Дореволюционный период становления социологии труда

Общая характеристика социологии труда

Предмет социологии – общественное мнение, общественные связи в обществе; социальные отношения.

Социальные отношения – те отношения, которые являются значимыми для других людей.

Изучаются не единичные случаи, а массовые.

Социология труда – специальная социологическая теория, содержание которой составляют законы и категории, определяет труд, как необходимое условие жизнедеятельности человека в обществе.

СТ общего труда рассматривается через совокупность факторов, влияющих на него.

Проблематика: анализ установок и поведения человека в зависимости от содержания и характера труда, отношения человека к труду.

Социальные отношения, которые возникают в трудовой реальности (сфере).

Основные категории
труд это целесообразная и сознательная деятельность в процессе которого человек с помощью орудий труда, изм приспособ. осваивает к своим целям, интересам предметам природы
средства труда это объекты (их совокупность) , которые субъекты труда используют для получения какого-либо продукта
субъекты труда носитель трудовой деятельности, которая является источником трудовой активности
продукт труда законченная вещь, удовлетворяющая потребности человека

Методология базируется на делектическом подходе исследования взаимодействия объект и субъект факторов труда, а также структурно-функциональный подход (роль работников организаций, функции и так далее)

Метод социологии складывается из
знание о предмете исследования процесс и метод сбора фактологического материала (экспертные данные) способность делать умозаключения, формулировать, выявлять причинно-следственные связи

Социология труда начала формироваться в середине XX века.

 

Дореволюционный период становления социологии труда

1. Общая характеристика дореволюционного становлении отечественной социологии труда. Акцент на выяснение условий, в которых протекала жизнь трудящихся

2. Раскрытие положения рабочего класса Берви-Флеровским.

3. Изучение отношений между трудом и капиталом (Пажитнов).

 

1.

Этапы
1) дореволюционный – выяснение взаимоотношений между трудящимися и капиталистами; на выяснение развития капитализма в России. Этапы: связаны с развитием отношений между работодателями и рабочими
1861 – сер. 80-х гг. XIX века: отношения между рабочими и нанимателями не контролировались государством; формат свободного договора сер. 80-х гг. XIX века – 1904 г.: государство начинает вмешиваться и пытаться контролировать эти отношения 1905 г. – 1918 г.: отстаивание прав рабочих – дело самих рабочих. Знаковый в СТ, так как ведущие исследователи проявляли свою гражданскую позицию, обосновывали необходимость падения старого режима
2) становление и развитие в СССР
3) в 60-е – 90-ее гг. XX в.  

 

2. 1869 г. – книга: «Положение рабочего класса в России». Для этого провёл статистическое исследование.

Обобщил большой по объёму статистический материал и личные наблюдения, охватывающие период середины 19 века. Исследование было посвящено социально-экономическому положению трудящихся в различных губерний России.

Указал на то, что реформа 61-го года не произвела улучшения положения рабочего класса. Анализ всех типов хозяйств. Не разделяет рабочих и крестьян – одна социальна группа, но больше внимания уделяет крестьянам. Современный для того времени завод и современный порядок (уклад) производства является убыточным для рабочего и прибыльным для нанимателя. Один из первых в мировой практике выдвинул идею о сотрудничестве рабочего и нанимателя. Необходимость самоуправления на предприятии; привлечение рабочих к управлению производством: рабочие лучше знают, как обстоят дела на производстве, лучше знают, как происходит процесс.

 

3. Эмпирические и теоретические исследования социальных вопросов труда поднялись на более высокий уровень. Начинают использоваться сплошные и выборочные исследования, приобретать популярность монографический метод; активно использовать опросные методики. Это позволило выявить особенности социальной и экономической ситуации в России. В центре внимания исследователей находятся не только условия труда, но и организация трудовой деятельности, условия найма, причины трудовых конфликтов, травматизм и профессиональные заболевания.

Появляются специализированные издаваемые журналы:

«Промышленность и здоровье», «Промышленность и торговля», «Фабрично-заводское дело», «Труд женщины на производстве».

Пажитнов: «Положение рабочего класса России» – 1906 г.

В работе описано положение фабрично-заводских рабочих до середины 80-х гг. 19 века до 1904 года.

Отличия работы Берви-Флеровского и Пажитнова. Пажитнов – сравнительный анализ; опросы ===> более научная работа.

1 этап: положение рабочих до сер. 80-х гг.. 19 века – рассмотрение на основании систематизации и анализа отчёта фабричных инспекторов и земских исследований.

2 этап: развитие промышленности и капитализма – на основании эмпирических данных делает вывод о том, что вмешательство государства в отношения между нанимателем и работников является неэффективным.

1903 г. – «Об обеспечении *помощи* пострадавшим».

Однако, наниматели относили к случаям бытового травматизма.

Условия труда: до 1882 г. закон, регламентирующий возраст, в котором человек может наниматься на завод. С 12 лет можно было работать на заводе (8 часов в сутки – c 15 лет).

Взрослым – 12 часов.

Проживание: на 1 рабочего – 2 кв. метра в казарме. Система штрафов. Средняя зарплата по московской губернии – 3 рубля. Штраф за опоздание – 50 копеек.

Однако, Россия занимала лидирующее положение в мире в промышленности.

После 1906 г. – началась защита рабочими своих прав.

«Философский теплоход» либо расстрел, так как идеи часто были диссидентские. Развитие СТ остановилось.

 

Тейлоризм как система организации труда и управления производством

1. Сущность и особенности тейлоризма.

2. Становление и развитие социологии труда в Советской России.

3. Концепция Гастева и её значение для развития социологии труда.

 

1. Основная цель – повышение экономической эффективности и производительности труда.

Тейлоризм – дет-ое исследование трудовых процессов установление жёсткого регламента их выполнения. Кроме этого, акцент делается на подборе персонала и их подготовку для выполнения специфических задач. Тейлор разработал научным источником знаний о законах рациональной организацией труда. Основные элементы («научный менеджмент»; «классическая геометрия труда»):

материальный способ выч-ка собственности дифференцированная система оплаты труда хронометраж рабочего времени рационализация трудовых приёмов стандартизация производственных процессов, орудий и продукций функциональная администрация труда,мотивация

 

Принципы организации труда
отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев сотрудничество между администрацией и работниками равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности

Суть концепции Тейлора заключается в том, что организация производства по научным принципам повышает его эффективность при условии использования технико-организационных и социально-психологических методов управления.

Минусы теории
теория не может объяснить трудовое поведение человека в определённых ситуациях социальная ограниченность теории (основной мотив – з/п; не учитывал закон индивидуальных различий)

К 30-м годам тейлоризм утратил свою популярность. Но многие связывают рост экономики США с идеями Тейлора.

 

2. В д. период советская Россия связывается с формированием теоретических идей на основе тейлоризма. В СССР возникло движение, которое носило название НОТ – научная организация труда.

Благодаря ему возник ЦИТ – центральный институт труда (главный руководитель – Гастев. Основная задача – продвижение экономических идей в «отсталой» России. Было создано около 20 филиалов; практически во всех пр-ва возникали «ячейки по Научной организации труда).

Выходило около 20 журналов посвященных этой теме. Гастев изменил идеи Тейлора, которые после превратились в отдельную теорию.

 

3. 1) Гастев считал, что прежде чем говорить о гуманизации труда, необходимо обеспечить элементарный порядок на производстве – создать культуру труда.

2) Главный элементом производительных сил Гастев считал рабочего. Именно рабочий является субъектом организационных преобразований. По этой причине уделять внимание новым технологиям в условиях неподготовленности персонала не является разумным.

3) Похожесть теорий Т. и Г. связана с необходимостью профессиональной подготовки работника, но при этом Г. делал акценты на воспитании нового типа работника (развитие культуры труда).

4) по мнению Т. массовое производство не может обойтись без научного эксперимента и технологии рационализации. При этом новые не должны привноситься извне.

5) Г. ввёл понятие «социальный инженеризм». В его основу положена социально-инженерная заданность мышления, связанное с культурой труда. Социальный инженеризм – наука, которая изучает воздействие материальных условий труда на физическую и социальную предрасположенность человека к интенсивной культурной работе.

6) Г. сформулировал ряд принципов научной организации труда:

постоянного совершенствования внедрённой системы внедрение новых технологий д. основывается на осознанной необходимости и готовности к внедрению параллельности (реорганизации производства и развитие самих работников)

7) Понятие «трудовая установка» — всё то, что влияет на формирование установок, их изменение и сама установка (всё то, что определяет логику поведения человека на производстве).

Культура труда д. влиять на установки. И наоборот.

Минусы теории
излишняя социальная ориентированность (нет ответственности за качество; сколько, а не как) недоговорённость (культура труда; социальный инженеризм) излишняя цель делается на культуре труда

 

Социология труда в начале 20-го века

1. Противоречие между идеологией и практикой как основы возрождения социологии труда.

2. Влияние идеологической концепции на развитие советской социологии труда.

3. Формирование социологии труда как специальной социологической теорией.

 

1. Особенность 60-х – 90-х гг. – накопление большого эмпирического материала при отсутствии организованной социологической науки.

Теоретической основой эмпирических исследований был признан и являлся исторический материализм.

В результате большого влияния исторического материализма, была разработана трёхуровневая концепция социологии:

исторический материализм – общая социология (рассматривает общество как систему обусловленного уровневого развития производительных сил и производства) исторический материализм задаёт типовой способ построения Частных Социологических Теорий частные социологические теории опираются на обобщение социальных фактов

Эта концепция позволила утвердить статус ЧСТ, но затруднила включение советской социологии в мировой контекст и само развитие социологической теории.

В основе возрождения СТ в 60-е гг. лежала необходимость решения 2-х задач:

идеологическое обоснование труда как основной сферы жизнедеятельности и главной потребности советских людей низкая производительность труда и недостаточная заинтересованность работников в высококачественном труде

Для решения провели исследование на многих производствах. На данном этапе большое развитие получили следующие направления социологического знания:

исследования отношения к труду в зависимости от объективных и субъективных факторов (Ядов; Здравомыслов) анализ социальной организации и структуры промышленного предприятия анализ проблем подготовки кадров изучение становления и социального развития интеллигенции

 

2. Суть советской идеологии – признание ведущей роли рабочего класса в развитии научно-технического прогресса. Роль рабочего класса абсолютизировалась.

Согласно идеологической концепции основное внимание социологов уделялось качественному и количественному развитию рабочего класса.

Важнейшее условие воспроизводства рабочей силы – подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования: она позволяла сократить разрыв между техническим уровнем производства и уровнем профессиональной подготовки работника.

Ведущий механизм воспроизводства рабочего класса – пополнение выходцами из внерабочей среды (крестьянство; отставные военные).

Роль технической интеллигенции в рамках социологической теории существенно принижалась.

Элемент концепции: ориентация на слитность и тотальное единство всех сфер жизнедеятельности человека. Идеология ориентировала на науку, на размывание традиционной социально-классовой структуры. Следствие: из поля зрения социологов были упущены многие процессы и тенденции, касающиеся организации труда и отношения к труду.

Советская идеология дала мощный импульс для развития социологии труда, существенным образом локализовав её предмет.

 

3. Практический опыт проведения социологических исследований, с одной стороны, внёс ясность в предметную область СТ, с другой, поставил перед социологической наукой ряд проблем:

проблема синтеза эмпирического и теоретического в исследованиях – решалась путём создания ССТ (социология труда, промышленная социология, социология профессий) проблема адекватности методологического и методического оснащения в социологических исследованиях – решалась созданием новых социологических методик и техник измерения: появлялись новые виды методов сбора информации, теории обоснования выборки; начали появляться монографии, учебники по методологии социологического исследования. Батыгин; Левада проблема организации социологической науки в стране

Социологическая Ассоциация

1960 г. — Институт конкретных социологических исследований

Рабочая книга социолога.

1990 г. – Институт социологии при Академии Наук БССР.

1989 г. – БГУ начал подготовку специолистов-социологов.

СТ: Соколова Г. Н., Ротман, Сологуб.

 

Удовлетворённость трудом как социологическая категория

1. Удовлетворённость трудом: определение, анализ категории.

2. Основные характеристики удовлетворённости трудом.

3. Механизм формирования удовлетворённости трудом.

 

1. Удовлетворённость трудом – состояние сбалансированности требований, которые предлагает работник к содержанию, характеру и условиям труда и субъективной оценке возможностей реализации соответствующих запросов.

Широкий смысл Узкий смысл
способ включения индивида в различные системы общественных отношений внутренние реакции индивида на трудовую ситуацию

 

Подходы к изучению удовлетворённостью трудом
как психическое состояние работника, отражающее его трудовую обстановку, его потребности и ожидания относительно работы; в центре внимания – отношение к труду, формирующее трудовую обстановку как мера адаптации индивида к социальной реальности; изучаются формы и способы, степень адаптации к трудовым условиям как показатель оценки индивидом своего социального статуса; выявление внутренней оценки работником своего социального статуса
социальная личностная
       

 

Социально-экономический статус включает такие элементы
доход богатство – накопленные доходы власть образование – число лет обучения в учебном заведении престиж профессии – уважение, которым пользуется в общественном мнении какая-либо общественно-социальная группа

Удовлетворённость трудом – не только воздействие трудовой среды на человека, но также и его уровень притязаний, в который включаются потребности, установки, мотивация и ожидание. Зависит от:

степени зрелости мировоззрения уровня образования уровня квалификации

Чем выше уровень притязаний, тем меньше может быть удовлетворённость трудом.

 

2. Удовлетворённость трудом имеет двойственную природу: может быть положительной или отрицательной.

Основные характеристики
связана с положительным отношением к работе, но в целом не является положительным показателем отношения к труду неудовлетворённость работой может служить выражением хорошего отношения к труду неудовлетворённость трудом может быть также проявлением негативного отношения к труду по причине низкой трудовой адаптации высокая степень удовлетворённости трудом определяет позитивное отношение к трудовой деятельности в рамках данной профессии

 

Проблемы при изучении
удовлетворённость трудом должна изучаться с позиции её тройного измерения (3 уровня удовлетворённости) трудовой деятельностью
производственной средой
конкретной работой на конкретном рабочем месте
необходимость различать удовлетворённость трудом и удовлетворение в труде Удовлетворённость трудом возможно без сильной мотивации работника; удовлетворение в труде возможно только при наличии сильной мотивации
индикатор высокой степени удовлетворённости трудом выработать очень сложно, так как положительное отношение к труду включает в себя некоторую степень неудовлетворённости достигнутыми результатами
работникам свойственно пассивное восприятие трудового процесса

 

3.

Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом
возможность использовать знания, навыки и способности в производственных целях мотив трудовой деятельности организация труда и непрерывности трудового процесса система морального и материального вознаграждения
Группы факторов
внешние по отношению к работнику внутренние – связаны с ним (ценности)

Необходимо учитывать, что влияет уровень требований работника к условиям труда и трудовой деятельностью. Структура притязаний:

социальный тип личности психологический тип личности демографические факторы жизненные ситуации, в которых находится индивид условия трудовой деятельности уровень знаний работника о трудовой ситуации и условиях труда

 

Трудовая адаптация работников

1. Сущность и структура трудовой адаптации;

2. Факторы трудовой адаптации;

3. Профессиональная ориентация, карьера и трудовая адаптация.

 

1. Трудовая – социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.

В процессе трудовой адаптации трудовая ситуация влияет на поведение человека, его привычки, с другой стороны, человек меняет трудовую ситуацию, её характеристики и свойства.

Результаты трудовой адаптации
человек усваивает новые для него социальные роли, ценности и нормы человек согласует свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации человек подчиняет своё поведение служебным предписаниям

 

Виды трудовой адаптации
первичная реализуется в при первичном вхождении работника в производственную среду
вторичная реализуется при смене рабочего места или смене профессии

 

Структура трудовой адаптации
профессиональная овладение профессиональными навыками, формирование профессиональных качеств в развитии положительного отношения к работе
социально-психологическая адаптация усвоение социально-психологических условий, вхождение в сложившуюся систему взаимоотношений и взаимодействий с коллективом
общественно-организационная освоение организационной структуры предприятия и особенностей производственного процесса
культурно-бытовая освоение особенностей быта и традиций организации
психофизиологическая процесс освоение условий, необходимых работнику во время труда

 

Стадии трудовой адаптации
ознакомление приспособление ассимиляция полное приспособление, идентификация себя с группой идентификация цели работника совпадают с целями группы

 

2. Факторы трудовой адаптации – условия, которые влияют на сроки, ход, темпы и результаты освоения личностью новой трудовой ситуации:

внешние (объективные) условия, связанные с процессом производства (размер коллектива; расположение предприятия; уровень организации труда; отраслевая специализация)
внутренние (субъективные) те, что относятся к работнику (социально-демографические характеристики; социально-психологические особенности: уровень притязаний, ориентация на трудовую деятельность; коммуникабельность; социальные: степень профессионального интереса; материальная и моральная заинтересованность)

Интегрированный показатель, отражающий субъективные аспекты трудовой адаптации, – удовлетворённость работника трудом.

 

3. Профессиональный отбор – процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования пригодности человека к той или иной работе.

Аспекты
медицинская пригодность социальная психофизиологическая

Карьера – индивидуальная осознанная позиция и поведение, связанная с трудовым опытом и деятельностью человека на протяжение всей его рабочей жизни.

Виды
профессиональная – человек проходит стадии роста, приобретает новые профессиональные навыки и формируется как профессионал внутриорганизационная – последовательные стадии развития работников в данной организации
восходящая нисходящая горизонтальная
     

 

Этапы карьеры
Этап Что происходит До какого возраста  
предварительный учёба в школе, ВУЗе, ССУЗе как правило, до 25 лет Формируются базовые знания, умения
становления освоение профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация работника обычно до 30 лет Появляется потребность в социальной и экономической независимости
продвижение процесс роста квалификации и активного продвижения по службе до 40 лет Накопление практического опыта. Рост потребности в самоутверждении, в достижении более высокого статуса, заработной платы; забота о здоровье
сохранение самый ответственный этап карьеры: закрепление накопленных результатов до 55 лет Пик совершенствования квалификации и её повышение в результате активной деятельности
завершение человек готовится завершать карьеру от 55 до 65 лет номинально квалификация падает
пенсионный профессиональная карьера завершена   человек реализует себя в других сферах

Адам Смит: «Из 20 представителей профессии только 1 станет успешным.»

 

Трудовые ресурсы

1. Определение и анализ категорий.

2. Пополнение трудовых ресурсов.

3. Структура и виды трудовых ресурсов.

 

1. Понятие ввёл Струмлин.

Часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретённому образованию, профессионально-квалификационному уровню способно заниматься общественной деятельностью.

Трудоспособное население – занятые независимо от возраста.

Лица трудоспособного возраста.

Лица, потенциально способные к участию в труде, но занятые домашним хозяйством, а такие лица занятые на учёбе и военной службе.

Основные аспекты и направления анализа
демографический экономический социальный статистический

 

2.

Зависит от следующих факторов
демографические (рождаемость, миграция, расселения) природно-климатические условия, полезные ископаемые исторические традиции, особенности уклада распределение трудовых ресурсов отображает характер трудовых отношений и развития производственных сил

 

Различают два вида распределения трудовых ресурсов
трудовые ресурсы впервые вступают в трудовые отношения перемещение трудовых ресурсов

 

3.

Возраст
дорабочий рабочий послерабочий

 

Группы
трудоспособные в трудоспособном возрасте молодые трудоспособного возраста старые трудоспособного возраста

 

Характеристики
качественные образование, профессиональный и квалификационный уровень
количественные пол, возраст, место жительства

 

Трудовое поведение: виды и механизмы регулирования

1. Трудовое поведение: определение и анализ категорий.

2. Виды трудового поведения.

3. Механизмы регулирования трудового поведения.

 

1. Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающим миром, связан с их внешней и внутренней (психической) двигательной активностью

Социальное поведение является системой адаптации и приспособления личности к разнообразным условиям; форма преобразования окружающей действительности. Тесно связано с ценностными ориентациями и социальными программами, зафиксированными в материальной и духовной культуре общества. Реализуется в различных сферах жизнедеятельности, соответственно, выделяется трудовое поведение – сознательно регулируемый комплекс действий поступков и работников, связанный с совпадением их профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственных организаций и характером производственных процессов. Выполнение технологических действий.

Профессиональное поведение – фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединёнными в первичные социальные организации. Форма приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса. Работник медицины вешает на свою машину специальный знак: крест в кружке.

Характеристики профессионального поведения
функционально-технологический набор трудовых операций, предписанных трудовым местом (врач постоянно моет руки) набор соответствующих качеств субъектов труда, которые зафиксированы в инструкциях и требованиях отражает способ технологической и экономической связей субъектов труда со средствами и условиями их реализации

 

Структура трудового поведения
циклически повторяющиеся действия, однотипные по своему результату маргинальные действия и поступки, которые формируются при переходе от одного статуса к другому (действия, которые будут упрощать процесс труда, хотя они не совсем правильны) поведенческие схемы и стереотипы, проявляющиеся в сознании и действиях работника действия, совершаемые под влиянием тех или иных обстоятельств осознанное или не осознанное повторения стереотипов группового поведения, не понятных другим социальным группа (почерк врачей понимают фармацевты) действия и поступки, применяемые как форма принуждения и убеждения

 

2. Критерии классификации:

По количеству субъектов
индивидуальное групповое
По степени соответствию нормам
нормативное (нормальное) ненормативное (девиантное)
По интеллектуальной насыщенности
физический труд умственный труд
По мотивированности трудового поведения
мотивированное на конечный результат не мотивированное
По сферам реализации трудового поведения
экономика культура образование и так далее
По направленности
на себя на другого(их)
Форма проявления
явное латентное
       

 

3.

В трудовой деятельности возможна ориентация на следующие аспекты
общественная значимость труда содержание трудовой деятельности (совокупность операций) условия труда заработная плата

 

На трудовое поведение и его внутреннюю обусловленность влияют потребности и интересы работника. При этом привязанность к месту работу и условиям трудовой деятельности не влияет на эффективность труда, так как человек привыкает к этому, теряет способность приобретать новые знания и навыки.

Влияет трудовая ситуация, включающая
стимулы труда – опосредованно плановые и оценочные показатели, выступающие критерием трудовой активности административное решение, принимаемое на рабочем месте ценности и нормы, присущие коллективу

 

Механизмы:

 

Любые факторы всегда бывают:

(внешние/внутренние)/(объективные/субъективные)