Эмоции и чувства, их влияние на учебную деятельность.

Все, с чем мы стал­ки­ва­ем­ся в пов­седнев­ной жиз­ни, вы­зыва­ет у нас оп­ре­делен­ное от­но­шение. Один объ­ек­ты и яв­ле­ния взы­ва­ют у нас сим­па­тию, дру­гие, на­обо­рот, от­вра­щение. Од­ни вы­зыва­ют ин­те­рес и лю­бопытс­тво, дру­гие — без­разли­чие. Да­же те от­дель­ные свой­ства пред­ме­тов, ин­форма­цию о ко­торых мы по­луча­ем че­рез ощу­щения, нап­ри­мер цвет, вкус, за­пах, не бы­ва­ют без­различ­ны для нас.Бо­лее слож­ное от­но­шение к се­бе вы­зыва­ют жиз­ненные фак­ты, взя­тые во всей их пол­но­те, во всем мно­го­об­ра­зии их свой­ств и осо­бен­ностей. От­но­шения к ним вы­ража­ют­ся в та­ких слож­ных чувс­твен­ных пе­режи­вани­ях  как ра­дость, го­ре, сим­па­тия, пре­неб­ре­жение, гнев, гор­дость, стыд, страх. Все эти пе­режи­вания пред­став­ля­ют со­бой чувс­тва или эмо­ции.

Эмо­ции ха­рак­те­ризу­ют пот­ребнос­ти че­лове­ка и пред­ме­ты, на ко­торые они нап­равле­ны. Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия, и не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В прак­ти­чес­кой жиз­ни под эмо­ци­ями мы обыч­но по­нима­ем са­мые раз­но­об­разные ре­ак­ции че­лове­ка — от бур­ных взры­вов страс­ти до тон­ких от­тенков нас­тро­ений. В пси­холо­гии под эмо­ци­ями по­нима­ют пси­хичес­кие про­цес­сы, про­тека­ющие в фор­ме пе­режи­ваний и от­ра­жа­ющие лич­ную зна­чимость и оцен­ку внеш­них и внут­ренних си­ту­аций для жиз­не­де­ятель­нос­ти че­лове­ка. Сле­дова­тель­но, на­ибо­лее су­щес­твен­ной ха­рак­те­рис­ти­кой эмо­ций яв­ля­ет­ся их субъ­ек­тивность.

Бла­года­ря эмо­ци­ям че­ловек осоз­на­ет свои пот­ребнос­ти и пред­ме­ты, на ко­торые они нап­равле­ны. Дру­гая все­об­щая чер­та эмо­ций — это их со­дей­ствие в ре­али­зации пот­ребнос­тей и дос­ти­жении оп­ре­делен­ных це­лей. Пос­коль­ку лю­бая эмо­ция по­ложи­тель­на или от­ри­цатель­на, че­ловек мо­жет су­дить о дос­ти­жении пос­тавлен­ной це­ли. Так, по­ложи­тель­ная эмо­ция всег­да свя­зана с по­луче­ни­ем же­ла­емо­го ре­зуль­та­та, а от­ри­цатель­ная, на­обо­рот, с не­уда­чей при дос­ти­жении це­ли. Та­ким об­ра­зом, мож­но сде­лать вы­вод о том, что эмо­ции са­мым не­пос­редс­твен­ным об­ра­зом свя­заны с ре­гуля­ци­ей де­ятель­нос­ти че­лове­ка.Боль­шинс­тво эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний от­ра­жа­ет­ся на осо­бен­ностях по­веде­ния че­лове­ка, и по­это­му они мо­гут быть изу­чены с ис­поль­зо­вани­ем не толь­ко субъ­ек­тивных, но и объ­ек­тивных ме­тодов. Нап­ри­мер, пок­расне­ние или поб­леднение ко­жи че­лове­ка в оп­ре­делен­ной си­ту­ации мо­жет сви­детель­ство­вать о его эмо­ци­ональ­ном сос­то­янии. Об эмо­ци­ональ­ном сос­то­янии мо­гут так­же сви­детель­ство­вать из­ме­нения уров­ня ад­ре­нали­на в кро­ви и мно­гое дру­гое.

19 стр., 9470 слов

35. Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы ...

В отличие, скажем, от психотера­певтичес­ких групп цели совместной деятельности в этом слу­чае не обяза­тельно связаны с решением эмоциональ­ных и внутриличностных конф­ликтов и проблем. Это может быть обмен информацией, совместные социальные действия, разви­тие практических, социальных и межлич­ностных уме­ний, пе­рестройка асоциального поведения. Многообразие групп мо­жет быть классифицировано ...

Эмо­ции — это очень слож­ные пси­хичес­кие яв­ле­ния. К на­ибо­лее зна­чимым эмо­ци­ям при­нято от­но­сить сле­ду­ющие ти­пы эмо­ци­ональ­ных пе­режи­ваний: аф­фекты, собс­твен­но эмо­ции, чувс­тва, нас­тро­ения, эмо­ци­ональ­ный стресс.

Аф­фект на­ибо­лее мощ­ный вид эмо­ци­ональ­ной ре­ак­ции. Аф­фекта­ми на­зыва­ют ин­тенсив­ные, бур­но про­тека­ющие и крат­ковре­мен­ные эмо­ци­ональ­ные вспыш­ки. При­мера­ми аф­фекта мо­гут слу­жить силь­ный гнев,ярость, ужас, бур­ная ра­дость, глу­бокое го­ре, от­ча­яние. Эта эмо­ци­ональ­ная ре­ак­ция пол­ностью зах­ва­тыва­ет пси­хику че­лове­ка, со­еди­няя глав­ный воз­дей­ству­ющий раз­дра­житель со все­ми смеж­ны­ми, об­ра­зуя еди­ный аф­фектив­ный ком­плекс, пре­доп­ре­деля­ющий еди­ную ре­ак­цию на си­ту­ацию в це­лом.

Од­на из глав­ных осо­бен­ностей аф­фекта сос­то­ит в том, что дан­ная эмо­ци­ональ­ная ре­ак­ция не­одо­лимо на­вязы­ва­ет че­лове­ку не­об­хо­димость вы­пол­нить ка­кое-ли­бо дей­ствие, но при этом у че­лове­ка те­ря­ет­ся чувс­тво ре­аль­нос­ти. Он пе­рес­та­ет се­бя кон­тро­лиро­вать и да­же мо­жет не осоз­на­вать то­го, что де­ла­ет. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в сос­то­янии аф­фекта воз­ни­ка­ет чрез­вы­чай­но силь­ное эмо­ци­ональ­ное воз­бужде­ние, ко­торое, зат­ра­гивая дви­гатель­ные цен­тры ко­ры го­лов­но­го моз­га, пе­рехо­дит в дви­гатель­ное воз­бужде­ние. Под дей­стви­ем это­го воз­бужде­ния че­ловек со­вер­ша­ет обиль­ные и час­то бес­по­рядоч­ные дви­жения и дей­ствия. Бы­ва­ет и так, что в сос­то­янии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В сос­то­янии аф­фекта из­ме­ня­ет­ся фун­кци­они­рова­ние всех пси­хичес­ких про­цес­сов. В час­тнос­ти, рез­ко из­ме­ня­ют­ся по­каза­тели вни­мания. Его пе­рек­лю­ча­емость сни­жа­ет­ся, и в по­ле вос­при­ятия по­пада­ют толь­ко те объ­ек­ты, ко­торые не­пос­редс­твен­но свя­заны с пе­режи­вани­ем. На них вни­мание скон­цен­три­рова­но нас­толь­ко, что пе­рек­лю­чить­ся на что-то дру­гое че­ловек ока­зыва­ет­ся не в сос­то­янии. Все ос­таль­ные раз­дра­жите­ли, не свя­зан­ные с пе­режи­вани­ем, ока­зыва­ют­ся не в по­ле вни­мания че­лове­ка, осоз­на­ют­ся им не­дос­та­точ­но, и в этом зак­лю­ча­ет­ся од­на из при­чин не­уп­равля­емос­ти по­веде­ния че­лове­ка в сос­то­янии аф­фекта. В сос­то­янии аф­фекта че­лове­ку труд­но пред­ви­деть ре­зуль­та­ты сво­их дей­ствий, пос­коль­ку ме­ня­ет­ся ха­рак­тер про­тека­ния про­цес­сов мыш­ле­ния. Рез­ко сни­жа­ет­ся спо­соб­ность прог­но­зиро­вать пос­ледс­твия сво­их пос­тупков, в ре­зуль­та­те че­го ста­новит­ся не­воз­можным це­лесо­об­разное по­веде­ние.

Да­же при са­мом силь­ном аф­фекте че­ловек в той или иной сте­пени от­да­ет се­бе от­чет в том, что с ним про­ис­хо­дит, но при этом од­ни лю­ди мо­гут ов­ла­деть сво­ими мыс­ля­ми и пос­тупка­ми, а дру­гие — нет. Это про­ис­хо­дит из-за раз­ных при­чин, но в пер­вую оче­редь из-за уров­ня эмо­ци­ональ­но-во­левой ус­той­чи­вос­ти, т. е. из-за осо­бен­ностей эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и уров­ня раз­ви­тия во­левых ха­рак­те­рис­тик че­лове­ка. Сле­ду­ет от­ме­тить, что дан­ная ха­рак­те­рис­ти­ка яв­ля­ет­ся весь­ма по­каза­тель­ной в от­но­шении по­веден­ческой ре­гуля­ции лю­дей. Она свя­зана, с од­ной сто­роны, с ге­нети­чес­ки­ми осо­бен­ностя­ми ор­га­низ­ма кон­крет­но­го че­лове­ка, а с дру­гой сто­роны — с осо­бен­ностя­ми его вос­пи­тания.

10 стр., 4593 слов

Обоснование социальной значимости и актуальности программы реабилитации

И она приобретает особое значение, когда речь идет о подростках и молодежи. Изобилие, многообразие и доступность наркотических веществ не может не вызывать растерянности среди родителей, учителей, медицинских работников, правоохранительных органов. Сегодня, среди молодежи наркомания приобрела такой размах, что если подобный темп будет сохраняться, то через некоторое время высшие человеческие ...

Собственно эмо­ции от­ли­ча­ют­ся от аф­фектов дли­тель­ностью. Ес­ли аф­фекты в ос­новном но­сят крат­ковре­мен­ный ха­рак­тер (нап­ри­мер, вспыш­ка гне­ва), то эмо­ции — это бо­лее дли­тель­ные сос­то­яния. Дру­гой от­ли­читель­ной чер­той эмо­ций яв­ля­ет­ся то, что они пред­став­ля­ют со­бой ре­ак­цию не толь­ко на те­кущие со­бытия, но и на ве­ро­ят­ные или вспо­мина­емые.

Для то­го что­бы по­нять суть эмо­ций, не­об­хо­димо ис­хо­дить из то­го, что боль­шинс­тво пред­ме­тов и яв­ле­ний внеш­ней сре­ды, воз­дей­ствуя на ор­га­ны чувств, вы­зыва­ют у нас слож­ные, мно­гог­ранные эмо­ци­ональ­ные ощу­щения и чувс­тва, ко­торые мо­гут вклю­чать в се­бя од­новре­мен­но как удо­воль­ствие, так и не­удо­воль­ствие.

По­мимо удо­воль­ствия и не­удо­воль­ствия во мно­гих си­ту­аци­ях воз­ни­ка­ет ощу­щение ка­кого-ли­бо нап­ря­жения, с од­ной сто­роны, и раз­ре­шения или об­легче­ния — с дру­гой. В кри­тичес­кие мо­мен­ты де­ятель­нос­ти, в от­ветс­твен­ные ми­нуты при­нятия ре­шения, при пре­одо­лении зат­рудне­ний, во всех слу­ча­ях, ког­да мы де­ла­ем что-ли­бо важ­ное, что зат­ра­гива­ет нас, мы ис­пы­тыва­ем нап­ря­жение. Очень час­то это нап­ря­жение но­сит яр­ко вы­ражен­ный ак­тивный ха­рак­тер, соп­ро­вож­да­ет­ся по­вышен­ным вни­мани­ем к объ­ек­ту де­ятель­нос­ти, сво­еоб­разным при­ливом умс­твен­ных и фи­зичес­ких сил, жаж­дой дей­ствий, осо­бым вол­не­ни­ем, ох­ва­тыва­ющим нас. Иног­да, ког­да мы пло­хо вла­де­ем сво­ими дей­стви­ями, оно вы­ража­ет­ся в сво­еоб­разной ско­ван­ности, за­тор­мо­жен­ности дви­жений, в су­жен­ности вос­при­ятия, в не­дос­та­точ­ном рас­пре­деле­нии вни­мания.

Дру­гим про­яв­ле­ни­ем эмо­ци­ональ­ных про­цес­сов яв­ля­ет­ся воз­бужде­ние и ус­поко­ение. Воз­бужден­ное эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние но­сит обыч­но ак­тивный ха­рак­тер, свя­зано с де­ятель­ностью или с под­го­тов­кой к ней. Чрез­мерное воз­бужде­ние мо­жет, од­на­ко, расс­тра­ивать це­лесо­об­разную де­ятель­ность, де­лать ее бес­по­рядоч­ной, ха­отич­ной. Ус­по­ко­ение свя­зано со сни­жени­ем ак­тивнос­ти, но так­же слу­жит ос­но­вой це­лесо­об­разно­го ее при­мене­ния.

С точ­ки зре­ния вли­яния на де­ятель­ность че­лове­ка эмо­ции де­лят­ся на сте­ничес­кие и ас­те­ничес­кие.Сте­ничес­кие эмо­ции сти­мули­ру­ют де­ятель­ность, уве­личи­ва­ют энер­гию и нап­ря­жение сил че­лове­ка, по­буж­да­ют его к пос­тупкам, выс­ка­зыва­ни­ям. В этом слу­чае че­ловек го­тов «го­ры пе­ревер­ну­ты». И на­обо­рот, иног­да пе­режи­вания ве­дут к ско­ван­ности, пас­сивнос­ти, тог­да го­ворят об ас­те­ничес­ких эмо­ци­ях. По­это­му в за­виси­мос­ти от си­ту­ации и ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей эмо­ции мо­гут по-раз­но­му вли­ять на по­веде­ние. Так, у че­лове­ка, ис­пы­тыва­юще­го чувс­тво стра­ха, воз­можно по­выше­ние мус­куль­ной си­лы, и он мо­жет бро­сить­ся навс­тре­чу опас­ности. То же са­мое чувс­тво стра­ха мо­жет выз­вать пол­ный упа­док сил, от стра­ха у не­го мо­гут «под­ги­бать­ся ко­лени».

25 стр., 12338 слов

Л.3 гендерная социализация

Такое понимание социализации фиксирует не только процесс усвоения социальных нормативов, но и процесс их активного пре­образования и применения в новых социальных ситуациях. Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, ...

В час­тнос­ти, при­нято вы­делять сле­ду­ющие эмо­ции:

· Ра­дость

· Удив­ле­ние

· Стра­дание

· Гнев

· От­вра­щение

· През­ре­ние

· Страх

Эмо­ци­ональ­ные пе­режи­вания но­сят не­од­нознач­ный ха­рак­тер. Один и тот же объ­ект мо­жет вы­зывать не­сог­ла­сован­ные, про­тиво­речи­вые эмо­ци­ональ­ные от­но­шения. Это яв­ле­ние по­лучи­ло наз­ва­ние ам­би­вален­тность (двой­ствен­ность) чувств. Обыч­но ам­би­вален­тность выз­ва­на тем, что от­дель­ные осо­бен­ности слож­но­го объ­ек­та по-раз­но­му вли­яют на пот­ребнос­ти и цен­ности че­лове­ка.

 

Чувс­тва это еще один вид эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний. Глав­ное раз­ли­чие эмо­ций и чувств зак­лю­ча­ет­ся в том, что эмо­ции, как пра­вило, но­сят ха­рак­тер ори­ен­ти­ровоч­ной ре­ак­ции, т. е. не­сут пер­вичную ин­форма­цию о не­дос­татке или из­бытке че­го-ли­бо, по­это­му они час­то бы­ва­ют не­оп­ре­делен­ны­ми и не­дос­та­точ­но осоз­на­ва­емы­ми (нап­ри­мер, смут­ное ощу­щение че­го-ли­бо).

Чувс­тва, нап­ро­тив, в боль­шинс­тве слу­ча­ев пред­метны и кон­крет­ны. Та­кое яв­ле­ние, как «смут­ное чувс­тво» (нап­ри­мер, «смут­ное тер­за­ние»), го­ворит о не­оп­ре­делен­ности чувств и мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как про­цесс пе­рехо­да от эмо­ци­ональ­ных ощу­щений к чувс­твам. Дру­гим раз­ли­чи­ем эмо­ций и чувств яв­ля­ет­ся то, что эмо­ции в боль­шей сте­пени свя­заны с би­оло­гичес­ки­ми про­цес­са­ми, а чувс­тва — с со­ци­аль­ной сфе­рой. Еще од­ним су­щес­твен­ным раз­ли­чи­ем эмо­ций и чувств, на ко­торое не­об­хо­димо об­ра­тить вни­мание, яв­ля­ет­ся то, что эмо­ции в боль­шей сте­пени свя­заны с об­ластью бес­созна­тель­но­го, а чувс­тва мак­си­маль­но пред­став­ле­ны в на­шем соз­на­нии. Кро­ме это­го, чувс­тва че­лове­ка всег­да име­ют оп­ре­делен­ное внеш­нее про­яв­ле­ние, а эмо­ции ча­ще все­го не име­ют.

Чувс­тва — еще бо­лее дли­тель­ные, чем эмо­ции, пси­хичес­кие сто­яния, име­ющие чет­ко вы­ражен­ный пред­метный ха­рак­тер. Они от­ра­жа­ют ус­той­чи­вое от­но­шение к ка­ким-ли­бо кон­крет­ным объ­ек­там (ре­аль­ным или во­об­ра­жа­емым).

Че­ловек не мо­жет пе­режи­вать чувс­тва во­об­ще, ес­ли они не от­не­сены к ко­му-ни­будь или че­му-ни­будь. Нап­ри­мер, че­ловек не в сос­то­янии ис­пы­тывать чувс­тво люб­ви, ес­ли у не­го нет объ­ек­та при­вязан­ности. Точ­но так же он не мо­жет ис­пы­тывать чувс­тво не­навис­ти, ес­ли у не­го нет то­го, что он не­нави­дит.

Чувс­тва иг­ра­ют зна­чимую роль и в пос­тро­ении кон­тактов с ок­ру­жа­ющи­ми людь­ми. Че­ловек всег­да пред­по­чита­ет на­ходить­ся в ком­фор­тной об­ста­нов­ке, а не в ус­ло­ви­ях, вы­зыва­ющих у не­го не­гатив­ные чувс­тва. Кро­ме это­го, сле­ду­ет от­ме­тить, что чувс­тва всег­да ин­ди­виду­аль­ны. То, что нра­вит­ся од­но­му, мо­жет вы­зывать не­гатив­ные чувс­тва у дру­гого. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что чувс­тва опос­ре­ду­ются сис­те­мой цен­нос­тных ус­та­новок кон­крет­но­го че­лове­ка.

11 стр., 5049 слов

Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

... Традиции романа приключений……………………………………………...12 Глава II «Сойеровский мир» в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» …………………………………………………….15 Заключение…………………………………………………………………………...22 Список ... Цель настоящего проекта заключается в определении мифологической основы повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», выявлении мифопоэтического характера его ...

Осо­бую фор­му пе­режи­вания пред­став­ля­ют со­бой выс­шие чувс­тва, в ко­торых зак­лю­чено все бо­гатс­тво под­линно че­лове­чес­ких от­но­шений. В за­виси­мос­ти от пред­метной сфе­ры, к ко­торой они от­но­сят­ся, чувс­тва под­разде­ля­ют­ся на: нравс­твен­ные, эс­те­тичес­кие, ин­теллек­ту­аль­ные.

Нравс­твен­ны­ми, или мо­раль­ны­ми, на­зыва­ют­ся чувс­тва, пе­режи­ва­емые людь­ми при вос­при­ятии яв­ле­ний дей­стви­тель­нос­ти и срав­не­нии этих яв­ле­ний с нор­ма­ми, вы­рабо­тан­ны­ми об­щес­твом.

Сле­ду­ющая груп­па чувств — это ин­теллек­ту­аль­ные чувс­тва. Ин­теллек­ту­аль­ны­ми чувс­тва­ми на­зыва­ют пе­режи­вания, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се поз­на­ватель­ной де­ятель­нос­ти че­лове­ка.

Эс­те­тичес­кие чувс­тва пред­став­ля­ют со­бой эмо­ци­ональ­ное от­но­шение че­лове­ка к прек­расно­му в при­роде, в жиз­ни лю­дей и в ис­кусс­тве. Наб­лю­дая ок­ру­жа­ющие нас пред­ме­ты и яв­ле­ния дей­стви­тель­нос­ти, че­ловек мо­жет ис­пы­тывать осо­бое чувс­тво вос­хи­щения их кра­сотой.

 

Нас­тро­ение са­мое дли­тель­ное, или «хро­ничес­кое», эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние, ок­ра­шива­ющее все по­веде­ние. Нас­тро­ение от­ли­ча­ют от эмо­ций мень­шая ин­тенсив­ность и мень­шая пред­метность. Оно от­ра­жа­ет бес­созна­тель­ную обоб­щенную оцен­ку то­го, как на дан­ный мо­мент скла­дыва­ют­ся об­сто­ятель­ства. Нас­тро­ение мо­жет быть ра­дос­тным или пе­чаль­ным, ве­селымили уг­не­тен­ным, бод­рым или по­дав­ленным, спо­кой­ным или раз­дра­жен­ным и т. д.

Нас­тро­ение су­щес­твен­но за­висит от об­ще­го сос­то­яния здо­ровья, от ра­боты же­лез внут­ренней сек­ре­ции и осо­бен­но от то­нуса нер­вной сис­те­мы. При­чины то­го или ино­го нас­тро­ения не всег­да яс­ны че­лове­ку, а тем бо­лее ок­ру­жа­ющим его лю­дям. Не­даром го­ворят о бе­зот­четной грус­ти, бес­при­чин­ной ра­дос­ти, и в этом смыс­ле нас­тро­ение — это бес­созна­тель­ная оцен­ка лич­ностью то­го, нас­коль­ко бла­гоп­ри­ят­но для нее скла­дыва­ют­ся об­сто­ятель­ства. В этом нас­тро­ения по­хожи на собс­твен­но эмо­ции и близ­ки к сфе­ре бес­созна­тель­но­го. Но при­чина нас­тро­ения всег­да су­щес­тву­ет и в той или иной сте­пени мо­жет быть осоз­на­на. Ею мо­гут быть ок­ру­жа­ющая при­рода, со­бытия, вы­пол­ня­емая де­ятель­ность и, ко­неч­но, лю­ди.

Нас­тро­ения мо­гут раз­ли­чать­ся по про­дол­жи­тель­нос­ти. Ус­той­чи­вость нас­тро­ения за­висит от мно­гих при­чин — воз­раста че­лове­ка, ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей его ха­рак­те­ра и тем­пе­рамен­та, си­лы во­ли, уров­ня раз­ви­тия ве­дущих мо­тивов по­веде­ния. Нас­тро­ение мо­жет ок­ра­шивать по­веде­ние че­лове­ка в те­чение нес­коль­ких дней и да­же не­дель. Бо­лее то­го, нас­тро­ение мо­жет стать ус­той­чи­вой чер­той лич­ности. Имен­но эту осо­бен­ность нас­тро­ения под­ра­зуме­ва­ют, ког­да де­лят лю­дей на оп­ти­мис­тов и пес­си­мис­тов.

Нас­тро­ения име­ют ог­ромное зна­чение для эф­фектив­ности де­ятель­нос­ти, ко­торой за­нима­ет­ся че­ловек. Нап­ри­мер, из­вес­тно, что од­на и та же ра­бота при од­ном нас­тро­ении мо­жет ка­зать­ся лег­кой и при­ят­ной, а при дру­гом — тя­желой и уд­ру­ча­ющей. Ес­тес­твен­но, что при хо­рошем нас­тро­ении че­ловек в сос­то­янии вы­пол­нить го­раз­до боль­ший объ­ем ра­боты, чем при пло­хом.

14 стр., 6839 слов

Тема детства в произведениях Л. Кассиля и М. Твена

... десятилетие после Гражданской войны, детство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен признавался, что «Том Сойер просто псалом, переложенный прозой». Действительно, как отмечают большинство ... исследователей, в повести противопоставлены мир детства и мир взрослых. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической концепцией детства у Блейка и манифестирована ...

Нас­тро­ение тес­но свя­зано с со­от­но­шени­ем меж­ду са­мо­оцен­кой че­лове­ка и уров­нем его при­тяза­ний. У лиц с вы­сокой са­мо­оцен­кой ча­ще наб­лю­да­ет­ся по­вышен­ное нас­тро­ение, у лиц же с за­нижен­ной са­мо­оцен­кой вы­ражен­ное склон­ность к пас­сивно-от­ри­цатель­ным эмо­ци­ональ­ным сос­то­яни­ям, свя­зан­ным с ожи­дани­ем неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­хо­дов. По­это­му нас­тро­ение мо­жет стать при­чиной от­ка­за от дей­ствий и даль­ней­ше­го сни­жения при­тяза­ний, что мо­жет при­вес­ти к от­ка­зу от удов­летво­рения дан­ной пот­ребнос­ти.

К на­чалу школь­но­го обу­чения у де­тей от­ме­ча­ет­ся дос­та­точ­но вы­сокий уро­вень кон­тро­ля за сво­им по­веде­ни­ем. В тес­ной свя­зи с этим на­ходит­ся раз­ви­тие нравс­твен­ных чувств, нап­ри­мер де­ти в этом воз­расте уже пе­режи­ва­ют чувс­тво сты­да, ког­да взрос­лые по­рица­ют их за прос­тупки.

С пе­рехо­дом де­тей в шко­лу, с рас­ши­рени­ем кру­га их зна­ний и жиз­ненно­го опы­та чувс­тва ре­бен­ка зна­читель­но из­ме­ня­ют­ся с ка­чес­твен­ной сто­роны. Уме­ние вла­деть сво­им по­веде­ни­ем, сдер­жи­вать се­бя при­водит к бо­лее ус­той­чи­вому и бо­лее спо­кой­но­му те­чению эмо­ций. Ре­бенок млад­ше­го школь­но­го воз­раста уже не вы­казы­ва­ет так не­пос­редс­твен­но сво­его гне­ва, как ре­бенок-дош­коль­ник. Чувс­тва де­тей-школь­ни­ков не име­ют уже то­го аф­фектив­но­го ха­рак­те­ра, ко­торый по­каза­телен для де­тей ран­не­го воз­раста.

На­ряду с этим по­яв­ля­ют­ся но­вые ис­точни­ки чувств: зна­комс­тво с от­дель­ны­ми на­уч­ны­ми дис­ципли­нами, за­нятия в школь­ных круж­ках, учас­тие в уче­ничес­ких ор­га­низа­ци­ях, са­мос­то­ятель­ное чте­ние книг. Все это спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию так на­зыва­емых ин­теллек­ту­аль­ных чувств. Ре­бен­ка, при удач­ном сте­чении об­сто­ятель­ств, все боль­ше и боль­ше прив­ле­ка­ет поз­на­ватель­ная де­ятель­ность, ко­торая соп­ро­вож­да­ет­ся по­зитив­ны­ми эмо­ци­ями и чувс­твом удов­летво­рения от поз­на­ния но­вого.

Весь­ма по­каза­телен тот факт, что у де­тей в школь­ном воз­расте ме­ня­ют­ся жиз­ненные иде­алы. Так, ес­ли де­ти дош­коль­но­го воз­раста, на­ходясь глав­ным об­ра­зом в кру­гу семьи, в ка­чес­тве иде­ала обыч­но вы­бира­ют ко­го-ли­бо из род­ных, то с пе­рехо­дом ре­бен­ка в шко­лу, с рас­ши­рени­ем его ин­теллек­ту­аль­но­го кру­гозо­ра в ка­чес­тве иде­ала на­чина­ют выс­ту­пать уже и дру­гие лю­ди, нап­ри­мер учи­теля, ли­тера­тур­ные ге­рои или кон­крет­ные ис­то­ричес­кие лич­ности.

Вос­пи­тание эмо­ций и чувств че­лове­ка на­чина­ет­ся с са­мого ран­не­го детс­тва. Важ­ней­шим ус­ло­ви­ем фор­ми­рова­ния по­ложи­тель­ных эмо­ций и чувств яв­ля­ет­ся за­бота со сто­роны взрос­лых. Тот ре­бенок, ко­торо­му не хва­та­ет люб­ви и лас­ки, вы­рас­та­ет хо­лод­ным и не­от­зывчи­вым. Для воз­никно­вения эмо­ци­ональ­ной чут­кости так­же важ­на от­ветс­твен­ность за дру­гого, за­бота о млад­ших брать­ях и сес­трах, а ес­ли та­ковых нет, то о до­маш­них жи­вот­ных. Не­об­хо­димо, что­бы ре­бенок сам о ком-то за­ботил­ся, за ко­го-то от­ве­чал.

Еще од­но ус­ло­вие фор­ми­рова­ния эмо­ций и чувств у ре­бен­ка сос­то­ит в том, что­бы чувс­тва де­тей не ог­ра­ничи­вались толь­ко пре­дела­ми субъ­ек­тивных пе­режи­ваний, а по­луча­ли свою ре­али­зацию в кон­крет­ных пос­тупках, в дей­стви­ях и де­ятель­нос­ти. В про­тив­ном слу­чае лег­ко мож­но вос­пи­тать сен­ти­мен­таль­ных лю­дей, спо­соб­ных лишь на сло­вес­ное из­ли­яние, но не спо­соб­ных на не­ук­лонное прет­во­рение сво­его чувс­тва в жизнь.

4 стр., 1912 слов

Тренинг по развитию уверенности в себе, формированию чувства ...

... участниками некоторые упражнения, посвященные теме, связанной с развитием уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Я считаю это актуальной темой в настоящее время, тем более ... такими качествами теряет некоторую долю самоконтроля, так как у него не вырабатывается чувства сдерживания при совершении определенных поступков ему не нужно никому нравиться, ему необязательно ...