ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. В младших классах школы только начинается целенаправленное обучение человека, учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Для детей младшего школьного возраста ведущей является игровая деятельность. Вместе с тем систематическое усвоение знаний на уроках закладывает основу овладения элементами учебной деятельности, которая постепенно вытесняет игровую. Смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой помогают дидактические игры. Они дают возможность педагогу осуществлять обучение, развитие умственных способностей, формирование положительных качеств личности и положительных взаимоотношений детей в доступной и притягательной для них игровой форме. На необходимость использования игры в работе с младшими школьниками в свое время неоднократно указывала Н. К. Крупская. «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая подход к деятельности методами взрослого человека.», писала она в 1923 году. Игра делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. [13, с. 207]
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. [14, с. 7]
Всё вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы: «Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических упражнений».
Объектом исследования является игровая деятельность школьников при проведении орфографических упражнений на уроке русского языка.
Предмет исследования — игры и занимательные упражнения как одна из форм организации познавательной деятельности при проведении орфографических упражнений на уроках русского языка.
Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного ...
... детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если: -психологические игры и упражнения будут проводиться поэтапно; 1 этап. Обучение подростков ... подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений 2.1. Определение уровня агрессивного поведения детей подросткового возраста(констатирующий этап ...
Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при проведении орфографических упражнений на уроке русского языка. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Изучить состояние практики использования игр и занимательных упражнений при проведении орфографических упражнений на уроках русского языка в современной школе.
3. Подобрать игры и занимательные упражнения, которые могут успешно использоваться при проведении орфографических упражнений на уроках русского языка.
ГЛАВА I. Использование занимательности в учебном процессе начальной школы.
1.1 Определение понятия «занимательность», его роль в учебном процессе начальной школы
Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
Именно вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства, возбуждения интереса, часто сам интерес воспринимается учителями в качестве внешнего стимула, т.е. многими учителями отождествляются познавательный интерес как внутреннее состояние личности и занимательность как внешний стимул, способствующий его пробуждению. [10, с. 6]
Многие педагоги и психологи относят занимательность не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству предметов и явлений. В отличие от интереса, который является и средством повышения качества обучения, и целью педагогического процесса занимательность — лишь средство повышения качества обучения и сама по себе не является целью.
Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.
Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и как средство популяризации научных знаний, способствует
· с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными),
· с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.
1.2 Сущность и функции игры и игровой деятельности
Еще философ Платон считал игры основным принципом воспитания и образования, сочетая их с физическими упражнениями и занятиями философией.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая ...
... дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве ... игры еще больше возрастает. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, ...
Известно высказывание писателя М. Горького: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Педагог В.А. Сухомлинский добавлял в 1970-е годы: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Самое распространенное мнение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий. Именно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры». [12, С. 10 — 11].
«В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями денного действия… это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…». [3, С. 303-304].
Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С. Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «…Уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы… Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил». [1, с. 108]
Подчиняя всё поведение известным условным правилам, игра первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. [1, с. 112]
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. [1, с. 113]
Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков;
развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
коммуникативная функция — объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов;
релаксационная функция — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
Ролевая игра в социальном обучении
... социальном обучении приобретают игровые методы, которые включают ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются ... созидание материальных и духовных ценностей, основанное на самодетерминации. Именно деятельность обеспечивает переход от статики размышлений и переживаний к процессу ...
воспитательная функция — психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций и другие функции.
1.3 Использование дидактических игр в начальной школе
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника. [13, с. 157]
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. В основе развивающихся потребностей младшего школьника лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. [15, с. 123]
Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.
Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы — ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами).
Дидактические игры — более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия. [9, с. 5]
Главное значение дидактических игр в следующем:
· значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
· каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
· активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
· развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Во время игры ученик — полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное — не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса.
Таким образом, дидактическая игра
1. выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей;
2. предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры;
3. такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.
Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.
Дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.
Главное значение этих дидактических игр в следующем:
· Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
· Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
· Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
· Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
дидактический игра рифмовка словарный
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование занимательных упражнений на уроках русского языка
Поиски наиболее оптимальных форм обучения русскому языку ведутся постоянно. Методика проведения уроков с элементами занимательности — одна из таких форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогающих им уяснить сущность языкового материала, воспитывающих интерес к нему.
Обратившись непосредственно к опыту использования занимательности учителями русского языка, можно привести примеры практического использования элементов занимательности на уроках в начальной школе.
При повторении изученного учитель задает учащимся вопросы-шутки:
1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)
2. Что стоит посередине окрестности? (Буква т.)
3. Что находится в начале отрезка? (Буква о.)
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.
Загадки — распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто используются загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.
При изучении темы «Сложные имена существительные» используют загадки для словарных диктантов.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель).
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ». (Пылесос).
Можно проводить игру «Семафор» [5]. Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, учитель поднимает карточку с зеленым кружком. «Семафор» открыт, можно продолжать движение (т.е. писать дальше); в случае ошибки показывают карточку с красным кружочком: «семафор» закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается.
Помогают разнообразить работу над орфографическими правилами на уроках и ребусы. Например:
Расшифруй пословицу. Объясни написание слов.
(На словах густо, а в голове пусто.)
Можно предложить ребятам разгадать головоломки.
Например:
Замени цифра соответствующими буквами и прочитай русскую народную пословицу: 7 4 3 8 10 5 13 9 6 5 11 5 7 1 2 12 1 9 7 4 7 1 14 11 4 9 7 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
е |
и |
ч |
а |
о |
т |
н |
у |
с |
ж |
р |
в |
й |
к |
|
(На чужой стороне и весна не красна.)
Очень любят ученики начальных классов разгадывать кроссворды. Можно предложить ребятам тематические кроссворды:
Безударные гласные в корне слов
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
8 |
9 |
10 |
|||||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
||||||||||
15 |
16 |
||||||||||||
По горизонтали:
1. На глазах — по колесу и сиделка на носу.
3. Площадь круглая, площадь важная, между ухом и ртом раскинулась.
5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.
7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. Мы пошли искать их днём: ищем-ищем — не найдём.
9. Ходит — бродит среди льдин птица важная…
11. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
13. Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач. на вкус, как сахар, сладок, на вид похож, на мяч.
15. Течет, течет — не вытечет. Бежит, бежит — не выбежит.
По вертикали:
2. Мы день идём, мы ночь идём, но никуда мы не уйдём.
4. Ею траву косят, и девчата носят.
6. Рыжая птичница пришла в курятник наводить порядок.
7. Ягоды — красненькие, листья — рябенькие.
8. Вот магазин. Не для красы прилавок, а на нём …
10. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова.
12. Одна сестрица, всю жизнь другую обгоняет, а обогнать не может.
14. Что олень на голове носит?
16. Птица длинноклювая дом на крыше свила, счастье с собой привела.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
8 |
|||||||||||||
7 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
3 |
4 |
||||||||||||
2 |
|||||||||||||
1 |
|||||||||||||
По вертикали:
1. Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, остренькие зубки, глазки черненькие, хвосты тоненькие, сидят в норке, грызут корки.
4. Черные змейки, желтые шейки ползут, извиваются, мышками питаются.
6. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, нам картошку варил.
7. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
8. Нос — как хобот у слона, на спине — рука одна. Мы с плиты его снимаем, угощает всех он чаем.
По горизонтали:
1. Что за чудо-бегуны одинаковой длины? По снегам к березке тянут две полоски.
3. Без ног, а стоит, огород сторожит, рукавами машет, с ветром пляшет.
5. До чего ж она легка, легче крыльев мотылька. Бросишь — вновь вернется, дунешь — унесется.
2.2 Использование дидактических игр при изучении орфографии
Через дидактические игры дети последовательно знакомятся с основными языковыми понятиями: звуками речи и их обозначением на письме, составом слова и правописанием морфем, предложением, словосочетанием и текстом. Игры помогают в простой и доступной форме довести до учащихся начальной школы сложные языковые понятия.
Для развития орфографической зоркости можно использовать следующие игры.
При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне».
Сквозная буква
Учитель и ученики договариваются, какую букву считать сквозной, т. е. стоящей на определенном месте. Например, сквозная буква е должна стоять на втором месте: река
Найди родственное слово
На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение «вода»; вторая команда — слова с корнем, имеющим значение «водить». Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.
Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласная
К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Учитель называет два сочетания. Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию, выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради:
Раск…лоть дрова — раск…лить железо.
Разр…дить посевы — разр…дить ружье.
Скр…петь дверью — скр…пить листы.
Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок. Цель данной игры — закрепить навык проверки безударных гласных.
Помоги Незнайке.
Дети разбиваются на 3 команды по 5 человек. На доске написаны три столбика слов с безударными гласными.
Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных: каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную, написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.
Игру можно выполнить в форме эстафеты:
моря-… старик-…
дома-…
столы-…
коса-…
роса-…
гора-…
шкафы-…
стена-…
река-…
дела-…
дворы-…
сестра-…
слеза-…
перо-…
Быстрый ответ.
Класс делится на 2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в корне.
Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает ответ проверочным словом, например: «Конец, пишем О , кончить». В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим количеством штрафных очков: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, тяжелый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, стерпеть, платить, косить, денек, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, терпеть, смотреть, просить, грозить, спешить, смешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти, везти, вести, спасти.
Что пропущено?
3 команды по 3 человека. На доске записано начало сказки про козла.
Вставит пропущенные гласные в слова. Сначала работу выполняет 1-я команда. Каждый игрок вставляет одну пропущенную гласную и называет проверочное слово. Затем по три гласные с объяснением вставляют члены двух других команд.
Как у нас-то к…зел,
как у нас-то с…дой,
что за умница был,
сам и по воду х…дил,
сам и кашу в…рил,
деда с бабкой к…рмил.
Попр…сился к…з…лок
у бабушки во лесок:
— Пусти в поле, во лесок,
на единый на ч…сок.
Семь в…лков я убью,
тебе шубу сошью.
Различай на слух.
Участвуют 3 человека. Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами. Класс оценивает работу игроков.
1. Мама простыни стирала и на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала, дочка кошку поласкала.
2. Гири брат мой поднимает, свою силу развивает.
А на крыше мой флажок развевает ветерок.
3. К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
При изучении темы «Правописание парных звонких и глухих согласных».
Почтальон
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.
огород |
парк |
море |
школа |
столовая |
зоопарк |
|
гря-ки реди-ка морко-ка тра-ка |
доро- ки бере-ки ли-ки ду-ки |
пло-цы ло-ки остро-ки ры-ки |
тетра-ка кни-ки обло-ки промока-ка |
сли-ки хле-цы пиро-ки голу-цы |
кле-ка кали-ка марты-ка реше-ка |
|
Задания:
1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2. Составить предложения, используя данные слова.
При изучении темы «Правописание большой буквы в словах».
Клички
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
При изучении любой темы.
Выбери три слова.
(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I |
рыбка |
вьюга |
чулок |
II |
подъезд |
склад |
ворона |
|
дубки |
варенье |
чучело |
подъем |
град |
ворота |
|||
гриб |
ручьи |
чум |
съемка |
клад |
воробей |
|||
Я начну, а ты продолжи
Эта игра полезна для общего развития. Она опирается на материал для внеклассного чтения. Учитель начинает читать известные учащимся стихотворения, а они по очереди продолжают их. В тетрадях записываются слова с определенной орфограммой. Отвечающий говорит правило, приводит примеры. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.
Шифровальщики
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Указанными играми нельзя злоупотреблять. Разумеется, нужно помнить, что это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В работе приходится использовать различные методы и приемы.
2.3 Дидактические игры-рифмовки
Большое место среди дидактических игр занимают рифмовки. Их можно использовать для первичного знакомства с новыми языковыми явлениями, хорового чтения, письма по памяти, для обогащения словаря учащихся трудными в написании словами. Некоторые рифмовки и стихи включены в игры в качестве исходного лингвистического материала. В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их делят на четыре группы:
· рифмовки — «запоминалки»,
· рифмовки — «тренажеры»,
· рифмовки — «контролеры»,
· «орфографические пятиминутки»,
Рифмовки — «запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания.«Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений.
Вот пример одной из «запоминалок»:
Сочетания ЩА и ЧА
в слове пища и свеча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой А писать,
потому что ЧА и ЩА
пишут только с буквой А.
Рифмовки — «тренажеры» используются для чтения и письма (в начале преимущественно для чтения) орфографически-насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Например:
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка,
поросенок Хрюша
и бычок Гаврюша-
все их клички до одной
пишут с буквы прописной!
Рифмовки-«контролеры» — служат средством контроля и самоконтроля для учеников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений:
Все обдумай, не спеши,
а потом уже пиши:
(Ча\чя)йка, е(жы\жи)ки, чи(жы\жи),
да(ча\чя), (щу\щю)ка, камы(шы\ши).
Знаешь, как писать? Теперь,
так ли думаешь, проверь:
Чайка, ежики, чижи,
дача, щука, камыши.
Всё написал ты правильно?
Молодец! Усвоил правило!
Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая настраивает детей на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как нужно писать предложенные слова.
Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет детей за работу.
«Орфографические пятиминутки» выполняются, как правило, по завершении букварного периода, во втором полугодии. Проводятся они устно в виде соревнования — кто больше орфограмм найдет:
Жимолость, ландыши, щука, часы,
чудо, машина, огонь, камыши,
девочка Ира и мальчик Илья —
сколько здесь правил нашли вы, друзья?
При выполнении этого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость первоклассников.
Итак, для работы с рифмованными упражнениями, содержащими грамматико-орфографический материал, характерны следующие общие особенности:
— преимущественно устное выполнение упражнений;
— включение орфографического проговаривания на уроках чтения и письма, обязательное послоговое прочитывание трудных в орфографическом отношении слов;
— визуальное предъявление этих упражнений на первых порах обучения, т.е., как правило, работа от буквы к звуку.
В дальнейшем работа с рифмовками может быть продолжена. Главная особенность ее заключается в том, что орфографически-насыщенные рифмованные упражнения становятся как бы фоном для более сложной грамматической работы учащихся.
Так по той же самой рифмовке:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
кружи, дружи, служи, спеши —
запомни слоги ЖИ и ШИ.
Можно рекомендовать следующие задания:
— поставить имена существительные в единственном числе, определив род, понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;
— выписать в один столбик существительные, а в другой глаголы;
— поставить глаголы, данные в рифмовке, в неопределенной форме;
— придумать с этими глаголами предложения, поставив их в третьем единственного числа;
— подобрать пословицы с данными глаголами и т.д.
Из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий к таким простым упражнениям практически безграничны.
Таким образом, дидактические игры, рифмовки помогают учителю оживить уроки русского языка, способствуют развитию элементов творчества и самостоятельности.
2.4 Игры для запоминания словарных слов
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены программой и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык». Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Чтобы разрешить их, учитель должен поставить перед собой такие вопросы: в чем состоят задачи словарной работы в начальных классах, и каковы источники этой работы? Одной из первостепенных задач является обогащение и уточнение словаря школьника.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Сделать работу интересной, занимательной, а значит, запоминающейся — одна из задач учителя на уроке. Ее решение сделает работу более продуктивной.
Существует много способов запоминания слов и мы хотим остановиться на более эффективных, они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу более интересной и привлекательной.
Цепочка слов
Учитель называет первое словарное слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6—8 слов. Предложивший слово комментирует его. Например: берёза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Из каких слов выпали гласные?
Д..Р..ВН..
П..РТР..Т
М..Л..Т..К
С..Л..М
К..НЬК..
Т..Л..Ф..Н
Догадайся, что за слово
..О..О(НА)
..О..О(КА)
..О..О (КО)
..О..О(ВА)
..О..О(МА)Угадай слово
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог словарного слова.
Учащиеся записывают слово полностью: го(род), го(рох), го(ризонт) и т. д.
И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся додумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
Ребята восстанавливают слова: ..суда, ..рёза, ..сква и др.
Волшебные домики
Играют две команды.
На доске в два столбика записаны словарные слова с пропущенными буквами:
лаг.рь т.традь
к..стёр с.рень
р..бина св..бода
ул..ца с.бака
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово.
Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.
Собери олово
Из слогов собрать слова и записать их:
пус, ка, та; роз, мо; же, им, нер; тор, трак и др.
Кто быстрее?
Вариант 1. За 3—4 минуты нужно вспомнить и записать словарные слова на заданную тему: «Одежда», «Птицы», «Овощи» и др.
Побеждает тот, кто быстрее запишет наибольшее количество слов.
Вариант 2. Как можно быстрее составить максимальное число словарных слов из букв, записанных на доске:
л, е, ь, с, и, а, я, р, г, о, т
Замени одним словом
* Надпись на конверте с указанием места назначения письма и получателя. (Адрес)
* Самое веселое время в течение учебного года. (Каникулы)
* Тот, кто едет на каком-нибудь виде транспорта, не являясь его водителем. (Пассажир)
* Самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (Автомобиль)
* Таблица или книжка с перечнем всех дней года. (Календарь)
* Единица веса, 1000 грамм. (Килограмм)
* Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции. (Вокзал)
* Помещение, приспособленное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (Вагон)
* Крупное морское судно. (Корабль)
Мы рифмуем
Учитель называет последний слог слова, который нужно зарифмовать используя словарные слова.
Биль-биль-биль— быстро мчит АВТОМОБИЛЬ.
Лет-лет-лет — я купил себе БИЛЕТ.
Гаж-гаж-гаж — сдали в камеру БАГАЖ.
Бей-бей-бей — скачет шустрый ВОРОБЕЙ. И т. д.
Кто самый внимательный?
1. Петя с вечера собирается в школу. Что он положит в свой портфель? Запишите только словарные слова. (Тетрадь, пенал, карандаш, завтрак.)
2. Таня пошла в огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, морковь, помидор.)
3. Выпишите только те слова, которые являются словарными.
Суббота, спасибо, трава, сапожник, здравствуйте, льдинка, солома, одежда, молоток, сапоги, росинка.
4. Допишите к словам однокоренные прилагательные, существительные и фамилии. (Слова записываются в столбик.)
КОРОВА— коровья, коровушка, Коровин.
МОРОЗ — морозный, морозец, Морозов.
РЯБИНА — рябиновая, рябинушка, рябинка, Рябинин.
Кто больше запомнит слов
На доске записано 8—10 слов с непроверяемым написанием. Дети читают их «орфографически» вслух хором, затем — самостоятельно. Слова закрываются, ученики записывают их в тетрадь. Затем написание слов проверяется по записям на доске. Выигрывает тот, кто правильно записал большее количество слов. Какое слово пропало? На доске записаны слова, дети их внимательно читают и запоминают. По команде ученики закрывают глаза, а учитель убирает одно из слое Дети определяют, какое слово пропало, и записывают его. И так до последнего слова. Побеждает тот, КТО без ошибок записал все слова.
Хвостоглав
Перед гобою в столбике слова, Хвост одного — другому голова Слова сумейте точно прочитать, Словарные словечки — записать.
Например:
Газетара (газета, тара)
Нотарелка(нота, тарелка)
Дереворона(дерево, ворона)
Распутай слово
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (Берёза, карандаш, молоко, собака.)
Шифровка
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается по буквам в столбик. На каждую букву этого слова дети вспоминают ранее изученные словарные слова.
3 — завод
А — адрес
В — вдруг
Т — товарищ
Р — расстояние
А — автобус
Разумеется, прежде чем предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы они смогут подобрать словарные слова.
Составь слово
На доске записаны слова. Из первых слогов этих слов нужно составить новое слово и записать его в тетрадь.
Машина, лисица, народ. (Малина)
Ветер, семя, лопата. (Весело)
Колос, рота, ваза. (Корова)
Полсловечка за тобой
Один ученик диктует первый слог слова с непроверяемым написанием. Сосед должен закончить слово, диктуя другую половину. Тот, кто замешкался, выбывает из игры. Записывают 6—8 слов.
Найди слово.
Вычеркните буквы, которых нет в русском алфавите. Какие слова у вас получились?
S П W N И H I Z F Г F B G И L I H S
W I Э Y S K V U P F Y A I N H L
A S Z Б P U I И S N K W I V O V C S
N C W И E F K Y I T I S A K W Л D Ь S
К P U Z О V К L I О N Д И W Л S
G W X I Y O F I 3 LYЯ V Й K U Z A U
B E W T U E F P R И H S A U P N
V Т W I Р O D Л Л G Е V Й Р Б I У С S
W Y Э D V K И U П G A V Ж S Z
Т W I АY S Р Е Z Л N K U F R A
К W G А S F С Т R Р U Ю Z Л S Я
Кроссворды
1 |
||||||||||||
2 |
3 |
|||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
8 |
|||||||||||
9 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
1. Куст (дерево) с жёлтыми или белыми цветами. (Акация.)
2. Одна тысяча граммов. (Килограмм.)
3. Синоним слова занимательный. (Интересный.)
4. Конь — шахматная… (фигура).
5. Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нём задачник, тетрадь и… (пенал).
6. Струя воды, выбрасываемая вверх под напором. (Фонтан.)
7. Театральное представление. (Спектакль.)
8. Комната для занятий в школе. (Класс.)
9. Сладкое кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика. (Конфета.)
10. Искусственный водоём для плавания. (Бассейн.)
1 |
Б |
|||||||||||||
2 |
И |
|||||||||||||
3 |
Б |
|||||||||||||
4 |
Л |
|||||||||||||
5 |
И |
|||||||||||||
6 |
О |
|||||||||||||
7 |
Т |
|||||||||||||
8 |
Е |
|||||||||||||
9 |
К |
|||||||||||||
10 |
А |
|||||||||||||
1. Южный фрукт с крупной косточкой. (Абрикос.)
2. Команда корабля, самолёта. (Экипаж.)
3. Макака. (Обезьяна.)
4. Вид городского транспорта. (Троллейбус.)
5. Глава завода. (Директор.)
6. На ней пекут блины. (Сковорода.)
7. Блюдо из свёклы, капусты, лука, огурцов, картофеля. (Винегрет.)
8. Сумчатое животное. (Кенгуру.)
9. Столовая посуда для первых и вторых блюд. (Тарелка.)
10. Спортивное сооружение. (Стадион.)
1 |
П |
|||||||||||||
2 |
О |
|||||||||||||
3 |
Ч |
|||||||||||||
4 |
Т |
|||||||||||||
5 |
А |
|||||||||||||
6 |
Л |
|||||||||||||
7 |
Ь |
|||||||||||||
8 |
О |
|||||||||||||
9 |
Н |
|||||||||||||
1. Изделие из теста с начинкой. (Пирог.)
2 То же, что страна, республика. (Государство.)
Отмечать день рождения — хороший… (обычаи).
Врач для животных. (Ветеринар.)
На нём играют в футбол. (Стадион.)
Плод дерева, румяный и сладкий. (Яблоко.)
Макака, шимпанзе, горилла. (Обезьяны.)
Напиток из сухофруктов. (Компот.)
Починка автомобиля. (Ремонт.)
1 |
||||||||||
2 |
3 |
|||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
||||||||||
Сосуд для супа. (Тарелка.)
Певчая птица. (Иволга.)
Собирание грибов — это тихая… (охота).
Застёжка в виде твёрдого кружка. (Пуговица.)
Отвар из мяса, рыбы, грибов. (Бульон.)
Углубление в земле с крутыми склонами и узким дном. (Овраг.)
Вскипевшая вода. (Кипяток.)
Все воды Земли. (Океан.)
Кто быстрее покорит вершину?
ст…дион |
||||||||
т…ннис |
||||||||
р…монт |
||||||||
…бычай |
ф…гура |
|||||||
к…мпот |
…враг |
|||||||
буль…н |
ябл…ко |
|||||||
эк…паж |
п…рог |
|||||||
ив..лга |
к…нгуру |
|||||||
х…зяйка |
||||||||
…сфальт |
||||||||
с…лдат |
||||||||
Расчёска
Класс делится на 2 или 3 команды. Затем на доске пишется длинное слово 2 или 3 раза (одно для каждой команды), оставляя интервалы между буквами больше, чем обычно. Например: ХОРОШО ХОРОШО ХОРОШО
Первый член каждой команды выбегает и пишет слово внизу. Слово должно начинаться с одной из букв, которая входит в слово «хорошо». То же самое делает номер 2, затем номер 3 и т.д. Все они пишут по одному слову.
Например, после того как выбежали четвертые номера из каждой команды, на доске должна появиться следующая запись:
Х О Р О Ш О Х О Р О Ш О
А К Е Н А Г И К У Н А Б
Л Н К А Р У Р Е К И П Е
А О А Ф Р У А А К Д
Т Е Р Н А
Ц Г
Засчитывается одно очко за каждую букву в каждом правильно написанном слове. Даётся дополнительно 3 или 5 очков первой команде, чтобы закончить их «расчёску», при условии, что они не потратят на это много времени. Они тратят много времени, потому что пытаются копировать «расчёски» товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Положительное отношение к русскому языку — это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка и формы их проведения. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное — огромный эффект: дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку.
Возраст от 6 до 8 лет в психоанализе называется латентным периодом. В этот период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Игры и занимательные упражнения помогают заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский, под ред. В. В. Давыдова. — Москва: АСТ Астрель Хранитель, 2008 — 671с.
2. Агафонов, В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова / В. В. Агафонов Изд. 2-е., перераб., доп. — Москва: Ювента, 2004 64 с.
3. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры: Избранные психологические произведения в 2-х томах / А. Н. Леонтьев. Москва: Просвещение, 2003. — Том 1 — 392 с,
4. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие / сост. Т.В.Губанова, Е.А. Нивина. — Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технологического университета, 2007. — 80 с.
5. Минскин, Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя / Е. М. Минскин. — 2-е изд., дораб. — Москва: Просвещение, 1987. — 192 с.
6. Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах: Пособие для учителей / Н. Н. Ушаков. — Москва: Просвещение, 1967. — 207 с.
7. Лагун, Н. Е. Проверить нельзя — запомнить. Игры со словарными словами / Н. Е. Лагун // Пачатковая школа. — 2009. — №2. — С. 24-25.
8. Ковалевская, Н. И. Работа со словарными словами /Н. И. Ковалевская // Пачатковая школа. — 2005. — №10. — С. 37-41.
9. Старжинская, Н. С. Сябруем і гуляем разам. Роля дыдактычных гульняў у навучанні і выхаванні дзяцей шасці год / Н. С. Старжинская. — Минск: Народная асвета, 1994. — 80 с.
10. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф. Н. Блехер. — Москва: Просвещение, 1964. — 184 с.
11. Семяшкина, Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте / Н. И. Семяшкина // Начальная школа. — 1997. — №2. — С.27-31
12. Захаров, А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. — Москва: КАРО. 2006 — 416 с.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: Педагогика, 1978. — 301 с.
14. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — Москва: Российское педагогическое агентство, 1996. — 269 с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — Москва: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
Размещено на Allbest.ur