нтерактивная сторона общения
еории межличностного взаимодействия
азновидности межличностных контактов
заимодействие как организация деятельности
сихологическое воздействие.
Общение- это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Например,трое учеников решили подготовить стенгазету. Кто пишет заголовки, кто подбирает рисунки, кто составляет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (вит inter — между и action — действие), то есть как совокупность связей и взаимовлияние людей, состоящих в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но произошло взаимодействие. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
нтерактивная сторона общения
Интерактивнаясторона общения — это та его сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, которые позволяют реализовать некоторую общую для партнеров деятельность. В исследовании этой стороны общения используют понятия «интеракция», «взаимодействие», «социальное взаимодействие».
Взаимодействие- это универсальное свойство всего существующего мира вещей и явлений в их взаимном изменении, влиянии друг на друга.
В обществе взаимодействие — это система связей и взаимодействий между индивидами, социальными группами, совокупность всех социальных отношений. Как уже отмечалось, человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими людьми, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Поэтому, конечно, невозможно найти на Земле человека, который был бы совершенно изолированным от других людей. Нужно понимать, что где существуют другие люди, можно существенно изменить поведение индивида. Во всех сферах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или косвенно, пассивно или активно, постоянно или ситуативно. Социальные взаимосвязи имеют разные основания и много разных оттенков, которые зависят от личностных качеств индивидов, которые вступают во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальные связи индивида, который находится даже в малочисленной группе, представляют собой численность взаимодействий, которые состоят из действий и обратных реакций на них. Образуется сложная система взаимодействий, в которую включено разное количество индивидов.
4 стр., 1577 слов
Общение как передача информации. Виды информации
... биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ... технологий, появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение). 2. Виды информации Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, ...
еории межличностного взаимодействия
Рассмотрим теории, которые объясняют внутренние механизмы межличностного взаимодействия — это теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.
Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, учитывая возможные вознаграждения и расходы. Согласно этой теории, каждый из них стремится уравновесить вознаграждения и расходы, чтобы сделать наше взаимодействие стойким и приятным ( поведение человека в данный момент определяется тем, вознаграждались и как именно вознаграждались его поступки в прошлом).
Эта теория основывается на четырех принципах:
1 -чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2- если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от определенных условий, человек стремится воспроизвести эти условия;
3- если вознаграждение большое, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
4- когда потребности человека близки к удовольствию, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны различные сложные виды взаимодействий типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и др. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул- реакция, но высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и др.
Психоаналитический подход( основатель — 3. Фрейд ) считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, которые были пережиты в этот период жизни. Таким образом, в соответствии с психоаналитической теорией — в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их привлекательность для человека заключается в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с мощными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как будто возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресспроисходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.
13 стр., 6171 слов
1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева
... в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит ... функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических ...
Теория управления впечатлениями (Е. Гофмана), говорит о том, что есть предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую среду» для создания определенного впечатления в других о себе. Гофман пишет: «Несмотря на определенную цель, которую индивид ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под влиянием которого другие станут самостоятельно делать то, что отвечает его собственным замыслам». Эту концепцию еще называют теорией социальной драматургии.
Подробнее интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма,которые считают, что поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира определяется тем значением, что они им предоставляют. Это направление, получившее название «символический интеракционизм», связано с именем Джона Герберта Мида (1863-1931).
Д. Г. Мид — личность яркая и известна. Он очень мало писал, а потому труды его последователей в значительной степени состоят из толкований книги «Ум, Я и Общество», которая вышла после его смерти, и сборником пометок, подготовительных материалов ученого и студенческих конспектов, его лекций. Для Мида главное в человеческом действии — это интерпретация, создание значений, опосредование непосредственных воздействий. Даже жесты партнеров по коммуникации воспринимаются не прямо, а как символы, продукты интерпретации чувственного материала. Для того, чтобы сделать значимым каждый момент деятельности, человек наделен психологическим механизмом, который включает:
а) переработанные, нормативные для личности представления о ней других людей;
б) спонтанные ответы на социальные влияния других;
в) «вместо», которые координируют предыдущие институции.
Этот механизм возникает по коммуникации и ради коммуникации. Партнеры по общению присматриваются друг к другу, расшифровывая взаимные намерения в жестах, позах, выражении лица и, прежде всего, обмениваются словами.
Символический код для интерпретации себя и другого может образовываться в совместном общении, но человеческая коммуникация настолько сложная, что большую часть значений человеку приходится брать в готовом, обобщенном виде с символического тезауруса культуры. Он состоит из кристаллизованного опыта прошлых взаимодействий и есть расписанным в виде норм группового поведения, которые тяготеют над спонтанными действиями индивидов.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов ... человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии ... и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может ...
Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем «разгадать» намерение других людей, анализируя их поступки, учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий:
1) незначимый жест (является автоматическим рефлексом вроде моргания);
2) значащий жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).
В другом случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, по словам Мида, «принять роль другого». Этот процесс сложный, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значения «почему», оно становится символом, то есть понятием, действием или предметом, выражающим содержание другого понятия, действия или предмета.
Сущностьконцепции символического интеракционизма — это взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутках времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В настоящее время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется соответствующая реакция.
В некоторой степени все является символами, но из них слова — важнейшие символы потому, что с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, механизм этого формирования – установление « контроля» за действиями личности и тех представлений о ней, состоящих в окружающих.
Концепции взаимообмена:
Символический интеракционизм дает более реалистичное представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекая от его содержания.
Трансактный анализ, в котором представлены исследования взаимодействия с точки зрения регулирования действий участников через их позиции, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Наиболее ярко трансактный анализ представлен в труде Е. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». С точки зрения Е. Берна, каждый из участников взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые он охарактеризовал как Родитель, Взрослый, Ребенок:
— позиция Ребенка — «Хочу!»;
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...
... становится возможным благодаря взаимодействию индивида с окружающим миром, в ходе которого изменяется и объект восприятия и сам индивид.(35) Вопросы отношения перцептивного процесса и деятельности, в частности понимание ...
— позиция Отца — «Нужно»;
— позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо».
Эти позиции являются психологическим определением определенной стратегии взаимодействия.
У каждого человека в соответствии с его психическим состоянием складываются определенные схемы поведения. Репертуар этих состояний Е. Берн распределил на такие категории:
1) состояние «Я»- подобный образа родителей;
2) состояние «Я», которое автономно направлено на объективную оценку реальности;
3) состояние «Я», которое действует с момента его фиксации в раннем детстве, и представляет архаичные пережитки.
Эти состояния соответствуют позициям Родителя, Взрослого и Ребенка, одна из которых проявляется у человека в социальном взаимодействии в каждый момент времени и может изменяться в соответствии с изменением его психологических состояний. Каждый тип состояний по-своему очень важен для человека.
«Ребенок» — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
«Взрослый»- перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые необходимо найти, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. «Взрослый» во мне контролирует деятельность «Ребенка» и является посредником между ними.
« Отец» — осуществляет две основные функции:
— во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль отца своих детей, обеспечив тем самым выживания человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, которые остались сиротами в раннем детстве, испытывают значительно больше трудностей в воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста (им незнакома модель поведения родителей).
— Во-вторых, благодаря «Отцу», много наших реакций давно стали автоматическими, что помогает сохранить много времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Человека от необходимости принимать много тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя будничные вопросы на усмотрение «Отца».
Вывод:итак, все три позиции человека очень важны для выживания, функционирования и взаимодействия. Каждая из них заслуживает одинакового уважения потому, что каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Изменение этих позиций становится необходимым только в том случае, если одна из них нарушает здоровое равновесие. Взаимодействие становится эффективным только тогда, когда трансакции имеют дополнительный характер, то есть если они совпадают.
В концепции Е. Берна единица общения называется сделкой. Люди, которые общаются, проявляют свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется «трансактным» стимулом. Человек, на которого направлен «трансактный» стимул, в ответ нечто скажет или сделает. Этот ответ называется «трансактной» реакцией. Целью простого «трансактного» анализа является выяснение того, какая именно позиция «Я» ответственна за «трансактный» стимул и какая позиция человека осуществила «трансактную» реакцию.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих ... социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться ... потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. ... человека. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия ...
Азновидности межличностных контактов
В межличностном взаимодействии обстоятельства подталкивают каждого человека ко многим другим индивидам. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает среди бесчисленного количества других людей, с которыми потом он вступает во взаимодействие. Этот тип связей, который является очень коротким по своим срокам, называется контактом. Можно выделить различные виды контактов: пространственные, контакты обмена, контакты заинтересованности.
Пространственные контакты. Для того, чтобы взаимодействовать с другими людьми, каждый индивид должен определить их в определенном пространстве (где они, сколько их).
Это пространственное определение является первичным моментом, от которого зависит дальнейшее поведение человека и их будущие социальные взаимосвязи. Каждый человек ежедневно встречается с другими людьми в транспорте, на улице, спортивной площадке, не задумываясь над тем, кто находится в этих местах рядом с ним, однако каждый индивид помнит о существовании других. Это выражается в изменении поведения в присутствии других. Например, девочка, которая только что веселилась у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает, что на улице присутствуют другие люди.
Итак, пространственный контакт является первичным и необходимым звеном в формировании социальных взаимодействий.
Контакты заинтересованности, их сущность заключается в выборе социального объекта, который имеет определенные ценности или черты, которые отвечают нашим потребностям. Вступая в пространственный контакт, человек выделяет из всех социальных объектов, (что пространственно воспринимаются), определенного индивида, с которым он связывает положительные или отрицательные эмоции, то есть того, кто имеет черты или свойства, которые отвечают его интересам. Этот индивид может заинтересовать, например, своей необычной внешностью, или наличием у него ценной для вас информации, или выявлением физической силы, юмора или, наоборот, невоспитанностью, безрассудством. Человек сравнивает индивида, которого выделил, с собой, пытаясь сознательно или бессознательно определить причину своей заинтересованности. Такой контакт может быть двусторонним или односторонним, очным или заочным, вызвать отрицательные или положительные эмоции. Психологическим механизмом возникновения подобного контакта есть мотив(побуждение к деятельности), что связано с удовлетворением потребности. Каждое лицо имеет набор мотивов относительно различных сторон окружающей ее деятельности. Эти мотивы являются продуктом предыдущего опыта и существующих в настоящее время нужд. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру личности. В основном они потенциальные, то есть до определенного времени не ПРОЯВЛЯЮТСЯ в поведении человека. Однако в некий момент происходит соединение потребности личности с неким объектом окружающей среды. Мотив, что отвечает этой потребности, актуализируется, и возникает интерес- форма выявления потребности, что обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности.
11 стр., 5396 слов
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется ... психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы ...
Контакты обмена -они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе таких кратковременных спорадических обменов, внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другой индивидуальности, которая вступает в обмен. Ежедневно человек имеет много контактов обмена (покупает билеты в транспорте, обменивается репликами с пассажирами в транспорте, спрашиваем, как найти такое-то заведение и т.д.).
В большинстве случаев в осуществлении контактов обмена мы совсем не обращаем внимания на индивидов, с которыми вступаем в контакт, нас интересует только объект обмена — как пример развития и усовершенствования контактов обмена «Я». Например: покупка газеты. Сначала у индивида возникает на основании определенной потребности пространственного видения газетного киоска, потом появляется конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего происходит обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания — потребности в приобретении газеты. Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и следующего контакта обмена. Контакты обмена, что повторяются, могут способствовать возникновению более сложных социальных взаимосвязей, которые уже будут возвращены на человека, а не на объект обмена. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.
Заимодействие как организация деятельности
Социальное взаимодействие как организация деятельности между людьми состоит из таких элементов: действующая личность, потребность в активизации поведения, цель деятельности, метод деятельности, другое действующее лицо, на которого направлено действие, результат деятельности. Кроме того, элементом организации деятельности является также внешнее окружение действующего лица или ситуация. Как известно, любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (групповое взаимодействие), культурная среда (нормы и ценности общества).
Совокупность вещественных, социальных и культурных условий составляет ситуацию, которая выражается в условиях действия и средствах действия. Ни один индивид не осуществляет деятельности без учета ситуации. Ситуация входит в систему социального взаимодействия через ориентации индивидов. Различают оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию.
Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия и средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы осуществления социального взаимодействия.
Механизм социального взаимодействия
Социальное взаимодействие, в отличие от импульсивных, рефлексивных действий, никогда не происходит мгновенно. До его осуществления, в сознании действующего лица должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Побуждение осуществления действий называется мотивацией. Мотивация в аспекте рассмотрения ее как элемента организации социального взаимодействия — это сила, которая толкает индивида к совершению определенных действий. Следовательно, механизм социального взаимодействия состоит из потребности, мотивации и самого действия. Этот механизм можно представить в виде следующей формулы:
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
... коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Лекция 3, 4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общ ... или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, ...
Потребность + Мотив + Интерес = Взаимодействие
Любое социальное действие начинается с возникновения в потребности индивида, которая предоставляется ему в определенной направленности: это могут быть, например, физические потребности (в пище, сне и др.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного статуса, самоутверждении и др. Потребность соотносится индивидом с объектами (субъектами) внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в сочетании с мотивом, который актуализируется, вызывает интерес. Постепенное развитие интереса приводит к появлению у индивида цели относительно конкретных социальных объектов. Момент появления ее означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, которая означает потенциальную готовность к осуществлению социального действия. Свидетельством важности интерактивной стороны общения является появление в истории психологии интерактивного направления, которое рассматривает взаимодействие как исходный пункт любого социально-психологического анализа.
Виды взаимодействия: сотрудничество и соперничество.
Сотрудничество. Оно предусматривает такие действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность. Этот вид взаимодействия обозначают также понятиями «кооперация», «согласие», «приспособления», «ассоциация».
Соперничество.Эту группу образуют действия, которые в определенной степени расшатывают совместную деятельность, создают преграды на пути к взаимопониманию, их обозначают также понятиями «конкуренция», «конфликт», «оппозиция», «диссоциация».
Эта классификация в основе имеет дихотомическое разделение видов взаимодействий. Другая — количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. В соответствии с ней различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).
Сихологическое воздействие.
При социальном взаимодействии происходит своеобразный процесс и результат изменения одним индивидом поведения, установок, намерений, представлений другого индивида. Влияние может быть направленным (ставится цель достижения определенного результата) и опосредованным (соответственно).
Психологическое воздействие – это применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.
К видампсихологического воздействия в первую очередь относятся — убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи.
Убеждение. Как способ психологического влияния, убеждение направлено на снятие своеобразных «фильтров» на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, которая сообщается, на систему установок и принципов индивида.
Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность
... конца жизни называемого особью В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он ... находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны и на втором году, ...
Убеждение— метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.
Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждение обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированное, во время их протекания, мнение гораздо глубже, чем то, которое возникло во время пассивного восприятия информации.
Заражение — самый массовый способ интеграции групповой деятельности возникает при значительном скоплении людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Одним из его признаков является стихийность.
Заражение — психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.
Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание при таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событию, информации, поступающей из разных источников. Психология толкует заражение как неосознаваемую, непроизвольную склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других, на энергетику психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживания этого состояния, соучастию.
Внушение. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на сознание и подсознание.
Внушение, или суггестия — метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.
Эффективным внушение будет лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения довольно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а к его готовности воспринять распоряжение, приказ, совет и в соответствии с них действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние и т.д. Важным фактором, который предопределяет эффективность внушения, есть авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества.В медицине сознательно применяют внушение в виде гипноза, психотерапии. В то же время внушения может иметь и отрицательное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.
Формами внушения могут быть: гетеросугестия (влияние со стороны) и аутосугестия (самовнушение).
Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию — внушения себе определенных представлений, чувств, эмоций.
Подражание —самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторения и воспроизведения одним человеком его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь через обучение и воспитание. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом усвоения окружающего мира, его психологические механизмы наследования значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, поскольку срабатывает критичность личности. Подражание во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство).
Однако его нельзя рассматривать как однонаправленное движение информации, образцов поведения от индуктора (комуникатора) до реципиента. Всегда существует (иногда минимальный) обратный процесс — от реципиента к индуктору.
Мода — это форма стандартизированного массового поведения людей, что возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе. Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, подражание и противопоставления. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д. Мода очень тесно связана со вкусами и нравами людей. С первыми ЕЕ сближают гибкость и подвижность со вторыми — повторяемость и устойчивость. Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к скоротечности, новизны и в то же время она консервативна.Отрицая, отбрасывая старое, мода вместе с тем претендует на роль образца, эталона. Иначе говоря, мода — это частичное, внешнее изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.
Слухи. Когда люди сталкиваются с чем -то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда пытаются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимое разъяснение. Слух — это сообщение, поступающий от одного или более лиц, о ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затрагивают актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовольствие в информации является главным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного (слухи).