Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения психолого-педагогической практики

Йошкар-Ола

 

Цель психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях

Психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях направлена на развитие и совершенствование профессиональных навыков студентов – будущих психологов сферы образования. В ходе практики студенты знакомятся с различными видами психологической работы с детьми дошкольного возраста и овладевают профессиональными навыками и умениями, закрепляя на практике приобретенные теоретические знания по дисциплинам психолого – педагогического цикла.

Цель практики — формирование у студентов целостного представления об организации и функционировании психологической службы и психологического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении.

 

Задачи психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях

 

Психолого-педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях направлена на решение комплекса задач:

 

— ознакомление студентов с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;

— ознакомление студентов с основными направлениями работы и методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в ДОУ.

— формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей дошкольного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;

— формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), а также профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;

— формирование навыков грамотного оформления документации (планы работы, журналы, протоколы психологического обследования, психологические заключения, планы фронтальных и индивидуальных развивающих занятий, и т.д.);

— формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать и обобщать полученную информацию, правильно отражать ее в дневнике практики.

— формирование навыков общения и взаимодействия с детьми, с учетом их возрастных и психологических особенностей;

— развитие профессиональных и личностных качеств практического психолога, формирование профессиональной идентичности.

 

 

Место психолого-педагогической практики в структуре ООП бакалавриата

 

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... и руководитель дошкольного учреждения 2.3 Педагогический совет дошкольного учреждения 3. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников 4. Организация дошкольных учреждений в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы отделения срочной социальной ...

Психолого-педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении занимает важное место в системе подготовки специалиста психолога сферы образования. Практика проходит в пятом семестре третьего курса в течение четырех недель, и предполагает работу на базе дошкольных образовательных учреждений (детских садов).

Для успешного прохождения практики студенты должны освоить основы психолого-педагогических знаний по таким учебным дисциплинам, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5), «Психолого-педагогический практикум» (Б.3.11), «Психология дошкольного возраста» (Б.3.3.1), «Психологическая служба в образовании» (Б.3.8), «Детская практическая психология» (Б.3.10).

 

 

Формы проведения психолого-педагогической практики

Практика проводится в непрерывной форме в течение 4 недель в соответствии с графиком учебного процесса.

Место и время проведения практики

Местом проведения психолого-педагогической практики являются дошкольные образовательные учреждения различных типов.

Практика проводится в 5 семестре 3 курса в течение 4 недель .

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения психолого-педагогической практики

В результате прохождения психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

— способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

Компетенции в педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

— готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);

— способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

 

 

Структура и содержание психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях

Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной/производственной работы на практике,включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный (ознакоми-тельный) этап 1) Знакомство со спецификой организации и функционирования дошкольного образовательного учреждения, с задачами и направлениями деятельности психологической службы в ДОУ. Беседы с руководителем/ заведующей, психологом и другими специалистами ДОУ (методистом, логопедом, воспитателями, и др.).

2) Анализ условий в ДОУ для организации психологической работы с детьми. Изучение графика работы, функциональных обязанностей, направлений в работе педагога-психолога. Ознакомление с комплектом документов, оформлением и оборудованием рабочего кабинета, диагностическими методиками, программами психологической коррекции, и другими материалами. 20 часов

Проверка кален-дарного плана работы практи-канта
Организа-ционный этап 1) Знакомство с планированием (перспективным и календарным) деятельности психолога; знакомство с организацией взаимодействия психолога с педагогами и другими специалистами ДОУ. 2) Наблюдение и анализ процедуры диагностического обследования детей, условий, используемых диагностических методик, заполнения протоколов обследования, составления психологической характеристики на ребенка. 3) Наблюдение и анализ развивающей групповой и индивидуальной работы психолога с детьми. Беседа со специалистом об особенностях развития детей, о причинах существующих проблем в развитии, о направлениях и выборе методов коррекционно – развивающей работы. 4) Оформление дневника практики. 40 часов   Проверка конспектов развива-ющих и воспита-тельных меропри-ятий
Основной этап 1) Составление программы (подбор комплекта методик) психодиагностического обследования дошкольников; самостоятельное проведение диагностики детей (не менее трех человек).

2) Оформление протоколов обследования, наблюдение за детьми в группах, составление психологической характеристики на детей. 3) Разработка конспектов и самостоятельное пробное проведение групповых и индивидуальных развивающих и коррекционных занятий согласно планам и программам педагога-психолога. 4) Помощь психологу в подготовке и оформлении наглядных пособий, материалов для групповых и индивидуальных занятий. 5) Наблюдение и анализ психопрофилактической и консультативной работы специалиста с педагогами и родителями. 6) Изучение и анализ деятельности психолога: работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации. 7) Наблюдение и анализ коррекционно – развивающей групповой и индивидуальной работы психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога). 8) Оформление дневника практиканта. 100 часов

Проверка конспекта зачетного меро-приятия
Заключи-тельный этап 1) Самостоятельное составление программ развивающей работы, направленной на развитие психических процессов, личности детей. 2) Самостоятельное проведение зачетных групповых и индивидуальных занятий (2 групповых и 3 индивидуальных занятия).

3) Посещение и анализ занятий (различных видов работы) других студентов-практикантов. 4) Разработка материалов для психопрофилактической и консультативной работы. Подготовка консультаций для родителей и педагогов. 5) Посещение и анализ зачетных занятий (различных видов работы) других студентов-практикантов. 6) Самостоятельное проведение зачетных мероприятий. 7) Оформление дневника практики. 40 часов  

Проверка дневников практи-кантов
Оценочно-аналити-ческий этап 1) Завершение оформления дневника практики. 2) Оформление отчетной документации по практике, подготовка к итоговой конференции.   16 часов Проверка отчетной докумен-тации с выставлением оценки

 

Конкретизация видов деятельности студента по направлениям работы в период прохождения психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях:

1. Наблюдение за деятельностью педагога-психолога по следующим направлениям и формам работы:

1.1. Психопрофилактика и консультирование (коллектива педагогов, родителей; индивидуальное, групповое).

1.2. Психодиагностика детей разного возраста, в зависимости от типа образовательно – воспитательного учреждения (индивидуальная, групповая).

 

1.3. Коррекционно – развивающая работа с детьми разного возраста (индивидуальная, групповая).

 

2. Анализ документации педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения:

2.1. Перспективный план работы на текущий учебный год.

2.2. План работы на месяц.

2.3. График работы практического психолога.

2.4. Итоговый (годовой) отчет.

2.5. Другая специальная документация (карты индивидуальной работы, протоколы диагностических обследований, психологические характеристики, журнал психологических запросов, журнал психодиагностики, журнал консультаций, коррекционные программы и др.).

 

3. Самостоятельная работа студента в качестве педагога – психолога:

3.1. Консультативно – профилактическая работа с родителями и педагогами образовательного учреждения (лекции и беседы по психолого – педагогической тематике, выступления с сообщениями на родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах).

3.2. Диагностическая работа (групповое и индивидуальное обследование детей).

3.3. Коррекционно – развивающая работа (самостоятельно или в качестве ассистента психолога).

Программа развивающей работы

Титульный лист оформляется также как, и конспект занятия. На следующих листах записывается:

· Цель и задачи развивающей работы;

· Основной метод;

· Сроки развивающей работы;

· Количество участников;

· Частота и количество занятий в неделю;

· Тематический план занятий (название занятия, задачи, краткое содержание, методические приемы);

· Предполагаемые результаты;

· Используемая литература.

 

 

Примерный план беседы с ребенком

 

ФИО ребенка, возраст _____________________________________

 

1. С кем ты живешь?

2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?

3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?

4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?

5. Как ты себя ведешь дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?

6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?

7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?

8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?

9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?

10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?

11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?

12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?

13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?

14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи. В какие компьютерные игры ты играешь?

15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?

16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?

17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?

 

Примерный план беседы с родителями

 

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.

2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.

3. Какой ребенок по счету в семье?

4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

5. Как долго находится в данной группе детского сада?

6. Какие болезни перенес ребенок?

7. Какие травмы перенес ребенок?

8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?

9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10. Единодушны ли все взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?

11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)

12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?

13. С кем чаще капризничает?

14. Кому чаще жалуется на обидчиков?

15. С кем чаще делится своими впечатлениями?

16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?

17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?

18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.

19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?

20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).

21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?

 

 

Психологическое заключение-характеристика

 

 

Фамилия и имя ребенка _________________________________________

 

Возраст ребенка  

 

Дата обследования  

 

Ф.И.О. психолога (практиканта) _____________________________________