенствованию организации и проведения практики.
Отчет по практике сдается групповому руководителю в течение недели после окончания практики.
Примерные темы консультации для родителей детей
Дошкольного возраста
1. Начинаем учиться читать
2. Учимся слышать звуки
3. Учимся ориентироваться в пространстве
4. Формирование ориентироваться на листе бумаги
5. Развиваем зрительно-двигательную координацию
6. Играем со звуками и буквами (использование игровых заданий для закрепления звукобуквенного анализа)
7. Чтобы «гимнастика для языка» была интересной (рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома)
8. Готовим руку к письму (использование игровых заданий для развития движений руки)
НАПРАВЛЕНИЕ
Студент ИД ФГБОУ ВПО НГПУ ____ группы: _________________________________________
направляется на производственную практику в _________________________________________
Сроки практики с _____________________________ по __________________________________
Групповой руководитель практики ____________________________________________________
Факультетский руководитель практики* _______________________________________________
*Для группы от 20 человек
Оценки за педпрактику, выставляемые в детском саду
№ | Вид работы | Оценка | Подпись преподавателя |
1. | Ведение дневника | ||
2. | Посещаемость практики | ||
3. | Проведение непосредственной образовательной деятельности (фронтальное) | ||
4. | Проведение непосредственной образовательной деятельности (индивидуальное) | ||
5. | Проведение развлекательного мероприятия | ||
6. | Подготовка консультации для педагогов | ||
7. | Подготовка стендовой консультации для родителей | ||
8. | Составление психолого-педагогической характеристики | ||
9. | Обследование произносительных навыков | ||
10. | Педагогическое обследование слуха | ||
11. | Участие в мероприятиях коррекционного учреждения | ||
12. | Коммуникативные способности | ||
13. | Методическое обеспечение мероприятий |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная
1. Большакова, Светлана Евгеньевна. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : методическое пособие / С. Е. Большакова. — Москва : Сфера, 2009. — 56 с. : ил. — (Логопед в ДОУ).
— Библиогр.: с. 52. — ISBN 978-5-9949-0265-3.
2. Ковригина, Лариса Валентиновна. Логопедия [Электронный ресурс] : Нарушение темпа речи. Заикание : учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина ; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2012. — 177 с. : 262 л. ил. — Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.
3. Ковригина, Лариса Валентиновна. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет в предшкольном классе : методические рекомендации / Л. В. Ковригина. — Новосибирск : НГПУ, 2006. — 42 с. — Библиогр.: с. 41. — Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.
4. Малкина, Оксана Александровна. Говорим правильно [Электронный ресурс] : игры и задания для развития речи у дошкольников / Оксана Малкина, Евгения Ершова. — Москва : Астрель ; Санкт-Петербург : Сова, 2011. — 29 с. : ил. — (Уроки логопеда).
— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — На обл. авт. не указ.. — ISBN 978-5-271-32238-9. — ISBN 978-5-226-03290-5.
5. Ткаченко, Татьяна Александровна. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика [Электронный ресурс] : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. — Москва : Владос, 2010. — 48 с. — (Библиотека логопеда).
— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-691-01745-2.
6. Ткаченко, Татьяна Александровна. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика [Электронный ресурс] : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. — Москва : Владос, 2010. — 48 с. — (Библиотека логопеда).
— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-691-01745-2.
Дополнительная
1. Дмитрова, Елена Дмитриевна. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств [Электронный ресурс] / Е. Д. Дмитрова. — Москва : АСТ : Астрель : Харвест, 2008. — 86 с. — (Библиотека логопеда).
— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-17-049575-7. — ISBN 978-5-271-19278-4. — ISBN 978-985-16-4871-5.
2. Дьякова, Наталья Ильинична. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. — Москва: Сфера, 2010. — 64 с. — (Библиотека журнала «Логопед»).
— Библиогр.: с. 63. — ISBN 978-5-9949-0250-9.
3. Жигорева, Марина Васильевна. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учебное пособие для вузов по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология» : рек. УМО вузов РФ / М. В. Жигорева. — Москва : Академия, 2008. — 240 с. : ил., табл. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
— Библиогр. в конце разделов и тем. — ISBN 978-5-7695-5610-4.
4. Илюк, Марина Анатольевна. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме / М. А. Илюк ; науч. ред. Г. А. Волкова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2008. — 208 с. : табл. — Библиогр.: с. 145-149. — ISBN 978-5-9925-0128-5.
5. Комарова, Татьяна Петровна. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения: [практическое пособие] / Т. П. Комарова. — Москва: АСТ: Астрель, 2008. — 175 с.: ил. — (Библиотека логопеда).
— ISBN 978-5-17-050046-8 (АСТ).
— ISBN 978-5-271-19279-1 (Астрель).
— ISBN 978-985-16-5500-3 (Харвест).
6. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская [и др.]; под ред. В. С. Кукушина. — Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. — 368 с.: ил., табл., схемы — (Педагогическое образование).
— Библиогр. c. 362-364. — Авт. указ. на обороте тит. л. — Словарь: с. 357-361. — ISBN 5-241-00313-4.
7. Микляева, Юлия Викторовна. Логопедический массаж и гимнастика: работа над звукопроизношением / Ю. В. Микляева. — Москва: Айрис-Пресс, 2010. — 112 с.: ил. — (Популярная логопедия).
— Библиогр. с. 106-107. — ISBN 978-5-8112-3741-8.
Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Методика обучения произношению в школе для глухих. — М., 1980.
Багрова И.Г Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М, 1990
Белова НИ. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985.
Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — M., 1963.
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.
Венгер А. А., Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей) // Сб. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца. Л. А. Венгера. М., 1968.
Венгер А.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
Власова Т. А.. Певзнер М. С, О детях с отклонениями в развитии. М. 1993.
Власова ТА., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1999.
Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М, 1980.
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/Ппод ред. Л.П. Носковой.— М; 1982.
Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. —М, 1975 г.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М, 1993.
Зайцева ГЛ. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000
Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.
Комплект программ по педагогической практике студентов высших учебных заведений по специальности 032000 — специальная дошкольная педагогика и психология. — М., 2003.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных школьников/ Под ред. Л.П.Носковой..М, 1989.
Корсунская БД. Читаю сам. Книги для чтения для глухих дошкольников. — М. 2000.
Корсунская Б. Д. Методика обучения речи глухих дошкольников">глухих дошкольников речи.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих. — М, 1991.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. — М., 1990.
Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей. /Под ред. Л.М.Быковой. — М., 2002
Назарова Л.Н. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М.. 1961.
Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. -М, 1987.
Олерон Т.Т. Психологическая оценка глухого ребенка. / Дефектология. 1977. № 1.
Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л.П. Носковой.—М, 1984.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
Программы педагогической практики студентов в ДОУ для детей с нарушенным слухом. — М., 2003.
Психология глухих детей/Под ред. И. М. Соловьева. Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, гл. 1.3.
Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2000.
Сжезина Н.Ф., Формирование произношения у глухих школьников. — М., 1984
Сурдопедагогика/Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989.
Трофимова Г.В., Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.
Шматко Н..Д., Пелымская Т.В., Если малыш не слышит. М., 1995,
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В Методически рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. М., 2004
Ярмаченко Н.Д. Проблема компенсации глухоты. Киев, 1976.
Информационно-библиотечные ресурсы (ссылки на официальные сайты):
1. Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ: http://www.vovr.ru/
2. Дудьев, Василий Петрович. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с. — (Коррекционная педагогика).
— Библиогр. с. 364-365. — Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — ISBN 978-5-691-01684-4.
3. Журнал «Педагогика»:
4. Издательский дом «Первое сентября»: http://1september.ru/
5. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
6. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/
7. Педагогическая библиотека: http://pedagogic.ru/
8. Творческий центр Сфера: http://www.tc-sfera.ru/
9. Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки профессора Л.Б.Баряевой…http://profbar.ru/