Кейс № 33 Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Механизмы:

Рефлексия – восприятие самого себя.

Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Эффекты стереотипизации:

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффекты последовательности:

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства)

Эффект новизны (новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее).

Эффект роли поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Механизмы:

Внушение также основано на обращении к эмоционально-бессознательной сфере человека, носит вербальный характер, т. е. осуществляется только при помощи слов. Информация, предназначенная для внушения, должна быть краткой, но максимально насыщенной и иметь усиленный экспрессивный момент. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Если же воздействующий (внушающий) не авторитетен для воспринимающего (внушаемого), то внушение обречено на провал. Внушаемость, т. е. степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, у разных людей различна. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

Три основные формы внушения:

1. Внушение при активном состоянии бодрствования человека. Разновидности:

· Эмоциональное;

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

· Поведенческое внушение. Человек оказался в толпе, охваченной страхом. Началась паника. Это состояние в той или иной мере передается человеку, и он через некоторое время начинает вести себя так же, как и все;

· Интеллектуальное внушение. Иногда люди замечают, что они повторяют чьи-то мысли, копируют манеру говорить, перенимают позы, выражение лица, привычки и т. п. других людей, хотя и не ставят перед собой такой цели.

2. Внушение в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности);

3. Гипнотическое внушение.

Убеждение как способ психологического воздействия на людей основано на сознательном обращении к разуму человека, на добровольном принятии им той информации, с помощью которой его пытаются убедить.

Убеждение исключает какое-либо принуждение, психологическое давление.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы, демонстрация.

Тезис –  это мысль, истинность которой нужно доказать. Он должен быть точно, ясно, недвусмысленно сформулирован и обоснован фактами. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана. Она может быть приведена для обоснования истинности (или ложности) тезиса. Демонстрация– это логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.  Доказательства в зависимости от способа ведения, могут быть прямыми, косвенными, индуктивными (основанными на логических умозаключениям от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям) и дедуктивными (основанными на логическом умозаключении от общего к частному, от общих суждений к частным).

Установка – это такое внутренне состояние человека, которое опирается на его опыт и на поведение адекватного реагирования в той или иной ситуации. Установка выступает как готовность к определенному действию или процессу для достижения удовлетворения.

Два типа установок:

Общая установка, возникающая в результате общественных явлений.

Дифференцированная установка возникает в отношении конкретно взятого объекта.

Среди установок так же можно выделить Смысловые установки рассматривают смысл отдельных объектов, каких – либо явлений и готовность реагировать определенным образом. Операционные установки – представляют собой синхронность, последовательность действий и их реализацию посредством привычных средств.  Целевые установки – предусматривают завершенность определенных операций посредством различных действий.

Стереотипы – это, как правило, привычное отношение к определенным поступкам, явлениям, действиям.

Виды стереотипов: Автостереотип. Такой стереотип выкладывает представление о человеке, как о самом себе.  Гетеростереотип. Такой стереотип образует представление о других народах, о других культурах, о другом слое населения.  Поведенческий стереотип. Он представляет собой определенное поведение того или иного народа, в зависимости от их обычаев, материальных ценностей и культуры. Стереотип сознания. Он представляет собой идеальное представление, которое входит в представление о жизни.

5 стр., 2397 слов

Механизмы психологического влияния. Внушение и убеждение

... подобными внушениями. Следующим механизмом направленного влияния является убеждение. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение ...

Благодаря стереотипам проводится адекватное оценивание ситуации и адекватное прогнозирование. Установки и стереотипы тесно связаны между собой. Зависит это, прежде всего от того, что стереотип является составляющей частью установки. Установка формирует поведение человека, а стереотип в свою очередь формирует данное поведение в сознании.

Описание Учителя начальных классов в Бостоне узнали от исследователей, что по результатам тестирования некоторые из их учеников необычайно способны. Учителей убедили, что эти особенные ученики были «интеллектуальными бутонами, которые покажут выдающиеся результаты во время учебного года». На самом деле имена этих учеников с якобы скрытыми способностями были выбраны наугад. Однако к концу того учебного года 30% этих детей прибавили в среднем по 22 пункта при определении их коэффициента интеллекта! Почти у всех из них IQ вырос не менее чем на 10 пунктов. Этот прирост интеллектуальных способностей оказался существенно больше того, что был у их одноклассников из контрольной группы, которые начинали с таким же IQ.

1.Как вы думаете, в связи с чем, ученики, которых учителя считали обладателями выдающихся способностей, показали более высокие результаты?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Большие ожидания увеличивают производительность.

Педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, «чей потенциал высок», они чаще улыбаются и одобрительно кивают им. Учителя могут также и учить в первую очередь своих «способных учеников», ставить перед ними более серьезные цели, чаще вызывать их и предоставлять им больше времени для обдумывания ответов.

2.Какие выводы о психологических механизмах педагогического общения можно сделать на основании этого эксперимента?

На основе эксперимента можно отметить использование убеждения в качестве психологического механизма педагогического общения.

Механизм убеждения предполагает воздействие на сознание партнера по общению посредством логичности и последовательности доводов. Убеждение основано на логическом упорядочивании фактов и следствий, логически правильном построении выводов. Целью убеждения выступает формирование или изменение взглядов и отношений собеседника. Убеждению чуждо принуждение и давление.

3. Как педагогу следует психологически грамотно организовывать общение с ребенком?

Важно точно ориентировать общение на аудиторию или на конкретного учащегося, предвидеть реакции класса и отдельных учащихся, конкретизировать учебно-воспитательную информацию по ходу общения, приспосабливая ее к меняющимся ситуациям педагогического процесса, учитывать индивидуальные особенности личности учащихся.

Необходимо избегать стереотипных негативных установок к отдельным учащимся (преимущественно к «плохим»).

Педагог при общении с «плохим» учащимся не всегда осознает, что:

· Он дает «плохому» учащемуся меньше времени на ответ, чем «хорошему», т.е. не дает ему подумать.

2 стр., 955 слов

ОК Психология учителя

... учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за разверты­ванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время следит за деятельностью учащихся. ... используемых психологом для исправ­ления недостатков в психологии или поведении физически здорового человека. Психокоррекционные ... подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки ...

· Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.

· Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.

· В то же время он чаще ругает «плохого» учащегося за неверный ответ; соответственно реже хвалит за правильный.

· Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.

· Реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему» учащемуся; реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на практическом занятии.

Педагог должен выявить слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с учебной группой (аудиторией), представить ощущения учащихся от прошедшей встречи и спланировать систему предстоящего общения с ними с учетом необходимых корректив.

Для того чтобы процесс общения с учащимися протекал более эффективно и соответствовал тем постоянным изменениям, которые происходят в их психических состояниях, педагогу можно порекомендовать следующее:

· Быть внимательным к любому партнеру по общению;

· Развивать коммуникативную память (необходимо помнить тональность общения с группой (аудиторией) или отдельным учащимся, к которой они привыкают);

· Развивать собственную наблюдательность в общении с учащимися;

· Стремиться всегда предвосхитить реакцию собеседника в ответ на содержание или форму обращения;

· Уметь анализировать внешнее поведение учащихся: позы, жесты, мимику, экспрессию;

· В процессе общения думать о тех, с кем общаетесь.

 

Рекомендуемая литература:   1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г.. (с.263.Социальная психология личности).

 2. Социальная психология учебное пособие / Отвред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование») (с.146.Психология межличностного познания).