Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией

Исторический аспект изучения дизартрии

• Первые научные описания – 1853 г. – нем. невролог Литтль

• Термин введен в 1879 г. Куссмаулем

• Классификации Фрешельса, Гутцмана, М.С. Маргулиса, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко и др.

В одной из первых классификаций речевой патологии (Kussmaul, 1879) все расстройства артикуляции были выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия». Но уже в 1888 г. Gowers подразделил дизартрические расстройства речи на центральную (центральная – принадлежащая большому мозгу, лат cerebrum – головной мозг) и бульбарную (бульбарный– лат. bulbus – луковица, относящаяся к продолговатому мозгу) формы. В дальнейшем не раз делались попытки дать более подробные нейроанатомические классификации дизартрий. Фрешельс (1943) выделил 4 формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную. В 1911 г. Гутцман определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил 2 ее формы – центральную и периферическую.

Большое внимание на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса (1926).

Он отграничил дизартрии от моторной афазии и разделил на бульбарную и церебральную формы (подобно Gowers, 1988).

Маргулис предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках О.В.Правдиной (1969, 1973) – 4 формы: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая); и др. учебниках (5 форм: 4 + мозжечковая).

Большой вклад в изучение дизартрий внесли работы Л.Б. Литвака (1959), Е.Н. Винарской (1965, 1973, 1989 и др.).

Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных (1965).

В 1989 г. в работе “Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга” Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов дают семиотику[5] клинических форм дизартрии. Авторы выделяют следующие формы:

бульбарнуюпсевдобульбарнуюпседобульбарную дизартрию и анартрию у детей

экстрапирамиднуюмозжечковуюкорковуюпостцентральную апраксическую

22 стр., 10507 слов

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 2

... и поражением речевой мускулатуры (Е. М. Ма­стюкова, 1971, 1977). Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших лег­кую асфиксию ... Правдина-Винарская, 1959; Е. М- Мастюкова, 1969, 1971). Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сфе­ры, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах ...

мезенцефальную – диэнцефальную

Материалы для работы по развитию паралигвистических функций.

Методика артикуляционной гимнастики по И.И.Панченко

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.

Пассивные упражнения.

· вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ);

· улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти;

· попеременное растягивание каждой стороны губ с фик­сацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны);

· спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта;

· опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствую­щие мышцы;

· отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «пре­зрения») нажатием на треугольные мышцы;

· надавливание ладонями на щечные мышцы;

· выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесе­нии звука «щ»;

· быстрое смыкание и размыкание губ;

· круговые движения верхней и нижней губы;

· закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.

Активные упражнения.

1. Упражнения для круговой мышцы губ:

• смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты;

• прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней че­люсти;

• размыкание губ при закрытом и открытом рте;

• размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ;

• движение то одного то другого угла губ без смещения их в сторону;

• медленное вытягивание губ и такое же медленное возвраще­ние в состояние покоя;

• мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».

2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение:

• вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, ще­ки надуваются не напряженно);

• набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под дру­гую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая);

• целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их);

• выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фикса­цией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается);

• выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками.

3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы:

• поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица);

• опускание верхней губы вниз и за зубы.

4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы:

• опускание губы вниз — кнаружи;

• введение ее внутрь за зубы;

• выворачивание ее кнаружи.

5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.

6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны.

7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек).

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять не боль, а удовольствие. Левую руку можно ... ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и ... а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на сч ...

8. Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, образо­вание продольных морщин.

9. Упражнения для мышц глаза:

• мигание век;

• обычное и плотное закрывание глаз.

Для тренировки управления подвижностью язычной мускула­туры проводят следующие упражнения.

10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы:

• выдвигание языка вперед (задние пучки);

• втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвига­ния и втягивания языка;

• сокращение всех мышц — придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изо­гнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.

11. Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание языка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны.

12. Упражнения для шилоподъязычной мышцы:

• оттягивание языка вверх — в сторону — назад;

• приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

• оттягивание корня языка назад — вверх;

• растягивание и приподнимание кончика вверх.

Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.

Билет 2

Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

• дизартрия у детей с церебральным параличом

• дизартрия у детей с олигофренией

• дизартрия у детей с гидроцефалией

• дизартрия у детей с задержкой психического

• дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам.

10 стр., 4759 слов

Педагогическая помощь детям с нарушением речи

... Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта. Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого ... языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем. Нарушения звукопроизношения могу проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или заменах. У детей ...

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Материалы для работы по развитию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи

Под фонетическими нарушениями звукопроизношения понимаются случаи искаженного звучания звука (типа картавого « Р») « косметические дефекты».В этих случаях ребенок осознает неправильно произносимый им звук как самостоятельную фонему и не смешивает его с другими звуками.

Подобные дефекты портят лишь устную речь ребенка, но не отражаются на письме. Т.е. не приводят к соответствующим буквенным заменам.

При фонематических нарушениях имеет место полная замена одного звука речи другим ( калтина вместо картина),что говорит о неразличении ребенком двух разных фонем.

В этих случаях дефекты звукопроизношения, если они сохраняются и после пяти лет, носят уже не фонетический характер, а фонологический. Такие дефекты не только затрагивают устную речь ребенка, но в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

В основе длительно сохраняющихся звуковых замен чаще всего лежит нарушение слуховой дифференциации этих звуков.

В специальных исследованиях отечественных ученых, в частности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, А.В. Ястребовой и другие, было доказано, что нарушение речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей (главным образом в речедвигательной или речеслуховой).

Обуславливающей нарушения дифференциации звуков речи. Вследствие этого дети с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова. Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного (четкого) произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении.

Слух, при помощи которого ребенок различает одно слово от другого, называется фонематическим слухом. Развитие его очень важно не только для хорошего понимания слов, но и для правильного произношения их. Поэтому при обучении правильному звуку обязательно поупражнять предварительно слух ребенка, чтобы по слуху он различал смешиваемые слова и звуки (шар—жар, суп—зуб и т.п.).

Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

1. Коррекцию произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

2. Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

3. Методика формирования артикуляционного праксиса. Общие положения.

Этот этап работы необходим для детей с дизартриями, у которых отмечаются замены, пропуски звуков и нарушения в слоговом составе слов. Расстройства артикуляционного праксиса мы констатировали у детей, которые были способны к выполнению ряда губных и язычных дви­жений, необходимых для произнесения желаемого звука, однако делали вместо них другие, более удобные, но со­вершенно неправильные (по месту артикуляции и спосо­бу образования), что полностью заменяло звук.

Частичную артикуляционную апраксию, то есть неуме­ние воспроизвести звук, мы рассматриваем как затрудне­ние в формировании звукоречедвигательной связи при по­тенциальной возможности осуществить нужное движение, несмотря па наличие спастического пареза, гиперкинеза и атаксии.

Частичная артикуляционная апраксия согласных у детей с дизартриями проявлялась при произнесении любой груп­пы звуков — губных, губно-зубных, переднеязычных, зад­ненёбных. Артикуляционная апраксия места образования звука (замена смычных звуков по месту образования) наблю­далась так же часто, как и артикуляционная апраксия зву­ка по способу образования (замена щелевого звука смычным).

Артикуляционная апраксия гласных у детей с анартриями чаще распространялась на все звуки, кроме а и э.

Билет 4