Что значит эффективно общаться?

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(автор Н.В.Клюева)

Цели всего тренинга:повышение коммуникативной компетенции участников тренинга, развитие умений эффективного общения.

Встреча 1

Знакомство в группе

Цели сегодняшнего дня тренинга:

1. создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению;

2. отработка навыков аргументированного высказывания;

3. выработка умения принимать решение в группе;

4. формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.

Для того чтобы легко добиваться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко и уверенно. Поэтому на нашем тренинге мы будем говорить не только о специфических проблемах педагогической деятельности, сколько о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того как мы ее воспринимаем. Не ждите от нас рецептов, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы. В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.

ПРОЦЕДУРА 1 — ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Сейчас мы группой должны сформулировать и принять правила групповой работы в тренинге.

Принятие правил необходимо для создания чувства относительной обособленности группы.

Вы не однократно участвовали в тренингах, поэтому мы предлагаем вам самим сформулировать основные правила работы в группе (на доске):

(После предложенного варианта спросить все ли согласны)

1) Искренность в общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше не высказываться.

2) Обязательное участие в группе в течение всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень важны для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

17 стр., 8039 слов

Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации

... социальное обучение, лабораторный тренинг, группы интенсивного общения, группы открытого общения и др. Термин «социально-психологический тренинг» впервые был введен в научный обиход в ГДР М. Форвенгом, и в своей работе мы остановились ...

3) Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы (конфиденциальность).

Все, что говорится здесь, должно оставаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

4) Право каждого участника сказать “стоп” — прекратить обсуждение его проблемы (правило «Стоп»).

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, — воспользуйтесь этим принципом.

5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени (говорить от своего имени).

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают…”, “большинство так считает…”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую…”, “мне кажется…”.

6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

7) Общение между всеми участниками и ведущими — на “ты”.

ПРОЦЕДУРА 2 — ЗНАКОМСТВО.

Цель:

 формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

 определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником;

 создание климата психологической безопасности.

 

Каждый участник на карточке пишет свое имя или псевдоним, а также краткую информацию о себе. Например: коммуникативные качества, девиз, хобби.

На карточке кроме текста, вы можете представить информацию о себе в виде рисунка.

На это задание вам отводится 5 минут.

Карточка прикалывается к одежде. В течение 15 минут члены группы двигаются по аудитории, останавливаясь друг возле друга, и знакомимся с информацией на карточке. При желании вы можете задавать вопросы по содержанию надписи на карточке. Старайтесь подойти к каждому участнику группы и ознакомиться с информацией (в течение 15 минут).

Теперь, пожалуйста, занимайте свои места в кругу.

Давайте поделимся впечатлениями о выполненном задании. Высказаться могут все желающие, в любом порядке. Расскажите, возникли ли у вас трудности в написании информации о себе? Хватило ли вам времени ознакомиться со всеми участниками? Как чувствовали себя в этом упражнении?

Сейчас вы поделились своими мыслями и чувствами по поводу выполненного задания, то есть отработали навыки рефлексии. Потому что процедура, направленная на осознание своих чувств, мыслей и действий называется рефлексией.

ПРОЦЕДУРА 3 — РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.

Информирование.

Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности. Можно выделить два типа рефлексии:

 рефлексия как техника осмысления процессов мыслительной работы и практических действий. в результате данного типа рефлексии появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной деятельности способствует осмыслению затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.

 рефлексия состояний. Этот процесс направлен на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.

6 стр., 2586 слов

1. Тренинг «Тайм-драйв»

... до 15 человек. Стоимость: 1800 гр. с группы 9 часовой тренинг. 3200 гр. с группы 18 часовой тренинг. Содержание 1. Формирование рефлексии и эмпатии. 2. Развитие толерантности. 3. Коммуникативные, ...

Таким образом, рефлексия играет важную роль в процессе групповой работы.

ПРОЦЕДУРА 4 — ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА (домашнее задание).

Цель:

 отработка навыков анализа своего поведения и поведения членов группы;

 вербализация осознания своего психологического состояния.

Предлагаем вам дома начать вести дневник, в котором вы должны описать то, что с вами происходило на первом дне тренинга, то есть описание своих переживаний, чувств, мыслей. Мы дадим вам список вопросов, которые помогут вам в ведении дневника:

ü Что было для меня главным на первой встрече?

ü Удалось ли мне лучше узнать себя?

ü Я понял(а), что я…

ü Я был(а) удивлен(а), обнаружив, что я…

ü На сколько я был(а) искренним(ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?

ü Я испытал(а) сильную агрессию (или раздражение), когда …

ü Что ты еще хотел сказать самому себе?

 

Выполнение данного задания очень важно для вас. Дневник применяется как способ самоанализа, самопознания и самодиагностики участников тренинга. Сам факт, что вы описываете происходящее с вами в ходе тренинга, — это существенный момент в саморазвитии.

 

Встреча 2

Что значит эффективно общаться?

Тема дискуссии:« Применение поощрения и наказания в процессе обучения и воспитания ребенка»

Цели:

— рассмотрение проблемы применения поощрения и наказания в процессе обучения и воспитания детей;

— развитие у участников способности к аргументированному доказательству своей точки зрения по данному вопросу;

-умение слушать и слышать оппонента, без критики;

Теория

Данная тема изучалась нами ранее, поэтому вы имеете представление о том, что такое поощрение и наказание.

 

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строится на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление в развитии системы поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника». В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой — множество наград…

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... и материалов личного дела осужденного следует, что Г. за период отбывания наказания имел 6 поощрений, взысканий не имел, ежемесячно погашал задолженность по иску, вину признал ... частичное или полное возмещение причиненного ущерба, отсутствие взысканий и наличие поощрений, указывали срок фактически отбытого наказания, после которого может быть применено условно-досрочноеосвобождение в соответствии с ...

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или служительниц и т. п.

В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести грани, отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. «Главная цель юридических наказаний — возмездие (или воздаяние), а главная цель педагогических наказаний — исправление». Но они были призваны играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой.

Идею о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывали многие выдающиеся педагоги прошлого.

К. Д. Ушинского писал: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность.

Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за успехи и благонравие — с другой был прогрессивным явлением.

В противоположность сторонникам наград и наказаний в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это родители дарят ему новые книги.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.

Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. А. С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.

Вопросы:

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о поощрении?

С какой целью применяется метод поощрения?

В каких системах отношений применяется поощрение?

 

Поощрение – вид моральной санкции; положительное воздействие авторитетного лица, какого-либо общественного органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций) и засвидетельствования их одобрения. Поощрение выражается в признании (как правило, публичном) заслуг.

В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала), наградах, подарках в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.

В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное поощрение, когда поощряется еще не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положительные качества личности и т.д.. Так, например, иногда ученику ставят несколько завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи.

 

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о наказании?

С какой целью применяется метод?

В каких системах отношений применяется наказание?

Наказание – средство педагогического воздействия, способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредотачивает сознание на переживании вины; используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением, выражением недоверия, отказа в уважении. Наказание имеет смысл тогда, когда человек осознает его справедливость, переживает факт совершения ошибки.

Продолжительность дискуссии составляет 45 минут.

Просим вас сформулировать правила, которых мы будем придерживаться в ходе дискуссии. Правила будут зафиксированы на ватмане.

Правила:

-выступить должен каждый;

-внимательно выслушать каждого, не перебивая;

-аргументировано подтверждать свою позицию;

-не повторяться;

-не допускать личной конфронтации;

-поддерживать дружескую атмосферу;

-сохранять беспристрастность;

-не оценивать личность выступающего;

-не оценивать выступления, не выслушав и не поняв позицию до конца;

-правило «поднятой руки».

Просим вас рассчитаться на первый и второй, образуя две группы. Первая группа будет отстаивать мнение в пользу применения поощрения, и отмечать недостатки использования наказания. Вторая группа отстаивает мнение в пользу возможности применения наказания, и отмечать недостатки поощрения. Каждый идея должна быть аргументирована. Результаты обсуждений в группе необходимо оформить на ватмане. На работу в группе вам отводится 20 минут.

(группы работают)

По 1-2 представителю от каждой группы просим выйти с результатами работы группы. Форма обсуждения будет следующая: 1 группа говорит достоинства поощрения (приводит аргументы), 2 группа отмечает недостатки названного аргумента если они имеются по данному пункту. Затем 2 группа называет достоинства наказания, а 1 группа говорит минусы, приведенного факта. Таким образом, соблюдается очередность выступления групп.

Поощрение

+
Стимулирование деятельности зависимость от поощрения
приносит удовольствие манипулирование человеком
повышает соц.статус частые поощрения не воспринимаются
привлечение внимания откупаются от ребенка
пример для подражания деятельность ради награды
стимулирование развития человека избалованность
положительные эмоции неадекватно завышенная самооценка
чувство собственного достоинства чувство превосходства над другими
дисциплинированность  
ответственность  
нравственная саморегуляция (желание быть лучше)  
формирование новых моральных качеств  
авансированное поощрение (стимулирование, доверие, вера в свои собственные силы)  
повышается самооценка  

 

Наказание

+
торможение вредной деятельности морально подавляет
взывание к совести лишает уверенности в себе
развивает внутр самоконтроль порождает чувство неполноценности
корректировка поведения озлобленность
выполнение соц значимых требований сопротивление воспитанию
справедливость наказания ограниченность применения
  подавляет индивидуальность
  психич заболевания
  болезненно воспринимается при сверстниках

 

Ситуация: «Ребенок 4 года не моет руки перед едой. Скажите, как можно с помощью наказания и поощрения его этому научить?»

Вопросы:

Как вы считаете, достаточно ли внимания учителя уделяют методам поощрения и наказания?

Как часто родители применяют эти методы к своим детям?

Какой из методов применяется наиболее часто?

Какой из методов наиболее эффективен? Почему?

Согласны ли вы с тем, что в практике обучения и воспитания необходимо грамотное применение методов поощрения и наказании?

 

Вывод: применение поощрения и наказания являются важными средствами педагогического воздействия. С помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий.

Эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание).

А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).

 

Рефлексия: мы участвовали в дискуссии на тему «Поощрение и наказание», скажите, что нового вы узнали? К какому выводу вы пришли по поводу применения поощрения и наказания?

Слова благодарности

ПРОЦЕДУРА 7 — КАКИЕ У МЕНЯ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ?

Цели:

 проанализировать свои отношения с окружающими;

 создать условия для улучшения взаимоотношений.

1.Составьте список людей из студентов нашего курса, вызывающих у вас чувство симпатии. Перечислите, что именно вызывает у вас симпатию.

2. Составьте список людей, с которыми вам неприятно общаться. Перечислите, что именно вызывает у вас чувство неприязни.

Это задание оформим в виде таблицы (на руки).

Имена людей, вызывающих у меня симпатию. Что именно привлекает меня в этом человеке.
   
Имена людей, с которыми мне неприятно общаться. Что именно вызывает у меня чувство неприязни.
   

При проверке данного задания вам не нужно будет озвучивать имена людей, поэтому вы можете быть искренними при выполнении задания.

На выполнение задания вам дается 10-15 минут.

Проверка задания: каждый озвучивает какие качества его привлекают в людях и какие вызывают чувство неприязни.

Вопрос:

Как вы считаете можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто вам неприятен? предложите свои варианты.

Вывод:

 вы никого не сможете изменить, кроме самого себя;

 для этого необходимо проанализировать причины, которые кроются в вас и не позволяют быть искренним и добиваться успеха с теми, кто вам неприятен (Домой?).

 

Встреча 3

Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения?

Цели:

 дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивов своего поведения;

 формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

 формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.

ПРОЦЕДУРА 8 — РАЗМИНКА.

Назначение:

 создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый для решения последующих более сложных задач;

 сплочение группы.

Игра “вопрос – ответ”. Участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру, тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом в свою очередь должен сказать собственную реплику и т.д. Например, “Какое у тебя настроение сегодня?” — “Хорошее”. – “Что ты ждешь от сегодняшнего дня?”…

ПРОЦЕДУРА 9 — СКУЛЬПТУРА.

Цели:

 формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

 фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;<

 выявление реакции участников друг на друга;

 развитие умения творческого, нестандартного выражения отношения друг к другу.

  • Вариант А

Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию: “Вылепите в своей подгруппе скульптуру одного из членов своей или другой подгруппы. Придайте скульптуре то выражение лица, ту позу, которые являются типичными для выбранного участника. Подберите материал, цвет, подумайте над ситуацией, в которой ваш герой мог бы наиболее полно себя выразить. Задача другой подгруппы отгадать, кого пытались изобразить, каков замысел, какими чертами наделили, что показалось неожиданным, не соответствующим облику данного героя.

группе задуматься о трудностях понимания друг друга.

Примечания для ведущего.

Ведущему желательно стимулировать обсуждение в группе таких вопросов.

Возникли ли у вас трудности в выборе человека, скульптуру которого вы хотели вылепить?

Почему ваш выбор пал на этого человека?

Что больше всего характеризует этого человека?

Совпадает ли мнение “скульптуры” о себе с тем, какой ее видит скульптор? Объясните.

Какие расхождения были у членов группы, когда вы лепили “скульптуру”?

Во время представления “скульптуры” сделать небольшую сцену и зрительный зал.
При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником “представления”. Ведущий берет слово последним. На этой встрече целесообразно использовать видеокамеру. Это позволит дать обратную связь.

ПРОЦЕДУРА 10 — ПАНТОМИМА.

Цели:

 формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

 выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;

 формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Задание выполняется в парах. пожалуйста, распределитесь по парам, вытащив жребий. у кого одинаковые цифры объединяются в пару. Каждая пара тянет листок с темой, которую участники должны раскрыть пантомимически.

Темы: “Внести тяжелое бревно и распилить его”, “Внести в комнату ковер и повесить его на стену”, “Встреча на одной скамейке”, “Утешение обиженного”, “Перейти по узкой доске через большую лужу”, “Пройти по качающемуся мосту через пропасть”, “Встреча друзей (одноклассников) после многолетней разлуки”, «Пронести тяжелый диван в узкий дверной проем».

Вопросы:

Возникли ли у вас разногласия в паре при обсуждении того как вы будете изображать заданную тему?

Какие чувства вы испытывали при представлении темы?

Удалось ли вам в полной мере изобразить все, что вы планировали?

Легко ли вам было понять, что изображает пара? (наблюдателям)

Информирование.

Впечатление, получаемое нами от другого человека, менее чем на 10% определяется вербальной коммуникацией, т.е. словами, которые он произносит. Гораздо большее значение в общении имеет так называемая невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений.

Назовите, пожалуйста, какие вы знаете элементы невербальной коммуникации?

 тембр голоса и интонация;

 ширина зрачка;

 пространство, разделяющее говорящих;

 частота дыхания;

 жесты, телодвижения;

 осанка;

 одежда;

 выражение лица;

 контакт глазами.

Различные термины используются для обозначения самой невербальной коммуникации. Наиболее часто встречающееся – “язык тела”. Основными элементами невербального общения являются язык тела (то, что мы видим) и манера говорить (то, что мы слышим).

Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко! После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также установки своих знакомых и тех, кого бы вы хотели узнать лучше. Если, например, придя на работу, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, пренебрежительным или раздражительным тоном.

Скажите, какое впечатление может сложиться у окружающих об этом человеке в данной ситуации?

 вам все надоело;

 вы находитесь в стрессовой ситуации;

 вы не контролируете события;

 вас все раздражают;

 вам не нравится ваша работа;

 вы недоброжелательны;

 вы не уважаете других.

Ваш собеседник может говорить, что он предельно искренен с вами, доверяет вам. Но обратите внимание на скрещенные на груди руки, ноги, положенные одна на другую. Язык тела говорит о противоположном: ваш партнер насторожен, закрыт для контакта.

Правила интерпретации языка тела:

 Не выхватывать какую-нибудь отдельную деталь и не делать из нее далеко идущих выводов. Если человек потирает нос и прикрывает рот рукой, когда говорит, это может быть истолковано как неуверенность. В себе, в том, что говорит, в том, как это воспримут окружающие? А может быть у него насморк? Если у человека руки скрещены на груди, это может означать, что он “закрыт”. Но также это может быть позой отдыха.

 Учитывать, что у различных наций язык тела имеет свою специфику. Например, язык тела скандинавов не богат и обладает малым количеством жестов в отличие от итальянцев, у которых есть масса значимых жестов и телодвижений.

 Постарайтесь не приписывать свое состояние, свой опыт окружающим.

Наиболее важные элементы языка тела.

Мимика лица.

Лицо – зеркало состояния человека. Мимика рта и бровей, направленность взгляда прекрасно передают эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, злоба, скепсис и др.

Посмотрите на лица и подумайте, какое из чувств каждое из них выражает (показываем карточки).

Правильные ответы в этом задании:

01 – нейтральное;
02 – враждебное или саркастическое;
03 – радостное;
04 – очень злое;
05 – грустное, недовольное, хмурое;
06 – простодушное или радостное;
07 – не в настроении, уставшее;
08 – немного злое;
09 – притворно радостное;
10 – очень грустное, расстроенное;
11 – сомневающееся, скептическое;
12 – глубокая печаль, горе.

Величина зрачка.

Некоторые специалисты считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной его зрачка существует прямая связь: чем выше интерес, тем шире зрачок. Что могут означать большие зрачки: большой интерес, честность и открытость, сексуальное влечение, употребление алкоголя или наркотиков, расслабленность, удовлетворенность. Что могут обозначать маленькие зрачки: отсутствие интереса, недоверие или неприятие, враждебность, усталость, стресс, печаль, похмелье, употребление некоторых наркотиков. При этом истолковании нужно учитывать: степень освещенности (чем ярче свет, тем уже зрачки) и глазные болезни (у близоруких, например, зрачок постоянно больше, чем у дальнозорких).

Упражнение:

Цели:

— формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

— выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

 

Группа делится пополам, образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.

«Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый; если он понял, какую информацию ему сообщают, он даёт понять, что принял сообщение (не произнося вслух ни слова).

Когда все пары закончат выполнять это задание, будет обсуждение принятого сообщения».

Сообщения:

· «Привет! Представляешь, месяц назад у меня родился сын! 3 кг 570 г., 55 см. Очень похож на папу. Решили назвать Иваном. Приходите знакомиться».

 

Теперь поменяемся ролями.

· «Привет! Я скоро выхожу замуж за бизнесмена! Возможно, переедем жить в Москву! Нам с тобой нужно встретиться, чтобы я передала тебе приглашение на нашу свадьбу. Я позвоню тебе, и мы договоримся о встрече»

Рефлексия:

— Насколько сложно вам было передать сообщение с помощью невербальных средств общения?

— Возникли ли у вас сложности в понимании передаваемого вам сообщения?

— Какую роль вам было интереснее выполнять? какую легче?

— С помощью каких невербальных средств общения понять сообщение было легче?

Поза (положение тела).

Примеры однозначных сигналов (в тех ситуациях, когда человек говорит то, что думает) показываем карточки:

1 – человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений;
2 – человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания;
3 – человек в оборонительной позиции.

Примеры двойственных сигналов (когда соответствие между мыслями и словами нарушено):

4 – эту позу может принять человек флиртующий, кокетничающая женщина или смущенный и неуверенный человек;
5 – данная поза свойственна человеку, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом (дружеской объятие или поцелуй) ничего, кроме дружбы, не кроется. Также она характерна для людей, стремящихся высказать преувеличенную почтительность.

6 – поза характерна для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметными для других;
7 – эту позу могут принимать люди маленького роста и (или) желающий убедить других, что они важны.

Межличностное пространство.

0-0,5 м. – интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях.
0,5-1,2 м. – межличностное расстояние для разговора друзей с соприкосновениями или без них.
1,2-3,7 м. – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный).
3,7 м. и более – публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Способ расположения относительно собеседника.

1 – расположение за столом, наиболее приемлемое для делового общения. Это расположение можно использовать для подчеркивания “холодности” отношений.
2 – расположение, которое является самым необязывающим для партнеров (нет необходимости смотреть друг другу в глаза).
3 – расположений, удобное для близких и доверительных отношений.

Не рекомендуется общаться с человеком, вставляя ему за спину или возвышаясь над ним. Это вызывает в большинстве случаев раздражение.

Упражнение «Мигалки»

Цели:

— повышение двигательной активности, снятие напряженности, усталости.

— улучшение эмоционального состояния.

 

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула.

«Задача участника, стоящего позади свободного стула, пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами (причём не только подмигиванием, но и др.), говорить ничего нельзя. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев — удержать своих „подопечных». Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего „подопечного» нельзя».

Через некоторое время тренер предлагает участникам поменяться: те, кто сидели, встают и наоборот. При этом одному из тех, кто стоял, придется встать за свободный стул.

 

Рефлексия:

— «Каким образом вы действовали, когда приглашали кого-то на ваш стул?»,

— «Как вы понимали, что вас пригласили занять свободный стул?».

Позитивные жесты.

 Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.

 Рука у щек – раздумье, нерешительность.

 Наклоненная набок голова – интерес.

 Почесывание подбородка – процесс принятия решения.

 Прищуривание глаз – поиски решения.

 Манипуляции с очками. Медленно снять и протереть стекла, даже если этого не требуется – пауза для разговора.

 Манипуляции с предметами. Прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, ручку, карандаш – требуется дополнительная информация.

 Пощипывание переносицы с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье.

 Неоднократное касание носа, легкое потирание, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение.

 Потирание за ухом или перед ухом пальцем, потирание глаз – сомнение, обдумывание ответа собеседнику.

 При рукопожатии протягивание руки ладонью вверх – открытость, желание достичь соглашения.

 Устойчивый визуальный контакт с собеседником – открытость, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: подозрительный, следит за мной и т. д.

Негативные жесты.

 Руки скрещены на груди – оборонительная реакция.

 Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта – критическая оценка.

 Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – также критическая оценка.<

 Взгляд в сторону – подозрение и сомнение.

 Поворот головы в сторону на 45° — вежливый отказ от общения.

 Пожимая руку, поворачивает ее так, что она находится поверх ладони собеседника – превосходство, самодовольство.

 Посматривает на часы – спешит, торопится закончить встречу.

 Сжатый кулак – властность, решимость.

 Пальцы сплетены в замок – закрытость для общения.