Место и время проведения производственной практики

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Код дисциплины

Направление подготовки 30 300.62-Психология

Квалификация (степень) _Бакалавр

Санкт-Петербург

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 30 300.62 — Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. №759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 30 300.62 — Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011г.

СОСТАВИТЕЛЬ

ассистент Е.А.Трошина

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР

_________________________________

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры общей и прикладной психологии

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Целью производственной практики является приобретение и закрепление у студентов практических навыков проведения психодиагностического обследования в образовательном учреждении.

1.2. Задачами, решаемыми в ходе практики путем непосредственного участия студента в психодиагностическом обследовании, являются:

· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

· формирование умения самостоятельно подбирать психодиагностические методики, адекватные цели обследования;

· закрепление умения проводить тестирование и обрабатывать результаты;

· освоение умения составлять психологическое заключение по результатам обследования;

· формирование умения проводить психологические консультации с испытуемыми по результатам обследования;

· формирование навыков применения адекватных математико-статистических методов обработки данных;

· формирование навыков грамотного описания результатов психологического исследования с применением разнообразного иллюстративного материала.

· формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения психолога.

Место дисциплины в учебном процессе

Производственная практика студентов 3 курса заочного обучения является составной частью учебного процесса и вторым этапом ознакомления с профессиональной деятельностью.

15 стр., 7395 слов

Тема № 7 «Упражнение — метод формирования умений, навыков и привычек поведения». «Методы стимулирования».

... современной дидактики» Тема №7 «Упражнение – метод формирования умений, навыков и привычек поведения». «Методы стимулирования». ТЕСТ 141. ... Участковый врач внимательно выслушав больного, рассмотрев результаты обследования, говорит, что лучшим специалистом в данной ... особенностью межличностного восприятия обусловлена такая реакция пациента? Основы психологии. Основы педагогики - Стр 2 А. Эффектом ...

Данная практика является продолжением и закреплением знаний, полученных при изучении базовой общепрофессиональной части профессионального цикла следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Компьютерная психодиагностика».

Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом в VI семестре в объеме 3 недель.

Базами практики могут быть учреждения школьного и среднего специального образования.

Индивидуальный план производственной практики должен включать в себя обследование не менее 15 испытуемых с использованием не менее 3-х психодиагностических методик.

ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Производственная практика проводится в течение 3недель.

Содержание практики.

В рамках производственной практики студенты осваивают навыки профессионального взаимодействия с группами детей и подростков, которые направлены на достижения определенных психолого-педагогических результатов, а также овладевают умениями анализировать структуру межличностных отношений. После изучения психодиагностики, «Социальной психологии» студенты организуют исследование структуры группы, приобретают возможность пользоваться эмпирическими методами. Построение социально-психологического портрета группы, анализ структуры межличностных взаимодействий предполагает использование стандартизованных методик.

10 стр., 4709 слов

Организация занятий по психологии для студентов Профессионального лицея № 1

... трудовой дисциплине не имеется. По итогам производственной практики студент заслуживает оценки «отлично». Рекомендуется дальнейшее совершенствование уровня профессиональной деятельности в процессе практической работы. Оценка за ... .В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое ...

Место и время проведения производственной практики

Местом проведения являются образовательные учреждения (школы, дома творчества).

Практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, психологических центров на предприятиях и в организациях.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:

В результате прохождения научно-исследовательской квалификационной практикив соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «30 300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

· владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

3 стр., 1301 слов

Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. Моделирование нравственно-психологической позиции в сферах будущей профессиональной практики

... личностную структуру профессиональных качеств и этических отношений психолога в сферах будущей профессиональной практики и моделировать программы ... Дашков и К, 2012. 7. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое ... поведением человека. 2) Характеристика методики оценки уровня развития морального сознания. Список рекомендуемых источников: 1. ...

· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

· использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

· использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

· овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

· общепрофессиональные:

· практическая деятельность:

· способность и готовность к:

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

1 стр., 421 слов

34 Глубинные основы мужской психологии и их учет в практике психологического консультирования

34. Глубинные основы мужской психологии и их учет в практике психологического консультирования. Задачи, которые необходимо решить в процессе индивидуального становления мужской ...

· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

· прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

· ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

· Научно-исследовательская деятельность:

· способность и готовность к:

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

· проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

5 стр., 2087 слов

Цель исследования: изучить психологические особенности больных язвенным колитом

... актуальной. Цель исследования: изучить психологические особенности больных язвенным колитом. Задачи исследования: 1. Провести исследование с целью выявления ... Вопросы беседы содержат информацию о социально-демографической и эмоционально-психологической сферах жизни пациентов. Вопросы: Ваше ... маскирует особенности личности больных. В другой группе больных пограничные нарушения, помимо астении, бывают ...

· Педагогическая деятельность:

· способность и готовность к:

· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

· подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

· использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

· Организационно-управленческая деятельность:

· способность и готовность к:

· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

· проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания

· психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

· реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

Структура и содержание производственной практики

1 Организационный этап

Проведение установочной конференции: ознакомление с целями и задачами практики

2. Ознакомление с содержанием практики

3. Производственный инструктаж

4. Инструктаж по технике безопасности

собеседование с руководителями базы практики,

составление индивидуального плана

Этап включения в практическую деятельность (основной этап)

1. По теме исследования: взаимосвязь, социально-психологических характеристик представителей группы и их группового статуса:

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. Стуруктура рабочей группы

... на межличностном уровне. -4- I. Рабочая группа социально-психологическая общность людей. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы Основа успеха ... сплоченности больших коллективов. Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше ... проблемы рабочей группы, или, как говорят на Западе, команды, для уяснения практики делового общения. ...

а) подготовительный этап- студент знакомится

с группой и ее руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы;

б) этап формирования гипотез- проведение наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе;

в) эмпирический этап- выявление психологической структуры межличностных отношений в группе по результатам исследований с помощью социометрии, других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», «Методики изучения групповых ценностей и др.).

2. Анализ результатов эмпирического исследования:

а) детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования;

б) вычисление и интерпретация социометрических индексов;

в) обобщение данных эмпирического исследования структуры межличностных отношений в группе, построение социограммы.

3. В обязательном порядке проводится либо диагностическая игра на этапе изучения коллектива, либо на заключительном этапе- тренинг, творческая игра для оптимизации межличностных отношений в группе

руководители практики базы практики и вуза проводят собеседования со студентами по ходу практики, консультируют, наблюдают за работой студентов.

Содержание практики

Данный вид практики предполагает активное включение студентов в самостоятельную деятельность под руководством опытных педагогов. Она также предполагает овладение навыками педагогического общения с детским или подростковым коллективом, умениями регулировать и корректировать внутригрупповые межличностные взаимодействия.

Вместе с тем практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, а также психологических центров на предприятиях и в организациях. В этом случае ставятся цели и определяются задачи практики в зависимости от специфики тех видов деятельности, которые реализуются соответствующими службами и центрами.

Примерная характеристика организации исследования структуры межличностных отношений в подростковом коллективе

Тема исследования: взаимосвязь социально-психологических характеристик представителей группы и их группового статуса.

Объект исследования: детская группа.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики группы и ее членов.

Цель исследования: выявление социально-психологических характеристик и факторов, определяющих особенности структуры межличностных отношений в группе.

Исследовательская гипотеза: существуют взаимосвязи между социально-психологическими характеристиками членов группы и их статусом (социальным положением) в составе группы.

Достижение поставленной цели требует постановки и решения ряда исследовательских задач:

· выявить общую социально-психологическую структуру группы, построить социограмму;

· выделить наиболее яркого лидера и «аутсайдера»;

· определить их социально-психологические характеристики;

· изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и положением в группе.

Методы исследования: наблюдение, беседа, психологическое тестирование и опросы.

Общая структура исследования включает следующие этапы:

Подготовительный. Студент знакомится с группой и ее руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы.

Этап формулирования гипотез. Проведение наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе:

Эмпирический. Выявление психологической структуры межличностных отношений в группе по результатам исследований с помощью социометрии, а также других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», методики изучения групповых ценностей и др.).

Данные социометрии фиксируются в социометрической матрице.

Анализ результатов эмпирического исследования. Содержанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования. Важная часть анализа — вычисление и интерпретация социометрических индексов. От полноты и тщательности проводимого на этом этапе анализа эмпирических данных в большей степени зависит качество конечного результата исследования межличностных отношений в группе.

Этап обобщения данных эмпирического исследования структуры межличностных отношений в группе. На этом этапе строится социограмма группы.

Этап составления отчета

Практикант в обязательном порядке проводит либо диагностическую игру на этапе изучения коллектива, либо на заключительном этапе — тренинг, творческую игру и т. п. для оптимизации межличностных отношений в группе.

К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план практики, который является одним из разделов дневника практики. Данный план составляется в соответствии с планом работы детского учреждения, по которому будут проводиться мероприятия студентом. Примерная схема индивидуального плана производственной практики

Планируемые формы работы (воспитательные мероприятия, работа по запросу психолога)

Следующий важный аспект при составлении индивидуального плана — обсуждение возможности проведения воспитательного мероприятия, ориентировочной даты. В качестве мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознание, сензитивности, игровой и т. п.), КВН. Если на практике работают одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести «неделю психологических знаний», организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к психологии как важному компоненту общечеловеческой культуры.

В индивидуальном плане производственной практики следует предусмотреть как основные формы работы (мероприятия, проведение исследования), так и виды текущей работы (консультации с заместителем директора по воспитательной работе, старшим вожатым, беседы с детьми и т. д.).

По окончании практики руководитель практики базового учреждения пишет характеристику студента, в которой отражает содержание его деятельности, знания, умения, примененные им в период прохождения практики, а также выставляет ему оценку за качество проделанной работы (ставится подпись руководителя базы практики и заверяется печатью данного учреждения).

Защита отчетов по прохождении практики осуществляется по мере ее окончания в сроки, предусмотренные расписанием занятий.

Подведение итогов и оценка практики

По итогам практики студент сдает на кафедру дневник практиканта и отчет о практике.

В отчет должны быть включены следующие пункты:

· организация исследования с указанием актуальности, цели, задач, предмета, объекта, гипотезы, практической значимости исследования; раскрытием специфики организации, на базе которой проводилось исследование, и этапов проведения исследования;

· характеристика испытуемых (количество испытуемых, их пол, возраст, образование и др.);

· характеристика методов исследования;

· анализ результатов исследования;

· выводы по результатам исследования;

· общие итоги научно-исследовательской практики, ее положительные и отрицательные стороны, проблемы и недостатки в своих знаниях, умениях, а также предложения;

· приложения, включающие в себя: методики исследования, протоколы обследования испытуемых или их копии, сводную таблицу с результатами обследования.

Итоговая оценка за научно-исследовательскую практику выставляется на основании доклада, характеристики и оценки за отчет.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в период производственной практики

Задания:

1. Перед прохождением практики внимательно изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителями практики, к решению конкретных практических вопросов.

2. Составить индивидуальный план прохождения практики

Провести исследования, используя методы наблюдения, беседы…

Учебн0-методическое обеспечение дисциплины.

Список основной литературы:

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 248 с.

2. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования: Учеб пособие. — СПб., 1999. — 100 с.

3. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.

Список дополнительной литературы:

4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. -СПб.: Питер, 2004.-558 с.

5. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. -СПб.: Питер, 2003.

6. Морозов А.В. Управленческая психология: Учеб. пособ. для высш. и сред. спец. учеб, завед. — М.: Академический проект, 2005. — 288 с.

7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб, пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 448 с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. -672с.

Приложения.

Приложение 1

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

Александрова Наталья Сергеевна

542 группа

ОТЧЕТ

О практике

Вид практики______________________________________________________

Сроки прохождения практики:

с «___"______________200__ г. по «___"_______________200__г.

Руководитель практики от кафедры:.

доцент кафедры общей и прикладной психологии кандидат психол. наук Королева И. А.

Руководитель практики

от организации ________________ Костейчук О.В.

подпись

Санкт-Петербург

Приложение 2

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

Имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Кафедра___________________________________

ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА

Студента__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________курса___________________________группы

Вид практики______________________________________________________

Сроки прохождения практики:

с «___"______________200__ г. по «___"_______________200__г.

Санкт-Петербург

Порядок ведения дневника:

1. В дневнике указывается полное название образовательного учреждения или организации, на базе которой студент проходит практику, ее адрес; фамилия, имя, отчество, должность, звание руководителя практики от кафедры и от организации.

2. В соответствии с программой и спецификой базы практики студентом вместе с руководителем практики от кафедры разрабатывается индивидуальный план прохождения практики. Календарный план составляется студентом вместе с руководителем практики от организации и утверждается руководителем от кафедры.

3. В разделе «Учёт выполненной работы» во время практики ведется понедельный отчет о выполненной работе, который заверяется руководителем практики от организации.

4. В течение последней недели практики руководителем от организации составляется характеристика студента практиканта, которая вписывается в соответствующий раздел дневника и заверяется подписью и печатью.

5. В конце практики студент сдает дневник практиканта вместе с отчетом о практике руководителю от кафедры. В дневнике отражается выполнение индивидуального и календарного планов практики.

6. Руководитель практики от кафедры изучает отчет о практике и выставляет дифференцированную оценку.

7. В течение двух недель после завершения практики на кафедре проводится итоговая конференция, на которой студенты выступают с докладом о результатах прохождения практики.

8. Итоговая оценка за практику выставляется на основании оценки руководителя от кафедры за отчет студента-практиканта, характеристики руководителя от организации и доклада студента на итоговой конференции. Итоговая оценка вписывается в дневник.

База практики______________________________________________________

Адрес организации, где студент проходит практику______________________

Должность, звание, фамилия, имя, отчество руководителя практики от организации, где студент проходит практику ___________________________

Должность, звание, фамилия, имя, отчество руководителя практики от кафедры__________________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель практики от кафедры

____________________________________________________________

«___"___________200___года

Индивидуальный план прохождения практики

№ п/п Мероприятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель практики от кафедры

____________________________________________________________

«___"___________200___года

Календарный план прохождения практики

Мероприятия Срок выполнения Отметка о выполнении
1.
2.
3.
5.
6.
7.
8.
9.

Подпись руководителя

практики от организации

Дата

Учёт выполненной работы

Я неделя____________

Содержание работы Краткий анализ Отметка руководителя от организации
Содержание работы Краткий анализ Отметка руководителя от организации

Заключение о результатах прохождения практики

Оценка за практику, выставленная руководителем практики от организации

Оценка за отчёт о практике, выставленная руководителем практики от кафедры

Основные замечания:

Оценка за доклад о результатах практики на итоговой конференции

Итоговая оценка за практику______________________

««200 г.

Подписи преподавателей:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector