Функции воображения

Виды восприятия.

1. По целям выделяют:

— преднамеренное восприятие. Онохарактеризуется тем, что человек руководствуется задачей воспринять тот или иной предмет или ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие должно быть включено в какую-либо деятельность, однако мо­жет быть самостоятельной деятельностью (например, рассмат­ривание экспонатов в музее).

Восприятие, как самостоятельная деятельность, отчетливо выступает в наблюдении.

— непреднамеренное восприятиеотличается тем, что че­ловек не руководствуется заранее поставленной целью, а вое приятие обуславливается, например, необычностью восприни­маемого объекта.

2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. Различая эти виды восприятий обычно основываются лишь на преобла­дающей роли одного из анализаторов, одновременно участву­ющих в воспритии. Это не исключает случаев, когда несколь­ко анализаторов играют решающую роль, обуславливая слож­ные, комбинированные виды восприятий, например, зритель­но-слуховое восприятие кинофильма.

3. По форме существования материи выделяют:

— восприятие времени (восприятие объективной длитель­ности, скорости и последовательности явлений действитель­ности);

— восприятие пространства (восприятие формы, величины, объема объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними).

При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, переоценка верти­кальных линий, иллюзии контраста, кажущиеся искажения на­правлений линий под влиянием других линий пр.);

— восприятие движения (отражение изменений во времени положения объектов или самого воспринимающего субъекта в / пространстве).

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объ­ективную реальность. А в свою очередь продукты воображе­ния находят объективное материальное выражение. Оно свя­зано с особенностями личности, ее интересами, знаниями, и навыками.

Физиологической основой воображения является обр вание новых сочетаний из временных связей, которые уже разовались в прошлом опыте.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении ... на внешний вид героев, но и на черты характера. Ход игры Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — ... Исследования А. М. Леушиной доказали, что основная линия развития ребенка заключается в механизме перехода от исключительного господства ...

Функции воображения.

4 представление действительности в образах и соста ние возможности пользоваться ими при решении задач;

4 регулирования эмоциональных отношений;

4 произвольная регуляция познавательных процессов состояний человека;

4 формирование внутреннего плана человека;

4 планирование и программирование деятельности чел века.

Формы выражения воображения

1. Построение образа, средств и конечного результата дея­тельности. ,

2. Создание программы поведения в условиях неопреде­ленности ситуации.

3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.

Формы синтеза представлений в процессах воображения.

4 агглютинация — соединение несоединяемых в реальностц качеств, свойств, частей предметов;

4 заострение — подчеркивание каких-либо признаков предметов;

4 схематизация — сглаживание различий предметов и вы­явление черт сходства между ними;

4 типизация — выделение существенного, повторяющего­ся в однородных явлениях и воплощение его в конкретном об­разе;

4 гиперболизация — увеличение или уменьшение предме­та, изменение качества его частей.

Виды воображения.

1. Активноевоображение управляете* усилиями воли. Об­
разы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо
желания человека. ^

2. Воссоздающеевоображение — представление чего-либо
вого для данного человека, опирающееся на словесное опи­
сание или условное изображение этого нового. Творческое —
воображение, дающее новые, оригинальные, впервые создавае­
мые образы. Источником творчества является общественная
необходимость в том или ином новом продукте. Она и обуслав­
ливает возникновение творческой идеи, творческого замысла,
что ведет к возникновению нового.

8 стр., 3754 слов

Человек как предмет педагогической антропологии 2

... полновесным влиянием на человека его внутреннего, созданного воображением и воспринимаемого как ... Вот твой человек. Исторический анекдот Объектом педагогической антропологии являются отношения человек-человек, а предметом - ... личности конкретного человека. Если индивидная непохожесть (цвет глаз, тип нервной деятельности и ... речь, знания, умения, привычные формы поведения, которые возникли в социуме ...

3. Фантазия— вид воображения, дающий образы малосо­
ответствующие действительности. Однако образы фантазии
никогда не бывают совершенно оторванными от реальности.
Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на со­
ставляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать
нечто такое, чего в действительности не существует Грезы
фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеали­
зируемым будущим. Мечтаот грезы отличается тем, что она
более реалистична и в большей степени связана с действитель­
ностью. Сновидения — пассивные и непроизвольные формы
воображения, в которых находят выражения многие жизненно
важные потребности человека. Галлюцинации— фантасти­
ческие видения, как правило результат нарушений психики

или болезненных состояний.

I

ПАМЯТЬ

Память — это процесс запечатления, сохранения, по­следующего узнавания и воспроизведения следов прошло­го опыта, позволяющий накапливать информацию не те­ряя при этом прежних знаний, навыков.

Физиологические основы памяти «следы» бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный

внешними раздражителями нервщф процесс непроходит нервной ткани бесследно, а остаяаяе*_в ней«след» в виде о ределённых функциональных изменений. Этиизменения легчают течение подобных нервных процессовпри их по рении, а также их повторное возникновение приотсутств вызвавшего их раздражителя/

Осмысленное, механическое запоминание

Осмысленное запоминание — раскрытие в материале су­щественных связей и отношений. Механическое — зубрёжка, лишённая смысла, основанная на многократном повторении. Осмысленное запоминание основывается на обобщённых и систематизированных ассоциациях, которые отражают наибо­лее важные и существенные стороны и отношения предметов. В противоположность этому — механическое запоминание ос­новывается на единичных временных связях, которые отража­ют лишь последовательность явлений.

Учебный материал должен запоминаться с помощью ана­литике — синтетического разбора. Для этого необходимо:

4 Прочитать весь материал;

4 Выделить основные части;

4 Установить связь между, частями; «

4 Отдельным разделам —- дать название;

4 Для более полного запоминания содержание стоит сфо мулировать в виде тезисов.

Одним из условий эффективного запоминания является п вторение. Повторение не только закрепляют запоминание, но помогают пониманию. Однако многократное повторение, есл оно осуществляется подряд и однообразно, ведёт к тормож нию в нервных клетках. Успех повторений зависит не толь" от их количества, но и правильной организации. Правила орга низации повторений:

4 Разнообразие — использование концентрированных распределенных повторений.

4 Сравнение прежнего материала с новым.

4 Классификация и обобщения при повторениях.

4 Чередование разных способов восприятия материала при повторении.

4 Первые воспроизведения материала отличаются боль­шой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными. 2. Сохранение — процесс памяти

Сохранение может быть двух видов:

— динамическое, которое проявляется в оперативное памя­ти (материал при таком сохранении не изменяется);

— статическое — долговременной памяти" (материал под­вергается реконструкции, изменяется последовательность, на­пример, исчезают детали, одни факты накладываются на дру­гие и т. п.).

3. Узнавание и воспроизведение также процессы памяти В зависимости от степеней сходства старых и новых раз­дражителей и прочности запоминания старых раздражителей, узнавание бывает разной степени определённости и быстроты. При значительном совпадении новьрс впечатлений с прежними и достаточной прочности этих прежних впечатлений узнава­ние происходит мгновенно.-При недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности со-

хранения прежних впечатлений узнавание превращается в припоминание.

Воспроизведение — надёжный критерий прочности запо­минания материала, так как осуществляется без присутствия объекта. Воспроизведение бывает прямым, непосредственным (без промежуточных ассоциаций), а также непрямым, опосре­дованным (с промежуточными ассоциациями); непреднаме­ренным и преднамеренным. Во многих случаях преднамерен­ное воспроизведение носит характер развёрнутой умственной деятельности: сначала осознаётся вопрос, потом возникают ас­социации, после — находятся промежуточные связи; далее воспроизведение становится полным. При произвольном вос­произведении человек имеет цель вспомнить; а непроизволь­ное воспроизведение происходит само собой.

4. Забывание

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа запоминания — торможение времен­ных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для че­ловека жизненно важного значения, не вызывает интереса, и поэтому не получает достаточного подкрепления.

Забывание проявляется в схематизации материала, «исчез­новении» отдельных его частей и т. д. Наибольшая потеря ма­териала происходит сразу же после его восприятия, а в после­дующее время забывание идет медленнее. Однако забытое после вдсприятия может восстановиться через некоторое вре­мя — реминисценция.

На продуктивность памяти влияют следующие причины:

— субъективные: состояние организма человека в данный момент, заинтересованность, установка на запоминание или воспроизведение, используемые приемы запоминания, пред­шествующий опыт и знания;

— объективные: обстановка, в которой происходит запоми­нание и воспроизведение, количество материала и его характер (понятность, связность, наглядность и пр.).

4V

f9*4'

Характеристики памятя^,.^

4 Объём памяти — хараете|"й*ика памяти, которая рактеризует возможности запомввдайя ««охранения информа-f ции. В качестве показателя сКадшап|й*ята используют количе! ство запомненных единиц информациц.' «

4 Длительность памяти —• <й|вёает способность челове­ка удерживать определённое время необходимую информацию.^

4 Быстрота — характеризует способность человека в про-: цессе запоминания, сохранения И воспроизведения информа­ции достигать определенной скорости ее обработки и исполь­зования.

4 Точность — возможность человека в процессе запоми­нания, сохранения и воспроизведения информации качествен­но отражать ее содержание.

13. МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельнос­ти индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно от­ражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Функции мышления.

4 Установление всеобщих взаимосвязей.

3 Понимание сущности конкретного явления как разновид­
ности определенного класса явлений.

4 Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Особенности мышления как психического познава­
тельного процесса:

4 Мышление человека связано с практической деятельно­стью человека, с его потребностями, целями и задачами, на­правленными на преобразование

4 Мышление носит опосредованный характер. Устанавли­вая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, зна-. ния и умения.

4 Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее сущест­венные связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности.

4 Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

4 Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений дан­ного класса.

Операции мышления:

1.Анализ — мысленное разложение сложного объекта, яв- • ления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.

2.Синтез — мысленное соотнесение частей, сторон, эле­ментов и действий в единое целое.

3.Обобщение — мысленное соотнесение и выделение об­щего в-двух или нескольких различных предметах, явления, ситуациях.

4.Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объ­ектов и выделение в них общего или различного. _,

5.Абстрагирование — отвлечение существенных призна­ков предметов и явлений от несущественных.

Формы мышления:

1. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия фор­мируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития.

Усвоить понятие — осознать его содержаниеи уметь испол зовать в познавательной и практически деятельности.

2. Суждение— это форма мышления, в которой утвержд ются или отрицаются какие-либо отношениямежду предмет ми или явлениями.

3. Умозаключение— это выделение Из двух или нескол ких суждений нового суждения.

4. Аналогия— это такое умозаключение, в котором выво, делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.

Способы мышления:

4 Индукция— способ мышления, при котором умозак­лючение движется от единичного к общему выводу.

4 Дедукция— способ мышления, осуществляемый от об­щего вывода к частному.

Виды мышления:

Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.

1. По степени развёрнутости разделяют:

4 Дискурсивное мышление — поэтапно развернутый про­цесс.

4 Интуитивное — характеризуется быстротой протека­ния, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чув­ственных восприятий.

2. С точки зрения новизны и оригинальности решае­
мых задач выделяют:

4 Творческое мышление(продуктивное) — направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.

4 Репродуктивное мышление (воспроизводящее) — при­менение готовых знаний и умений.

3. По характеру решаемых задач разделяют:

4 Теоретическое мышление — направленное на откры­тие законов, свойств объектов;

4 Практическое мышление — связано с постановкой це­лей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.

4. В зависимости от содержания решаемых задач выде­
ляют:

4 Предметно-действенное — это мышление, включен­ное в деятельность, реальное преобразование ситуации.

4 Наглядно-образноемышление — связано с представле­нием того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно — действенного при на­глядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

4 Словесно-логическое мышление — оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических опе­раций.

Качества мышления (ума)

4 Широта — умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.

4 Конкретность — способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные част­ные моменты.

4 Глубина — умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.

4 Самостоятельность — возможность самому увидеть во­прос, требующий решения и умение найти ответ на него соб­ственными силами.

4 Критичность — умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.

4 Гибкость — способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, уме­ние подойти с новой точки зрения к предмету размышления.

4 Последовательность —-. умениесоблюдать логически порядок в рассмотрении вопроса, логическуюобоснованное рассуждений.

< Быстрота — принятие обоснованногорешения и его ре­ализация в условиях дефицита времени". , Этапы решения мыслительных задач.

Осознание проблемной ситуации.

Постановка задачи.

Ограничение зоны поиска.

Построение гипотезы.

Проверка гипотезы.

Оценка действий и результатов.

РЕЧЬ

Речь — это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.Язык — это строго нор­мализованная система средств общения (символы, знаки и т. д.).

По своему значению речь носит полифункциональный характер, являясь не только головного мозга в результате воз­действия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначены Слова, являясь особым видом раздражителей (вторая сигнальная сис­тема), воспринимаются от других людей, когда те произносят их во время действия на нас предметов, к которым эти слова относятся. В силу многократного сочетания определенных слов с восприятием определенных предметов у человека обра­зуется связь между теми и другими. Таким путем слово приоб­ретает определенное смысловое значение, становится обозна­чением определенных предметов и явлений’действительности Именно поэтому любые предметы и явления могут вызывать затем у человека определенные речевые реакции.

Функции речи:

4 Обозначения — реализуется в способности человека по­средством речи давать предметам и явлениям присущие толь­ко им названия.

4 Выражения — состоит в возможности человека с помо­щью речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику.

4 Воздействия — заключается в способности человека по­средством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.

4 Сообщения — состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов и фраз

Свойства речи:

1. Содержательность— характеризуется количеством вы­раженных в речи мыслей, чувств и стремлений, а также их зна­чительностью и соответствием реальности.

2. Понятность— определяется синтаксически правиль­ным построением предложений, применением пауз и выделе­нием слов с помощью логических ударений.

3. Выразительность— характеризуется эмоциональной насыщенностью речи, ее энергичность.

4. Бездейственность— определяется возможностью ее
влияния поведение, мысли, чувства и волю других людей.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Эмоциональные переживания — различные виды субъек­тивного отношения человека к действительности, пережива­ния им того, что на него воздействует.

Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отра­жается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной Ситуации. Например, пища, предложенная сыто-

му или голодному человеку, вызовет у каждого различные чув­ства. Этим же объясняется и отношение человека к предме­там, которые вызывают у него воспоминания. Как правило, предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоци­ональной обстановке, в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию, и наоборот. В связи с этим, эмоци­ональные переживания — важнейшая характеристика личности.

Физиология эмоций чувств достаточна сложна. Они имеют рефлекторную природу и возникают под действием каких-ли­бо раздражителей. В их возникновении участвуют гипотала­мус и центральная часть лимбической системы, лобные доли коры головного мозга и вторая сигнальная система.

В эмоциональных переживаниях человека выделяются две группы: эмоции в узком значении словами чувства. Эмоции— простейшие эмоциональные переживания, связанные с удов­летворением или неудовлетворением органических человечес­ких потребностей. Чувства— высшие культурно обусловлен­ные переживания, связанные с потребностями человека, воз­никшими в ходе исторического развития человечества: обще­ние, деятельность, социальное одобрение и др, а также со все­ми духовными потребностями.

Эмоции вызываются отдельными свойствами предметов. Чувства носят предметный характер и всегда вызываются кон­кретным предметом или явлением.

Эмоции носят ситуативный характер: они вызываются сло­жившейся в данный момент ситуацией, сравнительно скоро ослабевают и исчезают вслед за исчезновением ситуации. Чув­ства, как и эмоции, могут носить как ситуативный, так и устой­чивый характер. Их устойчивость обусловлена обобщением многократных ситуативных переживаний, связанных с данным объектом. Кроме того, устойчивое эмоциональное отношение определяет характер отдельных переживаний.

Эмоции, в то же время^я^йрИэй^г внешним выражением! чувств. Однако объектами ыт^* ШШ нетолько предметы и" люди, но и сами чувства, например, любовь к справедливости, \ и разнообразные явления.

Отдельные эмоции и чувства могу$ быть обозначены од­ним и тем же словом, но их происхождение и роль при этом различны. Например, страх, как эмоция, проявляется в ситуа­циях, связанных с опасностью для жизни. Страх, как чувство, может проявить себя в социальных отношениях, например, как боязнь потерять чувство уважения.

Функции эмоций и чувств

4 Подкрепляющая" — значимое событие, вызывающее бурные эмоциональные переживания, быстрее и надолго запе-чатляется в памяти.

4 Коммуникативная — проявляется через мимику, взгля­ды, позы, жесты и т. д., информирует человека об отношениях к нему в процессе общения и показывает актуальные эмоцио­нальные переживания собеседникам.

4 Побудительная— определяет направление поиска, спо-1 собное удовлетворить решению задачи. Эмоциональные пере­живания содержат образ предмета удовлетворения потребное та и своё пристрастное отношение к нему, что побуждает челе века к действиям.

4 Отражательная — как обобщающая оценка событи" Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, он| позволяют определить полезность или вредность воздейству* щих на них факторов и побуждают реагировать прежде, че| будет определено само вредное воздействие.

4 Приспособительная —- эмоции возникли как средств при помощи которого живые существа устанавливают знач* мость тех или иных условий для удовлетворения актуалын для них потребностей.

Особенности эмоций и чувств

4 Эмоции и чувства человека, связанные с жизнедеятель­ностью организма. Под их влиянием изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пище­варения, желёз секреции и др.).

Причём излишняя активность и длительность эмоциональных переживаний вызывает нару­шения в организме

3 Чувства исторически и социально обусловлены, они по-разному проявляются у разных народов и в различные истори­ческие периоды. Похожие события вГызывают различные отно­шения людей, живущих в разные эпохи.

4 Протекание чувств характеризуется определённой дина­микой. Кратковременные переживания имеют выраженные этапы: возникновение, нарастание, кульминация, угасание. А на фоне длительных переживаний возникают отдельные эмоции.

4 Эмоции и чувства связаны с действительностью и пове­дением человека То, что приводит к успеху, содействует до­стижению поставленной цели, вызывает положительные чув­ства, и наоборот.

4 Интегральность эмоциональных переживаний проявля­ется в том, что они охватывают весь организм человека, прида­вая его состоянию определённый тип переживаний.

4 Отличительной характеристикой эмоций и чувств являет­ся их полярность, что сказывается как в наиболее простых пере­живаниях (удовольствия или неудовольствия), так и более слож­ных чувствах (любовь — ненависть, радость — горе и пр).

4 Эмоциональное переживание является сигналом успеш­ного выполнения действий

4 Чувства имеют двойную обусловленность. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с ра­циональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональ­ные переживания.

Виды эмоций и чувств

По продолжительности: кратковременные и длитель

По интенсивности: интенсивные, бурно протекающи слабо проявляющиеся.

По действию на организм: стенические, поднимаю активность, энергичность и деятельность человека, и асте ческие — снижают жизнедеятельность людей, ослабляют энергию. Эмоциональные переживания характеризуются е одной противоположностью — напряжением или успокоен ем. Напряжение связано с критическими и наиболее отв ственными моментами деятельности человека

По субъективным переживаниям: положительные и рицательные. Так радость — положительное эмоциональн переживание, гнев — отрицательное, а удивление, как эмоци нальная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства, не имеет четкого выраженного знака.

По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти.

Настроение— общее эмоциональное состояние, окраши­вающее втечение длительного времени всё поведение челове­ка. Оновызывается теми или иными событиями или физичес­ким самочувствием человека. Настроение^ характеризуется' длительностью протекания и не достигает значительной ин­тенсивности. Причины настроения как правило не осознавае­мы, хотя в действительности оно всегда вызвано теми или иными причинами. В этой связи Настроение — бессознатель­ная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства, эмоциональная реакция на зна­чение в ее жизни тех или иных событий в контексте общих личностных жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект— бурное и относительно кратковременное эмо­циональное переживание, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. С физиоло­гической стороны аффект характеризуется возникновение в

ре головного мозга доминантного возбуждения, оказываю-его тормозящее действие на другие участки коры. В резуль­тате этого возникает так называемое «сужение сознания», приводящее к ослаблению осознанного контроля за поведе­нием и изменениями в мыслительной сфере. Аффект сопро­вождается также значительными изменениями в состоянии внутренних органов, резкими выразительными движениями в состоянии внутренних органов/Чрезвычайно сильное воз­буждение, перейдя в предел работоспособности нервных кле­ток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. В результате аффект заканчиваете^ упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения созна­ния могут привести к неспособности впоследствии вспом­нить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на вызвав­шие аффект события.

Страсть— сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, которое направляет все мысли и поступки человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Она заставляет вспомнить все обстоятельства, связанные с предметом страсти, предста­вить и всесторонне обдумать пути удовлетворения потребнос­ти. Страсть связана с волей, так как обладаеТ/большей силой и является побудителем действий.

Особую группу эмоциональных переживаний составляют высшие чувства:

Нравственные чувства— это разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, мыслей, намерений человека в с точки зрения моральных норм, выража­ющих общественные требования к поведению человека.

Интеллектуальные— чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.

Эстетические чувства— представляют собой эмоцио­нальные отношения человека к прекрасному. В наиболее ти­пичной и яркой форме они проявляются при восприятии про­изведений искусств.

ВОЛЯ

" &

Воля — это способность человека сознательно управ лять своим поведением и деятельностью, мобилизовывать все силы на достижение поставленной цели и преодолевать препятствия. Воля проявляется в действиях или поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

Психологическая структура волевого акта

Побуждение к волевому действию. В роли побудител конкретных волевых действий выступают потребности и мо вы человека. Они могут быть самыми разнообразными, но

любом случае заставляют активно работать мышление и за­ставляют человека ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. На этом этапе возникает борьба мотивов (процесс выявления наиболее значимого стимула волевого действия).

Эта борьба служит по­казателем способности человека отбирать желания, обуслов­ленные нужными мотивами, и превращать их в цель, показы­вает способность человека напрягаться, заставляет задумы­ваться об ответственности за совершённые действия и за их ре­зультаты, т. е. проявлять волю. На этом этапе окончательно оформляется цель осуществляемой деятельности.

Представление средств, необходимых для достижения цели. Именно от их правильного осмысления зависит продук­тивность деятельности и достижение цели.

Намерение осуществить данное действие. Осмыслив цель и средства ее достижения, человек принимает решение. Для осуществления намерения требуется волевое усилие. Во­левое усилие характеризуется количеством энергии, затрачен­ной на выполнение целенаправленного действия, либо удержа­ния от него. Это особое состояние нервно-психологического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуаль­ные, моральные силы человека.

Выполнение решения. Выполнение принятого решения — организация своей деятельности таким образом, чтобы цель воплотилась в поступках, в действиях, в умственном навыке, в трудовом навыке, в вещах и т. д. Однако человек не только дей­ствует, проявляя волю, он одновременно контролирует и кор­ректирует своё поведение.

Волевая сфера личностиВолевая сфера человека характеризуется следующими па­раметрами (качествами):

i Сила волн— качество, проявляющееся на всех этапах волевого акта, но ярче всего тогда, когда перед человеком вста­ют препятствия и измеряется тем, от каких соблазнов отказы-

Mi"71' *

вается человек, как умеет сдержать Свои импульсивные д ствия и чувства.

'< Целеустремленность—сознательная и активная нал ленность личности на определённый результат деятельности.

4 Инициативность— умение строить яркие планы, вь двигать новые идеи, преодолевать свою инертность без стиму ла извне.

4 Самостоятельность— умение не поддаваться влиян различных факторов, действовать на основе своих взглядов побуждений.

4 Выдержка—г умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации.

4 Решительность— умение принимать твердые и обос­нованные решения, способность человека быстро переходить от решения к деятельности.

4 Энергичность— концентрация сил на достижении сво­их целей.

4 Настойчивость—умение длительно сосредотачиваться на достижениицели. f

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Психические состояния возникают в процессе деятельное^ та, зависят от нее и определяют специфику переживаний чело,' века. Они характеризуют в определенный временный проме жуток психическую деятельность человека в целом. Психич ские состояния имеют выражение на физиологическом (био мические изменения и др.), психофизиологическом (вегетати ные реакции и др.), психологическом (изменение психическ функций и др.) и социально-психологическом уровнях (изм нения деятельности, поведения и отношений).

Стресс— состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека це­лесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях. Три стадии развития стресса (Г.Селье): стадия тревоги (моби­лизация защитных сил организма, дающая человеку возмож­ность справляться с нагрузками); стадия стабилизации — сба­лансированный расход адаптационных организмов; стадия ис­тощения — после того, как организм исчерпал свои функцио­нальные резервы, он «включает» механизмы структурной пе­рестройки. Если и их не хватает, то возникает истощение.

На физиологическом уровне стресс проявляется в скован­ности движений, беспокойстве, изменении порогов чувстви­тельности, в беспричинных слезах или смехе, зуде. У человека замечаются нарушения координация движений и расстройства сенсорики, ярко проявляются изменения в вегетативных про­цессов и реакций. В непривычном «режиме» начинают функ­ционировать психические процессы: нарушается память, вни­мание, ускоряется или замедляется мышление и речь и пр. Эти проявления характерны для двух реакций на стресс — тормоз­ной и импульсивной. Но их результатом являются — снижение эффективности деятельности и неадекватность поведения и общения.

Фрустрация— психическое состояние, сопровождающее­ся подавленностью, расстройством, возникающее тогда, когда перед человеком на пути достижения целей встают непреодо­лимые препятствия. Признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения це­ли и возникновения преграды, препятствующей этому. В по­добных ситуациях человек может с преградами справиться без возникновения этого состояния. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает фрустрация, дефор­мирующая целенаправленное поведение человека. Она дезор­ганизует поведение и провоцирует эмоциональное перевоз­буждение. Выделяются следующие виды фрустрационного по­ведения (Ф. Е. Василюк):

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector