Роль труда в возникновении сознания.
Решающими факторами в возникновении человека, становлении и развитии его сознания является труд, членораздельная речь и общение.
Разработка трудовой теории формирования человека принадлежит Ф. Энгельсу, ее основные положения изложены в его произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
История становления человека и формирование его сознания насчитывает сотни тысяч лет. Она началась с изготовления и использования первобытным человеком простейших орудий труда и постоянно развивалась в процессе усложнения труда и общения людей. Человек взаимодействовала с предметами природы, узнавала их свойства, сравнивала, выделяла общее, существенное, необходимое. Это способствовало развитию мозга как органа сознания. Вел начал совершенствоваться вслед за развитием руки как органа труда. Именно рука как «воспринимающий» орган, непосредственно касается вещей, давала поучительные уроки не только мозга, но и другим органам чувств, например, зрительные. Рука, активно действовала, учила голову думать, прежде чем стала орудием исполнения воли головы, которая заранее планирует практические действия.
В процессе развития трудовой деятельности, прежде всего, совершенствование руки, обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем начинать дело, она уже могла представить и ее результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Итак, ключ к разгадке происхождения сознания заключается в труде. Сначала было дело. Обивая лезвие своей каменного топора, человек в то же время оттачивала «лезвие» своих умственных способностей.
Работа всегда была и остается общественной. Первобытные люди должны были совместно добывать средства к существованию, защищаться от врагов, бороться со стихийными силами природы. Эти обстоятельства обусловили потребность в общении, ее реализация привела возникновения членораздельной речи.
Историческое развитие человеческого сознания
Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного ...
... себя, абстрагируясь от нашего социального окружения, не вступая с ним в контакты. Сознание человека связано с переживаниями, образами и мыслями, которые ... "Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание" (Санкт-Петербург, 2009г.); " Инновационные процессы в дошкольном образовании г. Новосибирска. Опыт, проблемы, перспективы" (Новосибирск, 2008); "Коммуникативная педагогика: ...
Сознание человека не сразу стала такой, какой она есть сейчас, а одолела долгий путь своего общественно-исторического развития.
Первые люди, выделились из животного мира, мало еще отличались от своих предков-животных, их сознание было ограниченным. Она представляла собой осознание человеком его ближайшего природной среды и своего ограниченного связи с другими людьми. Человек чувствовал себя беспомощным перед природой.
Сознание первобытного человека была еще в значительной степени стадный характер.
Уровень сознания предопределял низкий уровень развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни человека, такой была и его сознание.
С развитием способов добывания людьми средств к существованию, способов производства материальных достижений развивалась и их сознание. Стремясь удовлетворить свои потребности, которые возникали в результате изменений условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий труда, которыми они пользовались сотни тысяч лет, до бронзовых и железных орудий.
Рядом с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а дальше ремесленничество; от ремесленничества люди перешли к машинному производству и т. д.
А изменение орудий труда обусловила осложнения человеческих взаимоотношений, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представлял собой и результат, и нужную предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.
Историческое развитие человеческого сознания был и возможно из-за того, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные достояния.
Каждое новое поколение начинает свою жизнедеятельность по усвоению результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. Для осуществления связи человеческих поколений большое значение имеет:
а) передачи самих орудий труда, созданной людьми техники и созданных с ее помощью материальных ценностей;
б) передача средствами языка человеческого опыта (в процессе обучения и воспитания), результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.
Благодаря этому становится возможным исторический прогресс человечества и развития человеческого сознания.
На протяжении всей истории человечество своим трудом создавало новые условия своего существования. В то же время люди и сами менялись. Обстоятельства в такой же степени творили людей, как люди создавали эти обстоятельства. Чем больше люди узнавали окружающий мир и совершенствовали орудия своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами.
Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную действительность, в расширении мировоззрения людей. Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развились и ее формы, приобретя того разнообразия и тех специфических особенностей, характерных для современных людей.
В течение истории развились непосредственные чувственные формы отражения человеком мира. Становится более совершенным человеческое зрение, особенно его способность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать различные их признаки, отмечать красоту их форм и пропорций, отличает зрение человека от зрения животного.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Орел, летая над облаками, видит свою добычу в траве. Человек не способен замечать такие отдаленные в пространстве объекты, но она видит то, чего не видит орел, она усовершенствовала свое зрение через технику и искусство. Преимущества и зрения оказываются в вдумчивом восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел необычайную утонченность, которая является результатом речевого общения с другими людьми, возникновения и развития песенной, музыкального творчества.
Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла такого совершенства, что смогла, будто волшебной силой, вызвать к жизни шедевры изобразительного искусства.
Качественных изменений претерпели и другие формы чувственного познания мира человеком.
Обогащение содержания психики человека — это и развитие новых, чисто человеческих видов и форм памяти, которые заключаются в опосредованном языке произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда привела к развитию у человека способностей превращать ее в образы, представлять предметы, за выполнением которых она работает.
Развились формы человеческого мышления, неразрывно связаны с развитием речи, с ее богатым словарем и развитой грамматическим строем. Возникли предпосылки для умственной деятельности человека, давали ей возможность применять ее результаты в практической деятельности, подбирать наиболее целесообразные способы действия, планировать действия, предвидеть их не только ближайшие, но и дальние результаты.
В процессе труда и на ее почве у человека возникала новая цель и мотивы деятельности, формировались различные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и другие потребности и интересы. Развились новые виды деятельности людей, в том числе умственная, духовная и другая деятельность.
С развитием жизни людей обогатились и их эмоции, чувства.
Сформировались чисто человеческие чувства, обусловленные различными видами человеческой деятельности, формой их общественных отношений. Возникновение новых видов деятельности человека способствовало развитию самых разнообразных его способностей. Во время работы эти способности не только оказывались, но и формировались. Известно, что все способности, отличающие человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.
Покоряя природу, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и руководствоваться этим осознанием в своей деятельности. Познавая окружающую природу и других людей, она узнавала себя саму. Историческое развитие сознания человека был одновременно и развитием ее самосознания.
Сознание человека определяет его общественное бытие.
Поэтому правильно понять сущность сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.
Сознание человека имеет общие черты, присущие ей на всех ступенях развития. В то же время она приобретает свои конкретно-исторических особенностей на каждом его степени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.
Так, одни черты были присущи человеку первобытнообщинного типа общественности, когда человечество противостояло природе совместно, когда основные средства производства и его продукты были общественной собственностью.
А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...
... практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность. Сознание есть продукт тех особых. общественных отношений, в которые вступают люди и которые реализуются посредством их мозга, ... изменение самой формы психического отражения реальности: возникает сознание - рефлексия своей деятельности, самого себя. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не ...
Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.
Историческое развитие сознания происходит последовательно, с изменением человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным продолжение развития человеческого рода, его истории, которая состоит из многочисленных историй развития отдельных людей каждого нового поколения.
В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.
Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, наследственные предпосылки, которые являются исходными для индивидуального развития, и, во-вторых, изменение тех общественных условий, в которых происходит это развитие.
Человек рождается с наследственными, врожденными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях ее существования. Она живет и действует в обществе, в нем получает определенное воспитание и образование. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные достижения, созданные предыдущими поколениями людей, она сама формируется как сознательная личность.
Сознание и его структура
Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.
Основными характеристиками сознания являются:
отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит «Я» и «не Я»), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию ;
самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, «человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;
обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...
Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.
Сознание — это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.
Например, сознание сохраняет то, что является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.
Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.
Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.
Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других такого качества не усматривается. Поэтому можно говорить о различном уровне самосознания не только у разных людей, а и у одного человека, который зависит от глубины и выразительности того отражения объективной действительности, которое направляется деятельностью.
О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.
Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.
Хождение, речь, письмо, чтение, подсчет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизации, освобождая сознание для дальнейшего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизация относительная. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях неосознанное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субъективные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения, патологические явления типа галлюцинаций, грез.
Несознательные проявления в психике человека несравнимы с животной психикой, поскольку они, как и сознание, детерминированные общественными условиями существования человека, выступают как частичное или недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Существуют различные объяснения проявлений бессознательного. Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие «Я» и «Оно», для разрешения которых предложил учитывать законы их функционирования.
В основу системы, которая отвечает сознанию «Я», заложен принцип реальности, проявления «Оно» обусловленного принципом удовольствия. Действия «Я» соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике; «Оно» руководствуется субъективными потребностями биологического и аффективного характера.
Между «Я» и «Оно» нет резкой границы. «Я» стремится содействовать влиянию внешнего мира на «Оно», изменить принцип удовольствия, которым руководствуется «Оно», принцип реальности. Для психической деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и наоборот.
Примером перехода сознательного в бессознательное является сон. Различают три разновидности сна: суточный сон, лишение которого приводит к разрушению нервных клеток, сон, который возникает под действием однородного раздражителя (например, во время монотонной лекции), и сон-привычка.
Сон — это особое состояние коры головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями.
Биотоки мозга во время сна не исчезают, но увеличивается их амплитуда и уменьшается частота. Сон наступает тогда, когда высшие отделы центральной нервной системы (кора) и даже средний мозг тормозятся. Сон выполняет чрезвычайно важную охранную функцию — предотвращение истощения. Во сне люди видят сновидения.
Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или менее ярких представлений.
Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Поэтому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых ранее впечатления, которые соединяются между собой в различные, даже фантастические или абсурдные связи. М. И. Сеченов образно определил сновидения как небывалые комбинации бывалых впечатлений.
Внешние раздражители включаются в сновидение, не нарушая сна. Например, если в доме жарко, может присниться лето.
Мозг работает и во сне и известны случаи открытий в этом состоянии (Д. И. Менделеев открыл периодическую систему, Кепуле — формулу бензола, Вольтер написал вариант «Генриады»).
Но, конечно, эти открытия — не случайность, а результат долгой, напряженной предыдущей работы мозга.
Во время сна действуют так называемые «сторожевые пункты» — незаторможенные или малозаторможенные отделы коры головного мозга, которые находятся в состоянии активности. Через них осуществляется связь с внешним миром.
Нервные клетки сторожевых пунктов тормозятся не полностью, а находятся в так называемой парадоксальной фазе, в которой они более чувствительны к слабым раздражителям, чем к сильным. У животных тоже есть «сторожевые пункты». Благодаря им, например, летучие мыши спят вниз головой и не падают.
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... «я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 3. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность в результате ...
Интересно то, что нет никакого соответствия между продолжительностью событий, которые разворачиваются во сне и длительностью самого сна. За несколько секунд можно увидеть долгий сон и наоборот.
Человек издавна стремился выяснить значение сновидений. Свидетельством тому являются разнообразные сонники (один из его вариантов — «Толкование сновидений известного старца Мартына Задеки» упоминается А. Пушкиным в «Евгений Онегин»).
Конечно, толкования, которые даются в сонниках, примитивные, но в то же время содержание сновидений нередко дает психологам, психотерапевтам, психоневрологам ценный материал о человеке, его состоянии, потребностях, проблемах. Анализ характера сновидений помогает врачу понять причину нервного заболевания, выявить психическую травму.
Прослеживается связь между уровнем интеллекта, культурой, эрудицией, творческой одаренностью человека и способностью его мозга проецировать на экран сна не только то, что познано, но и фрагменты будущего. Сновидения, в которых люди переживают во всех деталях часть своего будущего, называют перед когнитивными.
Человек может заснуть также через внушение или самовнушение (гипнотический сон).
Состояние глубокого гипнотического сна, во время которого человек выполняет различные несознательные движения, называют сомнамбулизмом. В связи с определенными отклонениями в работе мозга человек может спать очень долго (даже десятки лет).
Такой сон называют летаргическим.
Переход от сна до активного бодрствования — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и подсознательного.
Бессознательное проявление в поведении человека и психических процессах
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.
Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
Сознание и деятельность
... но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность — это активный, ... австрийского психиатра В. Райха, который вслед за З. Фрейдом биологизирует бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо. Наиболее видный представитель неофрейдизма - ...
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.
Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности
... чувства и волю. В структуре сознания выделяют три условных составляющих: 1) чувственное ... к тому, что он отражает. Сознание – это единый процесс отражения действительности, включающий в себя все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, ...
Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США).
Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относится к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:
1) психики в фило- и онтогенезе;
2) процессы познавательных отношений;
3) личности и межличностных отношений.
Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.
Как зарождается бессознательное? – этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что – ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.
Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антогонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.
Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.
Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает Сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.