Дисциплина Возрастная психология
1.Возрастная психология возникла в первой половине XX в.
2.Предметом исследования возрастной психологии является: возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов;
3.Теория культурно-исторического развития психики разработана Л.С. Выготским;
4.Разница между тем, что ребенок может сделать с помощью взрослых и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, в психологии носит название: зона ближайшего развития;
5. Зона актуального развития –реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей
6. Физический возраст характеризуется как время жизни ребенка в годах, месяцах и днях;
7. Психологический возраст — достигнутый ребенком уровень психического развития в определенном возрасте.
8.Проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста инфантильность;
9. Сензитивные периоды – это такие периоды развития, во время которых организм более восприимчив к тому или иному научению.
10. Движущими силами психического развития в отечественной психологии выступают внутренние противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями ребенка в онтогенезе.
11. Ведущим видом деятельности в возрастной психологии называют: деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и личности ребенка;
Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой с позиций отечественной психологии является смена ведущего типа деятельности
13.Считал, что процессы развития идут вслед за процессами обучения Ж.Пиаже;
Для формирования у младенца доверия к окружающему миру необходимо эмоциональное общение со взрослыми.
15. Автором возрастной периодизации психического развития, основанной на смене ведущего вида деятельности является Д.Б. Эльконин;
Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления.
17.Детская игра, в которой ребенок воспроизводит события реальной жизни людей, рассказов, сказок и пр., называется сюжетная;
18.Основными компонентами сюжетно ролевой игры являются сюжет и роли;
2 стр., 923 слов
ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...
... задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся ... и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; 2) непосредственностью и откровенностью выражения своих ... своей специфики не без трудностей. В психологии принято подразделять эмоции на стенические и ...
19.Характерной особенностью мышления дошкольника является познавательный эгоцентризм, который проявляется как неумение встать на позицию другого
20.Помогает планировать и регулировать ребенку-дошкольнику свои действия эгоцентрическая речь;
21.Важным личностным механизмом организации деятельности ребенка – дошкольника является соподчинение мотивов, что может проявляться как принятие решения в ситуации выбора одного предмета (действия) из нескольких.
22.К концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться произвольноевнимание, которое характеризуется умением контролироватьсвою деятельность в процессе выполнения.
23. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка младшего школьного возраста должны стать их произвольность
24.У учащихся младших классов главным авторитетом является учитель;
25. Усложнение сюжетно-ролевой игры в период дошкольного возраста связано в первую очередь с усложнением ее содержания;
26.Вместе с осознание своей уникальности, неповторимости, непохожести на других ребенок часто испытывает чувство одиночества. Это характерно для подросткового возраста;
27. Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) состоит из следующих компонентов учебная задача, учебные действия и операции, самоконтроль и самооценка;
28. Избирательность к учебным предметам, связанная с профессиональным самоопределение больше всего характерна для детей раннего юношеского возраста.
29.В младшем школьном возрасте в учебной деятельности преобладает непроизвольноевнимание;
30.Стеснительность, напряженность и скованность в общении со сверстниками противоположного пола – характерная особенность детей подростковоговозраста
31.Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение являются характеристикой раннего юношеского возраста.
32.Осознание значения убеждений и нравственных принципов, их роли в формировании своей личности характерно для раннего юношеского возраста.
33.Проявление растущим организмом каких либо признаков, унаследованных от его далеких предков, выполняющих ранее важную приспособительную функцию, со временем утраченную, называется атавизм;
34.Отождествление ребенком себя с человеком определенного и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения –полоролевая идентификация;
35.Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для человека (ребенка) во внутреннее, называется интериоризация; Экстериоризация – обратный процесс
36.Понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности – направленность личности;
37.В отечественной психологии в классификации методов (по Б.Г. Ананьеву) выделяют следующие группы:
Развитие личности донаучн. период
... известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности ...
· организационные методы;
· эмпирические методы;
· методы обработки данных;
· интерпретационные методы;
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Зигмунд Фрейд(1856—1939
Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. Он считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения («бессознательного»)
3 компонента человеческой психики «Ид» — врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основые составляющие — либидо (позитивные любовные, сексуальные импульсы), и танатос,т. е. (деструктивные, агрессивные импульсы)..«Эго»рациональная часть психики человека, «Суперэго»— это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения
Оральная стадия
Анальная стадия
Фаллическая стадия (эдипов комплек(у мальчиков) и комплекс Электры(у девочек).
Латентная стадия(от 6 до 12 лет).
Генитальная стадия(от 12 до 18 лет).
ТЕОРИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Этапы развития возрастной психологии в России в начале XX столетия
Первые научные разработки в областивозрастной психологии в начале XX столетия осуществлялись с позиции биогенетического (П.Блонский, Е.Аркин и др.), социогенетического (А.Залкинд, С. Моложавый, А.Залужный и др.) и теории двух факторов (М.Басов).
Однако уже в 20-е годы Н.Н. Корниловым и П.П.Блонским выдвигалась задача формирования новых подходов к психологии развития.
П.П. Блонский.(работы «Психологические очерки», «Память и мышление», «Развитие мышления школьника». В центре его внимания — вопросы обучения и развития детей, им изучены представленияшкольников разного возраста (предлагалось написать о солнце, земле и др.):
стадии развития представлений различных групп школьников младших, средних и старших классов. Рассматривал различные стороны понимания(узнавание, наименование, перечисление, описание, объяснение) как результат мыслительной деятельности.
Ценность работ П.П. Блонского в том, что, применяя специальную методику исследования представлений, памяти и мышления, он делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на разных возрастных этапах.
В 30-е гг. XX в. произошли большие достижения в формировании теоретических основ отечественной психологии. К их числу прежде всего относится разработанная Л.С. Выготским,при участии А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева,теория культурно-исторического развития психики, которая стала противостоять биологизаторскому направлению.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие ... Психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. История развития ... Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три ... специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают ...
Деятельность ребенка с предметом и его общение со взрослыми Л.С. Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека. Он пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, ученый исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие прежде всего зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок (понятие социальная ситуация развития).
Л.С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Обучение играет ведущую роль в формировании психики,
не всякое обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой. То, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности («зона актуального развития»); то, что он может сделать совместно со взрослым («зона ближайшего развития»).
Общепризнанные научные заслуги Л.С. Выготского в том, что он ввел новый, экспериментально-генетический, метод исследования психических явлений; разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития; предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.
В конце 30-х гг. психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка.
С.Л. Рубинштейна. («Основы общей психологии» — проблема формирования психики). Основной закон развития психики, по его мнению, заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь; ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладевает в онтогенезе.
Очень важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставленная в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном.
А.Н. Леонтьев. Ученый сделал попытку объяснить своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на различных этапах своего развития. Так, в дошкольном возрасте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению. Переход от дошкольного детства к следующей стадии развития происходит в связи с поступлением в школу. Вся система отношений ребенка перестраивается. У него появляются новые обязанности перед обществом, от выполнения которых будет зависеть место младшего школьника в классе, его общественная функция и роль. Далее Леонтьев указывает, что положение в системе общественных отношений само по себе еще не определяет психического развития, оно только характеризует уже достигнутую ступень. Непосредственно же формирование психики ребенка обусловливает ведущая деятельность. Именно благодаря ведущей деятельности у него появляются психические новообразования, характерные для данного возраста Предметом глубокого анализа в работах А.Н. Леонтьева являются понятия приспособления и присвоения. Различие между ними, по мнению ученого, заключается в том, что биологическое приспособление — это изменения видовых свойств врожденного поведения, которые передаются путем наследственности, а присвоение — воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения. Присвоение наиболее эффективно в специально организованной деятельности, называемой учением.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... ков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития - становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще ... обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций. Поэтому режим ...
Л.И. Божович Психология воспитания,проблемы, связанные с формированием личности ребенка.. Наиболее подробно Л.И. Божович изучает мотивационно-потребностную сферу детей,соотношение на разных возрастных этапах широких социальных мотивов учения и мотивов, идущих непосредственно от учебной деятельности. В ряде работ Л.И. Божович и ее сотрудников изучалась проблема аффективной сферы личности ребенка. Исследование детских аффективных переживаний помогло выявить и охарактеризовать аффект неадекватности, проявляющийся в эмоциональных вспышках ребенка, его упрямстве.
А.В. Запорожецвнес крупный вклад в решение проблем возрастной психологии. Наиболее подробно им была разработана, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане, проблема формирования произвольных движений. Он пришел к выводу, что любой акт деятельности состоит из двух фаз — ориентировочной и исполнительской. Были выявлены формы ориентировочных компонентов деятельности и закономерность их функционального и генетического развития. Формирование всех действий происходит от внешних ориентировочных действий к внутренним. По мнению Запорожца, ребенок в своем развитии проходит ряд своеобразных периодов детства. Основные новообразования в умственном развитии: раннее детство — перцептивные действия; дошкольный возраст — уровень воображаемых преобразований в плане наглядно-образного мышления; школьный— умственные действия осуществляются с помощью знаковых систем в плане понятийного мышления.
Н.А. Менчинскаяработала в области педагогической психологии. Ею вычленены основные закономерности процесса усвоения знаний, изучены и психологически обоснованы приемы работы над учебным материалом. Менчинская работала над проблемой предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе. Под ее руководством проводились исследования по вопросу формирования научного мировоззрения школьников.
Д.Б. Эльконинвопросыпериодизации психического развития детской игры, обучения и воспитания детей шестилетнего возраста, формирования учебной деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Он занимался не только теоретическими, но и практическими вопросами. Им создан экспериментальный букварь. Под его руководством разработаны психологические принципы и экспериментальные программы обучения младших школьников.
Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной ...
... установками педагогической деятельности многих школьных педагогов, для которых личность школьника остается на втором плане по сравнению ... фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это ... опыте внесли ученики Л.С. Выготского -- Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др. Вопросы устойчивости личности ...
Придавая большое значение развивающему эффекту обучения, считая его ведущим принципом любого обучения, отечественные психологи П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др. предлагают различные пути решения этой проблемы. Так, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и использованию характерных для каждого этапа психического развития ребенка видов деятельности.