Виды восприятия.
1. По целям выделяют:
— преднамеренное восприятие. Онохарактеризуется тем, что человек руководствуется задачей воспринять тот или иной предмет или ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие должно быть включено в какую-либо деятельность, однако может быть самостоятельной деятельностью(например, рассматривание экспонатов в музее).
Восприятие, как самостоятельная деятельность, отчетливо выступает в наблюдении.
— непреднамеренное восприятиеотличается тем, что человек не руководствуется заранее поставленной целью, а вое приятие обуславливается, например, необычностью воспринимаемого объекта.
2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. Различая эти виды восприятий обычно основываются лишь на преобладающей роли одного из анализаторов, одновременно участвующих в воспритии. Это не исключает случаев, когда несколько анализаторов играют решающую роль, обуславливая сложные, комбинированные виды восприятий, например, зрительно-слуховое восприятие кинофильма.
3. По форме существования материи выделяют:
— восприятие времени (восприятие объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности);
— восприятие пространства (восприятие формы, величины, объема объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними).
При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, переоценка вертикальных линий, иллюзии контраста, кажущиеся искажения направлений линий под влиянием других линий пр.);
— восприятие движения (отражение изменений во времени положения объектов или самого воспринимающего субъекта в / пространстве).
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями, и навыками.
Физиологической основой воображения является обр вание новых сочетаний из временных связей, которые уже разовались в прошлом опыте.
Функции воображения.
4 представление действительности в образах и соста ние возможности пользоваться ими при решении задач;
4 регулирования эмоциональных отношений;
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
... этапа в развитии фантазии. Первый этап является предпосылкой возникновения воображения и характеризуется преобладанием восприятия. Дж. Селли относил начало этого этапа к 8-ми, ... выходить за пределы использования стратегий, характерных для каждого вида воображения, при сохранении доминирования одного из его видов (познавательного или эмоционального). Методы исследования: теоретический анализ ...
4 произвольная регуляция познавательных процессов состояний человека;
4 формирование внутреннего плана человека;
4 планирование и программирование деятельности чел века.
Формы выражения воображения
1. Построение образа, средств и конечного результата деятельности. ,
2. Создание программы поведения в условиях неопределенности ситуации.
3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.
Формы синтеза представлений в процессах воображения.
4 агглютинация — соединение несоединяемых в реальностц качеств, свойств, частей предметов;
4 заострение — подчеркивание каких-либо признаков предметов;
4 схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
4 типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе;
4 гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
Виды воображения.
1. Активноевоображение управляете* усилиями воли. Об
разы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо
желания человека. ^
2. Воссоздающеевоображение — представление чего-либо
вого для данного человека, опирающееся на словесное опи
сание или условное изображение этого нового. Творческое —
воображение, дающее новые, оригинальные, впервые создавае
мые образы. Источником творчества является общественная
необходимость в том или ином новом продукте. Она и обуслав
ливает возникновение творческой идеи, творческого замысла,
что ведет к возникновению нового.
3. Фантазия— вид воображения, дающий образы малосо
ответствующие действительности. Однако образы фантазии
никогда не бывают совершенно оторванными от реальности.
Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на со
ставляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать
нечто такое, чего в действительности не существует Грезы—
фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеали
зируемым будущим. Мечтаот грезы отличается тем, что она
более реалистична и в большей степени связана с действитель
ностью. Сновидения — пассивные и непроизвольные формы
воображения, в которых находят выражения многие жизненно
важные потребности человека. Галлюцинации— фантасти
ческие видения, как правило результат нарушений психики
или болезненных состояний.
I
ПАМЯТЬ
Память — это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний, навыков.
Физиологические основы памяти «следы» бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный
внешними раздражителями нервщф процесс непроходит нервной ткани бесследно, а остаяаяе*_в ней«след» в виде о ределённых функциональных изменений. Этиизменения легчают течение подобных нервных процессовпри их по рении, а также их повторное возникновение приотсутств вызвавшего их раздражителя/
Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...
... его использования; Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации ... является исследования ученых, учебные пособия, сборники научных статей, научные работы, материалы прессы которые относятся к науке криминалистике и уголовному процессу. ...
Осмысленное, механическое запоминание
Осмысленное запоминание — раскрытие в материале существенных связей и отношений. Механическое — зубрёжка, лишённая смысла, основанная на многократном повторении. Осмысленное запоминание основывается на обобщённых и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. В противоположность этому — механическое запоминание основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.
Учебный материал должен запоминаться с помощью аналитике — синтетического разбора. Для этого необходимо:
4 Прочитать весь материал;
4 Выделить основные части;
4 Установить связь между, частями; „
4 Отдельным разделам —- дать название;
4 Для более полного запоминания содержание стоит сфо мулировать в виде тезисов.
Одним из условий эффективного запоминания является п вторение. Повторение не только закрепляют запоминание, но помогают пониманию. Однако многократное повторение, есл оно осуществляется подряд и однообразно, ведёт к тормож нию в нервных клетках. Успех повторений зависит не толь» от их количества, но и правильной организации. Правила орга низации повторений:
4 Разнообразие — использование концентрированных распределенных повторений.
4 Сравнение прежнего материала с новым.
4 Классификация и обобщения при повторениях.
4 Чередование разных способов восприятия материала при повторении.
4 Первые воспроизведения материала отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными. 2. Сохранение — процесс памяти
Сохранение может быть двух видов:
— динамическое, которое проявляется в оперативное памяти (материал при таком сохранении не изменяется);
— статическое — долговременной памяти» (материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, например, исчезают детали, одни факты накладываются на другие и т. п.).
3. Узнавание и воспроизведение также процессы памяти В зависимости от степеней сходства старых и новых раздражителей и прочности запоминания старых раздражителей, узнавание бывает разной степени определённости и быстроты. При значительном совпадении новьрс впечатлений с прежними и достаточной прочности этих прежних впечатлений узнавание происходит мгновенно.-При недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности со-
хранения прежних впечатлений узнавание превращается в припоминание.
Воспроизведение — надёжный критерий прочности запоминания материала, так как осуществляется без присутствия объекта. Воспроизведение бывает прямым, непосредственным (без промежуточных ассоциаций), а также непрямым, опосредованным (с промежуточными ассоциациями); непреднамеренным и преднамеренным. Во многих случаях преднамеренное воспроизведение носит характер развёрнутой умственной деятельности: сначала осознаётся вопрос, потом возникают ассоциации, после — находятся промежуточные связи; далее воспроизведение становится полным. При произвольном воспроизведении человек имеет цель вспомнить; а непроизвольное воспроизведение происходит само собой.
4. Забывание
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа запоминания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса, и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Забывание проявляется в схематизации материала, «исчезновении» отдельных его частей и т.д. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в последующее время забывание идет медленнее. Однако забытое после вдсприятия может восстановиться через некоторое время — реминисценция.
На продуктивность памяти влияют следующие причины:
— субъективные: состояние организма человека в данный момент, заинтересованность, установка на запоминание или воспроизведение, используемые приемы запоминания, предшествующий опыт и знания;
— объективные: обстановка, в которой происходит запоминание и воспроизведение, количество материала и его характер (понятность, связность, наглядность и пр.).
4V
f9*4′ |
Характеристики памятя^,.^
4 Объём памяти — хараете|«й*ика памяти, которая рактеризует возможности запомввдайя ««охранения информа-f ции. В качестве показателя сКадшап|й*ята используют количе! ство запомненных единиц информациц.’ »
4 Длительность памяти —• <й|вёает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.^
4 Быстрота — характеризует способность человека в про-: цессе запоминания, сохранения И воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
4 Точность — возможность человека в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации качественно отражать ее содержание.
13. МЫШЛЕНИЕ
Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Функции мышления.
4 Установление всеобщих взаимосвязей.
3 Понимание сущности конкретного явления как разновид
ности определенного класса явлений.
4 Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Особенности мышления как психического познава
тельного процесса:
4 Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование
4 Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, зна-. ния и умения.
4 Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности.
4 Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
4 Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.
Операции мышления:
1.Анализ — мысленное разложение сложного объекта, яв- • ления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.
2.Синтез — мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.
3.Обобщение — мысленное соотнесение и выделение общего в-двух или нескольких различных предметах, явления, ситуациях.
4.Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. _,
5.Абстрагирование — отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
Формы мышления:
1. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития.
Усвоить понятие — осознать его содержаниеи уметь испол зовать в познавательной и практически деятельности.
2. Суждение— это форма мышления, в которой утвержд ются или отрицаются какие-либо отношениямежду предмет ми или явлениями.
3. Умозаключение— это выделение Из двух или нескол ких суждений нового суждения.
4. Аналогия— это такое умозаключение, в котором выво, делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.
Способы мышления:
4 Индукция— способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.
4 Дедукция— способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.
Виды мышления:
Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.
1. По степени развёрнутости разделяют:
4 Дискурсивное мышление — поэтапно развернутый процесс.
4 Интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.
2. С точки зрения новизны и оригинальности решае
мых задач выделяют:
4 Творческое мышление(продуктивное) — направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.
4 Репродуктивное мышление (воспроизводящее) — применение готовых знаний и умений.
3. По характеру решаемых задач разделяют:
4 Теоретическое мышление — направленное на открытие законов, свойств объектов;
4 Практическое мышление — связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.
4. В зависимости от содержания решаемых задач выде
ляют:
4 Предметно-действенное — это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.
4 Наглядно-образноемышление — связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно — действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
4 Словесно-логическое мышление — оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.
Качества мышления (ума)
4 Широта — умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.
4 Конкретность — способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.
4 Глубина — умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.
4 Самостоятельность — возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.
4 Критичность — умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.
4 Гибкость — способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.
4 Последовательность —-. умениесоблюдать логически порядок в рассмотрении вопроса, логическуюобоснованное рассуждений.
< Быстрота — принятие обоснованногорешения и его реализация в условиях дефицита времени». , Этапы решения мыслительных задач.
Осознание проблемной ситуации.
Постановка задачи.
Ограничение зоны поиска.
Построение гипотезы.
Проверка гипотезы.
Оценка действий и результатов.
РЕЧЬ
Речь — это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.Язык — это строго нормализованная система средств общения (символы, знаки и т.д.).
По своему значению речь носит полифункциональный характер, являясь не только головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначены Слова, являясь особым видом раздражителей (вторая сигнальная система), воспринимаются от других людей, когда те произносят их во время действия на нас предметов, к которым эти слова относятся. В силу многократного сочетания определенных слов с восприятием определенных предметов у человека образуется связь между теми и другими. Таким путем слово приобретает определенное смысловое значение, становится обозначением определенных предметов и явлений’действительности Именно поэтому любые предметы и явления могут вызывать затем у человека определенные речевые реакции.
Функции речи:
4 Обозначения — реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.
4 Выражения — состоит в возможности человека с помощью речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику.
4 Воздействия — заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.
4 Сообщения — состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз
Свойства речи:
1. Содержательность— характеризуется количеством выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, а также их значительностью и соответствием реальности.
2. Понятность— определяется синтаксически правильным построением предложений, применением пауз и выделением слов с помощью логических ударений.
3. Выразительность— характеризуется эмоциональной насыщенностью речи, ее энергичность.
4. Бездейственность— определяется возможностью ее
влияния поведение, мысли, чувства и волю других людей.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Эмоциональные переживания — различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует.
Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной Ситуации. Например, пища, предложенная сыто-
му или голодному человеку, вызовет у каждого различные чувства. Этим же объясняется и отношение человека к предметам, которые вызывают у него воспоминания. Как правило, предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию, и наоборот. В связи с этим, эмоциональные переживания — важнейшая характеристика личности.
Физиология эмоций чувств достаточна сложна. Они имеют рефлекторную природу и возникают под действием каких-либо раздражителей. В их возникновении участвуют гипоталамус и центральная часть лимбической системы, лобные доли коры головного мозга и вторая сигнальная система.
В эмоциональных переживаниях человека выделяются две группы: эмоции в узком значении словами чувства. Эмоции— простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей. Чувства— высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, социальное одобрение и др, а также со всеми духовными потребностями.
Эмоции вызываются отдельными свойствами предметов. Чувства носят предметный характер и всегда вызываются конкретным предметом или явлением.
Эмоции носят ситуативный характер: они вызываются сложившейся в данный момент ситуацией, сравнительно скоро ослабевают и исчезают вслед за исчезновением ситуации. Чувства, как и эмоции, могут носить как ситуативный, так и устойчивый характер. Их устойчивость обусловлена обобщением многократных ситуативных переживаний, связанных с данным объектом. Кроме того, устойчивое эмоциональное отношение определяет характер отдельных переживаний.
Эмоции, в то же время^я^йрИэй^г внешним выражением! чувств. Однако объектами ыт^* ШШ нетолько предметы и» люди, но и сами чувства, например, любовь к справедливости, \ и разнообразные явления.
Отдельные эмоции и чувства могу$ быть обозначены одним и тем же словом, но их происхождение и роль при этом различны. Например, страх, как эмоция, проявляется в ситуациях, связанных с опасностью для жизни. Страх, как чувство, может проявить себя в социальных отношениях, например, как боязнь потерять чувство уважения.
Функции эмоций и чувств
4 Подкрепляющая»— значимое событие, вызывающее бурные эмоциональные переживания, быстрее и надолго запе-чатляется в памяти.
4 Коммуникативная — проявляется через мимику, взгляды, позы, жесты и т. д., информирует человека об отношениях к нему в процессе общения и показывает актуальные эмоциональные переживания собеседникам.
4 Побудительная— определяет направление поиска, спо-1 собное удовлетворить решению задачи. Эмоциональные переживания содержат образ предмета удовлетворения потребное та и своё пристрастное отношение к нему, что побуждает челе века к действиям.
4 Отражательная — как обобщающая оценка событи» Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, он| позволяют определить полезность или вредность воздейству* щих на них факторов и побуждают реагировать прежде, че| будет определено само вредное воздействие.
4 Приспособительная —- эмоции возникли как средств при помощи которого живые существа устанавливают знач* мость тех или иных условий для удовлетворения актуалын для них потребностей.
Особенности эмоций и чувств
4 Эмоции и чувства человека, связанные с жизнедеятельностью организма. Под их влиянием изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желёз секреции и др.).
Причём излишняя активность и длительность эмоциональных переживаний вызывает нарушения в организме
3 Чувства исторически и социально обусловлены, они по-разному проявляются у разных народов и в различные исторические периоды. Похожие события вГызывают различные отношения людей, живущих в разные эпохи.
4 Протекание чувств характеризуется определённой динамикой. Кратковременные переживания имеют выраженные этапы: возникновение, нарастание, кульминация, угасание. А на фоне длительных переживаний возникают отдельные эмоции.
4 Эмоции и чувства связаны с действительностью и поведением человека То, что приводит к успеху, содействует достижению поставленной цели, вызывает положительные чувства, и наоборот.
4 Интегральность эмоциональных переживаний проявляется в том, что они охватывают весь организм человека, придавая его состоянию определённый тип переживаний.
4 Отличительной характеристикой эмоций и чувств является их полярность, что сказывается как в наиболее простых переживаниях (удовольствия или неудовольствия), так и более сложных чувствах (любовь — ненависть, радость — горе и пр).
4 Эмоциональное переживание является сигналом успешного выполнения действий
4 Чувства имеют двойную обусловленность. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.
Виды эмоций и чувств
По продолжительности:кратковременные и длитель
По интенсивности:интенсивные, бурно протекающи слабо проявляющиеся.
По действию на организм:стенические, поднимаю активность, энергичность и деятельность человека, и асте ческие — снижают жизнедеятельность людей, ослабляют энергию. Эмоциональные переживания характеризуются е одной противоположностью — напряжением или успокоен ем. Напряжение связано с критическими и наиболее отв ственными моментами деятельности человека
По субъективным переживаниям:положительные и рицательные. Так радость — положительное эмоциональн переживание, гнев — отрицательное, а удивление, как эмоци нальная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства, не имеет четкого выраженного знака.
По форме протекания выделяют:настроения, аффекты, страсти.
Настроение— общее эмоциональное состояние, окрашивающее втечение длительного времени всё поведение человека. Оновызывается теми или иными событиями или физическим самочувствием человека. Настроение^ характеризуется’ длительностью протекания и не достигает значительной интенсивности. Причины настроения как правило не осознаваемы, хотя в действительности оно всегда вызвано теми или иными причинами. В этой связи Настроение — бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства, эмоциональная реакция на значение в ее жизни тех или иных событий в контексте общих личностных жизненных планов, интересов и ожиданий.
Аффект— бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. С физиологической стороны аффект характеризуется возникновение в
ре головного мозга доминантного возбуждения, оказываю-его тормозящее действие на другие участки коры. В результате этого возникает так называемое «сужение сознания», приводящее к ослаблению осознанного контроля за поведением и изменениями в мыслительной сфере. Аффект сопровождается также значительными изменениями в состоянии внутренних органов, резкими выразительными движениями в состоянии внутренних органов/Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя в предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. В результате аффект заканчиваете^ упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на вызвавшие аффект события.
Страсть— сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, которое направляет все мысли и поступки человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Она заставляет вспомнить все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представить и всесторонне обдумать пути удовлетворения потребности. Страсть связана с волей, так как обладаеТ/большей силой и является побудителем действий.
Особую группу эмоциональных переживаний составляют высшие чувства:
Нравственные чувства— это разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, мыслей, намерений человека в с точки зрения моральных норм, выражающих общественные требования к поведению человека.
Интеллектуальные— чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.
Эстетические чувства— представляют собой эмоциональные отношения человека к прекрасному. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусств.
ВОЛЯ
» &
Воля — это способность человека сознательно управ лять своим поведением и деятельностью, мобилизовывать все силы на достижение поставленной цели и преодолевать препятствия.Воля проявляется в действиях или поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.
Психологическая структура волевого акта
Побуждение к волевому действию.В роли побудител конкретных волевых действий выступают потребности и мо вы человека. Они могут быть самыми разнообразными, но
любом случае заставляют активно работать мышление и заставляют человека ставить перед собой определенные цели.
Представление и осмысление цели действия.На этом этапе возникает борьба мотивов (процесс выявления наиболее значимого стимула волевого действия).
Эта борьба служит показателем способности человека отбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель, показывает способность человека напрягаться, заставляет задумываться об ответственности за совершённые действия и за их результаты, т.е. проявлять волю. На этом этапе окончательно оформляется цель осуществляемой деятельности.
Представление средств, необходимых для достижения цели.Именно от их правильного осмысления зависит продуктивность деятельности и достижение цели.
Намерение осуществить данное действие.Осмыслив цель и средства ее достижения, человек принимает решение. Для осуществления намерения требуется волевое усилие. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия, либо удержания от него. Это особое состояние нервно-психологического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные, моральные силы человека.
Выполнение решения.Выполнение принятого решения — организация своей деятельности таким образом, чтобы цель воплотилась в поступках, в действиях, в умственном навыке, в трудовом навыке, в вещах и т. д. Однако человек не только действует, проявляя волю, он одновременно контролирует и корректирует своё поведение.
Волевая сфера личностиВолевая сфера человека характеризуется следующими параметрами (качествами):
i Сила волн— качество, проявляющееся на всех этапах волевого акта, но ярче всего тогда, когда перед человеком встают препятствия и измеряется тем, от каких соблазнов отказы-
Mi»71‘ *
вается человек, как умеет сдержать Свои импульсивные д ствия и чувства.
‘< Целеустремленность—сознательная и активная нал ленность личности на определённый результат деятельности.
4 Инициативность— умение строить яркие планы, вь двигать новые идеи, преодолевать свою инертность без стиму ла извне.
4 Самостоятельность— умение не поддаваться влиян различных факторов, действовать на основе своих взглядов побуждений.
4 Выдержка—г умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации.
4 Решительность— умение принимать твердые и обоснованные решения, способность человека быстро переходить от решения к деятельности.
4 Энергичность— концентрация сил на достижении своих целей.
4 Настойчивость—умение длительно сосредотачиваться на достижениицели. f
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психические состояния возникают в процессе деятельное^ та, зависят от нее и определяют специфику переживаний чело,’ века. Они характеризуют в определенный временный проме жуток психическую деятельность человека в целом. Психич ские состояния имеют выражение на физиологическом (био мические изменения и др.), психофизиологическом (вегетати ные реакции и др.), психологическом (изменение психическ функций и др.) и социально-психологическом уровнях (изм нения деятельности, поведения и отношений).
Стресс— состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях. Три стадии развития стресса (Г.Селье): стадия тревоги (мобилизация защитных сил организма, дающая человеку возможность справляться с нагрузками); стадия стабилизации — сбалансированный расход адаптационных организмов; стадия истощения — после того, как организм исчерпал свои функциональные резервы, он «включает» механизмы структурной перестройки. Если и их не хватает, то возникает истощение.
На физиологическом уровне стресс проявляется в скованности движений, беспокойстве, изменении порогов чувствительности, в беспричинных слезах или смехе, зуде. У человека замечаются нарушения координация движений и расстройства сенсорики, ярко проявляются изменения в вегетативных процессов и реакций. В непривычном «режиме» начинают функционировать психические процессы: нарушается память, внимание, ускоряется или замедляется мышление и речь и пр. Эти проявления характерны для двух реакций на стресс — тормозной и импульсивной. Но их результатом являются — снижение эффективности деятельности и неадекватность поведения и общения.
Фрустрация— психическое состояние, сопровождающееся подавленностью, расстройством, возникающее тогда, когда перед человеком на пути достижения целей встают непреодолимые препятствия. Признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели и возникновения преграды, препятствующей этому. В подобных ситуациях человек может с преградами справиться без возникновения этого состояния. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает фрустрация, деформирующая целенаправленное поведение человека. Она дезорганизует поведение и провоцирует эмоциональное перевозбуждение. Выделяются следующие виды фрустрационного поведения (Ф. Е. Василюк):