Гуманистическая психология
Идеальная самость — это «то представление о себе, каким человек более всего хотел бы быть, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как и самость, это подвижная, изменяющаяся структура, постоянно подверженная переопределению. То, в какой мере самость отличается от идеальной самости,— один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каков человек на самом деле, а не таким, каким он хотел бы быть,— признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, : сдача позиций — это способ быть ближе к реальности, — к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека,— одно из препятствий для развития человека.
Реальная самость — источник непосредственного интереса и прилива энергии, «источник усилия и внимания, из которого исходят приказы воли», способность желать и надеяться; это та наша часть, которая хочет расти, развиваться, осуществиться. Оно выдает «спонтанные реакции» на наши чувства или мысли, «приветствуя их или возражая им, одобряя или отказываясь от них, устремляясь к ним или от них, говоря им «да» или «нет»“.
Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Экзистенциональность — это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире. Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны. Он понимает, что может умереть, но не жалеет об этом. Все события вокруг себя он воспринимает с этой позиции, философски относится к любым коллизиям. Он как бы находится не на планете Земля, а в каком-то параллельном мире. Как правило, такое состояние возникает у человека в минуты смертельной опасности, т.е. практически перед лицом своей гибели. Эти чувства — кратковременны. Не каждый человек способен их испытывать. Хотя, может и каждый, но я думаю, что только тот, который способен глубоко абстрагироваться от реальности повседневной жизни.
Человек в информационном мире
... наук. Какова "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, средством производства ...
Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.
Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 30-х гг. Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, который «понимает» пациента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирективную терапию», то есть он позволял своим пациетам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называют, как «Клиент центрированная терапия Роджерса», чтобы подчеркнуть роль клиента.
Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, что человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. Реальность, окружающий мир существуют для Рождерса только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.
Самость, для Роджерса — это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Идеальная самость — это представление о себе, как об идеале. Истиная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта.
Клиент центрированная терапия Роджерса, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.
Социальные отношения. Основное в учении Рождерса — это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.
Семья — одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
2) выражение чувств — речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
3) неприятие специфических ролей — Роджерс учит супружескую пару «жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
4) способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.
Гуманистические теории Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса
... сущность понятия конгруэнтности личности в теории К. Роджерса. 1. Понятие гуманистической психологии 1.1 Возникновение ... в классической психоаналитической теории, например, креативность, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ... исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не ...
Терапия, центрированная на клиенте. Основные положения нового подхода в клиент центрированной терапии Роджерса, сводятся к следующему.
1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.
4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.
Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Рождерса»): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.
Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим» или «странным» это не казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, говорит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, — это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.
Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, каторый стремится наклеить диагностический ярлык на клинта, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.
Об эмпатии нельзя сообщить: «Я понимаю» или: «Я знаю, что вы сейчас чувствуете». Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией).
Отражение показывает, что терапевт активно слушает, а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эмпатическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.
Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.
Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
В своей ранней книге «Консультации и психотерапия» К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:
1) клиент приходит за помощью;
2) определяется ситуация;
3) поощрение свободного выражения;
4) советующий принимает и проясняет;
5) постепенное выражение позитивных чувств;
6) обнаружение позитивных импульсов;
7) появление инсайта;
8) прояснение выбора;
9) позитивные действия;
10) возрастание инсайта;
11) растущая независимость;
12) уменьшающаяся потребность в помощи.
Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.
Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. «Ключи к исцелению, — писал Рождерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».
Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, психотерапевт должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.
Такое отношение (терапевт-клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.
Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.
Рождерс использует слово «клиент» вместо традиционного «пациент». Пациент — это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент — тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.
Психология Абрахама Маслоу.
Особенность гуманистической психологии А.Маслоу (1908-1970) состоит в том, что в современном обществе он видит две культуры: одна образуется людьми, склонными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни общества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям. А.Маслоу конструирует в своих исследованиях модель идеальной культуры (эупсихия), позволяющей людям раскрыть их потенциальные возможности. Идеальную культуру создают люди особого склада, основная черта которых — стремление к самоусовершенствованию, самоактуализации. Человек должен стать тем, кем он может быть, — главный принцип создания нового общества.
Особенности изучения культуры и модель будущего А.Маслоу
А.Маслоу анализировал такие менее исследованные культурные феномены, как творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, высшие ценности бытия и экстатические состояния в форме высших переживаний.
Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...
... культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый ... говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному ...
Явления сознания, сознательный опыт, переживания сознания, поиски человеком смысла существования и ценностей бытия стали сферой исследований А.Маслоу. В свете теории мотивации А.Маслоу исследовал науку, религию, управление (менеджмент) и организацию производства, обучение, психотерапию, медицину в целом.
В поле зрения Маслоу оказалась относительно новая для науки область: экстатические состояния человека как в религиозных ритуалах, так и в повседневной жизни. А.Маслоу по-новому видит соотношение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями «метапотребности» и «метапатология». Метапотребности — это стремление к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонности, самоактуализации. «Их подавление порождает определенный тип патологии, — пишет А.Маслоу, — которой я дал название метапатологии. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям»(1).
Таким образом, А.Маслоу наряду с традиционными типами патологии (психозы и неврозы) выявляет еще один, специфический, близкий к неврозам тип. «Люди, которых мы называем больными, — это люди, которые не являются тем, кто они есть, люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком»(2). Наиболее существенный вопрос, волновавший А.Маслоу во всех направлениях его исследований, — проблема духовного мира человека, бытийных ценностей, которые и составляют его высшую природу.
Он много размышлял о непреходящей ценности человека с его чувствами, переживаниями, умениями видеть и творить красоту. Он не отделял эмоции от разума и считал невозможным существование одного без другого, был убежден, что человек не должен быть ни куклой, ни машиной, ни рабом, ни господином, а должен иметь право на свое уникальное «я».
Фундаментальную роль в своей концепции А.Маслоу отводил анализу отчуждения человека от человека и различным способам его преодоления, разнообразным аспектам коммуникации в современном индустриальном обществе.
По А.Маслоу, существуют два типа людей: способные к высшим переживаниям и неспособные. Первоначально он считал, что люди, не испытывающие высших переживаний, не способны их воспринимать. Но после дальнейших исследований Маслоу изменил свое мнение и стал использовать термин «человек, не имеющий высших переживаний», не по отношению к индивиду, который не может воспринимать такое психологическое состояние, а к тем людям, которые боятся подобных состояний, сопротивляются им и отрицают их, отворачиваются от них или забывают их. Одна из главных черт характера людей такого типа — отрицание эмоций, страх потери контроля над ними. А.Маслоу сравнивал отношения между человеком, испытывающим высшие переживания, и не испытывающим таковых, с «отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией».
А.Маслоу полагал, что в современном обществе важной задачей является установление контакта, коммуникации между двумя выделенными типами людей. Он понимал, что решить подобную задачу не под силу организованной религии ввиду ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней занимают люди рациональные, не испытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.
Становление психологии религии как науки
... Прежде всего в том, что религия рассматривалась функционально, в общем контексте существования человека, как одно из нес ходимых ... том, что в психологическом исследовании пытались использовать приемы других наук — математики, физики, биологии, — которые не ставились под ... ли позволят оценить его как биологическое в современном смысле: стремление рассматривать объекты с точки зрения их генезиса, ...
Затруднено выполнение этой задачи и для человека, глубоко переживающего, поскольку «каждый индивид имеет свою собственную религию, развиваемую в соответствии со своим собственным озарением, открывающим его личные мифы, символы и ритуалы… не имеющие значения ни для кого другого»(3). Индивидуальная религия не способствует коммуникации и не решает проблему сосуществования двух указанных типов людей.
А.Маслоу поднимал вопрос о понимании людей друг другом, об улучшении коммуникации между индивидами внутри общности и между различными культурами: как достичь понимания между «Мы» и «Они» и как добиться того, чтобы «Они» воспринимались лишь как «другие», а не как «чужие»? По мнению ученого, для этого необходимо преодолеть эмоционально-психологические барьеры, отчуждение человека от человека и одной этнокультурной общности от другой. Понимание друг друга на рациональном уровне (разум) неразделимо с общением на эмоционально-чувственном (добро и красота).
Частичное преодоление разобщенности А.Маслоу видел в различных неформальных объединениях, лишенных бюрократической структуры. Но главное, по его мнению, заключается в переустройстве общества. Он был полностью солидарен с Э.Фроммом в том, что необходимо превратить «бюрократически управляемый индустриализм… в гуманистический индустриализм, при котором социальное устройство подчинено целям развития человека и всех его способностей, в том числе способности любить и мыслить».
В таком обществе важную роль должна играть гуманистическая религия, идеология, объединяющая людей, культ Добра, Истины и Красоты, которые заменят религии и квазирелигии современности. А.Маслоу разработал модель идеального, «хорошего общества» — красивого и гармоничного объединения людей. Существенными чертами такого общества являются высокий уровень безопасности и возможность для человека максимально развивать свои способности, реализовать свое «Я».
Можно по-разному оценивать модель будущего А. Маслоу. По мнению одних, это наивно-утопический проект светлого будущего, и в чем-то они правы. Но можно и нужно оценивать идеальную модель Маслоу в свете возможных реальных преобразований. Ведь главный предмет его исследований — действительно существующие самоактуализирующиеся личности. Вероятно, наивным кажется и утверждение Маслоу о том, что достаточно 8% людей такого типа для гуманистического преобразования общности, в которой они живут.
В современном обществе люди связаны друг с другом множеством сложнейших взаимодействий. Поэтому совершенной утопией было бы считать, что этот мир можно кардинально изменить путем быстрых радикальных мер. Это лишь приведет к катастрофе. В то же время при ближайшем рассмотрении концепция А.Маслоу оказывается более конструктивной, чем другие общефилософские построения, имеющие общесоциологический статус.
Иерархия потребностей А.Маслоу
Гуманистическая концепция А.Маслоу — это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой — живой, развивающиеся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Маслоу полагал, что его концепция — «философия природы человека», новый взгляд на человека, «новая общая понимающая философия жизни», приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье образованию, религии и т. д.
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
Иерархия основных потребностей человека, предложенная Маслоу была впервые опубликована в журнале «Психологическое обозрение» в 1943 г. Американский психолог выделял пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические; безопасности и самосохранения общения и любви; самоутверждения и признания; самоактуализации.
Потребности одновременно являются и целями человека т. с они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда к т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом.
Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу счиуал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей — патологией. «Кто сказал, — спрашивал Маслоу, — что недостаток любви менее важен, чем недостаток витаминов?» При этом психолог-гуманист подчеркивал, что любовь — это не синоним секса. Секс он относит к физиологическим потребностям, сексуальное поведение подчинено любви и привязанности как наиболее развитым формам взаимодействия людей. Проявлением потребностей этого же типа является необходимость общения человека с другими людьми, без которого он не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно.
Все люди стремятся к самоутверждению, признанию. А.Маслоу подразделял этот уровень потребностей на два вида: желание самоутвердиться, достичь в выбранной области деятельности свободы и независимости; стремление к достижению престижа, признания в глазах окружающих.
Наконец, высшей потребностью А.Маслоу считал самоактуализацию — желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. «Это не только конечное состояние, нр и процесс актуализации своих возможностей». Это потребность в труд для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд — радость». Самоактуализация — это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то что человек хочет сделать… Человек всегда хочет быть… настолько хорошим, насколько он может быть»(4).
Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания — способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя — «мгновения экстаза, которые нельзя купить…».
Проблемы, сформулированные А.Маслоу и его последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях — стали предметом оазносторонних исследований психологической антропологии, нейро-биологии, биохимии, космической психологии и других наук в последующие годы.
Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание
... первых, на том, чтобы существовала самостоятельная наука для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки ... жизни Вундт считал создание «психологии народов» (Volkerpsychologie). Он считает главным объектом этнопсихологии не только культурное состояние, язык, мифологию, религию и нравы, но также искусство и науку, ...
Сюда относятся и проблемы внушения, исследования возможностей народной медицины, способностей человека контролировать процессы, пооисходящие в его организме, т.е. такие, которые стали предметом не только науки, но массового интереса в конце 80 — начале 90-х годов за рубежом и в нашей стране. Не случайно в наш век сверхстрессов и перенапряжений, нервных срывов значительную и стабилизирующую роль играет психотерапия. Различные формы групповой психотерапии, разработанные в гуманистической психологии, в основном выполняют две функции — развивают способности человека, не нашедшие применения в рамках трудового процесса, и снимают стресс, вызванный темпом развития индустриального общества.
Влияние теории мотиваций А.Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.
Тем самым охватываются различные аспекты функционирования человека в единстве его души и телА.А.Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. Гуманистический подход подчеркивал важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, в формировании интереса к знаниям, в развитии творческих способностей, необходимость неавторитарного подхода к способам преподавания.
Истинное обучение, полагает Маслоу, должно научить видеть, слышать и создавать красоту духа и природы. «Одна из целей образования — научить тому, что жизнь красива». В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания.
Естественным продолжением и логичным дополнением представляется применение принципов теории А.Маслоу к управлению и организации производства. Это получило отражение как в фундаментальных исследованиях по теории управления, так и в практической деятельности ряда ведуущих фирм США, таких, как «Кодак», «Леви Страусс» и других, стремлящихся максимально использовать потенциальные способности работнииков. По мнению ряда ученых, в том числе автора послесловия к кницге «Мотивация и личность» Р.Коха, теория Маслоу во многом стала фундаментом для концепции экономического развития Японии в 70-80-е годы.
Значение гуманистического подхода к человеку
Гуманистический подход к человеку, разработанный америвканским ученым и его коллегами, оказывал и оказывает влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления и др.
По мнениню А.Маслоу, для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека непригодна позитивистски ориентированная наука. Он отвергаал «эмпирический-позитивистский-бихевиористский» подход к внутреннему миру ввиду исключения духовных ценностей человеческого бытия из сферы рассмотрения наукой и декларирования вопросов, связанных с ними, бессмысленными. Другими словами, А.Маслоу выступал против науки, освобожденной от человеческого содержания, а также и против организованной религии, монополизировавшей духовную жизнь. Он был уверен, что следует отбросить «старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали». Позитивистская наука игнорировала так называемые религиозные проблемы, объявляя их несуществующими для науки.
Философия о жизни смерти и смысле жизни
... смерти.Современная материалистическая наука, которая до последнего времени упрямо признавала лишь видимый физический мир, топталась на тех же позициях. Целью жизни объявлялся сам человек, а смыслом жизни вся доступная человеку полнота ... по учению материалистов, бессильна, и будто бы побеждена, ибо если человек искал цель и смысл жизни в каждом мгновении своего бытия, то смерть ему, якобы, нипочм, ...
А.Маслоу был убежден, что ответы религии на вопросы о смысле жизни, о духовных ценностях наука отвергала справедливо, но сами вопросы отбросить было нельзя. Позитивисты не желали видеть за религиозной оболочкой земное, человеческое содержание проблем, ими затрагиваемым. Маслоу же стремился освободить духовные ценности от религиозных наслоений и раскрывал роль позитивистской науки, которая своим индифферентизмом в значительной степени оказывает поддержку религии.
Изменить такое положение можно, согласно А. Маслоу, лишь добившись перемен в науке, прежде всего в областях, связанных с изучением человека. Эти изменения должны касаться общего подхода к анализу предмета науки и самого предмета. Им должен быть целостный и особенный человек, развивающийся в определенной культуре. Исследовать его необходимо в рамках холистического интеграционного подхода.
Другим важнейшим аспектом трансформации науки должно быть включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т. п. Религия также должна была стать предметом анализа трансформированной науки, в данном случае гуманистической психологии или философии. Эту задачу А.Маслоу решил в одной из своих наиболее популярных книг «Религии, ценности и высшие переживания» (1964).
Ее основная направленность — против бюрократически организованной религии, навязывающей индивиду догматический окостенелый взгляд на мир и человека.
«Организованная религия, церкви, — писал Маслоу, — окончательно могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания, — это основной тезис моей книги». Свою задачу американский психолог видел в доказательстве того, что «духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей». Иными словами, религиозные чувства и ценности — частный случай светских, а не наоборот(5).
Отвергая организованную религию, А.Маслоу сосредоточивал внимание на религии индивида, на специфических переживаниях верующего с его личностными оттенками. Строго говоря, индивидуальная религия может быть совокупностью ценностных этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности. Сущность религии, по Маслоу, нечто свойственное всем вероучениям: религиозность как таковая, основным моментом которой является «личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка». В религии, таким образом, заключается лишь один из типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.
Итак, концепция А.Маслоу представляет собой определенную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности человека. В работах А.Маслоу и в последующих исследованиях вечные философские вопросы ставятся несколько по-новому: как соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля), его влияние на тело (организм) человека, как понимание коммуникации людей, их общения друг с другом.
Логотерапия Виктора Франкла.
В. Франкл – яркий представитель экзистенционального направления в психологии личности.
Экзистенция (существование) – необходимость найти смысл.Экзистенциальная терапия – помочь найти смысл. Логотерапия— -«логос» ( в пер. с греч.) – «смысл», «дух».
В. Франкл находился под вдлиянием идей З.Фрейда и А. Адлера. На него повлияли воззрения экзтистенциальных философов, таких как Хайдегер, Ясперс. Франкл сам стремился найти смысл в собственном существовании. Франкл имел степень доктора медицины, работал невропатологом и психиатром в еврейской больнице в Вене. Во время великой отечественной войны пребывал в нацистских контрационных лагерях (Освенцим, Дахау), где и научился находить смысл в своих страданиях. В. Франкл цитирует Ницше: «Тот, кому есть для чего жить, может перенести любое как». После войны стал профессором, президентом Австрийской ассоциации медицинского общества. Написал более 30 книг.
Главный девиз его: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни».
Основные положения его концепции
Термин «экзистенциальный» В.Франкл использует в трех значениях:
1) Специфический способ бытия человека
2) Смысл существования
3) Стремление найти смысл в личном существовании.
Главное побуждение человека – его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Смысл жизни – духовное измерение бытия человека. Смысл уникален для каждого человека. Стремление к смыслу включает в себя сознательную деятельность и установление контакта с бессознательным, глубинным центром человеческого духа. Люди должны сознавать личную ответственность с учётом уникального смысла их жизни, за свои действия в определённых жизненных ситуациях.
Человеческая свобода – это «свобода для» принятия на себя ответственности за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой. Стремление к смыслу – фундаментальная мотивационныя сила в людях.
Источники смысла жизни для человека:
Работа – главная область, где люди могут выходить за пределы самих себя, смысл в творчестве.
Любовь – умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказать ему помощь в реализации.
Страдание – люди выбирают как им отвечать на страдание.
Прошлое – ничего из прошлого не потеряно для человека.
Сверхсмысл – он может быть постигнут с помощью веры. А не с помощью интеллектуальных средств. Вера в бога и высший смысл жизни.
Основные способы, с помощью которых люди находят смысл:
— Что-то давать жизни (ценности творчества)
— Что-то брать от жизни (ценности переживания)
— Занимать определённую позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить (ценности отношения).
Активное включение человека в поток жизни, поможет ему обрести смысл существования .
Если человек страдает от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности жизни, он потерял или не нашёл смысл своей жизни. Такое состояние человека, В.Франкл назвал термином «экзистенциальный вакуум».
Причины возникновения «экзистенциального вакуума»:
1) люди не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм, делая то, что делают другие, и чего от них хотят другие;
2) человека скорее считают, что он как совокупность влечений, механизмов психологической защиты, чем способный принимать решения индивид (рассмотрение людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ);
3) разрушение представлений о ценностях и традициях.
Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум,
включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недостаточного большого внимания самореализации. Экзистенциальный вакуум может привести к развитию невроза.
Ещё один термин «экзистенциальная фрустрация» — это апатия, скука, тревога, отчаяние, когда возникает напряжение на пути стремления человека к смыслу.
Цель психотерапевтической работы с пациентом в логотерапии – помочь человеку достичь максимальной сосредоточенности на жизненных задачах, осознать ответственность за свою жизнь.
В логотерапии используются следующие методы работы:
● анализ сновидений;
● постановка перед клиентов вопросов о смысле жизни;
● выявление смысла через сократический диалог
● предложение человеку смысла жизни;
● породоксальная интенция ( намеренно сделать то, чего человек сам боится);
● дерефлексия 9отвлечение внимания и переориентирование на другую сферу деятельности);
● оказание помощи клиентам в осознании важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла.