ема. Психодиагностика внимания (2 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1.Специфика внимания как познавательного процесса.
1.2.Экспериментальные исследования свойств внимания.
2. Заполните таблицу «Методы исследования внимания на разных возрастных этапах».
Возраст | Название методики | Цель методики | Описание методики |
2. Подготовьте психодиагностический инструментарий к проведению психодиагностического исследования свойств внимания студентов по следующим методикам: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», Методика Бурдона.
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 28 – 30 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.– К. : Наук. думка, 2009. – 30 –34 с.
3. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. – 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 321 – 325 с.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2008. – 356 –359 с.
5. Романова Е. С. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 302 – 303 с.
ема. Психодиагностика памяти (2 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1. Общие представления о памяти. Основные задачи при исследовании памяти.
1.2. Исследование непосредственной памяти и опосредованного запоминания.
1.3. Исследование кратковременной памяти.
1.4. Исследование процесса заучивания. Кривая памяти.
1.5. Исследование процессов воспроизведения и узнавания.
2. Заполните таблицу «Методы исследования памяти на разных возрастных этапах».
Возраст | Название методики | Цель методики | Описание методики |
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Исследованияпамяти / Под ред. Н. Н. Корж. – М. : Наука, 2009. – 48 – 58 с.
2. Психологияличности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. : Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М.: Гекликон, 2005. – 96 – 103 с.
3. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М. : Светотон, 2011. – 134 – 142 с.
4. Романова Е. С. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2010. – 145 – 156 с.
5. Скребец В. А. Психологическая диагностика.— К. : Академия, 2009. – 187 – 189 с.
ема. Психодиагностика мышления (2 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1. Основные характеристики мышления как психического процесса.
1.2. Методы исследования мышления.
1.3.Анализ психологических факторов в процессе мышления: избирательное влияние прошлого опыта на решение задач; влияние установки на решение задач.
1.4. Анализ процесса решения задач методом рассуждения вслух.
1.5. Исследование процессов творческого мышления.
1.6. Использование теории информации в модифицированном варианте методики образования искусственных понятий.
2. Заполните таблицу «Методы исследования мышления на разных возрастных этапах».
Возраст | Название методики | Цель методики | Описание методики |
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 40 – 43 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – К. : Наук. думка, 2009. – 113 – 121 с.
3. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 50 – 52.
4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. – Псков : Изд-во ПОИУУ, 2009. – 134 – 143 с
5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : УРАО, 2010. – 121 – 124 с.
6. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М.: Светотон, 2012. – 137 – 143 с.
ема. Интеллект и его диагностика (2 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1. Сравнительная характеристика понятий «интеллект» и IQ .
1.2. Современные методы диагностики интеллекта.
1.3. Возрастные различия в интеллекте.
1.4. Постоянство IQ и кумулятивный эффект.
1.5. Факторы, влияющие на изменения IQ.
2. Заполните таблицу «Теоретические подходы к изучению интеллекта»
Название теории | Автор | Характеристика подхода |
3. Заполните таблицу «Методы исследования интеллекта на разных возрастных этапах».
Возраст | Название методики | Цель методики | Описание методики |
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 43 – 46 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – К. : Наук. думка, 2009. – 113 – 121 с.
3. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 53 – 54.
4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. – Псков : Изд-во ПОИУУ, 2009. – 143 – 156 с
5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: УРАО, 2010. – 124 – 26 с.
6. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М. : Светотон, 2012. – 143 – 156 с.
Тема. Проблема тестирования в образовании (4 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1. Основная цель и функции психодиагностики в образовании.
1.2. Тесты достижений, их основные функции.
1.3. Тесты по конкретным учебным дисциплинам и их конструирование.
1.4. Тесты обучаемости, их типы и структура.
1.5. Основные теоретические положения критериального тестирования.
1.6. Социально-психологический норматив, его содержание, значение.
1.7. Прогностические тесты, особенности их разработки и применения.
2. Заполните таблицу «Принципы анализа результатов диагностики в образовании».
Принцип | Характеристика принципа |
3. Принципы разработки тестов для диагностики в образовании .
Принцип | Характеристика принципа |
4. Составьте план психодиагностического исследования учебных достижений по дисциплине «Психодиагностика» в соответствии с этапами психодиагностического исследования.
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 47 – 49 с.
2. Гилл М. М. Психоанализ и исследовательская психотерапия // Антология современного психоанализа. – М. : 2010. – Т. 1. – С. 201 – 219.
3. Горбачева Е. М. Опыт конструирования диагностического. критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 133 – 139.
4. Зинченко В. П., Мягкоступ О. М. Изучение личности ученика с целью профориентации: Метод. реком. – Сумы : Мрия, 2007. – 31– 33 с.
5. Методи психодіагностики підлітків: Навч. посібник з пропедевтичної практики для студентів педагогічних та психологічних спеціальностей / За ред. О. Д. Кравченко, В. Ф. Моргуна. – Полтава, 2008. – 65 – 69 с.
6. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 176 – 181.
7. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 112 – 134 с.
Ема.Психодиагностика готовности ребёнка к школе (4 часа).
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовьте сообщение по следующим темам.
1.1. Интеллектуальный аспект психологической диагностики готовности ребенка к школе.
1.2. Социальный аспект психологической диагностики готовности к школе. 1.3. Эмоционально-мотивационный аспект психологической диагностики готовности к школе.
2. Заполните таблицу «Методы диагностики готовности ребенка к школе».
Диагностируемый процесс | Название методики | Цель методики | Описание методики |
3. Подготовьте и проведите психодиагностическое исследование по проблеме готовности ребенка к школе.
Форма проверки – собеседование.
Рекомендуемая литература
1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 58 – 59 с.
2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 53 – 54.
3. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 69 –76 с.
4. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : УРАО, 2007. – 278 –286 с.
5. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост.: Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М. : Гекликон, 2007. – 156 –187 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки: аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.; самостоятельная работа студентов; индивидуальные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время индивидуальных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
Контролируемая самостоятельная работа может подразделяться:
— на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;
— на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.
Наибольший эффект достигается тогда, когда имеет место систематичность и равномерная интенсивность работы студента в течение семестра. Самостоятельная работа студента по возрастной психологии складывается в основном из следующих элементов:
— из подготовки к слушанию очередной лекции,
— из подготовки к практическим занятиям,
— из выполнения домашних заданий.
Организация самостоятельной работы студентов определяется в первую очередь преподавателем. Если лекции и практические занятия определяются официальным расписанием учебных занятий, то содержание самостоятельной работы и ее последовательность должны быть спланированы преподавателем. В начале семестра до сведения студентов доводится распределение учебного материала и план самостоятельной работы студентов, в нем на каждую неделю приводится содержание лекции, тема практических занятий, указывается, какой теоретический материал следует подготовить к нему, какое домашнее задание нужно выполнить к этому занятию (по материалу прошлого практического занятия или данное на лекции), какая модульная контрольная работа будет предложена студентам.
Самостоятельная работа студентов более результативна, если в ней участвуют два и более студентов. Групповая работа усиливает мотивацию и интеллектуальную активность студентов, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов осуществляется в двух формах: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей (устный опрос, доклад, реферат, самостоятельное исследование, супервизия, коллоквиум, тест, контрольная работа), государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и др.
Студент, приступающий к изучению дисциплины «Психодиагностика», получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу. При этом устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран в процессе самостоятельной работы. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.
Так, например:
— подготовка психодиагностического инструментария – 1 балл;
— подготовка психодиагностического исследования с его презентацией – 5 баллов;
— научная работа: подготовка индивидуального задания на определенную тему – 15 баллов;
— электрона версия конспекта из курса лекций: файл и распечатка – 15 баллов;
— выполнение психодиагностического исследования – 5 баллов;
— подготовка, презентации на определенную тему – 5 баллов и др.
Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов по логике, возможно с помощью Internet, который позволяет создать систему, способствующую успешному усвоению программы учебной дисциплины. При этом можно использовать следующие информационные технологии:
— поиск информации в сети – использование баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
— организация диалога в сети – использование электронной почты, графических редакторов синхронных и отсроченных телеконференций;
— создание тематических web–страниц — использование html – редакторов, графических редакторов.
Научно-информационные технологии позволяют предложить студентам следующие виды самостоятельной работы в информационно-обучающей среде:
Информационные технологии | Лекции | Семинары | Лабораторные работы | Курсовые, дипломные работы |
Поиск и обработка информации | Составление библиографии по теме доклада, реферата, обзора, размещение на сайте. | Презентация реферата, подготовка к занятию, дискуссия по теме | Составление библиограф, поиск методич. материалов | Составление библиографии, поиск методических рекомендаций, электронных журналов |
Диалог в сети | Обсуждение темы лекции, проблем в списке рассылки группы | Работа в списках рассылки со студентами группы, других вузов | Обсуждение возникающих проблем в отсроченной теле-конференции. | Консультации с преподавателем, специалистами |
Создание Web-Страниц | Размещение на сайте текстов докладов, рефератов, публикация библиографий по темам курса | Создание тематических web-страниц, индивидуальных или групповых | Создание Wtb-страниц с ответами на вопросы, подсказками и необходимым справочным материалом | Публикация текстов курсовых и дипломных работ, методических разработок, выполненных студентами |
Отчет по самостоятельной работе состоит из одного из видов самостоятельной работы (на выбор студента).
Он может включать: конспектирование теоретического материала, конспект первоисточника, реферативную работу, экспресс-тестирование и т.д. Отчет предоставляется преподавателю в течение семестра в рукописном или печатном виде на бумажном носителе формата А 4.