Характеристика школ и направлений в социологии19-начала20вв.

Биологическое социологическое направление.В конце ХIХ столетия получает развитие биологическое направление в социологии. Представители этого направления пытаются объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Биологическое направление представлено целым рядом школ, теорий, учений, идеологических доктрин.

Социал-дарвинизм.В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование — главные факторы социальной жизни. Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции.

Географическая школа.Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления — все это зависит от географической среды.

Психологическое направление в социологии.К концу ХIХ — началу ХХ веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций. К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети ХIХ века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.

Психологический эволюционизм.Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы — это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.

Фрейдизм( психоаналитическая теория личности).Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

16 стр., 7971 слов

Социальная работа с пожилыми людьми 5

... книга Е. И. Холостовой «Социальная работа с пожилыми людьми» (19), в которой рассматриваются социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей, а также различные направления социальной работы с ними; - ...

14.идейные основания социологии О.Конта.Контовский проект науки об обществе.

О. Конт хотя и поставил целью своей позитивной философии вывести человечество из состояния умственной анархии, и средством для этого должно было служить научное знание, в то же время его идеалом было возвращение к тому господству духовного авторитета в обществе, какое наблюдалось в средневековом католицизме

Закон трех фазисов умственного развития человечества. В своем понимании закономерностей развития природы и общества О. Конт исходил из закона о трех состояниях нашего знания.По Конту, наше знание проходит последовательно через три разные теоретические состояния: а) теологическое или фиктивное; б) метафизическое или абстрактное; в) научное или позитивное. Отсюда — три рода философий или общих систем взглядов на совокупность явлений, которые, по его мнению, взаимно исключают друг друга.Теория, которая утверждала неспособность людей изменить ход событий, безусловно, была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия.

Теория индустриального общества О. Конта. Следуя закону смены состояний общественного развития человечества, по Конту, вместе с теологическим мышлением исчезает феодальная структура или монархическая организация, и их место в современном обществе будут занимать ученые и промышленники. В целом контовская теория индустриального общества была направлена и против либеральных экономистов, и против социалистов, считая и тех и других метафизиками, которые пытаются абстрактно определить функционирование социальной системы.

Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.Контовской социологии предстояло парадоксальное существование науки, не имеющей своего предмета, а только еще ищущей его. Таково было «родимое пятно» социологической традиции, заложенной Контом, под знаком которого предстояло развиваться дисциплине, именующей себя социологией

Социологические взгляды Г.Спенсера

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Лишь один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.Первый труд — «Социальная статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е годы начинаются его работы:

«Основы начала»,«Основание психологии»,«Основание биологии»,«Основание этики»,«Основание психологии»,«Социология как предмет изучения».Особой распростряненностью его свободного места пользовались в США, где издавались рекордными для собственного времени тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, задумки индивидуализма, борьбы за существование, слишком импонировали американцам. Собственные воззрения Спенсер выводил путем дедукции. К Конту Спенсер относился критично, однако считал, что в осознании социальных явлений Конт превзошел всех собственных предшественников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова назначение Конта? — дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же назначение — дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только лишь эволюция концепций, а Спенсера — происхождение вещей. Окончательное различие Конта и Спенсера — подход Спенсера — объективный, а подход Конта — субъективный. Первой и главный заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а задумки — вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

8 стр., 3962 слов

Основные направления объективного подхода к анализу общества ...

... деятельность. Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего ... существовать лишь тогда, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, ...

Центральное понятие мировоззренческой идеи — понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве главного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не излишне отличается от свежих изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой всего лишь тогда, когда признает задумку природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный последовательность не противоречит законам природы Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества. Эволюция по Спенсеру достигается способами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от легкого к трудному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. Данный подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс продвижения отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе продвижения общества происходит резкая дифференциация.2) Существует тенденция к углублению неравенства.3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к сообществу, потому что общество начинает делиться на фракции.В следствии дифференциации начинаются границы.Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно.

По причине дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное классификация труда. Из несложного оно становится трудным, составным.В итоге дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а главный вопрос- о власти.Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую идею общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие подходящие типы, характеризующие стартовую и окончательную точку продвижения общества. Имеется ввиду, что примерная точка — это военное общество, а окончательная — это промышленное общество.