Этот тип связан с высвобождением и фиксацией более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования
Основу этого типа психического дизонтогенеза составляют (1) преходящая физиологическая незрелость, а также (2) временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.
Под влиянием неблагоприятных воздействий среды (как биологических, так и психических) может происходить (1) задержка дальнейшего созревания незрелых структур и функций или (2) персистирование (стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования.
Клиническим выражением тотальной психической ретардации является общее психическое недоразвитие (олигофреническое слабоумие).
Парциальная психичсская ретардация проявляется
психическим инфантилизмом, | |
синдромами невропатии, | |
незрелостью отдельных сторон психики и отдельных психических процессов: психомоторики, речи, внимания, пространственного восприятия, эмоциональной незрелостью, запаздыванием формирования школьных навыков чтения, письма и счета (дизлексия, дизграфия, дискалькулия). |
Психический дизонтогенез по типу диспропорционального (искаженного) развития находит клиническое выражение в различных психопатических синдромах
Это могут быть
проявления аномального формирования (т. е. дизэволютивного развития) личности, | |
синдромы раннего детского аутизма, | |
В гебоидном синдроме, свойственном подростковому возрасту |
Психический дизонтогенез на высвобождения и фиксации онтогентически более ранних форм нервно-психического реагирования проявляется разнообразными симптомами и синдромами, встречающимися при различных психических заболеваниях.
Это (1) кататонические и кататоно-гебефренные расстройства, (2) разнообразные регрессивные нарушения (нарушения навыков опрятности, моторных навыков, патологические привычные действия (яктация, мастурбация, сосание пальцев, онихофагия, трихотилломания и др.), (3) тотальный и элективный мутизм, (4) психомоторная гиперактивность, (5) патологические страхи и фантазии
Клинические проявления этого типа психического дизонтогенеза характерны для детей и подростков, но могут встречаться также в юношеском возрасте и у взрослых молодых людей.
В этом случае они являются результатом возврата к онтогенетически-ранним формам нервно-психического реагирования или персистирования этих форм.
К таким проявлениям относятся (1) кататонические и кататоно-гебефренные расстройства (моторные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, застывания, двигательное возбуждение), патологические (сверхценные и бредовые) (2) страхи, (3) дисморфофобические и аноректические переживания, (4) «метафизическая интоксикация»
Возврат к онтогенетически более ранним формам нервно-психического реагирования бывает также при системно-невротических (моторных и соматовегетативных), истеромоторных и истеровегетативных расстройствах, неврозе страха, неврозе навязчивых действий и фобическом неврозе у взрослых.
Основными проявлениями заболеваний являются (1) симптомы и (2) синдромы.
Понятие симптома, введенное в начале новой эры древнегреческим врачом Сораном Эфесским[5]
1 симптом | статистически значимое отклонение того или иного показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления |
2 синдром (А.В. Снежневский, 1969)[6] | биологическая функциональная структура (система), состоящая из взаимосвязанных между собой симптомов |
Основные критерии выделения психопатологического синдрома (К. Jaspers (1973)[7]
ярко выраженные объективные и субъективные феномены, «сцепленные между собой», | |
одновременность их возникновения | |
и повторяемость при различных заболеваниях |
Диапазон психопатологических синдромов в младшем детском возрасте сравнительно узок
В основном это дизонтогенетические синдромы — невропатии, раннего детского аутизма, гиперактивности, патологических страхов, тотального и парциального психического недоразвития.
Общепсихопатологические синдромы: аффективные, галлюцинаторные, бредовые, дисмнестические и другие — до школьного возраста, как правило, не обнаруживаются ввиду незрелости психики.
С возрастом диапазон психопатологических синдромов расширяется.
Психопатологические симптомы и синдромы со времени работ Джексона конца XIX века принято подразделять на (I) негативные и (II) позитивные (продуктивные)
I Негативными обычно считают симптомы стойкого или временного выпадения психических функций
В соответствии со взглядами Джексона к негативным следует относить (1) явления выпадения и (2) и выраженное снижение психических функций.
Негативные симптомы и синдромы более специфичны для той или иной нозологической формы и больше отражают деструктивные тенденции болезненного процесса
Негативные симптомы и синдромы отличаются малой вариабельностью («инвариантны», по А. В. Снежневскому, 1969).
Негативные проявления включают (1) снижение памяти, (2) слабость осмысления, (3) эмоциональное оскудение, (4) ослабление побуждений, (5) снижение общей психической активности, (6) нарушения или выпадения навыков, (7) регресс свойств личности, в частности снижение критики и т. д.
Перечисленные расстройства объединяют термином «психический дефект»
Джексон допускал обратимость негативных симптомов в отличие от стойкого дефекта
Однако, в дальнейшем понятия негативного и дефицитарного (как необратимого явления) по существу отождествлялись
Сухарева Г. Е., 1974; Снежневский А. В., 1975; Ковалев В. В., 1981: в связи с широким использованием динамического подхода к изучению психических заболеваний пишут о частичной или полной обратимости многих негативных проявлений
Трактовка понятия «дефект» также стала более динамичной и неоднозначной
Возможность частичного или полного обратного развития негативных симптомов особенно отчетливо выступает в детском возрасте
Детскому возрасту свойственны (1) высокая пластичность (податливость) нервной системы и (2) большой компенсаторный потенциал
Описаны случаи полного восстановления утраченных моторных навыков, речи, восстановление мнестико-интеллектуальных функций у детей, перенесших длительные терминальные состояния, включая клиническую смерть.
С возрастом обратимость негативной симптоматики постепенно уменьшается.
II Позитивные (продуктивные) психопатологические симптомы и синдромы — проявления возбуждения, повышенной, патологически измененной активности сохранных, т. е. не пораженных непосредственно болезненным процессом, функциональных систем
Позитивные симптомы и синдромы (маниакальные и депрессивные состояния, галлюцинации, навязчивые, сверхценные, бредовые расстройства, психические автоматизмы и т. д.) очень вариабельны.
Так, например, только при шизофрении, по данным А. В. Снежневского (1969), обнаруживается около 100 состояний с продуктивной симптоматикой.
.Проявления негативных и позитивных психопатологических симптомов и синдромов у детей и подростков имеют значительные возрастные особенности.
1 ранний детский возраст | негативные симптомы связаны с нарушениями психического развития, т. е. носят дизонтогенетический характер. |
2 дошкольный и младший школьный возраст | интеллектуально-мнестическое и эмоциональное снижение изменчиво, нестойко, перекрывается нарушениями развития соответствующих психических функций. Негативные изменения свойств личности, которые входят в структуру синдромов снижения уровня личности, регресса личности и деменции у взрослых, в младшем детском возрасте редуцированы в связи с возрастной незрелостью личности. Их возрастными эквивалентами являются [Сухарева Г. Е., 1965]: * нарушение навыков опрятности, нарушение моторных навыков (ходьба, самообслуживание, элементарные трудовые процессы), * выраженное снижение побуждений или, наоборот, нецеленаправленная двигательная расторможенность, * примитивная игровая деятельность, * снижение чувства дистанции в отношениях со взрослыми, * потеря контакта со сверстниками, * утрата привязанности и теплоты к близким |
3 подростковый возраст | Негативные проявления изменений свойств личности у детей школьного возраста и отчасти у подростков выражаются в: * нарушениях усвоения школьных знаний, * безразличии к оценке результатов деятельности, * снижении критики к себе и своим поступкам, * в различных психопатоподобных формах поведения: гиперактивности, эйфорическом фоне настроения, расторможении примитивных влечений (прожорливость, гиперсексуальность) или, наоборот, в бездеятельности и апатии. |
Связь между негативными и позитивными симптомами имеет диалектический характер [Ковалев В. В., 1981].
То есть, негативные и позитивные расстройства должны рассматриваться во взаимосвязи.
К числу негативно-дизонтогенетических синдромов относятся
синдромы общего психического недоразвития (олигофреническое слабоумие), | |
синдромы психического инфантилизма, | |
синдромы невропатии, | |
синдромы раннего детского аутизма, | |
психопатические синдромы и гебоидный синдром |
Негативно-дизонтогенетические симптомы и синдромы имеют в своей основе (1) дизонтогенетические механизмы общей и парциальной ретардации, а также (2) механизмы диспропорционального развития, связанного с его асинхронией.