Место и время проведения практики

Институт педагогики и психологии

Кафедра изобразительного искусства и дизайна

 

\

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство»

 

Петрозаводск

Цель практики.

Целью производственной практики является:

Создание условий для введения студентов в сферу профессиональной деятельности современного учителя изобразительного искусства и начала формирования у них необходимых практических умений и профессиональных компетенций в процессе прохождения практики в качестве студента-практиканта на базе общеобразовательной школы.

Задачи практики.

— Первоначальное ознакомление студентов с основными направлениями деятельности учителя изобразительного искусства (учебно-методическая деятельность, внеурочная работа по предмету, научно-исследовательская деятельность).

— Знакомство с методическим инструментарием учителя изобразительного искусства (общеобразовательными стандартами, примерными программами, календарно-годовым и тематическим планированием, основной и дополнительной методической литературой, наглядно-методическим фондом).

— Знакомство с образовательными экспериментальными площадками г. Владимира, встречи с опытными учителями изобразительного искусства.

— Знакомство с видами и формами проведения внеурочной работы по изобразительному искусству.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики Практика ориентирована на формирование профессионально важных черт личности будущего учителя. В ходе прохождения практики обучающийся ставится в условия моделирования процесса обучения и практической деятельности, при которых начинается формирование следующих практических навыков, умений общекультурных и профессиональных компетенций:

3.1. Общекультурные компетенции (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

13 стр., 6460 слов

Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе

Курсовая работа по экспериментальной психологии тема: Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе Введение Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. ...

3.2. Профессиональные компетенции (ПК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

3.3 Компетенции в области педагогической деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса (ПК-3).

3.4 Компетенции в области культурно-просветительской деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

3.5 Компетенции в области научно-исследовательской деятельности: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

6 стр., 2715 слов

1)Какие дополнительные методы исследования применяемые в психиатрии вы знаете

Вариант№1 1)Назовите основные методы исследования применяемые в психиатрии. Клиническое исследование состоит из ряда этапов: а) расспрос – основной прием психиатрического исследования; б) наблюдение в)Осмотр пациента. Неадекватно яркая косметика может навести на мысли о маниакальном состоянии (или на мысли о том что человек приготовился к выступлению на сцене) ...

По результатам учебной практики студент должен:

знать: должностную инструкцию учителя; формы, методы и цели организации внеурочной работы; основные принципы, средства и методы проведения уроков по изобразительному искусству для детей младшего школьного возраста; нормы и правила безопасности работы с различными инструментами и материалами в процессе проведения уроков изобразительного искусства для детей разного возраста.

уметь: подобрать дидактические упражнения, задания на уроке с учетом возрастных возможностей ребенка, уровня умственного развития, имеющихся условий для проведения занятий; подбирать и применять в рамках практической работы адекватные поставленным задачам современные научно обоснованные средства и методы обучения, воспитания и организационные приемы работы с учащимися; определять причины ошибок, находить и корректно применять средства и методические приемы их устранения; применять на практики различные виды дидактического показа; применять фронтальные и индивидуальные методы коррекции деятельности учащихся;

владеть: методикой организации и проведения уроков по всем видам изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста; владеть методикой индивидуальной и фронтальной работы в классе; различными приемами и техниками показа.

Основным результатом педагогической практики выступает готовность студента:

  • применять профессионально-педагогические компетенции для решения педагогических задач;
  • осуществлять рефлексию результатов педагогического взаимодействия со школьниками, на этой основе корректировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся; критически анализировать собственные личностные качества и педагогическую деятельность, адекватно ставить и реализовывать задачи личностного и профессионального самообразования и саморазвития.

 

4. Основными критериями оценки результатов педагогической практикиявляются следующие:

  • степень сформированности у студентов профессионально-педагогических умений по применению на практике специальных и психолого-педагогических знаний, готовность к применению;
  • уровень профессиональной направленности личности будущего преподавателя (интерес и мотивация к педагогической профессии, способность к саморегуляции, самообразованию, готовность к постоянному профессиональному самосовершенствованию, наличие таких профессиональных качеств, как любовь к детям, самостоятельность, инициативность, ответственное и творческое отношение к работе и др.).

При этом учитываются следующие содержательные компоненты профессионально-педагогической характеристики выпускника по направлению «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство»:

  • система профессионально-педагогических знаний (общенаучные знания; знания по рисунку, живописи, композиции, истории искусства, декоративно-прикладному искусству; знания по педагогике и психологии);
  • система профессионально-педагогических умений и навыков (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных);
  • система социокультурных знаний;
  • личностные профессионально значимые качества учителя изобразительного искусства (широкая эрудиция, свободное владение знаниями о художественной культуре, глубокое понимание роли искусства для развития мышления личности и для формирования духовного мира человека, свободное владение методикой преподавания изобразительного искусства и др.).

 

Для оценки результатов практикииспользуются следующие методы:

  • наблюдение за студентами в процессе педагогической практики;
  • анализ и оценка качества учебно-воспитательной работы, проводимой практикантами;
  • беседы с учителями, классными руководителями, со студентами;
  • анализ и оценка документации студентов: индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов уроков, отчетов о работе и др.;
  • анкетирование: самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
  • анализ результатов учебно-исследовательской работы студентов.

Формы проведения практики

Студенты на практику распределяются в группы по несколько человек и закрепляются за определенной школой. Основной формой проведения производственной практики являются практические занятия, предусматривающие:

— посещение уроков учителя-предметника,

— посещение и анализ уроков студентов-практикантов,

— проведение уроков изобразительного искусства (не менее 12 уроков),

— выполнение наглядных пособий в электронном виде или виде плакатов к каждому уроку,

— проведение внеклассных мероприятий по плану классного руководителя (не менее 2-х)

— проведение внеклассного мероприятия по предмету изобразительного искусства (организация выставки детского рисунка по определенной теме)

— организация профориентационного мероприятия для учащихся 10-11 классов.

Место и время проведения практики

Практика проводится концентрированно в 6-м семестре в течение 4-6 недель в общеобразовательных школах (по договоренности).

Структура и содержание практики

Этапы практики формы контроля
Подготовительный этап (инструктаж по ознакомлению студентов с видами деятельности на практике, формами промежуточных и итоговых заданий и формах контроля) Инструктаж по технике безопасности Выдача задания на практику
Установочная неделя в школе: беседа с директором школы или с его заместителями (знакомство с Уставом школы, распорядком работы школы; с планом воспитательной работы школы); беседа с классным руководителем (знакомство с планом работы классного руководителя; со школьной документацией (классным журналом и т.д.); беседа с учителем-предметником (знакомство с кабинетом ИЗО; изучение программы по предмету ИЗО на 3 четверть, с тематическим планированием, его структурой и содержанием; Знакомство с психологом и составлением плана изучения личности ученика и характеристики класса в соответствии с заданием по психологии на первой неделе практики должно быть представлено методисту кафедры конкретное содержание педагогической деятельности студента за период практики в форме индивидуального плана работы: расписание проводимых уроков и внеклассных мероприятий, расписание звонков
II — V неделя Работа по индивидуальному плану: 1.Подготовка и проведение уроков ИЗО (не менее 12 уроков).

2.Посещение и анализ уроков, проводимых студентами – практикантами в группе. 3.Подготовка наглядно-методических пособий к урокам. 4.Изучение опыта оценивания учителем-предметником детских работ по предметам. 5.Работа в качестве помощника классного руководителя: проверка дневников, дежурство, проведение внеклассной воспитательной работы по плану классного руководителя; 6.Выполнение заданий по исследовательской и психолого-педагогической деятельности. 7.Проведение запланированных воспитательных мероприятий 8. Проведение профориентационного мероприятия в старших классах

Ведется дневник педагогической практики по схеме с отражением всех событий за данный период и анализом уроков учителя, студентов- практикантов и самоанализов проводимых уроков
Оформление результатов педагогической практики заполнение отчетов по педагогике, психологии и методике обучения ИЗО. Оформление дневника, подготовка презентационных материалов.
Сбор необходимой документации: документы на оплату труда педагогов школы (заявление на оплату (документ прикреплен); — заявление о перечислении выплаты на расчетный счет — копию паспорта учителя (первые страницы, прописка); — копию страхового пенсионного свидетельства учителя; — копию ИНН учителя. характеристики ( документы на оплату классному руководителю и учителю изо, характеристики классного руководителя и учителя изо
Итоговая конференция на кафедре изобразительного искусства и дизайна представление докладов лучших практик

Ректору ПетрГУ

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Сообщаю, что я руководил(а) практикой студентов спо

_______________

(расчет: количество студентов*количество недель*применяемая норма)

Прошу оплатить учебную нагрузку согласно расчету в сумме ______ часов.