Ема. Интеллект и его диагностика (2 часа).

ема. Психодиагностика внимания (2 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1.Специфика внимания как познавательного процесса.

1.2.Экспериментальные исследования свойств внимания.

2. Заполните таблицу «Методы исследования внимания на разных возрастных этапах».

Возраст Название методики Цель методики Описание методики
       

2. Подготовьте психодиагностический инструментарий к проведению психодиагностического исследования свойств внимания студентов по следующим методикам: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», Методика Бурдона.

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 28 – 30 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.– К. : Наук. думка, 2009. – 30 –34 с.

3. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. – 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 321 – 325 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2008. – 356 –359 с.

5. Романова Е. С. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 302 – 303 с.

ема. Психодиагностика памяти (2 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1. Общие представления о памяти. Основные задачи при исследовании памяти.

1.2. Исследование непосредственной памяти и опосредованного запоминания.

1.3. Исследование кратковременной памяти.

1.4. Исследование процесса заучивания. Кривая памяти.

1.5. Исследование процессов воспроизведения и узнавания.

 

2. Заполните таблицу «Методы исследования памяти на разных возрастных этапах».

 

Возраст Название методики Цель методики Описание методики
       

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Исследованияпамяти / Под ред. Н. Н. Корж. – М. : Наука, 2009. – 48 – 58 с.

2. Психологияличности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. : Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М.: Гекликон, 2005. – 96 – 103 с.

3. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М. : Светотон, 2011. – 134 – 142 с.

4. Романова Е. С. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2010. – 145 – 156 с.

5. Скребец В. А. Психологическая диагностика.— К. : Академия, 2009. – 187 – 189 с.

ема. Психодиагностика мышления (2 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1. Основные характеристики мышления как психического процесса.

1.2. Методы исследования мышления.

1.3.Анализ психологических факторов в процессе мышления: избирательное влияние прошлого опыта на решение задач; влияние установки на решение задач.

1.4. Анализ процесса решения задач методом рассуждения вслух.

1.5. Исследование процессов творческого мышления.

1.6. Использование теории информации в модифицированном варианте методики образования искусственных понятий.

2. Заполните таблицу «Методы исследования мышления на разных возрастных этапах».

 

Возраст Название методики Цель методики Описание методики
       

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 40 – 43 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – К. : Наук. думка, 2009. – 113 – 121 с.

3. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 50 – 52.

4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. – Псков : Изд-во ПОИУУ, 2009. – 134 – 143 с

5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : УРАО, 2010. – 121 – 124 с.

6. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М.: Светотон, 2012. – 137 – 143 с.

ема. Интеллект и его диагностика (2 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1. Сравнительная характеристика понятий «интеллект» и IQ .

1.2. Современные методы диагностики интеллекта.

1.3. Возрастные различия в интеллекте.

1.4. Постоянство IQ и кумулятивный эффект.

1.5. Факторы, влияющие на изменения IQ.

 

2. Заполните таблицу «Теоретические подходы к изучению интеллекта»

 

Название теории Автор Характеристика подхода
     

 

3. Заполните таблицу «Методы исследования интеллекта на разных возрастных этапах».

 

Возраст Название методики Цель методики Описание методики
       

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 43 – 46 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – К. : Наук. думка, 2009. – 113 – 121 с.

3. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 53 – 54.

4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. – Псков : Изд-во ПОИУУ, 2009. – 143 – 156 с

5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: УРАО, 2010. – 124 – 26 с.

6. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. – М. : Светотон, 2012. – 143 – 156 с.

Тема. Проблема тестирования в образовании (4 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1. Основная цель и функции психодиагностики в образовании.

1.2. Тесты достижений, их основные функции.

1.3. Тесты по конкретным учебным дисциплинам и их конструирование.

1.4. Тесты обучаемости, их типы и структура.

1.5. Основные теоретические положения критериального тестирования.

1.6. Социально-психологический норматив, его содержание, значение.

1.7. Прогностические тесты, особенности их разработки и применения.

2. Заполните таблицу «Принципы анализа результатов диагностики в образовании».

Принцип Характеристика принципа
   

3. Принципы разработки тестов для диагностики в образовании .

Принцип Характеристика принципа
   

4. Составьте план психодиагностического исследования учебных достижений по дисциплине «Психодиагностика» в соответствии с этапами психодиагностического исследования.

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 47 – 49 с.

2. Гилл М. М. Психоанализ и исследовательская психотерапия // Антология современного психоанализа. – М. : 2010. – Т. 1. – С. 201 – 219.

3. Горбачева Е. М. Опыт конструирования диагностического. критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 133 – 139.

4. Зинченко В. П., Мягкоступ О. М. Изучение личности ученика с целью профориентации: Метод. реком. – Сумы : Мрия, 2007. – 31– 33 с.

5. Методи психодіагностики підлітків: Навч. посібник з пропедевтичної практики для студентів педагогічних та психологічних спеціальностей / За ред. О. Д. Кравченко, В. Ф. Моргуна. – Полтава, 2008. – 65 – 69 с.

6. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 176 – 181.

7. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 112 – 134 с.

Ема.Психодиагностика готовности ребёнка к школе (4 часа).

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщение по следующим темам.

1.1. Интеллектуальный аспект психологической диагностики готовности ребенка к школе.

1.2. Социальный аспект психологической диагностики готовности к школе. 1.3. Эмоционально-мотивационный аспект психологической диагностики готовности к школе.

 

2. Заполните таблицу «Методы диагностики готовности ребенка к школе».

 

Диагностируемый процесс Название методики Цель методики Описание методики
       

 

3. Подготовьте и проведите психодиагностическое исследование по проблеме готовности ребенка к школе.

Форма проверки – собеседование.

Рекомендуемая литература

1. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПБ. : ЛГУ, 2009. – 58 – 59 с.

2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 53 – 54.

3. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 69 –76 с.

4. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : УРАО, 2007. – 278 –286 с.

5. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост.: Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М. : Гекликон, 2007. – 156 –187 с.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

 

В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки: аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.; самостоятельная работа студентов; индивидуальные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время индивидуальных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.

Контролируемая самостоятельная работа может подразделяться:

— на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;

— на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.

Наибольший эффект достигается тогда, когда имеет место систематичность и равномерная интенсивность работы студента в течение семестра. Самостоятельная работа студента по возрастной психологии складывается в основном из следующих элементов:

— из подготовки к слушанию очередной лекции,

— из подготовки к практическим занятиям,

— из выполнения домашних заданий.

Организация самостоятельной работы студентов определяется в первую очередь преподавателем. Если лекции и практические занятия определяются официальным расписанием учебных занятий, то содержание самостоятельной работы и ее последовательность должны быть спланированы преподавателем. В начале семестра до сведения студентов доводится распределение учебного материала и план самостоятельной работы студентов, в нем на каждую неделю приводится содержание лекции, тема практических занятий, указывается, какой теоретический материал следует подготовить к нему, какое домашнее задание нужно выполнить к этому занятию (по материалу прошлого практического занятия или данное на лекции), какая модульная контрольная работа будет предложена студентам.

Самостоятельная работа студентов более результативна, если в ней участвуют два и более студентов. Групповая работа усиливает мотивацию и интеллектуальную активность студентов, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов осуществляется в двух формах: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей (устный опрос, доклад, реферат, самостоятельное исследование, супервизия, коллоквиум, тест, контрольная работа), государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и др.

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Психодиагностика», получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу. При этом устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран в процессе самостоятельной работы. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.

Так, например:

— подготовка психодиагностического инструментария – 1 балл;

— подготовка психодиагностического исследования с его презентацией – 5 баллов;

— научная работа: подготовка индивидуального задания на определенную тему – 15 баллов;

— электрона версия конспекта из курса лекций: файл и распечатка – 15 баллов;

— выполнение психодиагностического исследования – 5 баллов;

— подготовка, презентации на определенную тему – 5 баллов и др.

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов по логике, возможно с помощью Internet, который позволяет создать систему, способствующую успешному усвоению программы учебной дисциплины. При этом можно использовать следующие информационные технологии:

поиск информации в сети – использование баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

организация диалога в сети – использование электронной почты, графических редакторов синхронных и отсроченных телеконференций;

создание тематических web–страниц — использование html – редакторов, графических редакторов.

Научно-информационные технологии позволяют предложить студентам следующие виды самостоятельной работы в информационно-обучающей среде:

 

 

Информационные технологии Лекции Семинары Лабораторные работы Курсовые, дипломные работы
Поиск и обработка информации Составление библиографии по теме доклада, реферата, обзора, размещение на сайте. Презентация реферата, подготовка к занятию, дискуссия по теме Составление библиограф, поиск методич. материалов Составление библиографии, поиск методических рекомендаций, электронных журналов
Диалог в сети Обсуждение темы лекции, проблем в списке рассылки группы Работа в списках рассылки со студентами группы, других вузов Обсуждение возникающих проблем в отсроченной теле-конференции. Консультации с преподавателем, специалистами
Создание Web-Страниц Размещение на сайте текстов докладов, рефератов, публикация библиографий по темам курса Создание тематических web-страниц, индивидуальных или групповых Создание Wtb-страниц с ответами на вопросы, подсказками и необходимым справочным материалом Публикация текстов курсовых и дипломных работ, методических разработок, выполненных студентами

Отчет по самостоятельной работе состоит из одного из видов самостоятельной работы (на выбор студента).

Он может включать: конспектирование теоретического материала, конспект первоисточника, реферативную работу, экспресс-тестирование и т.д. Отчет предоставляется преподавателю в течение семестра в рукописном или печатном виде на бумажном носителе формата А 4.