Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

В лаборатории И. П. Павлова его сотрудница Н. Р. Шенгер-Крестовникова обучала собаку отличать круг от эллипса, по­степенно изменяя его форму так, чтобы он все больше и больше походил на круг (рис. 5.1).

Правильное реше­ние подкреплялось пищей, а неправильное — нет. Когда соотношение осей эллипса до­стигло 8:9, собака стала оши­баться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отли­чать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные реф­лексы, которые были вырабо­таны прежде, и «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в дви­жении и повизгивала»1. Таким образом, впервые в эксперименте было показано, что неконтроли­руемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.

 

Рис. 5.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой Различение круга и вытянутого эллипса не представляло трудностей для собаки. При соотношении осей эллипса 9:8 она не могла отличить его от круга. Безуспешные попытки различить фигуры вызвали неконтролируемый стресс, который через три недели проявился в когнитивном дефиците, аффективной нестабильности и моторных нарушениях.

Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, она не голодала, т.е. не были использованы биологически вредные для животного стимулы. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической — невозможность решить задачу

 

Следует обратить внимание на то, что в результате неконтроли­руемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах пси­хики экспериментального объекта. У животного развились:

• когнитивный дефицит (собака утратила ранее выработан­ные навыки);

• моторные нарушения (собака постоянно была в движении);

• расстройства аффекта (собака постоянно повизгивала).

В дальнейшем было неоднократно показано, что неконтроли­руемые воздействия вызывают нарушения всех трех функций — когнитивной, аффективной и моторной.

Эксперимент Шенгер-Крестовниковой особенно ценен тем, что в нем не были исполь­зованы аверсивные стимулы, т. е. такие, которых живот­ное старается избегать. Един­ственным фактором, травмировавшим психику животного, оказа­лась невозможность установить контроль над ситуацией.

5 стр., 2401 слов

Психология собак

... как механизма для выполнения желаний хозяина, а с другой полное очеловечивание собаки. Однако собака - высокоорганизованное животное, живущее хотя и при человеке, но по своим биологическим законам. ... потребность в новой информации и др. Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности ...

Нужно подчеркнуть, что собака не голодала, несмотря на то что выработать условный рефлекс, т. е. решить задачу, она не могла. Хотя пищевое подкрепление во время эксперимента было непол­ным, в виварии животных всегда вечером кормят. Они успевают достаточно проголодаться за ночь, так что на следующее утро у них имеется достаточный уровень пищевой потребности, обе­спечивающий сильную мотивацию. Поэтому нельзя связывать развившиеся нарушения у собаки с истощением вследствие не­доедания.

Поведение животных гораздо сложнее, чем предсказывает те­ория условных рефлексов. Помимо пищевой потребности собака мотивирована и потребностями более высокого порядка, в част­ности потребностью установить закономерность происходящих изменений в окружающей среде. Конечно же, это не значит, что животное имеет потребность в познании. Для него вполне доста­точно установить чисто эмпирическую закономерность появления корма. Невозможность удовлетворить эту потребность (опыт длился несколько недель) и привела в данном случае к возникновению мо­торных, когнитивных и аффективных расстройств.

Этот эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических методов манипуляции поведением. Несмотря на то что неконтролируемый стресс используется многие тысяче­летия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно эксперимент Шенгер-Крестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздей­ствия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству по­ведения, и изучению физиологических механизмов подобных на­рушений.

Различные способы создания неконтролируемой ситуации

Чтобы стрессорная ситуация оказалась неконтролируемой, воздей­ствие должно отвечать одному или нескольким условиям, о кото­рых мы говорили выше.

Наименее интересным является случай со стимулом, к кото­рому невозможно приспособиться. Очевидно, сильные болевые раздражения или длительное охлаждение, как и любые другие фи­зические воздействия, рано или поздно приведут к нарушениям психики субъекта. Гораздо интереснее ситуация, в которой невоз­можно предсказать неприят­ное воздействие, например слабые удары электрическим током, когда от них, невоз­можно ни избавиться, ни из­бежать их.

Чтобы выделить реакцию на само болевое воздействие, одновременно стимулируют двух животных (или людей- добровольцев).

Один испыту­емый может выключить элек­трический ток, а другой — нет: тока не будет только тогда, когда этого захочет напарник. Таким образом, оба испытуемых получают удары током, одинаковые по силе и длительности, с равной частотой и равной нерегулярно­стью (рис. 5.2).

Единственное различие между стрессорными ситу­ациями, в которых находятся два испытуемых, заключается в фак­торе контролируемости: один из них может избавляться от действия электрического тока, а другой — нет.

 

Рис. 5.2. Схема эксперимента для получения выученной беспомощности Два животных одновременно получают болевое раздражение электрическим током. Одно животное может избавляться от него, переходя в другую половину клетки (или нажимая на педаль, или запрыгивая на полку и т.п.).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

Электрическая цепь собрана таким образом, что, избавляясь от ударов током, животное прерывает его подачу в соседнюю клетку. Таким образом, оба животных получают одинаковое по силе, длительности и регулярности физическое воздействие. Единственное различие состоит в психологическом факторе контролируемости. Первое животное контролирует ситуацию, а второе — нет. Другими словами, первое получает контролируемое воздействие, а второе — неконтролируемое. В результате у последнего развивается выученная беспомощность — депрессивно-подобное состояние, которое может сохраняться несколько месяцев, а в некоторых случаях и всю жизнь. Одинаковое по физическим характеристикам воздействие в зависимости от возможности его контролировать вызывает различную реакцию человека или животного

Раздражение должно наноситься нерегулярно. Только в этом случае стресс будет непредсказуемым и, следовательно, неконтро­лируемым. Например, сезонное изменение освещенности — аб­солютно неизбежное, но полностью предсказуемое воздействие, которое не вызывает неконтролируемого стресса у всего населе­ния Земли.

Наконец, если экспериментатор будет предварять окончание неприятного воздействия неким сигналом, то нарушения в пси­хике и поведении субъекта будут значительно слабее, чем в от­сутствие «сигнала безопасности». Эта закономерность знакома каждому лечившему зубы. Если дантист делает укол, пригова­ривая «Все, все, все, уже закончили…», то такую болезненную процедуру переносить легче. А когда врач молча манипулирует во рту у пациента, тот испытывает значительно больше отрица­тельных эмоций.

Только у тех животных (или людей), которые подвергались не­контролируемому воздействию, т. е. непредсказуемому и неиз­бежному, развиваются многочисленные расстройства, в отличие от испытывавших такие же болевые ощущения, но в контролиру­емых условиях.

Подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобретению новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяется структура сна, ослабляется иммунитет, а на слизистой желудка и кишечника образуются язвы. Самый же драматичный эффект неконтролируе­мого стресса — агедония, т. е. утрата чувства удовольствия от при­вычных форм жизненной активности, прежде всего от еды и секса (рис. 5.3).

Агедония проявляется не только в снижении аппетита и либидо, но и в утрате интереса к любой привычной активности. Например, после трагических событий, произошедших в Нью- Йорке 11 сентября 2002 г., жители города перестали покупать вещи, т. е. агедония как результат неконтролируемого стресса проявилась в снижении привычной для американцев активности — посещении торговых центров. Вид магазинов, в которых не идет привычный активный шопинг, усугублял подавленное настроение горожан. Жители других городов организовывали специальные массовые поездки в Нью-Йорк за покупками. Таким образом, посещение ими магазинов было психотерапевтическим мероприятием для ньюйоркцев.