ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЕЕ КАЧЕСТВА

Проблема личности и деятельности учителя никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и психологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, .Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др.

Глубокие, сложные и ускоряющиеся процессы преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию молодежи, что предопределяет определенные требования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей.

В наше время проблема личности не только не потеряла своего значения, но и стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечественных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др.

Современные требования к личности учителя:

1. Систематическая целенаправленная работа над собой по развитию индивидуальности и личностное самоусовершенствование в целях положительного влияния своими качествами на учащихся.

2. Устойчивая приверженность принципам гуманистической психологии и педагогики.

3. Умение творчески подходить к проблемам прогнозирования, проектирования и организации процессов обучения и воспитания, а также диагностирования и коррекции психического развития школьников.

4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими технологиями.

Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на школьников? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что понимают психологи под личностью и личностными качествами человека.

«Под личностью, — пишет психолог А.Г. Спиркин, — имеют в виду кристаллизированные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества». «До уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями.Вместе с тем личность может снизиться до безличностного индивида».

Личностные качества человека:

А) способность к эмоционально-волевой саморегуляции ( формируюется с детских лет).

4 стр., 1539 слов

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных ...

... деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильности памяти, живости ... и явлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненно формируются способности осуществлять эту деятельность. ... художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимает определяющее значение в ...

Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал «первым рождением личности».

Б) наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру (состоит из 5 звеньев).

В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ «Я»).

Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом «Я», и достигается внутренняя гармонизация индивида. Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.

Под направленностью понимают устойчивую доминирующую систему мотивов, ориентирующих деятельность человека. Эта система мотивов считается ядром личности, интегрирующим все другие элементы. Направленность включает в себя взгляды, убеждения, интересы, установки, ценностные ориентации, идеи и идеалы, цели, стремления, духовные потребности личности. В зависимости от направленности (гуманистической, индивидуалистической, творческой и т.д.) выделяют соответствующие типы личности.

Существует широко распространенное мнение, что подлинной личностью является человек, приобщившийся к творчеству, к искусству, к науке. Это верно, но отчасти. Дело в том, что включение в творческую деятельность развивает определенные духовные качества, индивидуальность человека, однако еще не делает его личностью, тем более полноценной.

Только единство творческих и морально-волевых качеств делает человека полноценной личностью.

В) способность влиять своими личностными качествами на других людей, на их взгляды, убеждения, потребности и в целом на их духовный мир. Эту способность А.В.Петровский назвал персонализацией.

Личностные качества учителя

В педагогической психологии личностные качества учителя рассматриваются не изолированно друг от друга, а как целостная система взаимообусловленных качеств, состоящая из общих личностных качеств, интегрирующих другие качества (системообразующие) и частных качеств.

Начнем рассмотрение качеств личности учителя с системообразующего качества.

Системообразующим качеством является гуманистическая направленность личности учителя и воспитателя.

Большинство психологов и педагогов сходится на мысли о том, что наиболее важным для учителя личностным качеством является гуманистическая направленность. Это качество ярко и сильно проявлялось у многих выдающихся педагогов прошлого и настоящего: ЯА.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, A-С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, педагога Ш.Амонашвили и др.

4 стр., 1678 слов

Личность учителя и ее направленность

... значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя характеризуется, прежде всего, наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является ...

Гуманистическая направленность зависит от ряда факторов: а) усвоения личностью гуманистической идеи, б) наличия гуманистического идеала, в) сформированности потребности в гуманистической деятельности, в совершении гуманных поступков, г) воспитанности чувства гуманизма.

Гуманистическая направленность интегрирует такие моральные качества педагога, как любовь к детям, уважение к личности ребенка, чувство долга и ответственности перед обществом и детьми за воспитание последних, желание общаться и работать с детьми, а также вера в будущее ребенка.

Данные морально-личностные качества являются конкретным проявлением гуманистической направленности личности педагога в той или иной ситуации общения и работы с детьми. Однако формируются и проявляются эти качества у отдельных педагогов по-разному и в различной степени. У одних сильнее проявляются понимание и чувство долга и ответственности за воспитание детей, уважение к личности ребенка, у других — любовь и интерес к детям, потребность в общении с детьми и других и то и другое.

Обязательным личностным качеством учителя является вера в будущее каждого ребенка, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности (педагогический оптимизм).

Следующим обязательным для учителя и воспитателя личностным качеством является моральная чистота, честность педагога перед детьми. На нравственной честности педагога основывается доверие детей к своему учителю, к его словам. Дети очень чувствительны к моральным качествам своих учителей и если учитель сам не следует тем моральным нормам, которые он разъясняет, т.е. говорит одно, а сам делает другое, то доверие к такому учителю теряется.

Важнейшим личностным качеством для учителя и воспитателя является способность завоевать доверие детей. Доверие детей к учителю зависит от моральной честности последнего, его нравственной чистоты, а также от справедливости учителя, от умения глубоко понимать ребенка, его мысли и переживания.

«Справедливость, — писал В.А. Сухомлинский, — это основа доверия ребенка к воспитателю… Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир ребенка». Каждый педагог, работающий в школе, хорошо знает, что особенно сильно реагируют на справедливость или несправедливость педагогов подростки. В школах нередко возникают конфликты между подростками и каким-либо учителем именно из-за того, что этот учитель допустил несправедливость по отношению к ученику-подростку.

Психологи выделяют такое важное личностное качество, как эмпатийная направленность, имея в виду стремление личности глубоко понять другую личность, разделить с ней ее взгляды, мысли, переживания и оказать содействие ей.

Чем лучше понимает и чувствует учитель каждого своего ученика, его мысли, интересы и переживания, чем более способен поставить себя на место ученика, т.е. идентифицировать себя о учеником, и сопереживать с ним, тем скорее появится и укрепится взаимное доверие учителя и учащихся. Такое подлинно гуманистическое понимание одним человеком другого человека не только умом, но и чувствами получило название «эмпатийное понимание».Эмпатийное понимание, как указывается в психологических словарях, это «способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе межличностных отношений»1.

11 стр., 5249 слов

Общение ребенка со сверстниками 3 – 6 (7) лет

... информации в целях наиболее успешного воспитания ребенка, обеспечения его психического здоровья, успешного формирования психических свойств и качеств личности. Общение ребенка со сверстниками В дошкольном возрасте мир ... Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают ...

Эмпатийное понимание — это не просто понимание другого человека, но и стремление эмоционально откликнуться на его мысли, переживания, поведение. «Эмпатия есть аффективное «понимание», т.е. понимание в большей мере чувствами», — пишет психолог Г.М.Андреева.

Проведенными исследованиями (И.М.Юсупов) установлено, что эмпатийная направленность является одним из наиболее профессионально необходимых личностных качеств современного учителя и воспитателя. Это личностное качество тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога, зависит от типа его личности, типа характера, воспитанности нравственных потребностей и чувств, а также от наличия педагогического призвания.

Доказано, студентам педвуза и молодым учителям можно добиться определенных успехов в развитии у себя эмпатии как профессионально-личностного качества путем участия в специальных групповых психологических тренингах (Юсупов).

Исключительно важным профессионально-личностным качеством у современного учителя и воспитателя является общительность, потребность в общении с детьми. Существует две причины, не позволяющие в полной мере и эффективно реализовать воспитательные и образовательные возможности общения, работая с детьми. Во-первых, индивидуальные врожденные особенности – замкнутость, необщительность (меланхолический или флегматический тип темперамента).

Во-вторых, мастерству общения, в том числе и педагогического, надо учиться специально, ибо это сложный процесс.

Как известно, общение людей состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная сторона, предполагающая обмен информацией и переживаниями.

2. Перцептивная сторона, связанная с восприятием людьми друг друга, т.е. с социальным восприятием, и взаимопониманием.

3. Интерактивная сторона, предполагающая взаимодействие людей в процессе совместной деятельности и исполнения тех или иных социальных ролей.

Например, коммуникативная сторона общения предполагает овладение как вербальными, так и невербальными способами общения педагога с учащимися. К числу невербальных способов относятся:

а) эмоциональное общение, б) визуальное общение (визуальный контакт), в) общение с помощью мимики, г) общение с помощью пантомимики (иначе «язык жестов»).

Большую роль в процессе общения играют вокализация голоса, паузы, темп речи, смех.

Все указанные выше способы коммуникативного общения оказываются совершенно необходимыми в процессе передачи учителем различного рода информации школьникам. Скажем, чтобы эмоционально, образно и убедительно изложить материал по теме урока, учитель должен использовать способы не только вербального, но и невербального общения: визуальный контакт, мимику, пантомимику («язык жестов»).

Описание какого-либо события на уроке, например исторического события, или характеристика литературного персонажа всегда окажутся более конкретными и убедительными, если учитель в ходе рассказа будет умело использовать различные жесты: коммуникативные, описательно-изобразительные и модальные, т.е. выражающие отношение учителя к описываемым событиям.

6 стр., 2634 слов

Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения

... одинаковым уровнем подготовки. Только в этом случае учитель сможет оптимально организовать учебный процесс, ориентируясь на соответствующий уровень подготовки детей. Теперь ... " - если формулировка непонятна. Примечание. При решении других задач, касающихся психологического сопровождения образовательного процесса, шкала оценок может быть дополнена отрицательной частью: “ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО” - ответ “-1” ...

Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга и пониманием друг друга. Психологи обнаружили, что в процессе восприятия друг друга у людей нередко формируются ошибочные представления, обусловленные субъективными установками или стереотипными взглядами и оценками, распространенными в данном обществе («эффект ореола», эффект инерционности и т.т. см. факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе).

Подлинно творческий учитель — это учитель, увлеченный своей профессией, преподаваемой им наукой. Важнейшим личностным качеством является стремление к творческому претворению каких-либо общественно значимых целей и идей. Учитель, увлеченный преподаваемой им наукой, творчеством, передает эту увлеченность своим воспитанникам и влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Есть еще одно профессионально важное личностное качество учителя, высоко ценимое и учителями, и школьниками, но не так часто проявляющееся у современных педагогов.Этоумение влиять своими личностными качествами на личность других людей (персонолизация).

Если учитель влияет своей духовностью на духовное развитие учащихся, вносит вклад в это развитие, то учащиеся «принимают» его как личность, и в этом случае достигается духовная общность педагога и его воспитанников.

Для этого, учитель, во-первых, он должен хорошо представлять себе личностные особенности и духовные потребности своих воспитанников. Во-вторых, сам учитель должен быть высокоразвитой в духовном отношении личностью, имеющей собственные взгляды, убеждения, отношения к окружающему, устремленной к большим жизненным целям, идеалам и сумевшей развить свою индивидуальность.

Охарактеризованные выше личностные качества учителя не даются ему от природы в готовом виде. Некоторые из этих качеств вначале имеются у учителя лишь в виде природных задатков, которые затем под влиянием и в процессе профессиональной деятельности развиваются в личностные качества. Необходимо иметь в виду, что раннее проявление отдельных из указанных выше качеств свидетельствует о наличии у тех, у кого они проявляются, педагогического призвания.