СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с отставанием интеллектуального развития 5
1.2. Проблемы обучения дошкольников с отставанием интеллектуального развития 19
1.3. Основные принципы обучения 25
1.4. Методы обучения 39
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 51
2.1.Учебная деятельность, её значение и место в работе с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития 51
2.2. Уровни развития учебной деятельности 53
2.2.1. Обучение письму 54
2.2.2. Обучение решению некоторых видов простых задач 56
2.3. Особенности учебной деятельности дошкольников с отставанием интеллектуального развития и пути её нормализации 65
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ VIII ВИДА 73
3.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике готовности к обучению в школе VIII вида 73
3.2.Цели, задачи и актуальность исследования интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида 76
3.3. Ход исследования и анализ результатов 78
3.4. Выводы по исследованию и рекомендации, направленные на развитие мышления 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список литературы 90
Приложение №1. 94
Приложение №2 96
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:
• Значимостью процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида для всей их дальнейшей жизнедеятельности.
• Недостаточным рассмотрением вопроса о коррекционно – педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида в современной психолого – педагогической литературе.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида.
Психолого-педагогические основы детской музыкальной деятельности
... его познания. Именно по этой причине для сенсорного развития ребёнка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др. ... Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель ...
Задачи данной дипломной работы:
1. Произвести литературный обзор специфики коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.
2. Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно – педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.
3. Провести экспериментальное исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.
Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида и в проведении практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида..
Основная цель нашего исследования — выявление уровня готовности мышления дошкольника к обучению в школе VIII вида.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: степень готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида будет существенно выше, чем у детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.
В своей экспериментальной части мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по данной тематике.
2. Подбор методик.
3. Разработка рекомендаций, направленных на развитие мышления необходимого для успешного усвоения учебного материала в специальной школе.
Объектом исследования явились дети подготовительной группы в детском саде VIII вида.
Предмет исследования – различие между степенью готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида и детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.
Методы исследования:
обзорно-аналитический.
математико-статистический.
тестирование.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности олигофренопедагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.
Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения.
Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы……..
Список литературы
1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГОПУ, 1997.
2. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. — М: АПН СССР, 1985г.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1993.
4. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. В. В.Воронкова. -М., 1998.
5. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, — 1994 г., — №8.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... виды. Адаптация к школе .2 Особенности детей с задержкой психического развития .3 Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Школьная дезадаптация . Организация и направления работы с детьми с трудностями в обучении ...
6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, — 1995, — №8.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.
9. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками интеллектуального развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.
10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5.
11. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.
12. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13
13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000.
14. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
15. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.-М., 1996.
16. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. -М., 2001
17. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10.
18. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
19. Замский X. С. История олигофренопедагогики. — М., 2002
20. Замский X. С. Интеллектуально отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е.К.Грачевой. — М., 1995.
21. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).
22. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. — М., 1998.
23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.
24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 1998.
25. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, под ред. Данилкина, Л., 1974 г.
26. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях, Л., 1985 г.
27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М, Знание, 1987г.
28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.
30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), ... Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском ...
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М., 2003.
32. Леонтьев А.Н. Принципы интеллектуального развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. — М., 1997.
33. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов. — М., 1993.
34. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.
35. Особенности интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. — М, «Педагогика», 1988г.
36. Особенности интеллектуального развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 2003
37. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. — М., 1999.
38. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
39. Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.
40. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. — М., 2001
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании — М, «Владос», 1995г.
42. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8.
43. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5.
44. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. — М., 1998
45. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3.
46. Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. -М., 1999.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования — К., Освита, 1992.
48. Школы для интеллектуально отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Власовой, Ж. И. Шиф. — М., 1993.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М., 2001.