ОК Психология учителя

1

ТЕМА. Психология личности учителя

Вопросы:

  1. Психологические проблемы взаимоотношений учителя и учащихся
  2. Психологические требования к личности педагога.
  3. Индивидуальный стиль деятельности педагога.
  4. Виды стилей деятельности педагога.
  5. Общие и специальные способности педагога.
  6. Самосовершенствование педагогической деятельности:
  • организация психологического самообразования педагога
  • саморегуляция и психокоррекция в профессиональной деятельности педагога
  1. Психологические проблемы взаимоотношений учителя и учащихся

Результаты исследования (опрос школьников): Какой учитель настоящий ?:

Варианты ответов учащихся

К-во уч-ся в %

1

35

2

Хорошо знает предмет и любит его

20

3

Спокойный, не кричит, умеет себя сдерживать

10

4

10

5

7

6

6

7

Следит за своим внешним видом

5

8

4

Выявлена зависимость: возраст школьников – отношение к учителю:

Начальная школа Средние классы Старшие классы

Выводы:

  • Школьники тяготеют к личности учителя
  • Эмоциональная связь возникает у каждого третьего школьника в 6-7 классе. !
  • Для школьников очень важно:
  • Любимого учителя дети склонны идеализировать;
  • Наблюдается характерная особенность (особенно в старших классах) – ;
  • Отметки учителя на протяжении всей жизни остаются стрессовым фактором
  • Во взаимоотношениях учитель-ученик существует проблема социальной дистанции

2. Психологические требования к личности педагога.

главные

второстепенные

Главные и второстепенные требования относятся к пси­хологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспи­тания детей. Они могут быть:

устойчивые

изменчивые

Эти все качества в сово­купности составляют индивидуальность педагога.

3. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Психологический портрет (=псих. индивидуальность) педагога составляют:

  • Индивидуальные качества человека: задатки, темперамент и т.д.
  • Личностные качества.
  • Коммуникативные качества.
  • Статусно-позиционные качества
  • Деятельностный компонент или профессионально-предметный.
  • Внешне поведенческие показатели

Основные признаки индивидуального стиля педагогической де­ятельности:

  • в характере реакций на те или иные педагогические си­туации;
  • в темпераменте;
  • в выборе методов обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  • в реагировании на действия и поступки детей;
  • в манере поведения;
  • в предпочтении тех или иных видов поощрений и нака­заний;
  • в применении средств психолого-педагогического воздей­ствия на детей.

!!Индивидуальный стиль обеспечивает различную реализацию одинаковых целей и задач у разных педагогов

4. Виды стилей деятельности педагога.

Стиль деятельности — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Имеет

содержательные ха­рактеристики стиля:

динамические характеристики стиля:

результативность

ЭИС ЭМС РИС РМС

5. Общие и специальные способности педагога.

Способности – это индивидуальные свойства личности, которые являются условием успешного развития выполнения деятельности.

Способности делятся на общие и специальные способ­ности.

Дидактические способности — способность пе­редавать учебный материал.

Академические способности — способности, к со­ответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).

Перцептивные способности — способности про­никать во внутренний мир ученика, воспитанника, пси­хологическая наблюдательность

Речевые способности — способности ясно и чет­ко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности — это способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и способности правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности — это эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета

Коммуникативные способности — способности познавать человека

Педагогическое воображение (или прогностичес­кие способности)

Способность к распределению внимания — опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за разверты­ванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время следит за деятельностью учащихся.

6. Самосовершенствование педагогической деятельности:

  • организация психологического самообразования педагога:
  • саморегуляция и психокоррекция в профессиональной деятельности педагога

Саморегуляция — способность управлять соб­ственными психическими состояниями и поведением.

Необходимость саморегуляции обусловлена:

Психологические основы саморегуляции включают:

уп­равление познавательными процессами:

управление личностью

Саморегуляция свя­зана с волей и внутренней речью:

Саморегуляция восприятия предполагает постановку задачи восприятия

Управление вниманием — произвольное внимание управляется при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес.

Саморегуляция памя­ти (запомина­ние и воспроизведение) основана на различных способах представлений, ассоциирования, мысленной обработки.

Саморегуляция мышления связана с его продуктивностью – выработкой определенной дисциплины мышления:

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном воле­вом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправ­ления недостатков в психологии или поведении физически здорового человека.

Психокоррекционные методы личностно ориентированной психотерапии:

Цели:

1. Эмоциональное раскрепо­щение человека.

2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними.

3. Самораскрытие челове­ка, его самоактуализация как личности.

4. Выработка и закрепле­ние у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения.

5. Активное включение человека в обществен­ную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые фор­мы.

  • Т-группы (социально-психологический тренинг);
  • груп­пы встреч;
  • гештальтгруппы;
  • группы психодрамы; групповые формы
  • группы телес­ной терапии;
  • группы тренинга умений.

Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, взаимодействие строится по определенным правилам.

Таким образом,

участие в Т-группах может помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше пони­мать своих коллег и родителей.

Группы встреч полезны для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения уровня их само­сознания и развития личности.

Гештальттерапия индивидуальная педагогическая работа с детьми и повышение ее эффективности.

Пси­ходрамы с успехом можно использовать соответствующие зна­ния для разнообразия занятий, повышения их воспитательной отдачи.

Аутотренинг — система упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физи­ческих состояний (релакса­ции или тонизирования)

Последовательность: релакса­ция – представление – самовнушение.

Результат: + работоспособность, настроение, самочувствие, рациональное использование своих сил, распределение их во времени, мобилизация энергии